Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 787,93 Кб

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Курсовая
работа

Совершенствование
системы управления рисками в туроперейтинге

Научный руководитель:

Баринова Е.Я.

Москва – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА
1. Теоретические аспекты системы управления рисками на предприятии

1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска

1.2 Системный подход к управлению рисками на предприятии

ГЛАВА
2. Анализ управления рисками в туроперейтинге

2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков

.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ

2.3 Регулирование рисков в туроперейтинге

.4 Методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге

.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы
управления рисками в туроперейтинге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной
жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления
любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим
главным и непременным критерием нормальной дееспособности современной
организации является умение высшего руководства, опираясь на строго научную
основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и
эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от
эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.
Организация, стремящееся занять ведущее место на рынке и желающее получать
максимум прибыли, не может остаться в стороне от изменений, новых взглядов и
подходов к управлению рисками. В результате этого необходимо рассмотреть все
риски, как внутренние, так и внешние, которые могут помешать организации
достичь целей. Если же риски не учитывать или ими не управлять, то вероятность
оказаться в экономически безрадостной ситуации или банкротстве весьма высокая!
Как правило, игнорирование возможных рисков ведет к скорому ухудшению
финансовых показателей. Поэтому риск – это финансовая категория.

Исходя из вышесказанного, целью данной курсовой работы является
исследование проблемы управления рисками, и разработка механизмов управления
рисками в туроперейтинге.

Для достижения цели работы были решены следующие задачи:

.        Был изучен риск, как экономическая категория.

.        Была рассмотрена классификация рисков.

.        Был рассмотрен системный подход к управлению рисками.

.        Был проведен анализ специфики и факторов возникновения
туристических рисков.

.        Была проанализирована оценка рисков в туроперейтинге РФ.

.        Было проанализировано регулирование рисков в туроперейтинге.

.        Были проанализированы методы внутреннего менеджмента рисков в туроперейтинге.

.        Было разработано мероприятие по совершенствованию системы
управления рисками в туроперейтинге.

Предметом курсовой работы станет методология понятия
"риск-менеджмент", которое непосредственно взаимосвязано с
управлением рисками в туроперейтинге. Риском можно и необходимо управлять, то
есть использовать определенные меры, позволяющие максимально прогнозировать
наступление рискового события и применять соответствующие мероприятия к
снижению степени риска.



Методологическую основу исследования составили концепции и взгляды
отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных
семинаров и конференций, связанные с проблемами риска.

Данная курсовая работа предполагает обобщение имеющихся в открытой печати
информации и сведение её в единое целое с выделением основных мер, которые
могут уменьшить возникновение рисков в туроперейтинге.

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТУРОПЕРЕЙНИНГЕ

1.1 Риск как экономическая категория. Классификация риска

управление риск туроперейтинг менеджмент

Любая туристическая деятельность связана с определенными рисками –
финансовыми, природно-естественными, экологическими, политическими,
транспортными, имущественными, производственными, торговыми, коммерческими,
инвестиционными, рисками, связанными с покупательной способностью денег,
инфляционными и дефляционными, валютными, рисками ликвидности, упущенной
выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь, процентными, кредитными,
биржевыми, селективными.

Иными словами, с внутренними рисками, которые формируются в процессе
создания турпродукта, и внешними т.е. воздействующими со стороны внешней среды.
Наличие такого огромного количества разновидностей рисков, которые для каждой
отдельной туристической организации – свои, обуславливает необходимость их
анализа, учета и управления.

Сложность классификации рисков заключается в их многообразии. С риском
предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и
долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых
подвержены все без исключения предпринимательские организации. Но наряду с
общими есть специфические виды риска, характерные для определенных видов
деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой
деятельности, а последние, в свою очередь, от рисков в туроперейтинге. Видовое
разнообразие рисков очень велико – от пожаров и стихийных бедствий до
межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем
предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. Примером в
туроперейтинге могут служить политические, экономические риски и др.,
непосредственно влияющие на туристическую деятельность.

Политические риски – это риски, обусловленные изменением политической
обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность, в частности на
туристическую (закрытие границ, запрет на въезд и выезд, военные действия на
территории страны и др.).

Экономические (коммерческие) риски – это риски, обусловленные
неблагоприятными изменениями в экономике страны. Наиболее распространенным
видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются
изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность
своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и
др.

Внешние факторы, влияющие на уровень риска в туроперейтинге
подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного
воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты
туристической деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не
могут оказывать прямого влияния на туристическую деятельность и уровень риска,
но способствуют его изменению.

Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира
порождает новые виды рисков, которые довольно трудно определить, оценить
количественно. Усиление компьютеризации и автоматизации
производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских организаций
приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы и
вычислительной техники. Особое значение в последние годы приобрели риски,
связанные с политическими факторами, так как они несут с собой крупные потери
для предпринимательства, в том числе и для предпринимательства в области
туристской деятельности.



В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства,
нет стройной системы классификации хозяйственных рисков. Существует множество
подходов и попыток классифицировать риски. Определенный интерес представляет
классификация рисков предложенная профессорами Б.Мильнером и Ф.Лиисом, всю
совокупность рисков они подразделяют на две основные группы:

) внешние: политические, законодательные, природные, региональные,
отраслевые, макроэкономические (инфляционные, валютные, процентные,
структурные);

) внутренние: производственные (технологические, квалификационные, риск
поставки, транспортные), инвестиционные (деловой риск, риск снижения
доходности, селективный риск, временной риск), коммерческие (торговые, потеря
конкурентоспособности, ценовая дискриминация, риск расчетов).

Ю. Осипов различает три вида риска связанного с предпринимательской
деятельностью: инфляционный, финансовый и операционный. В свою очередь С.
Валдайцев разделяет все риски на две группы: коммерческие и технические [13,
стр. 45]. Существуют и другие подходы к классификации предпринимательских
рисков, но они, как правило, повторяют рассмотренные выше.

С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей
деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации
может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается
какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими
источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность
самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды,
оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности.

Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках),
особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю
возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в России или в
стране зарубежного партнера – это источник потерь в результате взыскания
штрафных санкций с туристической фирмы со стороны государственных органов.
Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для
предпринимателя.

По сфере возникновения риски в туроперейтинге можно подразделить на
внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя
среда по отношению к туристической организации. Предприниматель не может
оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей
деятельности.

Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с
деятельностью туристической организации. Речь идет о непредвиденных изменениях
законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а
соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате
начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго и т.п.

Источником внутренних рисков является сама туристическая фирма. Эти риски
возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой
политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении. Основными среди
внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем
и чертами характера сотрудников туристической фирмы.

С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на
кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски,
которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка
времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время
перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.



К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают
предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в
определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с
несовершенной правовой системой.

Поскольку основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не
переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять
допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск – это угроза
"полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от
предпринимательской деятельности в целом". Следующая степень риска, более
опасная в сравнении с допустимым, – это критический риск. Этот риск связан с
опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида
предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический
риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при
возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск
второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в
результате осуществления данной предпринимательской деятельности, то есть
вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать
затраты за свой счет. Под катастрофическим понимается риск, который
характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем
все имущественное состояние предпринимателя. Катастрофический риск, как
правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном
случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный
вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества.

По степени правомерности риска могут быть выделены: оправданный
(правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все риски можно также
разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования:
страхуемые и не страхуемые. Предприниматель может частично переложить риск на
другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив
определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды
риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и
др., предприниматель может застраховать.

При рассмотрении влияния внутренних и внешних рисков на деятельность
организации необходимо более подробно проанализировать:

политический риск;

производственный риск;

коммерческий риск;

финансовый риск;

технический риск;

отраслевой риск;

инновационный риск.

Политический риск – это возможность возникновения убытков или сокращения
размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Политический
риск условно можно также подразделить на страновый, региональный,
международный.

Эффективная предпринимательская деятельность, сопряжена с освоением новой
техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства.
Однако внедрение новой техники и технологии ведет к опасности техногенных
катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В
данном случае речь идет о техническом риске.

Технический риск определяется степенью организации производства,
проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер
безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами
предпринимательской фирмы.

Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних
рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски
непосредственное влияние и возникновение их, как правило, зависит от
деятельности самого предпринимателя.



Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг;
с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой
предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья,
роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых
методов производства. К основным причинам производственного риска относятся: снижение намеченных объемов производства и реализации
продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования,
потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных
материалов, повышенного процента брака производимой продукции; снижение цен, по
которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее
недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры,
падением спроса; увеличение расхода материальных затрат в результате
перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения
транспортных расходов, торговых издержек, накладных и побочных расходов; рост
фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет
выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным
сотрудникам; увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате
изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы
сторону и их отчислений в процессе деятельности; низкая дисциплина поставок,
перебои с топливом и электроэнергией; физический и моральный износ оборудования
отечественных предприятий.

Прямая зависимость от производственного риска наблюдается у отраслевого
риска, либо рисков так как производство чего либо подразделяется по отраслям
производства товаров или услуг. Отраслевой риск – это вероятность потерь в
результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих
изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.

Инновационный риск – это вероятность потерь, возникающих при вложении
предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг,
которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и
услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Коммерческий риск включает в себя: риск, связанный с реализацией товара
(услуг) на рынке; также с транспортировкой товара (транспортный); риск,
связанный с приемкой товара (услуг) покупателем; риск, связанный с
платежеспособностью покупателя; риск форс-мажорных обстоятельств.

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе
часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако
коммерческий риск – это один из видов предпринимательского риска.

К финансовому риску относятся: валютный
риск; кредитный риск; инвестиционный риск.

Валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения
курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и
фактическим производством расчетов по нему.

Экономический риск для предпринимательской фирмы состоит в том, что
стоимость ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в
национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также
относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых – акции или долговые
обязательства – приносят доход в иностранной валюте. Риск перевода имеет
бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в
иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной
валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается.



Кроме этого, следует различать валютный риск для импортера и риск для
экспортера. Риск для экспортера – это падение курса иностранной валюты с
момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время
переговоров. Риск для импортера – это повышение курса валюты в отрезок времени
между датой подтверждения заказа и днем платежа. Таким образом, при заключении
контрактов необходимо учитывать возможные изменения валютных курсов. Одним из
важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях
рыночной экономики является кредитный риск. Кредитный риск связан с
возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых
обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования
деятельности фирмы внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в
процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими
финансовыми учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с
акционерами.

Зарубежные экономисты выделяют имущественный, моральный и деловой риск.
Деловой риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя производить
прибыль за определенный период времени. Под моральным риском подразумевается та
часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных
качеств заемщика. Имущественный риск определяется тем, достаточно ли
собственных активов заемщика для покрытия объема кредита.

Следующий вид финансового риска – инвестиционный риск. Данный вид риска
связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в
различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными
подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги, но это
понятие много шире и включает в себя все возможные риски, возникающие при
инвестировании денежных средств. [2, стр.41-43]

1.2 Системный подход к управлению рисками

Разные виды и типы рисков тесно связаны между собой и
представляют целостную систему, при этом взаимно завися друг от друга. Субъект
туристической деятельности, который мыслит рационально, не должен полагаться на
стихийно-естественный ход событий, а научиться управлять экономическими
рисками. Поскольку риски связанные с экономической деятельностью объективно
неизбежны, то первое условие управления ими – умение предусмотреть их и снизить
до максимально возможного уровня. Для этого необходимо – знать общие и конкретные
причины определенного вида риска, определить обстоятельства при которых он
возникает, оценить вероятность его появления, сопоставить выгоду и риск.
Выявление причин и обстоятельств появления рисков в туристической деятельности
предусматривает отчленение объективных факторов, которые не зависят от
деятельности предпринимателей (наличие конкурентов, инфляция, качество
действующего законодательства и др.), от субъективных (уровень организации
труда, качество форм и систем заработной платы и т.п.). Лишь после этого можно
наметить оптимальные направления деятельности, следовательно, рационально
контролировать риск. Управление риском или иными словами риск-менеджмент – это
системный процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на
преодоление негативных событий вызванных случайно, которые минимизируют
неблагоприятное влияние на организацию факторов неопределенности
альтернативного выбора, сокращения возможных потерь, обусловленных риском.

Для организации в равной мере важно управлять политическими,
финансовыми, технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать



противопожарную безопасность, управлять действиями в
условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др. Управление рисками
должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою
стратегию, тактику, оперативную реализацию. Отмечается, что важно не только
осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и
средства такого управления. Высокая эффективность расходования ресурсов при
выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках
системного подхода. Этот подход в управлении рисками, является самым
распространённым.

Управление риском становится актуальным после
обнаружения риск проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и
моделирования риска. Вообще же по отношению к риску, как вероятной неудаче,
возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация
ущерба, поглощение. Предупреждением (устранением) называют исключение источника
риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении
риска же выделяют два подхода: широкий и узкий. Узкий подход состоит в
предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых за счет
страховых сумм и по инициативе страховщика. Широкий подход реализуется вне
рамок страхования.

Самострахование – принятие риска на себя, создание
субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка.

Поглощением риска называют принятие его без
дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.

Поглощение риска характерно для современной
социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам:

отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у
юридических, так и у физических лиц;

относительной ненадежности части страховщиков в
условиях политической нестабильности, инфляции, отсутствия доходных и надежных
инвестиционных инструментов.

Это обстоятельства делают для предпринимателей
управление риском особенно актуальным.

В связи с усложнением условий
производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием
источников и возможных последствий риска их необходимо рассматривать в
системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и
производственной деятельности субъектов рынка.

Необходимость системного подхода связана и с ростом
расходов на контроль и управление рисками на всех иерархических уровнях
(государство, предприятие, индивидуум). Эти расходы снижают эффективность
общественного производства, а также могут влиять на социально-экономическую
ситуацию в стране.

Основной целью системы управления рисками является
обеспечение успешного туроперейтинга находящегося в условиях риска и
неопределенности. [6, c.12 – 13]

Управление рисками в туроперейтинге не всегда
эффективно, грамотно и целесообразно. Это связано прежде всего с тем, что
прежде отсутствовала информационная база, научная основа, соответствующие
исследования, система и опыт в сфере управления рисками в туроперейтинге.

Методологический подход к риск-менеджменту основывается
на старых и новых взглядах на данную проблему.

Стоит отметить, что с необходимыми условиями которые
выдвигает время является переход от фрагментированной, эпизодической,
ограниченной модели управления рисками к непрерывной, интегрированной и расширенной.
Поэтому необходимо риск-менеджмент рассматривать как процесс, слаженный и
взаимосвязанный.

Процесс управления рисками в туроперейтинге основан на
комплексе защитных мероприятий против основных форм рисков, прежде всего
критического и абсолютного. К основным из них относятся – страхование риска,
изучение рынка, изучение клиентов (проверка их платежеспособности), текущий
контроль, использование залога, диверсификация риска, изучение конкурентов,
эффективное стимулирование менеджеров от которых в наибольшей степени зависит
снижение степени рисков.



Решение – центральное звено любого управления.
Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для
них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии
решений.

По месту в процессе управления риском могут быть
выделены решения:

риск-целеполагания по выбору целей управления риском.
Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы и формализованы.
Формальные методы синтеза целей не разработаны;

– риск-маркетинга по выбору способов (предупредить, снизить, страховать,
поглотить) или инструментов (конструктивные, технологические, финансовые и
т.п.) управления риском.

Эти решения допускают формализацию, в частности,
использование функционально-логических методов;

риск-менеджмента по поддержанию баланса в треугольнике
"люди – ресурсы – цели" в процессе достижения поставленных риск-целей
при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.

Снижение риска возможно:

1) на этапе планирования операции или проектирования
образцов – введением дополнительных элементов и мер;

) на этапе принятия решений – использованием
соответствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев
Вальда ("рассчитывай на худшее") или Седвиджа ("рассчитывай на
лучшее") или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине
(при этом альтернативы, не удовлетворяющие ограничению на риск, не
рассматриваются);

) на этапе выполнения операции и эксплуатации
технических систем – посредством строгого соблюдения и контроля режимов
эксплуатации.

В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут
иметь различное отношение эффективности (снижения вероятности недопустимого
ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их
увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях
экономически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства
не на предупреждение или снижение риска, а на возмещение возможного ущерба. В
последнем случае используют механизм страхования.

По степени важности учета временных ограничений на
разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в
реальном масштабе времени – такие системы, в которых решения принимаются и
реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том
числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных
решений. Представляется возможным выделить из решений в реальном масштабе
времени "кризисные решения".

Кризисным решением называется решение, принимаемое в
момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область
неуправляемых или недопустимых состояний.

Риск-менеджмент в рамках туроперейтинга необходим,
поскольку желание туристической организации учитывать и управлять всеми рисками
вполне естественно, т.к. это ведет к определенной защите и увеличению стоимости
всей туристической организации. Но это не возможно сделать в рамках
туроперейтинга если не учитывать факторы[5,стр.56]:

знание рисков, их взаимосвязи, владение информацией о
возможных компенсациях, об уровне риска, который считается допустимым в
понимании руководства туристической организации и заинтересованных лиц;

понимание того как риск отражается на финансовом
положении и доходах туристической организации, а также сведения о вероятности и
уровнях значимости всех рисков;

анализ существующих противоречий в риск-менеджменте
туристической организации и меры эффективности распределения ресурсов с учетом
степени риска;

сокращение изменчивости прибыли за счет разработки системы
стимулирования на основе риска, поиска новых возможностей финансирования и/или
передачи риска с использованием существующей инфраструктуры для управления
рисками. [7,c.295]

2. Анализ рисков в туроперейтинге

2.1 Специфика и факторы возникновения туристических рисков

Во многих исследованиях термин "риск" связывается с опасностью
потенциально возможных потерь в различных сферах деятельности (потери
материальных и финансовых ресурсов, недополучение доходов, непредвиденные
дополнительные расходы и т. п.) Иначе говоря, основная посылка анализа риска в
любой экономической системе состоит в его отождествлении с количественной или
стоимостной мерой опасности. В соответствии с этим содержание туристских рисков
охватывает всевозможные угрозы в отношении участников туристского рынка.
Поэтому всю совокупность туристских рисков представляется целесообразным
разделить на две группы: риски, которым подвержены туристы при планировании и
осуществлении тура (собственно туристские риски), и риски деятельности туристских
предприятий при формировании, продвижении, реализации тура и оказании
рекреационных услуг (экономические или хозяйственные риски). Первая группа –
это неблагоприятные события, связанные либо с материально-финансовыми потерями
(утрата и порча имущества во время туристских поездок, финансовые убытки,
кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Вторая группа рисков
обусловлена характером деятельности предприятий рекреационно-туристского
комплекса и представляется более интересной для анализа вследствие сложности
его финансово-хозяйственных связей. Специфические особенности экономических
рисков в туристском секторе экономики:

туристские риски связаны с ущербом не только для туроператоров и
турагентов как организаторов туризма, но и для предприятий смежных отраслей и
самих туристов, а также всего растительного и животного мира,
культурно-исторического наследия;

поскольку в некоторых случаях туристский риск включает в себя риск для
жизни и здоровья туриста, то к его уровню на предприятиях рекреационно-туристской
сферы должны предъявляться особенно жесткие требования;

туристский риск образуют как финансово-экономические, связанные с
хозяйственной деятельностью предприятий, так и природные, не зависящие от
человека и организаторов туризма источники опасности, которые вместе с тем
могут находиться во взаимосвязи.

И все же главная специфическая черта туристского риска с позиций
туристского комплекса как экономической системы – это его многоаспектность. Она
связана с сопряженностью включаемых в туристскую индустрию отраслей, которые
усиливают эффект от туризма благодаря действию механизма мультипликатора.
Однако обратная сторона мультипликатора заключается в том, что каждая отрасль
имеет собственную спецификацию риска и поэтому вносит свой добавочный вклад в
общий уровень туристского риска. Например, транспортные предприятия инициируют
риски аварийности туристских перевозок, коллективные средства размещения (КСР)
– сервисные риски обслуживания, аттрактивные предприятия – вероятность
причинения вреда жизни и здоровью при эксплуатации технических устройств. При
этом на все предприятия туристской индустрии оказывают влияние риски, которые с
определенной долей условности можно определить как универсальные, т. е.
действующие на любой хозяйствующий субъект вне зависимости от его отраслевой
принадлежности и организационно-правовой формы. Речь идет о финансовых,
инвестиционных, кадровых, инфляционных и других рисках. Следует отметить, что в
анализе отождествление туристского риска только с опасностями и потерями носит ограниченный
характер. Его можно рассматривать как явление, которое связано не только с
вероятностью неудачи, потери, ущерба, но и с шансом на успех, с возможностями
получения каких-либо позитивных последствий. Другими словами, ситуация риска в
некоторых случаях становится благоприятным фактором развития туризма.

Так, туристская организация может выступить как участник рынка венчурного
капитала. Традиционные направления венчурного финансирования связываются с
высокотехнологичным производством (как правило, в сфере малых и средних частных
компаний), позволяющим вывести на рынок наукоемкую продукцию. Однако главная
задача венчурных фондов – повышение капитализации той компании, которая сумела
реализовать инновационную идею и тем самым обеспечить себе значительное
рыночное преимущество по сравнению с потенциальными конкурентами [11, с. 59] –
в туристском секторе может быть решена и без помощи самих фондов. Привлечение
капитала без участия специализированных частных или государственных венчурных
компаний осуществляется тогда традиционными способами, т. е. через кредитные и
эмиссионные формы. При этом главный критерий "венчурности" остается
неизменным. Он заключается в инновационности и высокой степени корреляции между
потенциальной прибылью и риском. Поэтому любое туристское предприятие, будь то
турфирма, гостиница, перевозчик, выводящее на рынок новую услугу, может стать
объектом венчурного финансирования. Не исключена также ситуация, когда сама
туристская организация выступает в качестве инвестора при реализации проектов с
повышенным риском.

Для эффективного менеджмента туристских рисков необходимо
идентифицировать факторы риска, которые представляют собой совокупность
предпосылок, увеличивающих вероятность и реальность рисковых событий.
Содержание идентификационной процедуры должно базироваться на анализе
статистических или экспертных данных, причем любой негативный тренд нельзя
относить к причинам риска, поскольку он не обладает атрибутивными качествами
риска. Теория риска постулирует, что источниками риска выступают процессы или
явления, обусловленные случайностью возникновения, неоднозначностью и
вариативностью протекания, неопределенностью исхода.

Несмотря на тезис о возможности вероятностной оценки и о принципиальной
управляемости риска, данные характеристики представляются чрезвычайно жесткими
для социально-экономических систем. В туристском комплексе вероятностным
критериям соответствуют только природно-естественные неблагоприятные явления, а
также отдельные технологические процессы в инфраструктурных объектах. Поэтому
целесообразно некоторое смягчение критерия путем сведения рисков к существенным
и наблюдаемым изменениям тенденций, которые стали или могут стать в будущем
угрозой или барьером развития туризма. Другими словами, если имеет место
внезапное изменение вектора туристского развития, подтвержденное экономическими
индикаторами, то это является необходимым и достаточным условием для
идентификации проблемы как фактора экономического риска.

В табл. 2.1.1 представлена динамика основных индикаторов туристской
индустрии. Рост в последние годы большинства экономических показателей
объясняется "бумом спроса" на туристские услуги, который ориентирован
прежде всего на зарубежный рынок. В течение последних 15 лет прослеживается
тенденция к росту объемов выездного туризма и потере привлекательности
российских рекреационных зон среди иностранных граждан. Так, за первое
полугодие 2010 г. Превышение выездных туристских потоков над въездными
составило 4,7 раза (в 2000 г. оно было равно 1,7, в 1995 г. – 1,4). Главной причиной
отсутствия потребностей в отдыхе внутри России является то, что внутренние цены
сравнялись и даже превысили цены на аналогичные предложения по выездному
туризму. Годовые темпы инфляции на внутренние туристские услуги более чем в 2
раза превышают рост цен на выездные туры (табл. 2.1.1). Однако разнообразие
международных туристских предложений, высокое качество обслуживания на
зарубежных курортах делают неконкурентоспособным рынок внутреннего туризма.
Средняя цена путевки на курорты Турции в июне 2010 г. в расчете на 1 человека
составляла 16 тыс. 331 руб. (8 дней / 7 ночей). Цена аналогичного пляжного тура
в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова -24 тыс. 687 руб.
Санаторно-оздоровительные услуги в российских курортных зонах ненамного дешевле:
средняя стоимость одного дня (без учета проезда) в санатории – 1 тыс. 400 руб.,
в пансионате – 998 руб.1 С учетом низкого уровня сервиса на
отечественных курортах оценка среднестатистическим туристом различных
предложений по критерию "цена – качество" складывается не в пользу
российского туристического комплекса.

Динамика экономических показателей туризма в России.

Показатель

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010*

Туристский поток, тыс.
поездок: • въездной • выездной

 2598 4485

 2380 4191

 3106 5044

 3152 5640

 2861 6557

 2433 7753

 826 3851

Число КСР**, ед.

9058

8915

8581

8517

8620

9269

9865

9968

Внешнеторговый оборот (ВТО)
туристских услуг млн долл.

12 277

12 857

15 450

17 382

20 955

23 270

25 863

13 312

Доля туристских услуг в
общем объеме ВТО товаров и услуг, %***

7,0

6,9

7,5

6,8

6,3

5,4

4,8

4,5

Платные услуги, млрд. руб.:
• туристские • санаторно-оздоровительные услуги • услуги гостиниц

 10,6 16,8  16,2

 13,9 19,9  21,1

 15,2 22,9  32,1

 18,3 25,8  41,4

 23,8 30,5  52,3

 33,8 36,1  60,1

 45,2 42,8  74,7

 – –  –

Индексы цен, %:**** •
услуги зарубежного туризма • санаторно-оздоровительные услуги • экскурсионные
услуги

 __ __  __

 – –  –

 108,0 122,1  118,2

 104,9 119,0  116,7

 102,8 112,8  124,7

 102,4 111,2  115,5

 104,3 115,2  107,1

 106,2 115,6  115,6

1-
Рассчитано по данным Росстата [Индексы потребительских цен]

Примечания.

* Данные за январь-июнь 2010 г.

** На конец года.

*** Показатель доли туристских услуг рассчитан по данным статьи
"Поездки" счета текущих операций Платежного
баланса РФ.

**** Декабрь к декабрю прошлого года.

Составлено по: [Индексы потребительских цен; Платежный баланс РФ; Туризм
в цифрах…,2010].

Негативная тенденция к сокращению сети КСР, наблюдавшаяся в 1993-2003
гг., претерпела изменения в 2007 г., и за три года (2007-2010 гг.) общее
количество КСР увеличилось на 1 тыс. 348 единиц (табл. 2.1.1) прежде всего за
счет роста числа гостиниц и аналогичных средств размещения. Однако в настоящее
время существенной проблемой туристской индустрии является
диспропорциональность развития КСР по экономическим регионам РФ и степени
комфортности. На центральный регион приходится 39,1% рекреационно-туристической
инфраструктуры (из них 14,4% – в Москве), причем вместимость составляет 34,5%
от всей базы размещения. На остальные регионы только 10-15% туристских объектов
[9, c.123-127]. Многообразие факторов риска
приводит к появлению рисков, связанных практически со всеми сферами туристской
деятельности. Их классификация может быть основана на достаточно большом
количестве критериев, таких как: тип или вид субъекта управления, степень
риска, характер учета риска и т. д. Признавая важность данных классификационных
признаков, следует отметить, что, наиболее точно отражает характер работы
субъектов туристского рынка с позиций риск-менеджмента обобщенный критерий –
сфера возникновения и влияния рисков. На базе этого критерия и на примере
деятельности туроператора приводим следующую классификацию рисков (рис.2.1.1).

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Рис. 2.1.1. Классификация туроператорских
рисков

На рисунке наглядно видно, что за рамками данной классификации остались
собственно туристские риски связанные с вероятными проблемами самих туристов
при планировании и осуществлении туристских поездок.

Вместе с тем следует учитывать, что туристские риски имеют локальный во
времени характер, т. е. ситуация риска ограничена определенными
хронологическими рамками. Далее проявляются последствия риска, которые могут
быть разной тяжести и способны образовывать определенный тренд. Другими
словами, необходимо разделять само содержание риска как потенциальной угрозы и
результат риска как наступивший, а не вероятностный ущерб.

2.2 Оценка рисков в туроперейтинге РФ

Элементом управления туристскими рисками на макроуровне выступает оценка
степени диспропорциональности развития туризма по экономическим регионам, а
значит, и уровня региональных рисков. Такую оценку целесообразно проводить с
помощью различных показателей, среди которых наиболее подходящими являются
коэффициенты дифференциации. Они характеризуют глубину неравномерности
какого-либо социально-экономического явления (например, оплаты труда, уровня
жизни) и применительно к туристской деятельности могут быть представлены в виде
следующей модели:

 = n√K диф.1 * K диф.2*…* K диф.n

где I – индекс дифференциации регионального туризма (ИДРТ); Kдиф = xmax
i/xmin i – индивидуальный коэффициент дифференциации; xmin i и xmax i –
минимальное и максимальное значения i-го показателя туризма для двух
соответствующих субъектов РФ; i = 1, 2, … , n; n – число показателей.

Данный индекс можно рассчитывать для федеральных округов или для
отдельных туристских зон федерального значения, имеющих четкую привязку к
административным границам субъектов РФ. В любом случае ИДРТ отражает степень
различий в развитии туристской деятельности региона и в сравнении с аналогичным
индексом других регионов характеризует общий уровень неравномерности. Чем выше
данный коэффициент, тем сильнее поляризация регионального развития и тем выше
уровень региональных рисков. Для практических расчетов и на основе
статистических данных регионального развития туризм1 будем
использовать модель ИДРТ с 32 показателями.

Их можно объединить в следующие шесть групп:

)        показатели КСР: численность, вместимость и количество
обслуженных лиц для КСР гостиничного типа и специализированных КСР с разбиением
последних на 4 элемента: санатории и пансионаты с лечением, дома и пансионаты
отдыха, базы отдыха, туристские базы;

) показатели предприятий общественного питания2: вместимость,
площадь зала для обслуживания, средняя численность работников и оборот
общественного питания (с учетом наценки общепита и НДС);

)финансовые показатели: суммы дебиторской и кредиторской задолженности
организаций туризма, а также сальдированный финансовый результат (прибыль минус
убыток);

) средние потребительские цены на услуги в сфере туризма и отдыха:
стоимость автобусной экскурсии, проживание в гостинице 2*-3*, в санатории, в
доме отдыха, а также стоимость заказанного обеда в ресторане;

) показатели занятости: среднесписочная численность работников
гостиничного хозяйства, оздоровительных учреждений и организаций отдыха,
туристских фирм;

Результаты расчетов ИДРТ по семи федеральным округам показаны на рис.
2.2.1. Самая высокая степень дифференциации наблюдается у Южного Федерального
округа. Это объясняется крайне резкими отличиями в инфраструктурной
составляющей туризма Краснодарского края и остальных субъектов. Так, в 2006 г.
вместимость специализированных КСР в Краснодарском крае составляла 197,2 тыс.
мест, а в Республике Дагестан – 2,1 тыс. мест, в Ингушетии – 0,12 тыс. мест, в
Калмыкии – 0,04 тыс. мест. В Ингушетии, например, на конец 2006 г. не было ни
одной зарегистрированной турфирмы, на ее территории функционировало только пять
КСР, из которых три – гостиницы, а два – специализированные КСР. Для Южного
Федерального округа характерна концентрация миллионов туристов на узкой полосе,
в то время как близлежащие территории с уникальными ресурсами не используются
вообще или используются для одного-двух видов туризма. По оценкам экологов и
специалистов в области туроперейтинга, степень освоенности ресурсов в
приморской зоне центральных районов черноморских курортов составляет 80-100%, а
в горной и степной зоне – только 10-15%.

Эта проблема обостряется еще и тем, что темпы строительства новых
объектов и модернизация старых в районах с высокой плотностью туристских
прибытий не соответствуют темпам роста платежеспособного спроса.

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Рис. 2.2.1 Значения индекса дифференциации регионального туризма по
федеральным округам РФ

Сегодня неравномерность развития туризма в Южном округе еще больше
усиливается, поскольку в условиях подготовки к Олимпиаде-2014 основные
финансовые ресурсы и технологии будут направлены на развитие Краснодарского
края, прежде всего района Сочи. Как это ни парадоксально звучит, но решение о
проведении в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр стало фактором региональных
рисков. Положительный эффект от привлечения многомиллиардных инвестиций в
экономику края ожидается только в будущем, однако уже сегодня проявляются
некоторые неблагоприятные последствия. Так, сразу же после объявления
положительного решения Международным олимпийским комитетом произошел резкий
рост цен на товары и услуги в Краснодарском крае. По данным российской
статистики, в третьем квартале 2009 г. внушительный рост цен наблюдался на
вторичном рынке жилья: средняя цена одного квадратного метра выросла, по
сравнению со вторым кварталом 2009 г., на 6 тыс. 795 руб. Индекс цен на
вторичном рынке жилья в крае только за один этот квартал составил 117,54%,
тогда как в целом по России он был равен 103,86%. Цены на недвижимость догнали
и превысили общероссийский уровень. Высокое
значение ИДРТ для Центрального Федерального округа связано с доминированием на
рынке туристских услуг Москвы и Московской области как главных центров страны
по приему и обслуживанию туристов, прибывающих в столичный регион с целью
отдыха, оздоровления и развлечений. Самый заметный разрыв с другими субъектами
округа наблюдается по финансовым показателям. В Москве сконцентрировано более
90% всех финансовых ресурсов страны, определенная часть которые обслуживает и
объекты туристского комплекса: турфирмы, гостиницы, предприятия общественного
питания, транспорт. В 2009 г. оборот общественного питания в Москве составил
60,9 млрд руб., что больше, чем, например, в Тульской области, в 76,2 раза.
Прибыль московских организаций туризма превышала прибыль предприятий Тульской
области в 1015 раз. Такой внушительный разрыв наблюдается на фоне развитых в
туристском отношении областей центральной части России.

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Рис. 2.2.2. Динамика средних цен на вторичном рынке жилья

Если исключить из модели группу финансовых показателей, то для
Центрального округа уровень индекса уменьшится с 64,1 до 27,5, что сопоставимо
с показателями Приволжского, Уральского и Дальневосточного округов. Эти округа
характеризуются разным абсолютным уровнем материально-технической базы туризма,
но по степени дифференциации туристского развития имеют схожие параметры.
Примерно одинаков и профиль их туристской деятельности: он ориентирован
преимущественно на экскурсионно-событийный туризм и в меньшей степени – на
курортный отдых. Основными туристскими ресурсами этих
регионов являются памятники природы и историко-культурные объекты
экскурсионного показа, народные художественные промыслы, центры паломничества.
Промежуточное положение Сибирского Федерального округа между округами с высоким
и низким уровнем индекса региональной дифференциации связано с тем, что, с
одной стороны, этот округ имеет серьезные разрывы в инфраструктурной
обеспеченности разных районов. На его территории находятся 16 субъектов РФ, 4
автономных округа которых практически не вовлечены в туристскую отрасль. В
Эвенкии, например, в 2009 г. функционировали только две гостиницы, и не было ни
одного специализированного КСР и ни одной турфирмы. В туристско-гостиничной
инфраструктуре Сибирского округа доля автономных округов составляет 1,7%, а
удельный вес граждан, пользующихся туристскими услугами в этих округах, не
превышает 1%. С другой стороны, субъекты-лидеры по экономическим показателям
туризма имеют такие характеристики, которые в ряде случаев ниже показателей
других регионов.

.3 Регулирование рисков в туроперейтинге

Многообразие и масштабы воздействия рисков ставят проблему поиска
эффективных методов и инструментов их предотвращения и снижения. С учетом
возможностей влияния на уровень и содержание рисков они реализуются по двум
направлениям (макроэкономическое регулирование и внутренний риск-менеджмент).

Макроэкономическое регулирование имеет следующие составляющие:

. Четкие правила, регулирующие риски в туроперейтинге, а также систему
информационного обеспечения ее участников;

. Эффективный государственный надзор за деятельностью туроператоров на
рынке внутреннего и международного туризма;

. Надежную и эффективную систему финансовых и
организационно-экономических гарантий безопасности туристов.

Административное и экономическое регулирование рисков со стороны
государства предполагает существование системы туристского законодательства и
подзаконных актов, описывающих механизмы и процедуры эффективного решения
проблемных ситуаций. Государственное вмешательство в туристский сектор означает
сочетание и тесную взаимоувязку принимаемых законов, с одной стороны, и
конкретных правительственных мероприятий, призванных обеспечить осуществление
их на практике, а так- же надзор за реализацией, – с другой. В русле мировых тенденций
и с учетом большого числа нерешенных проблем в 2006 г. Госдумой РФ были приняты
поправки к Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации", которые вступили в силу 1 июня 2007 г. Их главная
цель заключается в упорядочении туроператорского рынка путем формирования
единого федерального реестра туроператоров.

Чтобы обеспечить российских туристов качественными и низкорискованными
туристскими продуктами, государство обязывает туроператоров иметь договор
страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию исполнения
обязательств по договору о реализации туристского продукта. Институт финансовых
гарантий достаточно успешно применяется в США, Испании, Великобритании, Израиле
и других странах, причем размеры финансового обеспечения могут устанавливаться
как для туроператоров, так и турагентов и варьироваться в пределах от 20 до 150
и более тыс. долл. [3,с.110-111]. Для европейских стран наличие механизма
государственного страхования туристских рисков является обязательным условием
членства в ЕС.

В настоящее время основная масса российских
туроператоров (более 95%) заключила договоры страхования. Практически все фирмы
установили минимальный порог размера финансового обеспечения, который определяется в договоре страхования ответственности
туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 500 тысяч рублей
– для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
10 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного
туризма; 30 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в
сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от
реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по
данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или
опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также
для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма,
применяющих упрощенную систему налогообложения; 60 миллионов рублей – для
туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае,
если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта,
составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на
конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с
законодательством Российской Федерации; 100 миллионов рублей – для
туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае,
если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта,
составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на
конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с
законодательством Российской Федерации. (ФЗ "Об
основах туристской деятельности в РФ" <#”561765.files/image004.gif”>

Рис. 2.4.1. Элементы системы менеджмента туристской деятельности

В табл. 2.4.1. представлена выборка наиболее характерных для
экстремального туризма программ с указанием соответствующих рисков и стоимости.
В данном случае риски носят внеэкономический характер и влияют только на самих
туристов (изолированно от других субъектов туристского рынка) при их подготовке
и совершении туристской поездки. Как это видно из таблицы, спецификация риска
зависит от конкретной программы, однако общими чертами являются высокая
стоимость таких продуктов и сильное влияние природно-естественных рисков.
Турист как бы окунается в иную среду, платит за это большие деньги и испытывает
на себе всевозможные угрозы (жару, холод, необустроенность быта и.т.д.) –
такова специфическая форма несения туристского риска.

Некоторые программы экстремального туризма

Таблица №2.4.1

Программа

Направление и сроки

Туристские риски

Стоимость, руб./чел.

На крыльях к Южному полюсу

Путешествие в Антарктику,
10 дней, ноябрь 2009 г.

Ледниковые расселины,
опасности антарктической фауны, возможность обморожения, изменчивые погодные
условия, перепады давления

999 тыс.(без перелета до
Чили)

Новогодняя антарктическая
Одиссея

Путешествие в Антарктику,
13 дней, декабрь 2010 – январь 2011 гг.

Те же

350 тыс. – 431 тыс. 200
(без перелета до Аргентины)

В поисках последних
людоедов в XXI в.

Путешествие по острову
Новая Гвинея, 17 дней, январь 2009 г.

Тропический климат,
отсутствие инфраструктуры, охота в джунглях, посещение племен людоедов

280 тыс. при минимальной
группе из трех человек(без перелета до Индонезии)

Большое ожерелье Южной
Африки

Путешествие в Африку, 37
дней, март 20010г.

Первобытные племена, желтая
лихорадка, два дня в пустыне, дикие животные

228 тыс. 760-248 тыс. 360
(без перелета до ЮАР)

Шаманскими тропами
-экстремальное путешествие в Перу

Путешествие в Южную
Америку, 17 дней, январь 2010 г.

Экстремальные рафтинг и
рыбалка, трудности акклиматизации, перепады температур, шаманские ритуалы,
малярия, москиты

198 тыс. 800 при
минимальной группе из шести человек(без перелета до Перу)

Передача (страхование) риска представляет собой перевод риска от одного
субъекта управления (туроператора) к другому (страховой компании). В
соответствии с Федеральным законом "Об организации страхового дела в
РФ" на туристском рынке могут применяться нормы как личного, так и
имущественного страхования. В первом случае объектами страхования являются
интересы, связанные с возможным причинением вреда жизни и здоровью туристов,
оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев, медицинское
страхование). Во втором случае гражданское законодательство регулирует три вида
страхования: страхование имущества, гражданской ответственности и
предпринимательских рисков. При этом
предлагается использовать измененную классификацию видов страхования. Разделив
всю совокупность рисков туристического комплекса на туристские (влияющие на
туристов при планировании и осуществлении туров) и на экономические (влияющие
на деятельность в туроперейтинге, в нашем случае – туроператоров),
целесообразно и виды страхования идентифицировать подобным образом. Тогда
первая группа будет включать следующие элементы:

обязательное и добровольное медицинское страхование туристов;

страхование туристов от несчастных случаев;

страхование предметов личного пользования и туристского снаряжения;

страхование расходов туристов при несовершенной поездке;

страхование гражданской ответственности туристов, временно выезжающих за
границу (включая и автогражданскую ответственность);

специфические виды страхования (страховки на случай "плохой по-
годы", невозвращения, неоказания отдельных видов услуг и т. д.).

Вторая группа видов страхования включает:

обязательное страхование финансовой ответственности туропера- тора за
неисполнение принятых обязательств;

страхование имущества туроператора;

страхование предпринимательских рисков туроператорской деятельности;

специфические виды страхования.

Определенный интерес для туроператора представляет метод самострахования
как один из способов снижения степени риска (а не передачи, коим является
страхование). В этом случае страховщик с собственными интересами, отличными от
интересов страхователя, как самостоятельная единица отсутствует. Желающий
снизить свои риски туроператор образует за счет внутренних ресурсов (в
частности, из отчислений от прибыли) свой собственный страховой (резервный)
фонд, использование которого позволяет оперативно преодолевать временные
затруднения внутренней финансово – коммерческой деятельности. Вместе с тем
следует учитывать, что самострахование не может обеспечить защиту от крупных
рисков и омертвляет зарезервированные ресурсы.

Следующий метод – создание системы ограничений – предполагает
установление четких лимитов текущей деятельности туроператора. Ими могут быть,
например, предельные суммы средств на содержание аппарата управления,
минимальный пороговый уровень комиссий, максимальное количество видов
туристских программ и предложений, максимальное число туристских агентств,
имеющих договоры на реализацию туристского продукта, и т. д. Целесообразным для
туроператора является установление диапазона изменения основных показателей
финансово-хозяйственной деятельности (коэффициентов ликвидности, маневренности,
автономии и др.). Рестрикциям может подвергаться распределение прибыли
туроператора, касающееся выплат денежного вознаграждения отдельным группам
работников, а также финансирование чрезмерно рискованных туристских программ.
Методы диссипации представляют собой ключевые инструменты туроператорского
риск-менеджмента, наиболее полно описанные при анализе деятельности
производственных систем. Их суть заключается в организационном, финансовом и
технологическом разделении риска с другими контрагентами, а также его
региональное или зональное распределение. На практике эти методы могут осуществляться
в виде организационного объединения различных участников туристского рынка,
заинтересованных в успехе общего дела. В результате туроператор уменьшает
уровень собственного риска, привлекая к решению проблем в качестве партнеров
независимых юридических лиц. Для этой цели создаются альянсы с гостиницами и
перевозчиками, туроператоры вступают в различные консорциумы, ассоциации и т.
д. На российском туристском рынке процессы диссипации затрагивают как
туроператоров, так и турагентов и авиаперевозчиков. Например, в 2008 г. один из
крупнейших российских туроператоров (фирма "Нева") передал 25% акций
немецкому фонду "Квадрита Капитал". ЗАО "Интурист"
приобрело долю в автоброкерской фирме "Мегаполюс-Авиачартер", занимающейся
организацией чартерных рейсов. Тенденцией
российского рынка является неуклонное сокращение количества независимых
туристских фирм и увеличение числа турагентских сетей. На каждом направлении
работают 3-5 компаний, контролирующих до 50% рынка. Появляются так называемые
чартерные пулы, позволяющие объединять в одну программу перевозки предложения
нескольких туроператоров. В 2010 г. на российском рынке авиаперевозок работали
182 авиакомпании, в то время как десять лет назад их было около 400. Укрупнение
рынка туроператоров привело к тому, что в 2010 г. суммарная выручка 50
крупнейших туроператорских компаний, по сравнению с 2009 г., увеличилась на 26%
и составила 3,046 млрд долл. [4].

Другой метод диссипации – диверсификация – реализуется в туристском
секторе по двум направлениям.

. Диверсификация видов деятельности, понимаемая как увеличение числа
используемых или готовых к использованию туристских программ; расширение
спектра предоставляемых туристских услуг; формирование предложений,
ориентированных на различные группы туристов, и т. д.

Потенциал использования метода диверсификации очень широк, поскольку
современный российский рынок туроператорских услуг включает деятельность во
многих областях внутреннего и международного туризма. Ранжирование по степени
убывания спроса позволяет выделить следующие группы: пляжный отдых;
экскурсионные и комбинированные туры; оздоровительный отдых и лечение; морские
и речные круизы (включая аренду теплоходов и яхт); горные лыжи; индивидуальные,
праздничные, религиозные и событийные туры; экстремальный и экологический
туризм; детский и молодежный отдых (включая образовательные туристские
программы); туры за покупками; прочие услуги (бронирование отелей, оформление
виз, прием иностранцев и т. д.). Общее количество независимых туроператорских
программ превышает сегодня 5 тыс. предложений; число стран, в той или иной
форме включенных в эти программы, почти достигло 1004.Более 90% всех
предложений включают туры, связанные с пассивным отдыхом и лечением внутри
России или за ее пределами. Эти
цифры свидетельствуют о том, что туроператорам в современных условиях опасно
концентрироваться на узком круге предоставляемых услуг.

В конечном счете такая политика может привести к утрате конкурентных
преимуществ, заключающихся в возможности рассеивания риска на широкий
ассортимент туристских услуг. Поэтому при наличии организационных и финансовых
ресурсов стратегическое решение должно однозначно приниматься в пользу
диверсификации.

. Диверсификация туристских зон и потребителей, т. е. работа как на
внутреннем, так и на зарубежном рынке с разными категориями туристов. Это
позволяет туроператорам неудачу на одном или нескольких из них компенсировать
успехами на других; при этом желательно равномерное распределение объемов
деятельности во всех секторах рынка и долей каждого контрагента в том или ином
секторе.

Вместе с тем следует учитывать и специфику работы конкретного
туроператора, поскольку, вопреки тенденции многопрофильности туроператорской
деятельности, остаются еще узкоспециализированные организации. Поэтому,
например, туроператору, предоставляющему на российском рынке услуги
экологического туризма, не следует выступать в роли организатора пляжных туров
за рубежом. В этом случае диверсификация приводит к увеличению рисков.
Туроператорам необходимо глубже осваивать уже занятую ими "рыночную
нишу", выходить на те рынки, которые близки к их профилирующей
деятельности. В нашем примере туроператору целесообразно рассмотреть
возможности использования программ экстремального или событийного туризма,
соотнести их с имеющимися ресурсами и опытом работы.

2.5 Разработка мероприятия по совершенствованию системы управления
рисками в туроперейтинге

Проанализировав специфику и факторы возникновения туристических рисков,
регулирование рисков в туроперейтинге и методы внутреннего менеджмента рисков в
данной курсовой работе предлагается усовершенствовать систему управления
рисками в туроперейтинге .

В основе предлагаемой системы управления рисками должны лежать следующие
принципы:

·              интегрированный подход к управлению рисками;

·              использование ролевой структуры для организации процесса
управления рисками в туроперейтинге;

·              идентификация межфункциональных рисков;

·              использование единых методов управления каждым риском;

·              учет наиболее значимых рисков в процессе разработки бюджета;

·              формирование реестра рисков и его актуализация в течение
всего периода деятельности туристической огрганизации;

·              определение допустимых уровней рисков и постоянный контроль
текущих уровней;

·              использование календарного плана для контроля выполнения
мероприятий по управлению рисками.

Для обеспечения управления рисками должна разрабатываться, с учетом
особенностей туристической организации, нормативно-методическая документация:

·              Политика управления рисками

·              Положение об управлении рисками

·              Процедура управления рисками

·              Методические указания по описанию и оценке рисков

·              Методические указания по оценке влияния рисков на работы
календарного плана

·              Методические указания по формированию индикаторов рисков

·              Справочник по процедуре управления рисками

·              Справочник по типовым рискам

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Рис. 2.5.1. Основные этапы процесса управления рискими

Технология взаимодействия.

Совершенствование системы управления рисками должно осуществляться
членами рабочей группы туристической организации. Представители рабочей группы,
выбранные непосредственно для эффективной работы системы управления рисками
должны пройти необходимое обучение и тренинги, для осуществления методического
сопровождения внедрения системы в компании.

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Рис.2.5.2. Взаимодействие участников процесса управления рисками.

Одним из важнейших этапов совершенствования системы управления рисков в
туроперейтинге должна являться разработка уникальной для каждой туристической
организации ролевой структуры участников процесса управления рисками с
подробным описанием функций каждой роли.

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге позволит:

·              выявить и описать риски туристической организации;

·              провести количественную и качественную оценку рисков;

·              сформировать реестр рисков туристической организации;

·              выбрать способы реагирования на риски;

·              детально проработать мероприятия по управлению рисками;

·              организовать регулярный мониторинг выявленных рисков и
контроль выполнения мероприятий по управлению рисками на основе календарного
плана;

·              формировать регулярную отчётность по рискам.

Карта рисков, построенная для туристической организации, должна позволить
адекватно оценивать уровень опасности каждого риска и принимать соответствующие
уровню риска управленческие решения.

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Рис. 2.5.3.Фкнкционирование системы управления рисками

Разработанная нормативно-методическая документация должна обеспечить
эффективное функционирование системы управления рисками в туроперейтинге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование рисков в туроперейтинге показывает, что они
имеют специфические черты, которые связаны с сущностью туристской индустрии как
межотраслевого комплекса. Туристские риски распространяются на инфраструктурные
объекты, предприятия туристской индустрии и самих туристов и, обладая
мультипликативным эффектом, могут весьма существенно корректировать уровень
туристской активности. С широких позиций туристский риск определяется не только
как опасность и вероятность потерь, но и как возможность получения
экономических выгод, как стимулирующий фактор развития туризма.

В контексте влияния экономических рисков функционирование туристской
индустрии России имеет ряд неблагоприятных тенденций, среди которых выделяются
диспропорциональность регионального развития, инфраструктурные проблемы, угрозы
вытеснения выездным туризмом внутренних и въездных туристских потоков. При этом
необходимо учитывать, что не любая негативная тенденция является фактором
риска. В частности, рост цен на услуги туризма наблюдается в течение
длительного периода и в целом соответствует характеру инфляционных процессов
российской экономики. Поэтому экономическая проблема только тогда становится
фактором риска, когда имеет место внезапное, но статистически или экспертно
наблюдаемое событие, меняющее ранее существовавший тренд и способное стать
угрозой для развития туризма.

Количественная оценка туристских рисков реализована в статье на основе
расчета индекса дифференциации регионального туризма, интерпретируемого как
мера региональных рисков. Наибольшее значение индекса наблюдается в Южном
Федеральном округе, что объясняется наивысшей степенью диспропорциональности
туристской инфраструктуры.

Управление туристскими рисками эффективно в том случае, если оно
осуществляется на двух уровнях (макро- и микроэкономическом). В части
государственного регулирования в России сегодня наблюдается определенный
прогресс: в 2006 г. были приняты поправки к законам "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" и "Об особых экономических зонах
в Российской Федерации", активизировали свою деятельность Ростуризм,
Российский союз туриндустрии, Торгово-промышленная палата. Однако существует
необходимость широкого обсуждения и принятия современной стратегии развития
туризма, законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные аспекты
развития отрасли (социальный туризм, деятельность малых гостиниц, туристская
безопасность и т. д.).

Внутренний менеджмент туристских рисков трактуется в статье как
специальная функция управления, связывающая между собой менеджмент туристского
продукта и организационный менеджмент. Методы управления туристскими рисками
вписываются в инструментарий риск-менеджмента, но имеют свою специфику,
связанную с характером туристской деятельности и тенденциями современного рынка
туристских услуг.

Проведенный анализ системы управления рисками в туроперейтинге выявил
слабые стороны данной системы, исходя из этого, в курсовой работе предлагается
усовершенствовать систему управления рисками в туроперейтинге. Для внедрения
более эффективной системы управления рисками в туроперейтинге была разработана
нормативно-методическая документация для обеспечения управления рисками, были
определены основные этапы управления рисками и взаимодействие участников
управления рисками. Данное мероприятие позволит более эффективно управлять
рисками в туроперейтинге.

Литература

1. Амирханов М. М., Барзыкин Ю. А., Чуваткин П. П. Особые
экономические зоны и развитие туризма. с.49-50.

. Бачкаи Т., Рудашевский В., Татеиси К. "Хозяйственный
риск и методы его измерения" – 1979г.

Романов В.С. Понятие рисков и их классификация как основной
элемент теории рисков//Инвестиции в России. – 2000г. – № 12, с.41-43

. Биржаков М. Б. Экономическая безопасность туристской
отрасли. СПб.: Герда, 2007. с.110 – 111.

. Бордюг Т. Туроператоры разменяли $3 млрд // КоммерсантЪ.
2007. № 47 (3623).

. Евстафьев И. Тотальный риск-менеджмент. 2008

. Егорова Е.Е "Системный подход оценки риска". //
Управление риском. -2002. -№2. -С. 12-13

. Кадинская О. А. "Управление финансовыми рисками".
М. Инфра-М – 2000. – С. 295

. Качалов Р. М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука,
2002. с.95

9. Кричмарь М. Ю. О некоторых тенденциях развития туризма в
РФ // Российское предпринимательство. 2007. № 1. С. 123-127.

. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный
подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. с.26.

. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных
процессов // Вопросы экономики. 2007. № 5. c. 52-64.

. Туризм и туристские ресурсы в России, 2010, с. 114-199

13.Управление инновационным
бизнесом – Валдайцев С.В. – Учебное пособие
<http://institutiones.com/download/books/1851-upravlenie-innovacionnym-biznesom-valdajcev.html>,
2001 г. -внести в библиографию

Совершенствование системы управления рисками в туроперейтинге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *