Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 9,58 Кб

Стратегический менеджмент организации

Введение

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки – теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению установленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

1. Характеристики организации различных авторов

) Б. З. Мильнер «Теория организации». Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации.

) О. Г. Туровец, В. Н. Родионова «Теория организации». Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена.

) Юридический словарь 2000г. Организация – объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права.

) Э. А. Смирнов «Основы теории организации». Организация – это одно из самых древних общественных образований на земле.

Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики, талантливые руководители.

2. Организация как открытая система. Отличия закрытых и открытых организационных систем

Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации. Открытые системы тяготеют к нарастанию усложненности. Иными словами, открытая система будет по мере своего роста стремиться к большей специализации своих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы или создавая новую суперсистему с более широкими границами. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительное его усложнение. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются сырье и материалы, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.

Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии. Понятие закрытой системы порождено физическими науками. Здесь понимается, что система является самосдерживаемой. Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

. Процессы жизнедеятельности организации

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени.

Процессы жизнедеятельности организации:

– Выхаживание : Этот первый этап сводится к тому, что основатель компании собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его идею, принимают ее и соглашаются гласно рискнуть и попробовать воплотить ее в жизнь;

Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям;

Детство. Компания начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия, в том числе и главное – недостаток ликвидности. Люди осознают, что идея начала работать и может быть экономически эффективной. На основании этого меняется представление людей о будущем компании;

Юность. Компания очень сильно меняется на этом этапе. Самое значимое событие в ее жизни заключается в том, что основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. В компании появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля;

Расцвет. На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей;

Стабилизация. Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия насуществующих.

Ранняя бюрократизация. Организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя структуру.

Смерть. Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами компании. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени.

4. Задачи менеджмента в организации

Цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, а так же эффективное использование кадрового потенциала, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы.

В задачи менеджмента входит:

переход к использованию работников обладающих высокой квалификацией;

мотивация, путем создания более лучших условий труда и установления высокой заработной платы;

постоянный контроль за деятельностью фирмы;

постоянный поиск и освоение новых рынков;

определение целей развития фирмы;

определение необходимых ресурсов.

5. Суть и содержание процессов координации

Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации.

Координационная деятельность бывает:

превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

. Нормы и формы коммуникаций в организациях

Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление коммуникации представляют собой установленные нормы взаимодействия между людьми в рамках организаций.

Руководитель, принимая решения и реализуя его среди своих подчиненных, коллег, вышестоящих руководителей, должен управлять возникающими при этом реакциями: либо полной поддержкой, либо противоречиями.

7. Стратегическое управление

Стратегическое управление – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Содержание стратегического менеджмента:

Анализ внешней среды фирмы

Анализ её внутренней обстановки

Формирование миссии и целей фирмы

Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы

Анализ портфеля диверсифицированной фирмы

Проектирование организационной структуры

Выбор степени интеграции и систем управления

Управление комплексом «стратегия – структура – контроль»

Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности

Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании

Совершенствование стратегии, структуры, управления

Основные задачи стратегического менеджмента:

Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы

Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности

Определение стратегии достижения целей деятельности

Разработка и реализация стратегии

Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

8. Механические и органические типы управления

Органические структуры больше всего подходят для фирм, которые действуют в быстро меняющейся обстановке, в то время как механистические наоборот – больше подходят для организаций, действующих в условиях, которые меняются довольно медленно.

Механический:

консервативная, негибкая структура организации;

четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

сопротивление изменениям;

власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;

иерархическая система контроля;



содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Органический:

гибкая структура;

динамичные, не жестко определенные задачи;

готовность к изменениям;

власть базируется на знании и опыте;

самоконтроль и контроль коллег;

многонаправленность коммуникации (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);

содержанием коммуникации являются информация и советы.

9. Основные функции управления

Основными функциями управления организацией являются:

организация;

нормирование;

планирование;

координация;

мотивация;

контроль;

регулирование.

Организация управления, в этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).

Функцию нормирования, эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

Функция планирования, занимает центральное место среди всех функций. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Функция координации, эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция мотивации, оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Функция контроля, эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

Функция регулирования, сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

10. Общая связь философии, миссии с целями организации

Философия организации определяет культуру, социальные ценности, с которыми данная организация собирается существовать. Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие – эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству.

Миссия определяет перечень текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели должны соответствовать ряду требований. К ним относятся: конкурентоспособность и измеримость, ориентация по времени, достижимость, взаимоподдерживаемость, приоритетность.

11. Иерархия в организациях. Ее свойства

Для нее характерны социальные отношения типа :

подчинения,

зависимости,

неравенства.

Иерархия – это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.

Иерархия выступает в нескольких значениях :

. централизация. Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: … чтобы сэкономить труд централизации… иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.

. иерархия как человеческие отношения. Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.

. иерархия функционирует как власть. Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

12. Организационный эффект

Эффект Организационный – проявление синергии в социальных организациях. Означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять.

стратегический менеджмент организация управление

Список литературы

1.Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. – М.: ТЕИС, 2004. – 239 с.

2.Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. – СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1. – 468 с.

.Веснин, В.Р. Основы менеджмента./ В.Р. Веснин. М.: ТД. «Элит-2000», – 2001. – 440 с.

.Мильнер Б.З. Теория организации. Учеб. 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

.Смирнов Э.А. Основа теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М. ЮНИТИ, 1998.

.Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973

.Мильнер Б.З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.

.Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.Юнити. 1998.

Стратегический менеджмент организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *