Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 84 Кб

Эволюция мотивации трудовой деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Мотивация –
основные понятия

1.1 Теория
"кнута и пряника"

1.2 Мотивация
персонала

2. Содержание и
структура профессиональной деятельности

2.1 Развитие и
воспитание способностей

2.2 Креативность
человека

3. Психологические
аспекты изучения деятельности

3.1 Генезис мотивов
и целей деятельности

3.2 Мотивация
деятельности и направление исследования

3.3 Мотивация и
этика

4. Закон
психогенеза деятельности

4.1 Потребностный
период

4.2 Мотивационный
период

4.3
Целеустремленный период

4.4 Действенный
период

5. Труд –
целенаправленная деятельность человека

5.1 Теории
мотивации труда

5.2 Стимулирование
труда

5.3 Генезис мотивационной структуры

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Попытки объяснить поведение человека, исходя из его опыта, знаний и
способностей, оставляют без ответа вопрос о том, почему человек берется за
определенную задачу и занимается ею в течение более или менее длительного
периода времени. Многие интерпретаторы человеческого поведения вновь и вновь
обращаются к вопросу почему, то есть к вопросу о том, какие цели и какие
внутренние мотивы заставляют индивида совершать именно эти, а не какие-либо
другие поступки. Чтобы ответить на этот вопрос, была создана специальная
психологическая дисциплина. Развитие этой дисциплины, получившей название
исследования мотивации, явилось реакцией на неадекватность традиционных
объяснений человеческого поведения. В этой области исследования были
разработаны и введены многие понятия: побуждение, импульс, цель, потребность,
мотив и другие. Они имеют важное значение для наблюдения и оценки повседневного
поведения людей: отражают естественное стремление человека установить
определенные отношения между поведением и внутренними для личности условиями,
иначе говоря, этим условиям приписывается свойство в определенных ситуациях
влиять на поведение. Данный подход также используется в попытках изучить и
объяснить профессиональную и экономическую деятельность менеджеров,
руководителей, экономистов и инженеров. Таким образом, поведение может рассматриваться
как функция способностей и мотивации.

Поведение человека в трудовой деятельности характеризуется его
побуждениями, целями, потребностями в жизни. С точки зрения психологии, каждый
человек склонен к потребностям, которые ему необходимо реализовать. По своим
потребностям человек выбирает свою стезю в трудовой деятельности. С точки
зрения социологии, каждый человек является членом общества, по меркам, которого
он также выбирает свою трудовую деятельность. Психологические и социальные
аспекты оказывают влияние на поведение человека при выборе профессии и рода
занятий. Поэтому мотивация и ее развитие в трудовой деятельности накладывает
свой отпечаток на развитие общества в целом.

Данная курсовая работа раскрывает вопросы мотивации человека, его поведение
в трудовой деятельности, понимание о труде, описывает различные теории
мотивации, ее структуру, понятия, психологические аспекты человеческой
мотивации. Также в курсовой работе представлены модель психологической системы
деятельности, модель потребностей личности, модель мотивации деятельности и
социальная модель возможностей и потребностей личности.



1. МОТИВАЦИЯ – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Эволюция (лат.evolutio
развёртывание) – процесс изменения, развития.

Мотивация – создание внутреннего побуждения к действиям.

Термин "мотивация" образован от слова "мотив",
которое в свою очередь происходит от латинского глагола movere, то есть двигаться. Таким образом,
мотив можно определить как нечто, что заставляет вас действовать.

Отличительной особенностью понятий мотива и мотивации является
предположение, что вас побуждает к действию какая-то внутренняя сила. Это может
быть потребность, желание или эмоции, однако именно она заставляет вас
действовать – причём действовать определённым образом. Внутренние импульсы, какими
бы сильными они ни были, не станут эффективными, если не затронут вашу волю и
не побудят вас к действию. Воля проявляется в принятии решения. Вы должны
принять решение и проявить сознательное намерение начать действовать в
выбранном направлении. Ваша мотивация выразится в вашем поведении.

Именно признаки мотивации, такие как энергия и решимость, ищут
работодатели, когда отбирают кандидатов на ту или иную должность. Термины,
имеющие отношение к мотивации, помещены в приведённой ниже таблице. Это
полезный перечень терминов, которые используют современные руководители.

термины

соответствующие качества

Подход к работе
Ориентированность на работу Рвение Готовность Увлечённость Соответствующие
личности и организации приверженность Жажда работы

Энергия Драйв Упорство
Решимость Целеустремлённость

1.1 Теория "кнута и пряника"

Мотивация – это нечто такое, что можно приложить к другому человеку.
Мотивировать – значит дать человеку мотив или побуждение совершить то или иное
действие. То есть стимулировать интерес человека к определённому действию.

Самая старая теория мотивации на земле – и до сих пор самая
распространённая – это пресловутая теория "кнута и пряника".
Насколько глубоки корни этой теории можно выяснить из следующего примера: наше
слово стимул имеет латинские корни, и в древности оно обозначало стрекало,
палку с железным наконечником, которой подгоняли животных и заставляли их
двигаться независимо от их воли или желания.

Представьте себе, что у вас остановился осёл. Один из способов заставить
его идти туда, куда вам нужно, это бить животное палкой или колоть стрекалом.
Другой способ – поманить его морковкой. С вашей точки зрения не имеет особого
значения, какой из методов даст результат – главное, чтобы осёл двигался
вперёд, и вам не нужно было тратить свои силы, подталкивая его. При помощи
морковки или палки вы помогаете ослу принять решение. Допущения относительно
осла из приведённого выше примера мы распространяем и на людей. Разумеется,
люди отличаются от ослов. В качестве стимулов и морковка, и палка попадают в
одну и ту же категорию – это внешние стимулы. Стимул не только побуждает к
действию, но также возбуждает интерес, удовлетворяет или вдохновляет. Мотивируя
других людей, вы сознательно или бессознательно применяете тот или иной стимул,
воздействуя на их сознание и душу. Это может быть позитивный стимул
(вознаграждение), или негативный стимул (угроза неприятных последствий).
Возможна комбинация первого и второго. Существует третий путь мотивации
человека – при помощи слов и личного примера.



1.2 Мотивация персонала

Прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не
имеют никакого смысла, если кто-то не выполнит конкретную работу. Поэтому члены
организации должны выполнять эту работу в соответствии с делегированными им
обязанностями и сообразуясь с планом. В древние времена мотивацией труда
служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных – награды. С конца ХIХ в. и до недавнего времени было
широко распространено мнение, что люди будут работать больше, если у них имеется
возможность больше заработать. Таким образом, мотивация сводилась к предложению
соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. Это
мнение лежало в основе мотивации школы научного управления. Исследования в
области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто
экономического подхода. Было установлено, что мотивация есть результат сложной
совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того, чтобы
правильно мотивировать труд работников, необходимо определить потребности этих
работников и найти способ удовлетворения этих потребностей через хорошую
работу.

Поведение человека детерминировано его мотивациями, и поэтому является
предметом социального управления. В содержание мотива включаются: сознательный
выбор цели и средств её достижения, учитываются внешняя среда и условия
реализации, определяется линия и программа поведения, оцениваются возможные
последствия.

Пример. Некто Аришкин оценивает свой вклад в организацию в 2 тыс. руб., а
получает в виде заработной платы 1 тыс. руб. Его коллега, некто Бязи ков, тоже
получает 1 тыс. руб., однако приносит организации 1,5 тыс. руб. С точки зрения
Аришкина, его оклад составляет 0,5 вклада (1:2=0,5), а оклад для Бязикова
составляет 0,67 (1:1,5=0,67) вклада. Аришкин считает, что его усилия
недооцениваются. Для корректировки Аришкин может: сократить свой вклад в дело
организации (работать менее интенсивно, меньше часов и восстановить
справедливость – либо Бязиков должен увеличить свой вклад); добиться повышения
своей заработной платы (статус, власть, привилегии); воздействовать на Бязикова
через руководство – оказать давление; изменить объект сравнения. Сравнивать
себя не с Бязиковым, а с Васильевым и обрести чувство удовлетворения.

2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций
деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы
общетеоретического плана С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Б.
Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, В. Н Мясище-ва, Г. В. Суходольского,
Е. Б. Старовойтенко, а также исследования, выпол-ненные в русле психологии
труда и инженерной психологии, К. К. Платоно-ва, Б. Ф. Ломова, Д. А. Ошанина,
В. П. Зинченко, В. Ф. Рубахина, А. А. Кры-лова, Г. М. Зараковского, В. А.
Пономаренко, В. П. Дружинина, А. В. Карпо-ва. Большой вклад в понимание
психофизиологической сущности трудовой деятельности внесли работы И. М.
Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомско-го, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, В.
Б. Швыркова.

Задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы
раскрыть систему её теоретических начал, раскрыть, как в процессе
целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование
объективного мира, каков механизм психической регуляции деятельности, как в
процессе деятельности изменяется сам человек, как деятельность влияет на
развитие возможностей человека и на завершение его природы и как сама
деятельность принимает индивидуальный характер.



Прежде всего следует выделить принцип функциональности. Он означает, что
система строится из уже имеющихся психических элементов путём их динамической
мобилизации в соответствии с вектором "цель – результат". Любая профессиональная деятельность предстаёт перед учеником
в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе освоения
профессии человек "распредмечивает" нормативный способ, превращая его
в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения
профессией является формирование психологической системы деятельности на основе
индивидуальных качеств субъекта деятельности путём их реорганизации,
переструктирования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий.
Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный
опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств,
свойств личности являются исходной базой для формирования психологической
системы деятельности. Индивидуальные качества
функциональной системы в процессе деятельности не остаются неизменными, а под
влиянием требований деятельности приходят в движение. Второй принцип, который
необходимо отметить, – системность проявления индивидуальных качеств
деятельности. Они выступают не изолированно, а объединяются в систему
деятельности. Компонентами функциональной системы деятельности являются
основные функциональные блоки:

·        Мотивы деятельности;

·        Цели деятельности;

·        Программы деятельности;

·        Информационная основа деятельности;

·        Подсистемы деятельностно важных качеств.

Общая архитектура функциональной психологической системы деятельности
представлена на рис.1.(см. приложение1). Предложенная модель призвана помочь
рассмотрению реальных психических процессов, реализующих деятельность. Эта
структура даёт общее представление о деятельности и позволяет рассматривать как
систему совокупность психических явлений, реализующих деятельность, в их
взаимосвязи.

.1 Развитие и воспитание способностей

Что дано человеку от природы? Как лучше развивать то, что дано?

Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию Своему. Но
по-настоящему богоподобным Адам стал, вкусив только плодов от древа познания. И
каждый ребёнок, появляясь на свет в образе человеческом, ещё должен стать
человеком. А творцом является он сам и Взрослый (учитель, родитель). Взрослый
совместно с ребёнком сотворяет в нём человека. И если Бог, сотворяя человека,
вызвал его из небытия, совершил акт творчества, то Взрослый сотворяет человека
из новорожденного, пробуждая творческие силы, заложенные в ребёнке, и развивая
их в совместной деятельности.

Посмотрите, как беспомощен новорожденный! Но через 2-3 месяца пробудятся
созидательные истоки активности ребёнка. Они, прежде всего, заключены в
стремлении к овладению предметным миром. Но до этого ребёнок должен овладеть
своим телом, развить способность совершать целесообразные движения. В движении
человек превзошёл все известные машины. В процессе выполнения движения ребёнок
вынужден преодолевать огромное число степеней свободы. Он решает сложнейшую
двигательную задачу. А раз это задача, то упражнение в её решении приводит к
развитию интеллекта.

Но парадокс заключается в том, что ребёнок, обладая огромным потенциалом,
ничего не может. Его мозг потенциально может всё, но ничему не обучен.
Осуществляя движения, ребёнок учит свой мозг. Ему на помощь должен прийти
взрослый. С его помощью ребенок развивается и получает определенные способности
и знания, учится жить в этом мире, познавая его шаг за шагом.



Человек многого достиг в познании природы. Это можно сказать уже и о
доисторическом времени. Как отмечает К.Леви-Строс, именно в неолите, за
несколько тысяч лет до формирования современной науки:…человек утверждает
господство великих искусств цивилизации: гончарства, ткачества, земледелия и
доместикации животных… И как показывает история, человек улучшает свои познания
и способности с каждым последующим поколением. Потому что способности есть
проявления личности. Они всегда выражаются в уровне мастерства, в искусстве,
искусности человека. Мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а
не сами способности как таковые. Но способности человека могут входить и
нередко входят в противоречие с требованиями внешнего мира. Казалось бы, на
первый взгляд, что человек должен, живя в данном мире, считаться с ним. Но,
может быть, творческое начало способностей заключается именно в том, чтобы
выйти за границы этого мира.

.2 Креативность человека

Поговорим о работе в том смысле, приносит ли она удовлетворение. Здесь
можно провести чёткую границу между работой, с одной стороны, и тяжёлой и
нудной повинностью – с другой.

Такие теоретики управления, как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и
Дуглас Макгрегор, черпали свои идеи из Библии. Если быть точным, то первым
границу между работой и изнурительным трудом провёл святой Августин. Работа
была естественным состоянием для Адама (с иврита это имя переводится как
"человек"). Суть профессии управленца состоит в том, чтобы из хаоса
создать порядок. Именно эта задача была возложена на Адама. И только в
результате "грехопадения" работа превратилась в тяжёлую обязанность.
Таким образом, история сотворения мира содержит в себе попытку
"объяснить" существование изнурительного труда на каменистых равнинах
Израиля, как свидетельствовали составители Библии, с точки зрения духовности.
Возрождение человечества через сошествие Святого Духа приведёт к тому, что
работа вновь обретёт свой утерянный первоначальный смысл.

Семена будущего заложены в настоящем. В том, что касается практики
управления, то, если Дуглас Макгрегор прав, существуют еще неисчерпаемые
ресурсы доброй воли, энергии, творчества и интеллекта как у работающих людей,
так и у тех, кто – по собственной вине или нет – в настоящее время является
безработным.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в
процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического
образа и реализации опосредованных им отношений субъекта и предметной
действительности.

Деятельность – категория социальная. Различные виды человеческой
деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития
общества. При всём своём разнообразии деятельность любого отдельного человека
(индивида) включена в систему общественных отношений. Вне этих отношений она
вообще не существует. Как именно она существует – это определяется характером
общественных (прежде всего производственных) отношений, которые порождаются
развитием производства и не могут реализоваться иначе, как в деятельности
конкретных людей.

В качестве объяснительного принципа психики вид деятельности используется
при изучении различных областей психической реальности (психология
познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых
процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная,
возрастная, медицинская, инженерная психология, психология труда и
зоопсихология). Использование деятельности в качестве объяснительного принципа
привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии и к разработке
положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей
деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном
анализе познавательной и исполнительной деятельности, о деятельностном
проявлении межличностных отношений и т.д.



Всякая деятельность исходит из определённых мотивов и направлена на
достижение определённых целей. Отношение "мотив – цель" – это своего
рода "вектор" (как сказано уже было выше), задающий её направленность
и интенсивность. В общем смысле мотив – это то, что побуждает человека к
деятельности, а цель – то, чего он стремится достигнуть в процессе её
выполнения. Для человека мотив выступает как переживаемая побудительная сила,
как причина его деятельности. При этом источник мотива нередко усматривают в
мышлении, в сознании.

Однако действительной основой мотива являются потребности. Именно в
потребностях нужно искать активность человеческой деятельности. Мотив – это
форма их субъективного отражения. При этом в мотивах отражаются не только
индивидуальные потребности, но и потребности общества.

Уровень мотивации определяется именно тем, в какой мере в мотивах данного
человека отражаются социальные потребности: чем больше в них представлены эти
потребности, тем выше оценивается и уровень мотивации.

В течение жизни у каждого человека формируется определённая система
мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие – подчинёнными. Эту
систему называют мотивационной сферой. Её формирование – важнейшая
воспитательная задача.

.2 Мотивация деятельности и направление исследования

Человек, выбирая профессию, как бы "проецирует" свою
мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной
деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем
"богаче" потребности человека, тем более высокие требования он
предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее
удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с
"богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и
высокую общественную активность.

Анализ научных исследований позволил выделить три основные шкалы
классификации мотивов: осознанности – неосознанности, врождённости –
приобретённости, качественной характеристики.

Бессознательное и сознательное в мотивации. Мотивация – это сумма всех
мотивов человека, совершающего то или иное действие. Мотивы могут быть
смешанными. Они бывают осознанными и неосознанными. Зигмунд Фрейд выделил –
стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к
господству над окружающим, эдипов комплекс, стремление к смерти, инцестуальное
влечение. Эрих Фромм добавил к мотивациям, выделенным Фрейдом, нарциссизм,
стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть,
наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним. Альфред Адлер считал
главным источником мотивации стремление к самоутверждению как компенсацию
возникшего в раннем детстве чувства неполноценности.

Врождённое и приобретенное в мотивации: Многие детерминанты человеческой
активности уходят корнями в предысторию человека. это безусловно-рефлекторные
компоненты поведения. Часто их называют инстинктами. Среди них следует
выделить: пищевое, половое и родительское поведение, исследовательские
инстинкты, обучение и научение, агрессивность и избегание, доминирование и
иерархия, сопереживание, инстинкт свободы.

Качественная характеристика мотивов: В качественном отношении выделяют
три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Общая схема
основных потребностей представлена на рис.2 (см. приложение 2).



В ряде работ ведущую роль при рассмотрении мотивации поведения человека
исследователи приписывают факторам необходимости, долженствования, воли.

.3 Мотивация и этика

Два величайших двигателя человеческой мысли –

Это стремление к добру и страх перед злом.

Сэмюэл Джонсон.

Анализ ценности профессиональной деятельности, определение её личностного
смысла невозможно без обращения к категориям добродетели, добра и зла.
Деятельность будет добродетельна в отношении субъекта деятельности, если она
позволит раскрыться его возможностям, проявиться его индивидуальности, позволит
трудиться продуктивно, проявить свободу творчества. Деятельность будет
добродетельна по отношению к другим, если она позволит реализовать те же
этические принципы, что и по отношению к самому себе.

Оценивая связанные с профессиональной деятельностью факторы, способные
удовлетворить потребности, с учётом своих способностей, а также условий
деятельности (см. приложение 3), человек приходит к решению принять или не
принять профессию, а если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие
профессии порождает желание выполнить её определённым образом, порождает
определённую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической
системы деятельности.

4. ЗАКОН ПСИХОГЕНЕЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологические аспекты изучения деятельности человека связаны с анализом
ее системных качеств и характеристик, обладающих определенными периодическими
отношениями и свойствами. Можно выделить периоды развития действенных отношений
личности. Система развития деятельности человека включает следующие периоды и
подпериоды (табл. 1).

Таблица 1

Устойчивые периоды

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

Потребностный

Мотивационный

Целеустремленный

Действенный

Изменчивые подпериоды

Желаемый

Субъектно-активный

Ценностный

Установочный

Активационный

Согласованный

Субъектно-склонный

Акцепторный

Устремленный

Выбранный

Преобразуемый

Действенно-управляемый

Удовлетворенный

Саморегулирующийся

Приобретаемый

Самореализуемый

Периоды деятельности – это устойчивые временные количественные показатели
в целом, отражающие динамику деятельности человека.

Подпериоды являются качественной стороной эволюции деятельности и
характеризуют динамику развития по показателям социальной модальности,
внутренней и внешней интенсивности и устойчивости.



В целом отношения в сфере деятельности понимаются как система
закодированных в мозгу образов потребного будущего, акцептор результатов
действия, регулирующий программу достижения результатов действий и их
реализацию. Можно выделить зависимости развития деятельности человека от
субъективных факторов (табл. 2).

Таблица 2 Зависимости развития внутренних периодов деятельности от
внешних

№ п/п

Периоды

Внутренние периоды
деятельности

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

1

Объективные

Динамические условия
активности человека и его деятельности

Наличие проблемной ситуации
и условий ее развития

Опосредованная активность
действий и условий выполнения операций

Объективные требования к
развитию физиологических функций человека

2

Объективно-субъективные
(общечеловеческие)

Действенный Система
произвольной, преднамеренной и опосредованной активности

Целеустремленный Осознанный
образ предвосхищаемого результата, направленного на решение проблемной
ситуации

Мотивационный Побуждения к
определению внутренней активности, направленной на выбор предметных действий

Потребностный Наличие
желаний и влечений

3

Индивидуальные особенности
выполнения действий

Индивидуальные особенности
постановки цели

Индивидуальные особенности
мотивации

Индивидуальные особенности
развития потребностей

.1 Потребностный период

Потребностный период характеризует состояние индивида, переживающего
необходимость в объектах, значимых для его существования и развития, состояние,
выступающее источником его активности. Потребностный период включает следующие
подпериоды:

Таблица 3

№ п/п

Подпериоды

Зависимости на низшем
уровне

Зависимости на высшем
уровне

1

Желаемый (социальная
модальность)

Негативное отношение к
реализации имеющихся и образование новых потребностей, слабые стремления к
направленно-побуждающей активности.

Широкий спектр
дифференцированных потребностей, направленных на формирование новых влечений,
побуждающих человека к деятельности

2

Активационный (внутренняя
интенсивность)

Слабые внутренние источники
активации имеющихся потребностей, низкий жизненный тонус, нежелание смены
направленности течения процесса потребной активности

Широкий спектр активирующих
влечений, желаний, побуждающих к образованию динамической системы потребных
состояний

3

Устремленный (внешняя интенсивность)

Слабое проявление
психических состояний, направленных на реализацию спонтанных и имманентных
аспектов развития потребностей, трудности в образовании образа
предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие

Высокая чувствительность,
отражающая потребность осознания цели будущего действия и построения его
планов, осознания не только ее объектов, но и возможных путей ее
удовлетворения

4

Удовлетворенный
(устойчивость)

Неустойчивость оценки
результатов своей деятельности по сравнению с намеченной целью, слабое
развитие механизмов сличения намечаемой деятельности и конечного результата
труда и их оценки

Высокая чувствительность к
расхождению между задуманным, ожидаемым и планируемым действием и реальным
его результатом, устойчивость индивидуальных оценок своей деятельности

. Желаемый подпериод указывает на специфическую направленность
жизнедеятельности организма, которая обеспечивает его связь с внешней средой
для самосохранения и саморазвития. Потребности – источник активности живых
систем в окружающем мире, а желания побуждают человека к деятельности.

. Активационный подпериод выявляет стремления и способности реализовать свои потребности с помощью развития активной
жизнедеятельности и позиций субъекта.

. Устремленный подпериод характеризует потребность переживания,
перешедшую в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-то
осуществить. Имея побуждающую силу, устремленность обостряет сознание и
активизирует имеющиеся потребности.

. Удовлетворенный подпериод раскрывает эмоционально-оценочные отношения
личности к удовлетворению своих потребностей, оценивает условия их протекания.

В целом потребностный период обеспечивает необходимые условия возникающих
у человека желаний и влечений, их нацеленность и степень удовлетворенности.
Оценка периода потребности представлена в таблице 3.

.2 Мотивационный период

Мотивационный период указывает на осознание причины, побуждающей к
деятельности и связанной с удовлетворением потребностей человека. Мотивационный
период способствует активированию хранящихся в памяти следов (энграмм) тех
внешних объектов, которые могут удовлетворить имеющиеся у человека потребности,
и действий, способных привести к их удовлетворению. Мотивационный период
представляет более высокий этап организации целенаправленного поведения по
сравнению с актуализацией потребностей.

Таблица 4

№ п/п

Подпериоды

Зависимости на низшем
уровне

Зависимости на высшем
уровне

1

Субъектно-активный
(социальная модальность)

Пассивность процессов,
связанных со способностью реализовать потребности, мотивированно ставить
цели, избыточные для исходной задачи, преодолевать внешние и внутренние
барьеры деятельности.

Высокие способности к
творческой, познавательной (интеллектуальной) активности, мотивированному
риску, рассчитанному на ситуативные преимущества в деятельности

2

Согласованный (внутренняя
интенсивность)

Низкий общий функциональный
настрой к тем объектам, ради которых развертывается деятельность, слабое
осознание "значений для себя", включающих понятия – умение,
действие и поступки.

Высокая чувствительность к
построению динамических смысловых систем, выражающих единство аффективных и
интеллектуальных процессов, специфическая направленность установок и эмоций
на предмет деятельности.

3

Выбранный (внешняя
интенсивность)

Слабые побуждения,
определяющие выбор направленности деятельности, ради которой она
осуществляется, слабое осознание причины, выбора действий и поступков.

Сильные побуждения,
связанные с удовлетворением потребностей, высокая активность и определяющая
ее направленность на предмет деятельности.

4

Саморегулирующийся
(устойчивость)

Неустойчивость позиций при
определении наиболее значимых мотивов деятельности и мотивационной системы в
целом

Устойчивость в формировании
программ исполнительских действий, мотивированный выбор системы критериев
успеха, точная оценка соответствия результатов критериям успеха,
своевременное принятие решений о коррекции выполняемой деятельности

В мотивационном периоде можно выделить следующие подпериоды:

. Субъектно-активный подпериод характеризует способность человека
мотивировать свою деятельность исходя из складывающейся ситуации и под
воздействием стрессовых факторов.

. Согласованный подпериод выражает степень внутренней сопряженности
мотивов, их согласованность с ценностями и позициями человека, его установками
и внутренней активностью.

. Выбранный подпериод указывает на степень готовности и актуальности
выбора целей и задач предполагаемой деятельности, согласования их с внутренними
и внешними возможностями, а также с условиями протекания деятельности.

. Саморегулирующийся подпериод выявляет устойчивость системы
взаимодействия прямых и обратных социально-психологических связей, причем под
обратной социально-психологической связью здесь понимается вектор "цель –
мотив", т. е. влияние выбранной цели на всю мотивационную систему
человека.

Оценка мотивационного периода представлена в таблице 4.

4.3 Целеустремленный период

Целеустремленный период раскрывает осознаваемый образ или систему образов
предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены стремления,
влечения, желания и действия человека. этот период включает следующие
подпериоды:

. Ценностный подпериод указывает на наличие у человека свойств, которые
воплощают в себе общественные идеалы и выступают благодаря этому как эталон
должного и желаемого.

Таблица 5

Подпериоды

Зависимости на низшем
уровне

Зависимости на высшем
уровне

1

Негативное отношение к
ценностно-целевому объединению объектов, явлений и их свойств,
характеризующих смысл деятельности и систему взаимодействий с предметным
миром

Высокие способности к
построению индивидуальной иерархии ценностей, положит отношение к
разнообразному и эффективному применению способов дифференциации объектов по
их значим

2

Субъектно-склонный
(внутренняя интенсивность)

Низкая внутренняя
напряженность мотивов деятельности, неустойчивость потребности ею заниматься,
отсутствие стремлений совершенствовать умения и навыки, связанные с
построением наиболее эффективных моделей успешной деятельности

Активная
мотивационно-потребностная сфера выбора правильных моделей предстоящей
деятельности, активность механизмов, связанных с развитием внутреннего
психического состояния человека

3

Преобразуемый (внешняя
интенсивность)

Низкая степень проявления
внутренних психических состояний во внешних действиях, слабое волевое усилие
в самодетерминации и саморегуляции деятельности

Активная направленность
внутренних психических процессов на адекватность выполняемой деятельности,
мобилизация возможностей при выборе альтернативной цели исследования

4

Приобретаемый
(устойчивость)

Неустойчивость процесса
выбора цели деятельности, слабость анализа, направленного на превращение
мотивов в устойчивые мотивы, цели и их осознание

Высокая активность
формирования устойчивых особенностей человека, связанных с осознанными
образами предвосхищаемых результатов, на достижение чего направл действия

. Субъектно-склонный подпериод характеризует внутреннюю направленность
человека на определенную деятельность, побуждение заниматься ею.

. Преобразуемый подпериод свидетельствует об использовании внутренней
психической деятельности для достижения необходимой цели.

. Приобретаемый подпериод раскрывает систему психических свойств
человека, необходимых для достижения устойчивости деятельности, поведения и
общения.

4.4 Действенный период

Действенный период предполагает произвольную, преднамеренную и
опосредованную активность человека, направленную на достижение осознанной цели.
Он состоит из следующих подпериодов:

Таблица 6

Подпериоды

Зависимости на низшем
уровне

Зависимости на высшем уровне

1

Установочный (социальная
модальность)

Несовпадение процесса
принятия решений с результатом опережающего отражения, неадаптивный переход к
другому поведению и деятельности

Процесс принятия решения
совпадает с результатом опережающего отражения, высокая адаптивность
механизмов предвидения и оценки результатов действий.

2

Акцепторный (внутренняя
интенсивность)

Низкая развитость
механизмов предметной активности, внутреннее состояние не обеспечивает возможности
опережающего отражения действительности

Большая частота предвидений
результатов действия до его совершения с фактическими результатами, хорошая
извлекаемость из памяти информации об эффективности действия в процессе
принятия решений

3

Действенно-управляемый
(внешняя интенсивность)

Слабое осознание и оценка
значимости собственных действий, пониженная активность волевого контроля за
саморегуляцией

Высокая социальная
активность произвольной саморегуляции, наличие социального эталона
контролируемых действий и внешних состояний

4

Самореализуемый
(устойчивость)

Низкая устойчивость
отношений, проявляющихся в процессе деятельности и общения, слабый контроль
за производными действиями

Повышенная устойчивость к
отношениям, возникающим при выполнении намеченных целей, высокая
согласованность механизмов принятия решений и выполнения действий

мотивация персонал труд стимулирование

1. Установочный подпериод характеризует направленность установки человека
на активную ориентировку в проблемной ситуации, ее изучение и планирование
поведения.

. Акцепторный подпериод раскрывает предвидение и оценку результатов
действий.

. Действенно-управляемый подпериод указывает на осознание выполняемых
собственных действий, активизацию психических процессов и состояний с целью
психокоррекции своего социального поведения.

. Самореализуемый подпериод участвует в осуществлении намеченных целей и
сохраняет соответствующий психологический статус относительно координатных
объектов социальной среды.

Оценка зависимостей действенного периода представлена в таблице 6.

В таблице 7 представлены зависимости развития деятельности личности от
системы устойчивых периодов.

Таблица 7

№ п/п

Устойчивые периоды

Изменчивые подпериоды

Социальная  модальность

Внутренняя интенсивность

Внешняя интенсивность

Устойчивость

1

Потребностный

Желаемый

Активационный

Устремленный

Удовлетворенный

2

Мотивационный

Субъектно-активный

Согласованный

Выбранный

Саморегулирующийся

3

Целеустремленный

Ценностный

Преобразуемый

Приобретаемый

4

Действенный

Установочный

Акцепторный

Действенно-управляемый

Самореализуемый

Развитие деятельности личности находится в зависимости от динамической
системы взаимодействия потребностного, мотивационного, целеустремленного и
действенного периодов, которые отражают связи субъекта с миром.

5. ТРУД – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА

Первым человеком, революционизировавшим современное понимание труда, был
Мартин Лютер. Он перенёс концепцию призвания с НЕМНОГИХ (священников, монахов и
монахинь) на МНОГИХ – всех мужчин и женщин, занятых как работой, так и семьёй.
Мирянин любит своего ближнего посредством труда – а не путём отказа от него
ради молитвенной жизни в монастыре. Посмотрите, что проповедовал Лютер в одно
воскресное утро 1520 года в битком набитой прихожанами церкви Виттенберга:

"Приведу простой пример: если ты ремесленник, то Библия находится в
твоей мастерской, в твоих руках и в твоём сердце; она учит, как нужно относится
к ближнему. Только взгляните на свои инструменты – на иглу, напёрсток, пивную
бочку, товары, весы, гири – и вы увидите, что это изречение написано про них.
Куда бы вы ни посмотрели, оно всюду бросится вам в глаза. Все эти предметы, с
которыми вы имеете дело каждый день, слишком привычны, чтобы непрестанно
напоминать вам об этом, но если вы исполнены желанием, вы услышите их. В этих
проповедях нет недостатка, потому что у вас столько проповедников, сколько
сделок, товаров и инструментов в вашем доме и вашем имении, – и все они
буквально кричат об этом. "Друг мой, используй меня по отношению к своему
ближнему так, как ты хотел бы, чтобы он использовал то, что есть у него, по
отношению к тебе".

Таким образом, учил Лютер, добросовестный работник становится проводником
любви Господа к ближнему. А сама работа превращается в служение, которое идет
во благо человеку.

Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека или
оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами
энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром,
который продаётся на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продаётся
процесс соединения энергии человека, а цена труда в этом случае выступает в
виде денежного эквивалента – заработной платы.

Труд носит общественный характер и предполагает одновременно
целесообразную деятельность людей. Всеобщность труда выражается как обобщённое
отражение взаимодействия общества и природы, лежащее в основе всех других
общественных явлений и процессов. Необходимость труда как поведенческая
категория объясняется его мотивированностью. С одной стороны, труд –
целесообразная деятельность человека по изменению вещества природы для
удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, труд – это взаимодействие
людей в процессе труда и обмена продуктами деятельности.

Труд есть конкретное выражение многообразных форм реализации человеческих
способностей, целесообразное применение функциональных возможностей человека,
как субъективного компонента производительных сил общественного производства. В
системе производственных отношений человеческий субъект занимает ведущее место,
реализуя целеформирующую, смыслообразующую, энергетическую и ряд других
функций.

Совокупность соответствующих свойств и качеств человеческих индивидов,
обеспечивающих реализацию трудового, производственного процесса, мы относим к
профессиональным способностям.

Трудовая деятельность как форма реализации профессиональной активности
личности есть необходимая, объективно заданная предпосылка её
жизнедеятельности, без которой процесс её социального воспроизводства, как
правило, невозможен или мало продуктивен. Трудовая деятельность – это жёстко
фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций,
совершаемых людьми, объединёнными в производственной организации. Трудовое
поведение как частная форма социального поведения включает в себя совокупность
действий и поступков, в процессе которых достигается соединение
профессиональных способностей и производственно-технических условий.

Трудовая деятельность имеет сложную поведенческую структуру. Выбор
собственной системы трудового поведения связан с процессом оправдания, то есть
мотивации целенаправленной деятельности, поступка. Понятие мотивации в
экономическом смысле появилось в связи с необходимостью стимулирования более
производительной работы и обозначает определённую ступень демократизации
производства. С точки зрения теории управления, мотивация рассматривается как
процесс формирования у работников стимулов к деятельности для достижения личных
целей или целей предприятия.

Управление мотивациями основано на тесной связи управленческого и
индивидуально-психологического содержания мотивации; на том, что управление
социальной системой и человеком содержит в себе элемент согласования целей
объекта и субъекта управления. Профессиональное управление мотивациями
осуществляется социологами и психологами.

Формирование мотиваций определяется, с одной стороны, реакцией личности
на воздействие внешних факторов; с другой стороны – через раскрытие его
внутреннего мира и мотивации поведения, лежащих в плоскости его потребностей,
устремлений и ценностей.

.1 Теории мотивации труда

Сторонником формирования мотиваций к труду через стремление к реализации
потребностей является американский социолог А. Маслоу, разработавший шкалу
потребностей. Согласно этой шкале человек поднимается от одной потребности к
другой. После того, как цель достигнута, актуальность первой потребности
теряется, возникает другая и так далее. Таким образом, человек мотивирует своё
отношение к труду в зависимости от доминирующих в тот или иной момент
потребностей.

Материальные, интеллектуальные и социальные потребности у А.Маслоу
расположены в виде пирамиды. Первая группа потребностей объединяет
физиологические потребности (семья, жилище, пища, одежда). Эти потребности
основополагающие и А.Маслоу располагает их в основании пирамиды. Вторая группа,
объединяющая экзистенциональные потребности (безопасность, комфорт,
предсказуемость условий существования личности и членов его семьи),
располагается на второй ступени. Третья группа потребностей носит социальный
(общественный) характер и включает стремление быть членом общества, иметь
определённые социальные связи, соответствующее личности общение. Четвёртая
группа потребностей выражает стремление индивидуумов к обеспечению
самоуважения, признания, достижения определённого статуса, получения выражений
одобрения. На вершине пирамиды потребностей личности располагается пятая группа
потребностей – самовыражение, самоактуализация, самореализация.

Автором другой теории мотивации труда, стал социолог Херцберг,
утверждающий, что только два фактора влияют на мотивацию труда. Первый фактор –
условия труда, величина заработка, льготы, социальный статус, гарантии
занятости (при этом факторе хорошо работается, но воздействие на него
(изменение его) не ведёт к росту производительности труда). Второй фактор –
ответственность и возможность принимать решения. Это условие продвижения по
службе, положительная оценка достижений, содержание работы. Данный фактор
заставляет человека работать продуктивно и производительно.

Третьей известной теорией мотивации поведения человека является теория
ожидания, утверждающая, что мотивации к труду формируются на основе ожиданий,
что данный труд приведёт к удовлетворению потребностей и именно данная работа
даёт наивысшую вероятность успеха.

Роль личных интересов и мотиваций трудового поведения проявляется через
потребности. Потребности формируют интересы, интересы формируют мотивы, мотивы
формируют установки.

В обществе с рыночной экономикой существенно различаются мотивации
деятельности работников наемного труда и предпринимателей. Мотивация работников
к труду определяется на рынке труда, где работник и предприниматель имеют
противоположные намерения, следовательно, и мотивации. Работник стремится
получить при своей квалификации работу более высокооплачиваемую, в то время как
предприниматель стремится получить работу такой же квалификации за меньшую
цену.

.2 Стимулирование труда

Стимулирование труда – важнейшая форма поощрения труда, признание
личности, вознаграждение за его труд. Стимулирование труда может быть моральным
и материальным. Стимулирование труда – процесс очень сложный, требующий
тщательной подготовки, поскольку имеет дело с людьми, а не с неодушевлёнными
предметами. Стимулирование труда применяется как способ воздействия на трудовое
поведение людей и реализацию их трудового потенциала. В целях совершенствования
управления персоналом и повышения его позитивных мотиваций трудовой
деятельности применяют следующие виды стимулирования труда:

Материальное стимулирование;

Совершенствование организации труда;

Участие персонала в прибыли предприятия;

Использование гибких графиков;

Производственная ротация кадров;

Совершенствование нормирования;

Обогащение содержания труда;

Совершенствование оплаты труда;

Расширение трудовых функций;

Постановка целей;

Улучшение условий труда.

Данная структурная модель раскрывает пять направлений управления
мотивациями: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы
(совершенствование самой личности), совершенствование организации труда, вовлечение
персонала в процесс управления, и неденежное стимулирование (эмблема фирмы,
открытки и т.д.).

.3 Генезис мотивационной структуры

В труде и через труд человек удовлетворяет только часть своих
потребностей. Но даже та часть потребностей, которая удовлетворяется в
деятельности, претерпевает определённую трансформацию в плане конкретных
условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов
трудовой деятельности, продолжая мотивационный процесс принятия профессии,
заключается, прежде всего, в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по
удовлетворению потребностей работника в конкретных формах (см. приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что суть мотивации состоит в том, что человек
стремится к совершенству своего развития. Трудовая деятельность помогает
человеку развиваться; мотивы, возникающие в процессе трудовой деятельности,
помогают развивать новые способности, что приводит к освоению нового в этом
мире. Нет на свете ни одного человека, который бы сказал, что не хочет и не
может мотивировать себя к получению лучшего в трудовой деятельности. Так как
мотивация – это психологическое понятие, соответственно, исходя из этого, у
любого человека есть свои потребности.

Эволюция мотивации трудовой деятельности начинается с самого рождения
человека. С каждым новым шагом человек познает мир, открывая при этом новые
способности в себе самом. С пониманием новых способностей возникают новые
потребности, которые каждый человек стремится воплотить в жизнь. Новые
потребности в свою очередь возбуждают нервную систему человека, рождая на свет
мысли, превращающиеся в действия, в движение.

Каждый человек, начиная свою трудовую деятельность мотивируется
определенными желаниями. И в процессе трудовой деятельности желания человека
меняются определенным образом. Все зависит от человеческого воспитания и
развития умственных способностей человека. Не последнюю роль в развитии
мотивации играет статус человека и положение в обществе. Но не всегда данные
показатели играют решающую роль в выборе профессии и трудовой деятельности.
Ведь как известно из истории, многие люди, выходцы из низших слоев общества (а
именно люди из народа, как их называют) достигали своих целей вне зависимости
кто они по происхождению и какое место занимали в человеческом обществе.

Мотивы человека в достижении определенных потребностей в своей
деятельности достигали своей конечной цели, но на смену старых обязательно
приходят новые. Поэтому с развитием человека, развивается и его мотивационная
сфера. При этом учитываются профессионально важные качества – это
индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность
деятельности и успешность её освоения.

С каждым новым поколением расширяется мотивационная сфера, становится
более богатой. Потребности преобретают более широкий характер. И, чтобы их
удовлетворить требуются новые возможности и освоения в развитии мотивационной
сферы. Для этого вкладываются средства в разработку новой техники, технологии,
научные исследования. Что в любом случае принесет свои плоды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адаир Джон. Эффективная мотивация. – М.: Эксмо, 2003. –
254с.

2. Авдеев В. В. Управление персоналом: технология
формирования коман-ды. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 544с.

. Андреев К. В. Социальная сфера: преобразование условий
труда и быта. – М.: Наука, 1988. – 335с.

. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии.
– М.: Мос-ковский психол. соц. институт: Флинта, 1998. – 48с.

5. Верховин В. И. Профессиональные способности и трудовое
поведение. – М.: МГУ, 1992. – 112с.

6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации
человека. – М.: МГУ, 1990. – 285с.

. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей/ РАН,
институт Психологии. – М.: Академия, 1996. – 224с.

. Душков Б. А. Психология типов личности, народов и эпох. –
Екатерин-бург: Деловая книга, 2001. – 736с.

. Ермоленко А. А. Саморазвитие коллективного труда. –
Ленинград: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1989. – 34с.

10.    Ильин Е. П. Мотивации и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. –
512с.

11.    Каверин С. Б. Мотивация труда. – М.: институт
Психологии, РАН – 1998. – 224с.

12.    Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/ отв.
ред. А.А. Бодалев; АН СССР, институт Психологии – М.: Наука, 1988. – 193с.

13.    Кулинцев И. И. Экономика и социология труда. – М.:
Центр экономики и маркетинга, 1999. – 288с.

14.    Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент – М.: Юнити,
2000. – 375 с.

15.    Попова И. М. Сознание и трудовая деятельность. –
Одесса : Вища, 1985. – 187 с.

16.    Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: Аудит,
1998. – 375с.

.        Хекхаузен Хайнц. Мотивация и деятельность. – М.:
Педагогика, 1986. – 392с.

18.    Человеческий фактор/ Под ред. Г.Сальвенди, том 1:
эргономика -комплексная научно-техническая дисциплина/ Под ред. канд. психол.
наук. А. И. Назарова – М.: Мир, 1991. – 600с.

19.    Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности
человека – М.: Логос, 1996. – 320с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Эволюция мотивации трудовой деятельности

Эволюция мотивации трудовой деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *