Создание инфраструктуры менеджмента в регионе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 232,51 Кб

Создание инфраструктуры менеджмента в регионе

УВО «УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Создание инфраструктуры менеджмента в
регионе

Набережные Челны 2016

Содержание

Введение

. Теоретико-методические аспекты инфраструктуры менеджмента

.1 Состав и функции региональной инфраструктуры

.2 Инфраструктура современного российского менеджмента

. Анализ особенностей инфраструктуры менеджмента Республики
Татарстан

.1 Краткая характеристика Республики Татарстан

.2 Исследование инфраструктурной освоенности и обеспеченности
Республики Татарстан

. Создание инфраструктуры менеджмента региона

.1 Условия создания инфраструктуры менеджмента в регионе

.2 Создание инфраструктуры менеджмента Республики Татарстан

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Инфраструктура представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения
производственно-экономического, социального комплексов региона. Она
представляет собой подсистему региональной экономической системы, которая
обеспечивает обмен результатами деятельности в общественном производстве и при
этом сама является результатом общественного разделения труда.

Инфраструктура также может рассматриваться как внешние условия
производства товаров и услуг и как неотъемлемая часть производительных сил.

Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к
повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами
самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и
иных решений. В соответствии с этим регионы все больше несут ответственность за
результаты регионального социально – экономического развития.
Социально-экономическое развитие региона – это центральная функция органов
власти региона, которая становится особенно актуальной во время структурных
изменений. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является
отправной точкой работы по управлению региональным развитием. Управление
развития региона может осуществляться с помощью широкого сектора конкретных
действий, благодаря которым местная администрация стимулирует развитие
экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу,
увеличивает возможности для тех видов экономической активности, в которых
заинтересовано местное сообщество.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в
нашей стране выделяется реформирование и развитие инфраструктуры. Вряд ли можно
найти вид общественного производства или деятельности, которые не были бы
связаны с инфраструктурой. Данный комплекс охватывает все многообразие сторон
не только жизнедеятельности человека, но и жизнеобеспечения производства и
региона в целом. В связи с этим внимание экономистов к этой сфере экономики
обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами: во-первых, ее важностью
для функционирования всего народного хозяйства и, во-вторых, возрастанием ее
масштабов в современных условиях.

Целью данной работы является рассмотрение понятия инфраструктуры
менеджмента, а также создание инфраструктуры менеджмента региона.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть понятие инфраструктуры менеджмента, внешнюю и внутреннюю
среду;

2.       изучить трансформацию инфраструктуры менеджмента;

.        исследовать создание инфраструктуры менеджмента в условиях
региона.

Объектом данного исследования является инфраструктура менеджмента.

Предмет исследования – создание инфраструктуры менеджмента в условиях
региона.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды
российских и зарубежных ученых Уайтли Ф., Федько В.П., Пятенко С.В., Вачугов
Д.Д., Якокка Л., Hиканоpов С.П., Фатхутдинов Р.А., Румянцева З.П., Саломатика
Н.А., Большаков А.С. и др..

Информационную базу составили документы и материалы органов
государственной власти и управления, законодательные и нормативные акты РФ и РТ,
материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная
литература по теме работы.

Работа состоит из введения, трех основных разделов, списка использованных
источников и литературы, приложений.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения
полученных результатов при совершенствовании управления регионом.

1. Теоретико-методические аспекты инфраструктуры менеджмента

.1 Состав и функции региональной инфраструктуры

Для развития любой страны главными необходимыми условиями являются
территория, население, инфраструктура, а, в свою очередь, развитие любой
территории зависит от вложений в его инфраструктуру, которая способна привлечь
все последующие вложения для успешного функционирования и развития территории.

Научный интерес к проблеме условий жизнедеятельности людей и общества
появился задолго до обозначения самого явления в виде определения категории. А.
Смит, говоря «о предпосылках становления и функционирования национального
хозяйства, выделял материальные условия, которые создавали возможность
рациональной организации производства», а Р. Оуэн пытался воплотить в
деятельность «идею об обеспечении культурно-бытовых потребностей людей» [24,
с.6].

В конце 40-х гг. прошлого столетия понятие «инфраструктура» появилось в
экономической литературе для обозначения отраслей хозяйства, обслуживающих
промышленное и сельскохозяйственное производство [2, с.449].

Постепенно данный термин стал широко использоваться при изучении
экономики, а затем и социальной жизни. Важным моментом в ее трактовке являлось
не просто материально-техническое воплощение, но и оценка людьми, населением ее
качества, степени удовлетворения их потребностей [22, с.59]. В частности, П.
Розенштейн-Родан под инфраструктурой понимает «совокупность условий, способствующих
благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях
экономики и удовлетворяющих потребности населения» [24, с.7].

П. Самуэльсон, А. Маршалл, А. Хиршман под инфраструктурой понимали, так
называемый, накладной капитал, а вопрос «инфраструктуры» рассматривали «в связи
с внешней экономией, которая достигается в результате безвозмездного присвоения
полезного эффекта предприятий и отраслей инфраструктуры» [15, с.248]. По мнению
Р. Фрея и Я. Штолера, «инфраструктурные расходы … представляют собой
инвестиции, так как соответствуют настоящим затратам, дающим отдачу в будущем»
[13, с.64]. Дж. Гелбрейт считал, что «общество потребления» развивает
экономический дисбаланс, направляя слишком много ресурсов на производство
потребительских товаров и недостаточно – на общественные нужды и инфраструктуру
[6, с.31]. Тесное переплетение объективных закономерностей и экономических
интересов проявилось в постепенном формировании элементов инфраструктуры,
прежде всего, обеспечивающих трудовую деятельность человека. Дальнейшее
развитие инфраструктуры было связано с растущей потребностью в создании
необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его
семьи [24, с.12].

Так, в 60-70-е гг. ХХ в. в отечественной экономической науке активно
изучались проблемы развития производственной, социальной, экологической
инфраструктуры, а в начале 1980-х годов появился термин «рыночная
инфраструктура», определяющий подсистему, обслуживающую сферу обращения [10,
с.96].

На рисунке 1 представлена классификация инфраструктуры по масштабам
развития, видам отраслей, факторам производства, характеру объектов и форме
собственности.

Рисунок 1. Классификация инфраструктуры как экономической категории

Существует достаточно много видов инфраструктуры, т.к. постоянно
возникают новые структуры, которые, в свою очередь, создают и определяют
адекватные им виды инфраструктуры.

Рассматривая инфраструктуру по масштабам развития, следует отметить, что
на каждом из выделенных уровней образуются хозяйственные системы, которые имеют
не только свою структуру, но и соответствующую инфраструктуру.

С инфраструктурой региона связаны практически все виды общественного
производства. Данный комплекс отраслей охватывает как процесс материального
производства, так и социальную сферу, то есть все многообразие сторон
жизнедеятельности человека. Наличие сдерживающих факторов инфраструктуры крайне
негативно сказывается на динамике регионального хозяйства в целом [7, с. 117].

Представления об элементах «региональной инфраструктуры» со временем
претерпели ряд изменений от комплекса военных сооружений до «общественно
вспомогательного капитала, фундамента, лежащего в основе национальной
экономики, обеспечивающего упорядоченное и устойчивое развитие отраслей,
стимулирующих развитие экономической деятельности территории» [17, с. 72].

По форме собственности инфраструктуру можно разделить на государственную,
муниципальную, частную или смешанную. Субъектом государственной инфраструктуры
выступают федеральные и региональные органы власти и организации, муниципальной
инфраструктуры – органы власти муниципальных образований, частная
инфраструктура находится в ведении юридических и физических лиц.

Современная региональная инфраструктура представляет собой многоуровневую
организационно-экономическую систему, включающую объекты социальной,
производственной, институциональной, сетевой и инфраструктуры жизнеобеспечения
(рисунок 2).

В составе инфраструктуры принято выделять следующие элементы: дороги,
каналы, мосты, туннели, линии связи и электропередач, аэропорты, аэродромы,
взлетно-посадочные площадки, порты, емкости и резервуары и т.д.

В соответствии с выполняемыми функциями выделяют следующие составные
части инфраструктуры: производственную, социальную, экологическую,
инфраструктуру управления и др.

Рисунок 2. Схема региональной инфраструктуры

К основным функциям производственной инфраструктуры относятся:

снабжение производственных отраслей региона топливом, энергией, материальными
ресурсами;

обеспечение сбыта продукции и услуг, производимых предприятиями
производственного комплекса региона;

обеспечение протекания всех видов информационных потоков.

К функциям социальной инфраструктуры относятся обеспечение
жизнедеятельности населения региона, обеспечение его всеми видами услуг
социального характера.

Разделение элементов инфраструктуры на производственные и социальные
имеет достаточно условный характер. К функциям экологической инфраструктуры
(очистные сооружения, отстойники, фильтры, пылеуловители и др.) относятся
отвод, утилизация, очистка отходов производства и жизнедеятельности населения с
целью сохранения благоприятной экологической ситуации в регионе.

К функциям инфраструктуры управления относится обеспечение эффективного
протекания процессов управления всеми видами и сферами деятельности в регионе.
Здания и сооружения ОГВ, линии обычной и специальной связи, компьютерные
системы органов власти и управления и др.

Особенности и закономерности функционирования и развития инфраструктуры
региона:

. Поскольку инфраструктура является внешним условием функционирования
производственного, социального, финансового комплексов в регионе, то проблемы
ее развития в значительной степени относятся к компетенции органов
государственного и муниципального управления. Даже в странах с самой
либеральной рыночной экономикой развитие инфраструктуры осуществляется с
максимальным вмешательством государства.

. Элементы инфраструктуры распределены по территории государства
повсеместно, во всех регионах, но с различной степенью плотности. Принято
считать, что уровень развития инфраструктуры характеризует, определяет общий
уровень социально-экономического развития той или иной территории. 3.
Инфраструктура, как часть производственной системы, имеет ярко выраженный
региональный характер. Ее элементы привязаны к территории конкретного региона.
Следовательно, проблемы обеспечения развития элементов инфраструктуры относятся
в большей степени к компетенции региональных органов власти. Развитие элементов
инфраструктуры, обеспечивающих межрегиональные материальные, информационные
потоки относится к совместной компетенции федеральных и региональных органов
власти и управления.

. Поскольку, как отмечалось выше, инфраструктура является внешним,
обеспечивающим условием функционирования производственных, социальных
комплексов региона, уровень ее развития должен соответствовать общему уровню
социально-экономического развития региона. Отставание в уровне развития
инфраструктуры приводит к тому, что производственная, социальная, финансовая
сфера региона будет развиваться в неэффективных условиях. Материальные,
информационные, финансовые потоки в этом случае будут затруднены.

. Стимулирование государственными и муниципальными органами управления
опережающего развития инфраструктуры является эффективным методом косвенного
воздействия государства на развитие экономики в целом

1.2 Инфраструктура современного российского менеджмента

Цель инфраструктуры менеджмента – обеспечение условий материальных и
социальных предпосылок для создания и поддержания управления организацией. Для
этого нужны субъект управления, объект управления, каналы управления, власть и
другие рычаги воздействия, компетенция управленцев, авторитет руководителя.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Управление проектами. Бизнес-планирование. Представление проекта предоставления кейтеринг-услуг "Обеды в офис"

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura – строение,
расположение) – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых
для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий
жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты,
склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и
др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так
называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование,
здравоохранение и др.).

Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно
выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и
осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для
конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и
коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это
совокупность научных подходов, законов и закономерностей, принципов, методов и
функций, а также ряда подсистем менеджмента, среди которых следует выделить
управляющую и управляемую подсистемы. Среди других подсистем отмечают целевую и
обеспечивающую подсистемы.

) целевая:

повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

ресурсосбережение;

расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном
рынке;

организационно-техническое развитие производства;

социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

) обеспечивающая:

методическое обеспечение;

ресурсное обеспечение;

информационное обеспечение;

правовое обеспечение;

стратегический маркетинг;

) управляемая:

НИОКР;

организационно-технологическая подготовка производства;

производство;

тактический маркетинг;

сервис выпущенных товаров;

управление персоналом;

) управляющая:

разработка управленческого решения;

оперативное управление реализацией решений.

Инфраструктура менеджмента характеризует условия, в которых возможно и
необходимо возникновение и формирование этого типа управления.

Все факторы инфраструктуры менеджмента можно разделить на три группы:

·              менталитет, господствующий в обществе;

·              уровень научного сознания (понимание проблем развития);

·              общественная среда, в которой осуществляется управление.

Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура,
социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая
психология. От того, каков менталитет общества во многом зависит какие методы и
способы применяет руководитель для воздействия на своих подчиненных, как быстро
и добросовестно выполняют работники указания руководителя, как строят отношения
с коллегами и руководством и т.д.

Научное сознание характеризуется общим уровнем функционирующих в обществе
знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а
также отношением к социально-экономическим ситуациям и власти. Система знаний
составляет потенциал, который использует менеджмент.

Общественная среда характеризуется условиями рынка, характером предпринимательства,
образованием, системой государственного управления, структурой собственности,
ресурсами. Общественная среда является тем фундаментом, на котором строится
менеджмент.

Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется,
имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап
цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики,
социально-экономические потребности управления, уровень развития
научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам
относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его
развития, географические условия, культура и другие подобные факторы. Реальный
менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем
составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные
отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить основные особенности
российского менеджмента.

Особенности российского менеджмента проявляются в 4 факторах:

) Приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;

) Инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические
условия его осуществления;

) Комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению
менеджмента в России;

) Культурная среда, особенности общественного сознания, которые
невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять.

Приоритеты в проблематике определяются состоянием экономики,
потребностями экономической реформы, складывающимися условиями
профессионализации управления, отношением к западному опыту эффективного
менеджмента, противоречиями кризисного состояния современного производства в
России.

Наиболее актуальные проблемы управления сегодня в России: управление
конверсионными процессами, антикризисное управление, риск-менеджмент,
управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка
предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в
сфере производства, банковский менеджмент.

Все факторы сгруппированы по трем группам – факторы менталитета, факторы
общественного сознания (осознания практики зарубежного и отечественного
управления), факторы уровня научного мышления (методологической культуры,
развития социально-экономического знания).

Два подхода в понимании российского менеджмента:

) Полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России
(западные модели не приживутся);

) Применение моделей менеджмента в готовом виде (факторов
благоприятствующих этому больше, чем препятствующих, не следует преувеличивать
значение российской специфики).

Одна из особенностей российского менеджмента состоит в том, что
существует противоречивое взаимодействие факторов, затрудняющих и
благоприятствующих укреплению концепции менеджмента в России:

. Регионально-политический аспект развития экономики России создает
трудности менеджменту (политика влияет на экономические связи, затрудняют
коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании, наблюдается
преувеличение национально-региональных целей и особенностей. При этом
существует развитая склонность к благотворительности и спонсорству (роль в
решении проблем реконструкции управления).

. Важное значение в менеджменте имеет профессионализация управления
(подготовка кадров менеджеров, экономистов, финансистов). Система подготовки –
в стадии развития, но есть хорошая традиция, ориентация на фундаментальную
подготовку, научность профессионального образования, которые могут ускорить
процессы подготовки менеджеров и придать им более высокое качество.

. В каждой стране свои традиции организационной структуры. В российском
менеджменте нередко сталкиваются российская и западная организационные
культуры. Но одно из качеств российской культуры способствует менеджменту –
высокий научно-интеллектуальный потенциал.

. Современное состояние экономики России характеризуется деформированной
структурой (неразвиты предприятия малого и среднего бизнеса на фоне
высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов и предприятий
ВПК). Однако имеется положительный опыт государственного регулирования
экономики, использование которого может дать положительный эффект,
способствовать формированию нового управления.

. В России до сих пор существуют прежние традиции технократического
подхода к управлению (смещение центра внимания руководства на проблемы техники
и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и
социально-психологической мотивации, что усиливает административный подход к
решению проблем). При этом богатый опыт освоения высоких технологий и
управления этими процессами может очень пригодиться в построении нового
управления.

. Россия переживает переходный период к рыночной экономике, когда
существуют и действуют и новые, и старые методы управления. Но дух предприимчивости
не успел исчезнуть за годы командно-административной системы, что играет важную
роль в утверждении менеджмента как типа управления.

. Российский менталитет характеризуют определенные особенности в решении
проблем, их выборе, подходе, реакции на те или иные ситуации. Это создает
трудности при использовании западных моделей менеджмента. Но есть качества,
которые хорошо согласуются с идеями менеджмента.

Российский менеджмент – это творческая интерпретация мирового опыта
управления в условиях либеральной экономики с учетом конкретной специфики и
поиском варианта сочетания общего и особенного, так как менеджмент является
элементом национальной культуры, а объектом его – люди-носители национальной
культуры.

Таким образом, инфраструктура менеджмента представляет собой комплекс
взаимосвязанных, обслуживающих структур, позволяющий результативно управлять и
осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для
конкретного бизнеса.

инфраструктура менеджмент управление

2. Анализ особенностей инфраструктуры менеджмента Республики Татарстан

.1 Краткая характеристика Республики Татарстан

Регионы, как составные части нашей огромной страны не только дополняют
друг друга в производственно-экономическом развитии, но роль регионов как
субъектов экономической деятельности постоянно возрастает, соответственно,
задача перехода к эффективному социально-ориентированному экономическому росту
требует обеспечения соответствующих территориальных условий.

Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской
Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Протяженность ее территории с
запада на восток составляет 460 км, с севера на юг – 290 км. Татарстан граничит
с восемью регионами Российской Федерации: Республикой Башкортостан, Удмуртской
Республикой, Республикой Марий Эл, Чувашской Республикой, Кировской,
Оренбургской, Ульяновской и Самарской областями. Республика относится к высоко
урбанизированным регионам: доля городского населения составляет 73,6%.
Административный центр субъекта – город Казань.

На территории республики площадью 67,8 тыс.кв. км проживают 3,76 млн.
человек. Удельный вес республики в среднегодовой численности занятых в
экономике Приволжского федерального округа – 12,1 процента.

По потенциалу населения республика находится на 8 месте среди субъектов
РФ. Рождаемость в последний период несколько увеличилась, прежде всего, в
результате демографической волны.

В настоящее время в Татарстане насчитывается 989 муниципальных
образований, из них: 43 муниципальных района; 2 городских округа; 38 городских
поселений; 906 сельских поселений.

Татарстан – одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик
в РФ. Она расположена в центре крупнейшего индустриального района Российской
Федерации, в 800 км к востоку от Москвы. Республика традиционно входит в
пятерку лидеров по объемам промышленного производства среди субъектов РФ.
Ведущими отраслями промышленности являются нефтедобыча, химическая и
нефтехимическая промышленность, машиностроение и электроэнергетика.

Ведущей в хозяйственном комплексе является электроэнергетика как
обеспечивающая функционирование прочих отраслей хозяйства. Производственный
комплекс Татарстана полностью обеспечен электроэнергией за счёт собственных
источников.

Металлургическими предприятиями Татарстана выполняется следующая
деятельность: производство стальных труб диаметром 30-426 мм для нефте- и
газопроводов, а также общего назначения; наружное противокоррозионное покрытие
труб полиэтиленом; внутреннее эбоксидное противокоррозионное покрытие труб; переработка
металлолома.

Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются авиа- и
автомобилестроение. Приборостроение республики ориентировано на выпуск
теплоизмерительных, оптико-механических, электромеханических, медицинских,
радиометрических и других приборов и оборудования.

Химическая промышленность призвана занимать одно из лидирующих положений
не только в хозяйстве Татарстана, но и всей страны в целом, так как она
определяет развитие одного из важнейших направлений научно-технического
прогресса – химизации. Наибольший вес в структуре химической и нефтехимической
отрасли республики составляет производство синтетических смол и пластмасс,
полиэтилена, синтетических каучуков и шин, пленок, листов и труб из полимерных
материалов, резиновой обуви, лекарственных средств, спиртов, технического
углерода, минеральных удобрений. Аграрный сектор играет очень важную роль в
экономике Республики Татарстан. В нем занято 16% активного населения, создается
около 20% валового регионального продукта и формируется 3/4 товарооборота.

К стратегическим приоритетам развития экономики республики относится
повышение уровня переработки добываемой нефти. Сотрудничество с зарубежными
партнерами играет важную роль в реализации различных проектов в области
нефтедобычи и нефтехимии.

РТ является одним из самых мощных по экономическому потенциалу субъектов
РФ, развитие которого характеризуется устойчивой экономикой.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Управление продажами: проблемы и перспективы

По абсолютным значениям показателей валового регионального продукта и
промышленного производства на душу населения РТ стабильно входит в первую
десятку регионов России, занимая 6 место в Российской Федерации по абсолютному
объему производимого ВРП и 12 место по объему ВРП на душу населения.
Промышленность является наиболее динамичным сектором экономики Татарстана,
обеспечивающим высокие темпы роста производства. РТ располагает мощным
обрабатывающим сектором, доля которого превышает долю добывающего сектора по
численности занятых, основным фондам и инвестициям, уступая только по доле в
производимой валовой добавленной стоимости. В сервисном секторе Татарстана
занято 56,3 процента всех работников республики, сосредоточено 60 процентов
основных фондов, однако производится лишь 32,6 процента ВДС.

Основой экономики республики является промышленность, на долю Татарстана
в 2015 году приходилось 3,9 процента российского промышленного производства (5
место по доле в промышленном производстве России). Крупнейшими промышленными
предприятиями республики являются ОАО «Татнефть», ОАО «КАМАЗ», ОАО
«Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Татэнерго», ОАО
«Казаньоргсинтез», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Нэфис Косметикс».

География внешнеэкономических партнеров насчитывает более 100 государств.
Республика соблюдает баланс между сотрудничеством со странами Запада и Востока.

РТ в настоящее время поддерживает торгово-экономические связи практически
со всеми субъектами РФ. Среди основных торговых партнеров республики в течение
последних нескольких лет выделяется сложившаяся группа регионов, на долю
которых приходится в совокупности порядка 60 процентов межрегионального
товарооборота.

В силу исторических, географических, природных условий и других важных
факторов Республика Татарстан сложилась как крупнейший научный, образовательный
и промышленный центр, получивший признание не только в России, но и во всем
мире.

2.2 Исследование инфраструктурной освоенности и
обеспеченности Республики Татарстан

Остановимся на основных характеристиках инфраструктурной освоенности
Республики Татарстан. РТ занимает выгодное экономико-географическое положение
на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших
магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную
ресурсную обеспеченность.

С экономической точки зрения транспортная инфраструктура является основой
любой экономической системы и обеспечивает ее функционирование и развитие.
Татарстан расположен в центральной части европейской России, по его территории
проходят система магистральных газопроводов и нефтепроводов, федеральные
магистральные железнодорожные пути и автомобильные дороги, единая водная
система европейской части России с выходом к Каспийскому, Средиземноморскому и
Балтийскому бассейнам, воздушные трассы, которые обеспечивают перемещение
потоков грузов и пассажиров с запада на восток и с севера на юг во многие
континенты мира, регионы РФ и внутри РТ. Центром пересечений указанных
магистральных транспортных коммуникаций является Казанский транспортный узел,
который, кроме железнодорожного узла, включает Казанский речной порт,
автомобильные федеральные и республиканские дороги, аэропорт.

Социальная инфраструктура региона с точки зрения оказания услуг
потребителю включает: универсальные услуги (образование, здравоохранение,
социальное обеспечение, спорт, досуг и пр.); целевые услуги – объекты,
предназначенные для оказания услуг жизненного цикла для детей, молодежи и
пожилых людей (детские сады, учебные заведения, пенсионное обеспечение); услуги
для лиц с ограниченными возможностями. Что касается социальной инфраструктуры,
отметим, что реализация на территории республики 4-х приоритетных национальных
проектов: «Развитие АПК», «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России» – дало значительный эффект.

Несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного
сектора, в республике в настоящее время имеются серьезные проблемы, от решения
которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие, а значит,
стабильность экономики, уровень жизни населения. Основными из них можно назвать
следующие:

. Самым главным недостатком является высокая степень вовлеченности
правительства республики в региональную экономику. Правительство региона
участвует в управлении компаний через владение пакетом акций и долей важнейших
предприятий региона. Жесткий контроль государства в лице региональной власти в
отношении регионального рынка.

. Недопустимо высокая отраслевая диспропорция оплаты труда и слишком
большая разница в оплате труда рядовых работников и высшего руководящего звена
на предприятиях и в учреждениях.

. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве влекут за собой
значительное сокращение доходной части бюджета Республики Татарстан. В связи с
этим в условиях недостаточности доходных источников первоочередной задачей
является расширение налогооблагаемой базы.

. Обостряется диспропорция на местном рынке труда. С одной стороны растет
регистрация безработицы, с другой стороны практически не уменьшается число
вакансий.

. Высока численность занятых на "сером" рынке труда.

. В области охраны окружающей среды необходимо найти решение такой
проблемы, как высокий уровень загрязнения окружающей среды, вызванный, в том
числе, экологическими проблемами в районах нефтедобычи.

. Невысока доходность муниципального имущества и земли, в связи, с чем
требуются кардинальные изменения в области управления муниципальной
собственностью республики.

. Особого внимания требуют проблемы в отрасли жилищно-коммунального
хозяйства, такие как: низкое качество предоставления жилищно-коммунальных
услуг, убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования, высокий
уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал, сложившиеся
темпы явно недостаточны для широкомасштабного обновления и модернизации
основных производственных фондов на базе современных технологий.

Проблема развития инфраструктуры в Татарстане требует решения множества
задач: развитие транспортной системы; развитие системы общественного питания;
развитие информационной инфраструктуры; строительство, модернизация жилья;
повышение качества обслуживания в сфере бытового обслуживания;
совершенствование государственной политики. Таким образом, обобщая все
вышесказанное, можно сделать вывод, что обладающей большим потенциалом
республике необходима комплексная программа социально-экономического развития
региона.

3. Создание инфраструктуры менеджмента региона

.1 Условия создания инфраструктуры менеджмента в регионе

Регион – это целостная система со своей структурой, функциями, связями с
внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Кроме того, это
сложное образование, которое характеризуют высокая размерность, большое
количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями,
многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное временное
запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов,
неполная определенность состояний элементов и др.

Изучение региона показывает, что это сложнейшая система, в которой
зависимости между элементами не могут быть описаны линейными функциями, так как
жизнь общества обычно характеризуются нелинейными процессами. Изучение
общественной жизни в регионе возможно на основе структуризации, т. е. выделения
подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития
региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен в виде
совокупности пяти основных подсистем:

образующей базы;

обслуживающего комплекса;

экологии;

населения;

инфраструктуры рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие пяти
основных подсистем региона между собой, интегрирующим их в единую
социально-экономическую систему, является деятельность людей.

Человек выступает органической частью каждой из подсистем.

Как известно, в современной России сохраняются источники кризиса
регионов, вызванные несовершенством бюджетного федерализма. Пока еще у каждого
региона остается возможность получить дополнительные средства не столько за
счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения
федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямого
лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за
счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового.
Существенными факторами, определяющими развитие российских регионов, должны
стать четко сформулированные принципы бюджетного федерализма и зафиксированные
правила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимулом
для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда
перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным,
особенно актуальными станут вопросы управления социально-экономическим
развитием регионов.

Поэтому вполне очевидна необходимость выработки концепции управления
развитием на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов,
учитывающих изменение содержания и структуры общественного развития. Человек, с
его способностями и потребностями, условиями жизни и деятельности,
нереализованным творческим потенциалом, по-прежнему, как в разрушенной
тоталитарной системе, так и отжившей централизованной административно-командной
экономике, не стал еще центром всех идей, концептуальных построений,
методологий, программ практических действий.

В регионах центральное значение имеет создание условий устойчивого
функционирования тех объектов инфраструктуры, которые обслуживают неотложные
нужды человека и создают необходимые условия его жизнеобеспечения: экология;
культура; образование, воспитание детей; личная и общественная безопасность;
медицинское обслуживание; торговля, обеспеченность продуктами питания и
товарами народного потребления; муниципальные услуги; средства связи.

Необходимо создать все условия для реализации принципа экономического
самоопределения и самоутверждения личности, предпринимательской свободы и
возможности творческой деятельности каждого с тем, чтобы способный и
трудолюбивый человек достигал в обществе более высокого социального статуса.
Совершенствование личности должно рассматриваться как цель и как одна из
движущих сил общественного развития. Развитие регионов и городов должно быть, в
свою очередь, ориентировано на создание необходимых условий для достойной жизни
населения, повышение ее уровня и качества. Оценка результатов
социально-экономического развития должна проводиться на основе новых критериев,
показателей и нормативов, выражающих эти условия.

Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием
региона неразрывно связаны с формированием условий, обеспечивающих достойную
жизнь человека, ее высокий уровень и качество. Главный компонент
социально-экономического развития – это воспроизводство самого человека с
созданием всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности, а также
свободного развития. Данные подходы позволяют выработать новые ориентиры и
направления развития регионов, определить приоритетные факторы многократного
повышения эффективности, разработать механизмы и технологии управления
развитием регионов.

Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне
являются следующие:

создание общих условий для бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная
инфраструктура);

регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые
условия);

прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).

Экономическое благосостояние российских регионов определяется не только
наличием исходных преимуществ (географическое положение, природные ископаемые и
др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием.

В управлении развитием региона целесообразно использовать современные
методы регионального менеджмента, среди которых выделяются стратегическое
планирование, региональный маркетинг и другие.

Основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится
уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное
использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному
развитию. Решающим фактором успешного развития региона является не основное
производство, а инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность населения,
производственной сферы, и территории в целом. Стабильность региона зависит от
того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова к развитию
основного производства. Чем больше развита инфраструктура, тем более гибкой
является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его
социально-экономическое развитие и процветание.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   К вопросу о концепции национальной системы венчурного инвестирования

3.2 Создание инфраструктуры менеджмента Республики Татарстан

Татарстан – лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого
капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции и
внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой
включенностью в международное разделение труда.

Создание инфраструктуры менеджмента Республики Татарстан имеет большое
значение для стратегического планирования регионального развития, являясь
проекцией на территорию республики стратегий социально-экономического развития.
Она предполагает взаимосвязь и согласование федеральных, региональных,
межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, а также муниципальных
интересов и позволяет выстроить механизм наиболее эффективного использования
имеющихся ресурсов.

Пространственная составляющая сценария инновационного развития Республики
Татарстан заключается в полном использовании ее потенциала, сконцентрированного
в крупных городах республики и городах в составе Казанской, Набережночелнинской
и Альметьевской агломераций.

При этом важнейшее значение имеет «инфраструктурный эффект» развития и
формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов
строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов,
мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и
инновационной инфраструктур.

Для целей устойчивого пространственного развития республики особое
значение имеют крупные транспортные и коммуникационные системы и такие их
элементы, как пересечение скоростных автотрасс, крупные железнодорожные
станции, аэропорты, логистические центры, речные порты. Их влияние
распространяется за пределы непосредственно примыкающей территории, охватывая
весь регион. Развитие транспортно-коммуникационной системы планируется за счет:

·   развития северного широтного – полная реконструкция автомобильной дороги
федерального значения М-7 с расширением проезжей части. Строительство кольцевой
автомобильной дороги с целью «перехвата» транзитного транспорта дальше от
столицы и снятия транзитной нагрузки с северного обхода г. Казани (участок
автодороги М-7 «Волга») и мостового перехода через р. Волгу (с. Набережные
Моркваши). Формирование скоростных железных дорог за счет реконструкции
существующих и строительства новых.

·        формирования нового южного широтного коридора – строительства
автомобильной магистрали регионального значения по направлению Старое Дрожжаное
– Буинск – Тетюши – Болгар – Базарные Матаки – Аксубаево – Черемшан –
Альметьевск – Муслюмово – Актаныш на базе существующих автомобильных дорог.

·        развития западного меридионального транспортного каркаса за
счет реконструкции и модернизации существующих автомобильных и железных дорог
(формирование скоростных пассажирских сообщений).

·        строительства в северной части коридора нового участка
автомобильной дороги Казань – Арск – Балтаси с продолжением к северу на Киров.

·        дальнейшего развития восточного меридионального коридора за
счет реконструкции, модернизации и нового строительства скоростных
автомобильных и железных дорог.

·        продолжения развития транспортного коридора в направлении
северо-запад – юго-восток. В этом направлении в рамках формирования
автомобильного маршрута по направлению Санкт-Петербург – Вологда – Кострома –
Киров – Казань – Оренбург – граница Республики Казахстан в составе нового
автодорожного коридора «Балтика – Китай» на территории Республики Татарстан уже
реализуется проект строительства скоростной автомобильной дороги Шали – Сорочьи
Горы – Алексеевское – Альметьевск – М5 (Бавлы) – дублера автомобильной дороги
Казань – Оренбург.

·        развития инфраструктуры аэропортов международного и регионального
значения. Завершение реконструкции международного аэропорта «Казань»,
реконструкция аэропортов «Бегишево», «Бугульма».

·        основным мероприятием в развитии водного транспорта, который
на территории Республики Татарстан входит в систему широтных и меридиональных
транспортных коридоров, является обеспечение регулярных скоростных судоходных
трасс по двум направлениям Тетюши – Камское Устье – Зеленодольск и Мензелинск –
Камское Устье, которые имеют продолжение на юг в сторону Волгограда,
Ростова-на-Дону, Астрахани, Каспийского, Азовского и Черного морей.

·        реализация Большого водного кольца Европы (р.Волга – р.Дон –
Азовское море – Черное море – р.Дунай – р.Майн – р.Рейн – Балтийское море –
р.Волга) будет иметь уникальное значение не только и не столько для грузовых
международных перевозок, хотя и они могут быть значительными для внутренних
стран Европы, сколько для развития международного туризма.

В рамках инновационного развития России перспективы развития республики
могут базироваться на оптимистических оценках развития ключевых отраслей и
секторов экономики с учетом реализации на ее территории крупных инвестиционных
проектов в нефтеперерабатывающем, нефтехимическом, машиностроительном
комплексах, производстве сельскохозяйственной продукции, региональной
инфраструктуре.

Сценарий развития инфраструктуры Республики Татарстан предусматривает:

·   создание в республике эффективной инновационной системы и развертывание
проектов, обеспечивающих лидирующие позиции республики на рынках
высокотехнологичных товаров и услуг, что позволит реализовать конкурентные
преимущества Татарстана;

·        глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая
образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное
повышение качества человеческого капитала;

·        модернизацию инфраструктурных отраслей экономики:
электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий при
повышении эффективности энергосбережения.

Данные мероприятия предусмотрены основными направлениями Стратегии
социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года,
республиканских государственных целевых программ социально-экономического
развития, социальных программ и планов действий.

Стратегия отличается серьезным анализом зон неэффективности региональной
системы менеджмента. Однако достижение установленных показателей при сохранении
экстенсивного развития является затруднительным в связи с существенным
дефицитом ресурсов. Основным сдерживающим фактором является нацеленность
федеральной и региональной стратегий на наращивание объема основных средств при
сохранении инфраструктуры и персонала.

 

Заключение

В представленной курсовой работе были рассмотрены вопросы связанные с
инфраструктурой менеджмента. Раскрыты такие понятия как; состав и функции
региональной инфраструктуры, структура системы менеджмента.

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием
базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры,
недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента
по отношению к основному производству.

При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют
производству, которые является основой для развития общества, поэтому
первоначальным определяется рассмотрение именно производственной
инфраструктуры.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной
функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением
времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны –
обслуживание материального производства, с другой – воспроизводство трудовых
ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует
в производстве.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим
вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект
социального обслуживания – население – состоит с непроизводственной сферой в
отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и
инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной
инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара
происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов
из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви,
одежды).

Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного
комплекса должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:

стимулирование предприятий для решения основных задач экономического
роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;

привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов
рыночной инфраструктуры;

решение проблем получения образования с учетом требований рынка,
обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых
нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.

 

Список использованных источников и литературы

1.   Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для
бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2013. – 220 с.

2.       Большая советская энциклопедия. Т. 18 М.: Советская
энциклопедия. 1969- 1978.

.        Голов Р.С. Теория менеджмента: Учебник / Р.С. Голов,
А.П. Агарков. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 с.

.        Государственная программа «Развитие здравоохранения
Республики Татарстан до 2020 года»

.        Гусаров Ю.В. Теория менеджмента: Учебник / Ю.В.
Гусаров, Л.Ф. Гусарова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 263 с.

.        Гэлбрейт Дж. Общество изобилия. New York.: Mariner Books, 1958.

7.       Иваненко Л.В. Развитие региона. Состав, место и роль
региональной инфраструктуры // Вестник СамГАПС. 2011. №8 (12). С. 33-38.

.        Игнатьева Е.Д. Методология и инструментарий
структурно-функционального анализа регионального развития// Экономика региона.
– 2013. – No1(33).

.        Инвестиционный климат в субъектах Российской
Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа: проблемы и
пути решения. Нижний Новгород, 2012. С. 9.

.        Иншаков О.В. Инфраструктура рыночного хозяйства:
системность исследования // Вестник СПбГУ. 2013. Сер 5. Вып 2. С. 28-37.

.        Кистанов В.В. Региональная экономика России:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011. -584с.

.        Кривко С.Р. Проблемный регион как объект
экономического исследования // Экономические и гуманитарные исследования
регионов. -2012. -No 4

.        Критика современных буржуазных теорий финансов,
денег и кредита / Под ред. Г.П. Солюса. М.: Финансы, 1978 г.

.        Мальсагов А.И. Кластерный подход в региональной
политике // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2013. No 1.

.        Маршалл А. Принципы экономической науки. М.:
Прогресс, 2013. 594 c.

.        Мостов М.Ю. Роль государства в формировании
механизмов развития региональной инфраструктуры: зарубежний опыт и российская
практика. Автореф. на …к.э.н. М., 2012

.        Николаева М.Г., Мордовченков Н.В. Региональная
инфраструктура и качество жизни населения: межсистемное взаимодействие //
Экономика региона. 2012. № 2. C. 197-203.

.        Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики

.        Попов Р.А. Экономика региона: теория, методология,
методика. – М.: Вузовская книга, 2012.

.        Регионы России. Социально-экономические показатели.
2013: Стат. сб. / Росстат. -М., 2013.

.        Регионы России. Социально-экономические показатели.
2013: Стат. сб. / Росстат. -М., 2014.

.        Российская социологическая энциклопедия /Под ред
Г.В. Осипова, 2011.

.        Тебекин А.В. Менеджмент: Учебник / А.В. Тебекин. –
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 384 с.

.        Тощенко Ж.Т. Социология труда: учебник для студентов
вузов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Экономика труда» / Ж. Т.
Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 423 с.

.        Туишева М.Р. Социальная сфера как экономическая
категория и ее структура// Вопросы инновационной экономики. 2012. № 1(11). С.
35-39.

.        Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История
управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное
пособие / А.Г. Фаррахов – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 272 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Готовые работы
Добавить комментарий