- Вид работы:
Контрольная работа - Предмет:
Менеджмент - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 133 Кб
Оценка отношения персонала к изменениям как основа для разработки технологии работы с сопротивлением в образовательной организации
Контрольная работа
Оценка отношения персонала к
изменениям как основа для разработки технологии работы с сопротивлением в
образовательной организации
Содержание
1. Цель, инструментарий и программа эмпирического
исследования
. Анализ результатов эмпирического исследования
.1 Анализ реакции педагогического персонала на изменения
.2 Анализ результатов исследования сопротивления педагогов на
изменения
.3 Анализ исследования оценки отношения педагогического
персонала к данному изменению (введению профстандарта)
Вывод
Литература
Приложения
1. Цель, инструментарий и программа эмпирического исследования
Цель данного эмпирического исследования: выявить
отношение педагогического персонала к изменениям в школе.
Предметом исследования является сопротивление
изменениям, а объектом исследования – педагогический персонал средней школы.
Задачи:
определить значимые для педагогического персонала
изменения в образовании, произошедшие за последние 5 лет;
выявить изменения, которым педагогический персонал сопротивляется
больше всего;
оценить отношение педагогического персонала к
изменению, которое вызывает большее сопротивление;
определить потенциальные риски для руководителя в
период изменений.
Программа и инструментарий:
Для того, чтобы выявить отношение педагогического
персонала к изменениям в школе, нами было предпринято следующее:
. В первую очередь, нам было необходимо выяснить,
какие изменения, по мнению педагогического персонала, самые значимые произошли
в школе за последние пять лет, с 2010 года по настоящее время. Для этого нами
было использованы качественные методы исследования: глубинное (фокусированное)
интервью, которое было проведено в январе 2016 года с двумя представителями
районного ИМЦ, представителями общеобразовательных школ: двумя директорами
школ, двумя заместителями и с фокус-группой учителей из разных школ (четыре
человека). Интервью проводилось для выяснения отношения респондентов к теме:
изменения в образовании. Также одновременно фиксировалась реакция респондентов
на эти изменения, происходящие в школе. Метод глубинного интервью основан на
личном общении, когда респондент высказывает свою позицию, проводится один на
один, нет влияния на их отношение извне, по времени беседа с каждым заняла от
30 минут до 60 минут. Глубинное интервью должно было показать нам основные
направления изменений в школе, отношения к ним, а также причины их отношения.
По ходу беседы нами фиксировалась эмоциональная составляющая респондентов.
Недостаток метода в том, что из-за трудоемкости он применяется на небольшой
выборке, но зато при доверительной беседе выявляется субъективное отношение к
исследуемому вопросу. (См. приложение № 1). Другой качественный метод: интервью
с фокус-группой. Эта беседа-дискуссия проводилась по теме: основные изменения в
школе и отношения к ним. В мини-группу были приглашены молодые специалисты,
стаж которых от 3 до 5 лет из двух школ, всего четыре человека. Направление
беседы было общим. Учителя высказывались об изменениях в школе, что им
нравится, что нет. В беседе они высказывали свое отношение и дополняли друг
друга.
По результатам этих интервью нами было выявлено десять
основных изменений в школе за последнее время, на которые обращают особое
внимание наши респонденты.
. Для того, чтобы оценить сопротивление персонала на
то или иное изменение, необходимо было выяснить какое изменение сегодня в школе
вызывает наибольшее сопротивление среди педагогического персонала.
Для этого был проведено анкетирование учителей. Всего
опрошено 36 учителей из разных школ Санкт-Петербурга, из них 26 человек со
стажем более 20 лет, 5 человек от 10 до 20лет , 3 человека от 5 до 10лет, 2
человека от 2 лет до 5лет, менее 2-х лет – 2 человека.
Был задан вопрос «Какое изменение в образовании
вызывает у Вас особое напряжение и сопротивление?». В анкете было предложено
десять изменений в образовании. Предложенные варианты составлены по результатам
глубинного интервью. С помощью метода балльного ранжирования надо было
выставить баллы напротив изменения: от 1 балла (практически принятого учителем
изменения) до 10 баллов (самое напряженное, неприемлемое изменение). Были
предложены следующие изменения для оценивания: новая оценка качества, новая
форма ГИА, введение профстандарта, новые формы обучения, составление рабочих
программ, изменения в УМК, внеурочная деятельность, электронный
документооборот, новые технологии, система оценивания. (См. приложение №2)
По результатам исследования выбрали одно изменение в
школе, которое больше всего вызывает сопротивление среди учителей.
. Целью дальнейшего эмпирического исследования
является оценка отношения педагогического персонала к полученному самому
сопротивляемому изменению (введению профстандарта).
Зная, что стандарт обсуждался профессиональным сообществом, проводились
диагностики, дискуссии, нами были проанализированы сайты ИМЦ районов города
Санкт-Петербурга с целью выявления диагностик по поводу отношения к изменению.
Из восьми районов только два района провели диагностику по новому изменению.
Исправляя ситуацию, что педагоги Приморского района опрошены не были, мы провели
анкетирование среди учителей Приморского района Санкт-Петербурга. За основу
была взята анкета ИМЦ Центрального района. Опрос проводился в мае 2016 года
только среди учителей, анкета была составлена на печатной основе, и было
получено 34 ответа. Анкета была анонимная.
Распределение респондентов по стажу работы.
Рис.1.
Диаграмма «Распределение по стажу работы»
В
анкете были представлены следующие вопросы:
.Знаете
ли вы о профессиональном стандарте педагога?
.
Читали ли вы профессиональный стандарт?
.
С какими положениями стандарта вы согласны?
.
Какие положения для вас самые сложные?
.
Считаете ли вы, что стандарт изменит что-то в образовании?
.
Соответствует ли ваш уровень требованиям стандарта?
. Анализ результатов эмпирического исследования
.1 Анализ реакции педагогического персонала на изменения
Итак, изменений в образовательной системе сегодня
достаточно много, и это ещё только начало изменений. Педагоги, как и любые
люди, не очень-то любят перемены. Константин Ушаков определяет несколько этапов
реакций педагогического персонала к изменениям:
¾ отрицание
Это реакция, когда персонал отвергает всё новое и
хочет работать по-старому. Возможно, даже не знает содержания изменения, но уже
не принимает. А зачем? Если до нововведения всё устраивало. А любое изменение
не понятно к чему приведет, вдруг будет хуже, вдруг будем больше работать или
потеряем своё нынешнее положение. Руководителю рекомендуется ориентировать
персонал на будущее. Самооценка обычно у персонала высокая, мы и так всё знаем.
¾ сопротивление
Обычно скрытое неприятие нового, то есть работник
открыто не показывает, но внутренне не принимает. Руководителю рекомендуется
дать возможность персоналу выговориться, показать свое недовольство. Это
поможет понять, что пугает персонал, и какие действия можно применить. Самооценка
обычно на этом этапе понижается.
¾ исследование
Персонал начинает понимать суть изменений, предлагает
идеи, пробует новые технологии, но обычно хаотично. Руководителю рекомендуется
поддерживать работников в данный период, мотивировать и поощрять. Самооценка
повышается.
¾ вовлеченность
На данном этапе идет создание команд, рабочих групп,
начинают пробовать вводить инновации вместе. Анализирует, определяют проблемы и
перспективы. Руководителю рекомендуется определять уже долгосрочные цели.
¾ традиционализация
Это период, когда изменения уже становятся частью
жизни, рутиной. На рисунке 2 изображены пять реакций персонала.
| традиционализация | |||
| вовлеченность | |||
исследование | ||||
сопротивление | ||||
отрицание |
Рис. 2. Реакции персонала на изменения.
В ходе глубинного интервью респонденты характеризовали
изменения в образовании и, в частности, в школах. По ходу беседы фиксировались
не только ответы, но и реакция респондентов на эти изменения, степень их
принятия и данные заносились в таблицу (см. табл. 1). Из названных изменений
нами отмечено десять, которые назвали педагоги: ГИА в форме ОГЭ (к ЕГЭ уже
привыкли), новая оценка качества, система оценивания ученика, новые формы
обучения, внеурочная деятельность, изменения в УМК, новые технологии,
составление рабочих программ, электронный документооборот, введение
профессионального стандарта.
Табл.1
Реакция педагогов на изменения
Реакция к изменениям | 1 ГИА | 2 Новая оценка | 3 Профстандарт | 4 Новые формы обучения | 5 Составление рабочих программ | 6 Внеурочная деятельность | 7 Электронный документооборот | 8 Система оценивания | 9 Изменения в УМК | 10 Новые технологии |
Отрицание | С 2010 г. Учителя отрицательно относятся к составлению РП | Та часть, которые не умеют пользоваться , те не приемлют до | ||||||||
Сопротивление | Много разных оценок. Увеличение бумаг | Обсуждение, нейтральное или негативное отношение. Не все | Лучше традиции ничего нет, скрывают информацию | Часто формальное отношение | Некоторые продолжают саботировать ЭД | Ничего лучше, чем традиционная | Использование старого УМК | незначительное | ||
Исследование | Самооценка-интересно | Надо попробовать, многие дети занимаются спортом, наукой, | Так как это касается не всех учителей, то внеурочной стали | Апробируют другие системы, например,-балльная | Пробуют новые | Апробация новых технологий, | ||||
Вовлеченность | Исследуются новые формы для подготовки | Ищут другие возможности использования для рационального | Активное применение и внедрение | |||||||
традиционализация | ГИА уже часть жизни, учителя перестроились к новой форме | Многие просто не мыслят без ЭД |
Как видим из таблицы, на каждое изменение у педагогов
разные реакции. И почти на все изменение есть реакция сопротивления. С чем же
это связано? При анализе реакций можно увидеть, чему сопротивляются: увеличению
бумажной работы, неясности механизмов внедрения, недоверие инновациям, боязнь
несоответствия новым требованиям.
2.2 Анализ результатов исследования сопротивления педагогов на изменения
На рисунке 3 показаны результаты опроса на тему:
«Какие изменения в образовании вызывает у вас сопротивление?»
Рис.3
Диаграмма «Какие изменения в образовании вызывает у вас сопротивление?»
Как
видим из результатов, такие изменения, как введение ГИА в новой форме и
электронный документооборот, практически приняты педагогами, стадия реакции,
скорее всего, вовлеченность. Новые технологии, новая оценка качества, новые
формы обучения, изменения в УМК, в содержании, внеурочная деятельность, то есть
всё, что связано с ФГОС-2, находятся в интервале от четырёх до шести баллов. От
шести до восьми баллов самые сопротивляемые изменения в образовании, ими
оказались составление рабочих программ и введение профессионального стандарта
педагога.
Теперь
посмотрим, как результаты распределились среди педагогов с разным стажем
(табл.2). В таблице мы отметили количество педагогов, которые поставили
максимальный балл сопротивляемости тому или иному изменению (9-10 баллов).
Табл.
2
Результаты
в разрезе стажа респондентов
Абс. значение педагогов ,отрицавшие изменения | 1 ГИА | 2 Новая оценка | 3 профстандарт | 4 Новые формы обучения | 5 Составление рабочих программ | 6 Внеурочная деятельность | 7 Электронный документооборот | 8 Система оценивания | 9 Изменения в УМК | 10 Новые технологии |
До 2 лет | 2 | 2 | ||||||||
2-5 | 2 | 1 | 1 | |||||||
5-10 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
10-20 | 2 | 7 | 1 | |||||||
Более 20 | 2 | 4 | 10 | 2 | 10 | 7 | 3 | 3 | 3 |
Эти результаты изобразим также в диаграмме (рис.4)
Рис.4.
Диаграмма «Результаты в разрезе стажа респондентов»
На
рисунке 4 хорошо видно, что особенно двум изменениям, составлению рабочих
программ и профстандарту, сопротивляются педагоги с разным стажем (четыре
цвета).
Давайте
рассмотрим, что это за изменения.
Составление
рабочих программ связано с огромными временными затратами. Данное новшество
введено с введением ФГОС-2 и несколько лет не принималось педагогами, то есть
выполнялся очень формально. Приказ Минобразования и науки № 1577 от 31.12.2015
года «О внесении изменений федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897» должен обеспечить уменьшения времени на
его составление. Если раньше рабочая программа, в соответствии со ст.18 ФГОС,
должна содержать восемь пунктов: пояснительную записку, общую характеристику
предмета, описание места учебного предмета, личностные, метапредметные и
предметные результаты, содержание, тематическое планирование, описание УМК,
планируемые результаты. То теперь всего три пункта: планируемые результаты,
содержание предмета, тематическое планирование. Можно предположить, что это
снизит сопротивление персонала. Так как сейчас не надо составлять пояснительную
записку, также не надо описывать виды учебной деятельности и т.д. В связи с
этим не видится смысла рассматривать сопротивление составлению рабочих
программ, остановимся на другом изменении – внедрение профессионального стандарта.
Итак,
профессиональный стандарт. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
№544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", 18 октября
2013 года, утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации
обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года. Стандарт должен
быть введен с 2015 года, но отложен до 1 января 2017 года.
2.3 Анализ исследования оценки отношения педагогического персонала к
данному изменению (введению профстандарта)
С помощью анкетирования была исследована оценка
отношения педагогического персонала к профессиональному стандарту. В анкете
было несколько вопросов.
o Знаете ли вы о профессиональном
стандарте педагога? Было предложено два варианта: да или нет.
Рис.5
Диаграмма «Знание о существовании профстандарта»
Большая
часть, всё-таки, знали о существовании профстандарта. Для тех, кто знал, был
следующий вопрос.
o Читали ли вы профессиональный
стандарт?
Рис.6
Диаграмма «Изучение профстандарта»
Мы
видим, что только примерно 12 % полностью разобрали профстандарт, подавляющее
большинство педагогов не знают толком, что это.
¾ С какими положениями профстандарта Вы
согласны?
В данном вопросе можно было выбрать несколько
вариантов ответа:
1. Педагог должен уметь работать со всеми детьми, включая детей с
ОВЗ, с девиантным поведением, одарённых, с неродным русским языком
. Педагог должен уметь проектировать образовательные программы,
образовательные среды, индивидуальные маршруты развития и т.д.
. Педагог должен владеть ИКТ на уровне продвинутого пользователя,
в том числе владеть специальными программами
. Педагог должен иметь серьёзную психологическую подготовку
. Педагог должен организовывать различные учебные общности,
включающие детей, педагогов, родителей
. Педагог должен знать основные педагогические теории
Также можно было написать свой вариант.
Количество выбранных ответов представлены в таблице:
№ ответа | Количество человек | % |
1 | 4 | 11,8 |
2 | 20 | 58,8 |
3 | 18 | 52,9 |
4 | 27 | 79,4 |
5 | 17 | 50 |
6 | 26 | 76,5 |
Из результатов мы видим, что половина и более педагогов практически
согласны с положениями стандарта. Только с первым положением (Педагог должен
уметь работать со всеми детьми, включая детей с ОВЗ, с девиантным поведением,
одарённых, с неродным русским языком) согласилось всего 11,8 % педагогов.
Такие же варианты предлагались и для следующего
вопроса.
Какие положения профстандарта для вас самые сложные?
Количество выбранных ответов представлены в таблице:
№ ответаКоличество человек% | ||||||||||||||||||||||
1 | 28 | 82,4 | ||||||||||||||||||||
2 | 5 | 14,7 | ||||||||||||||||||||
3 | 10 | 29,4 | ||||||||||||||||||||
4 | 8 | 23,5 | ||||||||||||||||||||
5 | 4 | 11,8 | ||||||||||||||||||||
6 | 2 | 5,9 Считаете ли вы, что стандарт изменит что-то в вашей образовательной Варианты ответа: да, многое изменится; произойдут незначительные Рис.7 Диаграмма «Изменения при введении стандарта» Большая часть педагогов считает, что изменения хоть и ¾ Соответствует ли ваш уровень Варианты ответа: да, частично, нет. Рис.8 Почти Выводы К важным эмпирическим результатам исследования, касающимся отношения самые значимые для педагогического персонала изменения в образовании, больше всего педагогический персонал сопротивляется двум изменениям – при оценке отношения педагогического персонала к внедрению профстандарта, – для молодых педагогов (стаж работы до 2 лет) более значимым изменением Литература 1. Горбатенко Е.А. 2. Имаи . Имаи 4. Князюк Н.Ф. Кицул 5. Кобзева Н.М. Феномен 6. Ковалева Т. Можно ли 7. Коттер Джон. Впереди 8. Ксенофонтова Е.Г. 9. Кужева С.Н. 10. Левин К. Теория поля Приложение 1 педагогический персонал профессиональный стандарт Технология проведения глубинного интервью . Подготовка вопросов к глубинному интервью . Отбор респондентов . Проведение интервью . Анализ ответов Вопросы, которые задавались респондентам: . Какие самые значимые изменения произошли в школе за последние . Какое Ваше отношение к этому изменению? Нравится (не нравится), . Как Вы считаете, почему это изменение принимается (не . Должен ли (может ли) руководитель поддержать педагога во время . Если бы Вы были министром, чтобы Вы изменили в школе? Почему? . Что не надо менять в школе? Почему? . Что можно было бы взять из прошлых школьных традиций? Из зарубежного Приложение № 2 Анкетный опрос Какое изменение в образовании вызывает у Вас особое напряжение и Пожалуйста, проранжируйте изменения в школе, в соответствии с Вашим Поставьте «10 баллов» первому изменению, которое вызывает у Вас «1 балл» – наименьшее сопротивление.
|