Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 605,21 Кб

Финансовая диагностика предприятия как инструмент принятия управленческих решений

М.М. ТЕР-СТЕПАНЯН

ФИНАНСОВАЯ
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящается рассмотрению проблем
финансовой диагностики с точки зрения принятия управленческих решений.
Актуальность выбранного контекста заключается в том, что при диагностике
финансового состояния аналитики ориентируются в большей степени на правильный
подбор коэффициентов, получение достоверных статистических данных, но
практического применения для управленческого персонала предприятия данные
коэффициенты могут и не иметь в силу неправильной интерпретации их со стороны
управленческого персонала. В статье рассматривается именно методика
представления результатов финансовой диагностики, по которой связываются
финансовые показатели и стратегические решения управленческого персонала.

Ключевые слова: финансовая диагностика,
статистические данные, управленческое решение, методика проведения финансовой
диагностики, финансовые показатели, стратегическое решение, финансовое состояние
компании, финансовая отчетность, SWOT-анализ.

Как известно, цель создания любого предприятия –
это обеспечение его непрерывного функционирования, роста, и совершенствования.
А для обеспечения совершенствования необходимо выяснить с чего начинать этот
процесс. И именно диагностика, позволяющая четко определить текущее состояние
компании, является начальной, отправной точкой данного процесса. Актуальность
данного исследования обуславливается тем, что в подобных мероприятиях нуждаются
все организации, независимо от сферы деятельности, объема, доли рынка и т.п.
Цель данной работы связать процесс диагностики компании, точнее результаты,
полученные в процессе в диагностики, с непосредственным управлением компании в
целом.

Итак, начнем исследование, проводя аналогию
диагностики компании с врачебной диагностикой. Предположим, что диагностика
проведена, найдены “больные точки”, Проведены мероприятия по улучшению
состояния предприятия, но на этом останавливаться пока рано. так, как каждый
врач знает, что после излечения больного, за его здоровьем необходимо
установить периодический контроль. Так и обстоит дело и с предприятием:
необходимо «сдавать» по меньшей мере раз в году все анализы. Однако не следует
«расслабляться» и в случае положительных результатов, так как в условиях
современной конкуренции сохранить финансовое здоровье нелегко. Если предприятие
не следит постоянно за основными показателями, то выясняется, что финансовые
результаты компании стали существенно хуже. Операционный механизм становится
менее эффективным с точки зрения получения конечного результата. Таким образом,
выходит, что процесс диагностики должен носить периодический характер, а
глубина диагностики определяется сферой деятельности компании, целями и
стратегией компании.

Отметим, что диагностика финансового состояния
подразделяется на 2 основных направления (см. рис. 1):

Финансовая диагностика предприятия как инструмент принятия управленческих решений



Рисунок 1. Объекты диагностики предприятия.

финансовый диагностика
управленческий решение

Суть проводимого нашего исследования заключается
в том, что нельзя ограничивать процесс диагностики лишь расчетом финансовых
показателей. Следует также не забывать, что диагностика не делается сама по
себе – она должна служит целям управления. А управлять предприятием с помощью
только финансовых коэффициентов – это то же самое, что управлять автомобилем,
используя заднее зеркало обзора: «видно, что оставил за собой, но непонятно,
как это получилось».

Рассмотрим структуру диагностики. Финансовый
инструментарий для диагностики результатов деятельности компании весьма
обширен. Здесь можно запутаться, какой именно из данных показателей выбрать,
ведь для различных сфер деятельности, различных целей проведения диагностики,
существуют свои специфические показатели. Значит, необходимо учитывать принцип
разумной достаточности использования методов финансового анализа, т.е. для
целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются
информационной основой для принятия управленческих решений. Практическая
полезность данного принципа очевидна, учитывая то обстоятельство, что на многих
предприятиях используется зачастую большое количество финансовых коэффициентов,
перечень которых определяет финансовый директор. Эти показатели для
руководителя могут быть вполне непонятными или могут быть неправильно
интерпретированы. Соответственно они могут и не послужить для целей принятия
последующих управленческих решений. Гораздо лучше дело пойдет тогда, когда
генеральный директор укажет финансовому директору свои предпочтения с точки
зрения критериев принятия управленческих решений, а финансовый директор, в свою
очередь, «подберет» соответствующие финансовые показатели. Дело в том, что
основная задача финансового директора указать «слабые места» бизнеса. На этом
миссия финансового директора оканчивается. Схематично принцип разумной
достаточности выглядит следующим образом (см. рис. 2):

Финансовая диагностика предприятия как инструмент принятия управленческих решений

Рисунок 2. Инструментарий финансовой
диагностики.

Рассмотрим содержание каждых из этих
составляющих. Непосредственное использование финансовой отчетности является
первым , но не основным шагом диагностики. Здесь отметим разницу между
понятиями «информация» и «данные». Данные представляют собой набор каких-либо
сведений, а информация – это уже систематизированные для целей ее использования
данные.

Первый этап систематизации финансовых данных
состоит именно в составлении финансовых отчетностей: баланс, отчет о прибылях и
убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале. Как
мы уже отметили конечным потребителем результатов диагностики является
руководство. А последнему для принятия управленческих решений необходим
некоторый более обобщенный анализ, т.е. ему необязательно знать, сколько именно
определенный коэффициент в абсолютном выражении составляет, ему необходимо знать
лишь интерпретацию той или иной цифры.

Вертикальный и горизонтальный анализы следующая
стадия упорядочения финансовой информации. В горизонтальном анализа
сопоставляются основные статьи баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета в
абсолютном выражении, а в вертикальном же данный анализ проводится в
относительных выражениях (рассчитываются темпы роста).



Таким образом, срабатывает принцип сравнимости:
финансовые показатели являются несопоставимыми в случае, если руководитель не
сопоставляет их с какими- то другими данными, имеющими отношение к объекту
диагностики. Существуют два вида показателей для сопоставления:

·        показатели данного предприятия за
предшествующие периоды времени;

Рассмотрение вопроса в этих аспектах позволяет
сделать выводы о том, как изменилось состояние предприятия по сравнению с
предшествующими периодами, а также по сравнению с конкурентами, работающими в
аналогичной области.

Здесь хотелось бы упомянуть о нормативах,
которые устанавливаются в интервальных значениях. Но и здесь все не однозначно.
Так например, рассматривая коэффициенты ликвидности и коэффициент зависимости
от привлеченных средств, компания должна сама выбрать свою политику:
предпочитает ли она идти на более высокий риск, претендуя на более высокий
уровень дохода.

В мировой же практике ориентируются по «средние
по отрасли» значения финансовых показателей. Эти значения оцениваются каждый
год на основании фактических результатов деятельности реальных предприятий с
учетом отраслевой принадлежности и масштаба деятельности. Если же таких данных
нет, или они не сопоставимы, то единственным источником сравнения является
значение этого показателя предприятия за пришедший период времени. Наблюдая
позитивную (т.е. направленную на улучшение) динамику какого-либо показателя
предприятия, его менеджмент делает выводы o том, что команда работает успешно.
В тo же время, негативная динамика заставляет искать слабые места деятельности.

И последний (см. рис.2) инструментарий
финансовой диагностики – финансовые коэффициенты. В выборе набора исследуемых
коэффициентов компания должна уделять внимание не столь очередности
коэффициентов, а именно на то, чтобы не упустить ключевые для анализа данного
рода деятельности коэффициенты и дать им правильную интерпретацию. Итак,
покажем схематично, что мы понимаем, отмечая специфичность определенной
отрасли, а следовательно и операционной деятельности предприятия (см. рис.3):

Финансовая диагностика предприятия как инструмент принятия управленческих решений

Рисунок 3. Структура финансовых показателей
предприятия.

Суть предлагаемого подхода состоит в том, что
основным показателем результативности предприятия признан показатель
прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на
первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается,
главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель
принадлежит к группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью
активов (группа показателей эффективности использования активов). На самом
деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования
вложенных средств можно обеспечить высокой «маржей продаж» и/или высокой
оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является
неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том,
чтобы предостеречь менеджмент предприятия от излишнего увеличения
оборачиваемости. «Помни об угрозе банкротства», – говорят эти показатели.
Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно
увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть
деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа
показателей структуры капитала.



После определения структуры финансовых
показателей, нужно рассмотреть временной лаг: когда и за какой период проводить
диагностику. Согласно принципу временной согласованности предприятие должно
проводить диагностику по следующему графику:

·        один раз в год (при подготовке
годового отчета) проводится фундаментальная диагностика, при которой
используется весь инструментарий, описанный на рис. 3;

·        ежемесячно должна производится
оценка ограниченного количества показателей по результатам текущего месяца. Это
и есть мониторинг деятельности предприятия. В процессе мониторинга
осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные
результаты деятельности. В состав показателей мониторинга следует включать
показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель
является интегральным, формируется в течение года. А также важен показатель
валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Данный показатель
позволяет обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности
предприятия.

Финансовая диагностика должна заканчиваться
выводами, полученными из предшествующих этапов диагностики (принцип
законченности). Представление этих выводов должно быть конструктивными и
лаконичным. В данном случае можно использовать SWOT-анализ:

·        S (Strengths) – сильные стороны
деятельности предприятия:

·        W (Weaknesses) – слабые стороны
деятельности предприятия;

·        O (Opportunities) – возможности
предприятия, позволяющие ему улучшить свое положение;

·        T (Threats) – угрозы (опасности), с
которыми может столкнуться предприятие на пути улучшения своей деятельности.

В каждой из этих групп можно представить
несколько лаконичных утверждений – выводов по результатам диагностики. Первые
две буквы S и W «отвечают» за текущее состояние предприятия, в то время как две
другие O и T связаны с прогнозом состояния предприятия на ближайшую
пeрспeктиву. Целесообразность использования SWOT-анализа заключается в попытке
конструктивного улучшения результативности деятельности предприятия. На основе
этих утверждений руководство должно сформировать рекомендации по основным
направлениям улучшения деятельности.

На этом процесс диагностики можно считать
законченным.

Итак, еще раз приведем основные положения
финансовой диагностики:

.        Содержание диагностики составляют: а)
анализ результатов деятельности предприятия; б) анализ бизнес-процессов.

.        Финансовые показатели должны
анализироваться в комплексе с остальными «нефинансовыми» показателями.

.        Диагностика должна проводится должна
производится согласно определенному, утвержденному временному интервалу.

.        Диагностика должна завершаться
лаконичными представлениями основных выводов.

Данные принципы имеют практический смысл, так
как они приемлемы для любой организации и должны быть адаптированы к специфике
компании.

Литеартура:

1.         В.П.
Савчук, «Финансовый менеджмент предприятий», Издательский дом «Максимум»,
2001г.

2.         Л.С.Васильева,
М.В.Петровская, «Финансовый анализ», Издательский дом «Кнорус», Москва 2006г.

3.         А.И.Алексеева,
Ю.В.Васильев, А.В.Малеева, Л.И.Ушвицкий, «Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности», Москва 2006г.

4.         www.cfin.ru
<http://www.cfin.ru>

Мария Мушеговна Тер-Степанян,
Российско-Армянский(Славянский) Университет, магистрантка 2-ого курса по направлению
Финансы. Ереван, Себастиа 80 кв.7, тел.: 098 57 00 95,
maria_terstepanyan@yahoo.com <mailto:maria_terstepanyan@yahoo.com>.



Аннотация и ключевые слова (на
английском)

article covers with the problems of
financial diagnostic in terms of managerial decision. The chosen context is
pressing as in the process the financial diagnostic the analists pay attention
to the correct selection of the fianncial indicators and statistical data
verification. But these indicators could be unuseful for the executive stuff
because of incorrect or incomplete interpretation. The gist of this article is
to combine the fiancial indicators and startegic managerial decisions by the
executive personnel.

Essential
words: financial diagnostic, statistic data, managerial decision, method of
financial diagnostic, fianancial indicators, strategical decision, the
company’s financial condition, fiancial reports, SWOT-analysis.

Финансовая диагностика предприятия как инструмент принятия управленческих решений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *