Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 208,53 Кб

Деятельность учебной части ГОУ СПО ‘Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства’

МИНОБРНАУКИ
РОССИИ

Филиал
государственного образовательного учреждения

высшего
профессионального образования

«Байкальский
государственный университет экономики и права» в г. Якутске

(Филиал
ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Якутске)

Кафедра
теории и практики управления

ОТЧЕТ

по
экономической практике

на
примере ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского
хозяйства»

студента
2 курса заочной формы обучения

группы
СГМУ-09

Даниловой
Аксиньи Петровны

(Ф.И.О.
студента)

Руководитель
практики от принимающей организации

Сектяев
С.С.

Руководитель
практики от кафедры Филиала «БГУЭП» в г. Якутске

Тройнина О.С./

Якутск,
2011г.

ДНЕВНИК прохождения
производственно – профессиональной практики

1.   Ф.И.О. студента Данилова Аксинья Петровна

2.       Факультет отраслевой экономики и
менеджмента

Курс 2 специальность Государственное и
муниципальное управление

.     Руководитель практики от принимающей
организации Сектяев Сергей Степанович, директор.

Место практики ГОУ СПО «Олекминский техникум
механизации и электрификации сельского хозяйства», г. Олекминск,

.     Сроки прохождения практики 28 марта по 9
апреля 2011 г.

Дата

Содержание
выполненной работы

Оценка
руководителя практики

Подпись
руководителя практики

28.03.11

Ознакомление
с учредительными документами, инструктаж по ТБ

29.03.11

Нормативно
– правовое обеспечение деятельности ГОУ СПО «ОТМЭСХ»

30.03.11

Методы
отбора и приема сотрудников, кадровое обеспечение деятельности ГОУ СПО
«ОТМЭСХ»

31.03.11

Анализ
кадровой обеспеченности ГОУ СПО «ОТМЭСХ» по социально – демографическим и
профессиональным характеристикам

01.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Механизация сельского хозяйства»

02.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Механизация сельского хозяйства»

04.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

05.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

06.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Технология лесозаготовок»

07.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Технология лесозаготовок»

08.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

09.04.11

Разработка
учебно -методической документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО по
специальности «Экономика и бухгалтерский учет»



ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет отчет о прохождении
практики в Государственном образовательном учреждении среднего
профессионального образования «Олекминский техникум механизации и
электрификации сельского хозяйства».

Время прохождения практики – с 28 марта по 9
апреля 2011 года.

Цели практики:

закрепление профессиональных знаний, умений и
навыков, полученных в процессе теоретической подготовки;

приобретение навыков и умений практической
работы по избранной специальности.

Объектом исследования выступает деятельность
учебной части ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации
сельского хозяйства».

Предмет исследования:

нормативно – правовое обеспечение деятельности,
локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности
организационно-распорядительной документации;

организационная структура, полномочия и
обязанности должностных лиц, взаимосвязь между структурными подразделениями;

кадровое обеспечение деятельности.

Вопросы, подлежащие исследованию в процессе
прохождения практики:

1. Изучение внутренней документации организации;

2.       Управление учебным процессом.

Перед прохождением отчета студентом были изучены
следующие материалы:

1. Закон РФ «Об образовании»

. Устав ГОУ СПО «ОТМЭСХ», локальные акты;

. Штатное расписание (тарификационный список
ИПР);

. Структура организации;

. Содержание организационной, управленческой и
плановой работы учебной части ГОУ СПО «ОТМЭСХ».

Работа структурно состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников.

. ГОУ СПО «ОЛЕКМИНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И
ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

1.1   Общая
характеристика предприятия

Название предприятия: Государственное
образовательное учреждение среднего профессионального образования «Олекминский
техникум механизации и электрификации сельского хозяйства». Свидетельство о
государственной регистрации юридического лица № 08 получено 17 апреля 2001 г.,
которым присвоен ОГРН – 1021400807152; свидетельство о внесении записи в Единый
государственный реестр юридических лиц серии 14 за № 000435801 получено 15
декабря 2002 г.

Государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования «Олекминский техникум
механизации и электрификации сельского хозяйства» (далее техникум) организован
в соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия
РСФСР № 419 от 15 августа 1960 года и Министерства сельского хозяйства Якутской
АССР № 689 от 25 августа 1960 года.

Учредителем техникума является Министерство
науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), имущество
учреждения находится в республиканской собственности.

Распоряжением Правительства Республики Саха
(Якутия) от 22.11.2007г. № 1555-р «О реорганизации образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования Министерства науки и
профессионального образования Республики Саха (Якутия)» Государственное
образовательное учреждение ПУ № 26 г. Олекминска реорганизован в форме
присоединения училища к государственному образовательному учреждению среднего
профессионального образования «Олекминский техникум механизации и
электрификации сельского хозяйства» в качестве ее структурного подразделения.

В соответствии с лицензией выданной
Государственной службой по контролю и надзору в сфере образования и науки при
Президенте РС(Я) техникум имеет право на реализацию образовательных программ:



По программам среднего профессионального
образования с присвоением квалификации «техник» по специальностям:

– Механизация сельского хозяйства;

– Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства;

– Технология лесозаготовок;

– Технология деревообработки;

– Монтаж и эксплуатация линий электропередач;

с присвоением квалификации «бухгалтер»

– Экономика и бухгалтерский учет.

По программам начального профессионального
образования

.11 – Монтажник санитарно – технических,
вентиляционных систем и оборудования;

.6 – Станочник в деревообработке;

.22 – Оператор швейного оборудования.

По программам дополнительного образования:

подготовка водителей транспортных средств
категории «А»;

подготовка водителей транспортных средств
категории «В»;

подготовка водителей транспортных средств
категории «С»;

подготовка водителей транспортных средств
категории «В,С»;

подготовка водителей транспортных средств
категории «Д»;

подготовка и переподготовка водителей
транспортных средств по перевозке опасных грузов;

судоводитель маломерных (моторных) судов;

оператор электронно- вычислительных машин;

повар;

продавец продовольственных товаров (широкий
профиль);

каменщик;

тракторист – машинист сельскохозяйственного
производства категорий «B,C,E,D,F»;

повышение квалификации водителей
автотранспортных средств.

Техникум обладает статусом юридического лица
(имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать со
своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации
и другие реквизиты).

1.2
Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности

Деятельность техникума осуществляется в
соответствии Конституцией Российской Федерации; федеральными законами; актами
Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия),
Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия),
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства науки и
профессионального образования Республики Саха (Якутия); с законодательством
Российской Федерации в области образования 19-ФЗ от 13.02.2009 г., Уставом
техникума, а также типовым положением о среднем профессиональном
образовательном учреждении утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.07.2008г. № 543 и лицензией на право ведения образовательной
деятельности по программам начального и среднего профессионального образования
серия А №076493 регистрационный номер 64 от 1 июля 2009 г. срок действия
лицензии до 1 июля 2014 года.

Устав техникума согласован Министерством науки и
профессионального образования 18 марта 2008 г., зарегистрирован Министерством
имущественных отношений РС (Я) 25 марта 2008 г. регистрационный номер – 354 и
содержит следующие разделы:

Общие положения;

Цели образовательного процесса, типы и виды
реализуемых образовательных программ;

Основные характеристики образовательного
процесса

Права, обязанности обучающихся;

Меры дисциплинарного взыскания. Отчисление
обучающихся;

Восстановление после отчисления;

Перевод учащихся;

Права и обязанности работников Учреждения;

Организация деятельности. Разграничение
компетенции Учреждения и его учредителя;

Охрана интеллектуальной собственности;

Формирование фондов и распределение доходов;

Структурные подразделения Учреждения;



Порядок управления Учреждением;

Структура финансовой и хозяйственной
деятельности Учреждения;

Имущество и материально – техническая база
Учреждения;

Предпринимательская деятельность;

Порядок реорганизации и ликвидации Учреждения;

Перечень локальных актов, регламентирующих
деятельность Учреждения;

Дополнения и изменения, вносимые в Устав после
его утверждения.

1.3 Материально –
техническая база

Материально-техническая база техникума включает
в себя учебный корпус, учебно-производственные мастерские, общежитие для
студентов, общежитие для преподавателей.

В 2008 году к техникуму было присоединено ГОУ
Профессиональное училище №26 г.Олекминска со всеми учебными и вспомогательными
помещениями. Таким образом, в целом техникум располагает учебными и учебно –
вспомогательными площадями в размере 8884,5 кв.м.

Здания, закрепленные на праве оперативного
управления.

Год
ввода

Адрес

Площадь,м2

Учебный
корпус

1963

ул.
Гагарина, 81

2179,6

Общежитие
№1

1958

ул.
Гагарина, 79

447,8

Общежитие
№2

1972

ул.
Гагарина, 58а

2060,2

Проходная
мастерских

1973

ул.
Карла Миллера, 29

18,3

Учебно-производственный
корпус №1

1973

ул.
Карла Миллера, 29

808,0

Учебно-производственный
корпус №2

1973

ул.
Карла Миллера, 29

872,2

Столярный
цех

1973

ул.
Карла Миллера, 29

57,6

Кузнечный
цех

1989

ул.
Карла Миллера, 29

72,6

Электроцех

1989

ул.
Карла Миллера, 29

192,1

Мастерские

1979

ул.
Карла Миллера, 29

367,1

Гараж

1973

ул.
Карла Миллера, 29

622,0

Учебный
корпус

1982

ул.
Мелиораторов, 18а

801,0

Учебный
корпус

1985

ул.
Строда, 37

240,0

Мастерские

1985

ул.
Тахватулина , 15

146,0



Все здания соответствуют
санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям пожарной безопасности по
заключению соответствующих инстанций. Учебный корпус заблокирован пожарной
сигнализацией и системой звукового оповещения о пожаре.

Для проведения учебных практик техникум
располагает учебными мастерскими, сельхозмашинами, автомобилями и тракторами,
оборудованными аудиториями и лабораториями, где проводятся практические занятия
и обучения рабочим профессиям.

Для наглядности профессионального образования
техникум располагает кабинетом ТСО оснащенным интерактивной доской и
мультимедийными проекторами, также видеоклассом при лаборатории СХМ. В
лаборатории имеется более сорока макетов сельскохозяйственной техники.

На территории учебно – производственных
мастерских располагается и постоянно совершенствуется автодром для учебной
езды.

С 2005 года техникум занимается подготовкой
водителей всех категорий, для этого приобретены автотренажеры для легковых и
грузовых автомобилей, плакатная база и мультимедийный проектор оснащенный
лицензионным программным обеспечением.

Все лаборатории оснащены плакатной базой
соответствующей учебной программе.

Имеющаяся на балансе техникума техника
представлена в таблице 2

Наименование

Год
выпуска

Количество

Примечание

1

Автомобиль
ГАЗ – 53

1988,
1989

2

Используются
в учебных целях

2

Автомобиль
ГАЗ – 3307

1992

1

3

Автомобиль
ГАЗ – 33073

2003

2

4

Жигули
ВАЗ 2106

2004

1

5

Жигули
ВАЗ 21074

2007

1

6

Автомобиль
ЗИЛ – ММЗ – 554

1983

1

7

Автомобиль
ЗИЛ – 43 – 412

1991

1

8

Автомобиль
ГАЗ – 53

1983

1

9

Автомобиль
УАЗ – 31512

1993

1

10

Автомобиль
УАЗ – 31514

2001

1

11

Автобус
ПАЗ – 32053

2007

1

12

Автобус
ПАЗ – 672С1

1975

1

Используются
в учебных целях

13

Автомобиль
КАМАЗ – 5511

1988

1

14

Автомобиль
КАМАЗ – 53213

1995

1

15

Трактор
МТЗ – 82

1990,
1991

2

16

Трактор
МТЗ – 80

1992

1

Используются
в учебных целях

17

Трактор
ДТ – 75

1990,
1992

2

18

Трактор
Т- 150

1988,
1992

2

19

Трактор
Т – 170

1990

1

20

Комбайн
СКД-6 «Сибиряк»

1990

1



В техникуме создано 2 компьютерных учебных
класса, оснащенных современным оборудованием. Имеется 58 компьютеров, из
которых 30 задействованы в учебном процессе. Подключения к Internet
организовано через DSL.

В 2011-2012 учебном году планируется создание
единой локальной сети. В настоящее время в сеть объединены компьютеры в одном
классе, где установлена учебная программа «1С: Бухгалтерия». Ведутся работы по
расширению инфраструктуры, что в скором будущем позволит подключить –
компьютеры структурных подразделений. Это позволит иметь внутри учреждения
доступ к общим базам данных и информационным ресурсам.

В управленческой деятельности используется 28
компьютеров которые подключены к системе Internet.
Каждое подразделение, где имеется компьютер, создает свою базу данных,
необходимую для работы.

Компьютеры бухгалтерии оборудованы программами:

1С: Бухгалтерия;

Заработная плата Кылытчанова;

СБИС электронная отчетность в Налоговые органы;

Налогоплательщик 14…;

Пенсионный «PFXM».

Компьютер отдела кадров оборудован программой:

Гарант Платформа F1
Эксперт;

1.4 Финансовое
обеспечение

Сведения о финансовом обеспечении ГОУ СПО
«Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» за
рассматриваемый период приведены в таблице.

Сведения
о стоимости основных фондов, структуре доходов и расходов

2006
год

2007
год

2008
год

Стоимость
основных фондов (тыс.руб.)

15442,0

19964,0

29391,0

Структура
доходов (тыс. рублей):


бюджетное финансирование

19800,0

21377,3

44834,5


средства, полученные за образовательные услуги

1352,0

2629,7

2688,2


другие источники

Структура
расходов (тыс.рублей):


на оплату труда

10500,0

11320,0

22470,0


на приобретение оборудования

300,0

470,0

1000,0


на информационное и библиотечное обслуживание

160,0

210,0

660,0

1.5 Структура
педагогических кадров

Структура педагогических кадров состоит из 42
преподавателей и 5 мастеров производственного обучения, в т.ч.:



штатных преподавателей, 14 внутренних
совместителя, 2 внешних совместителя и 5 штатных мастеров производственного
обучения;

Высшее образование имеют 40 преподавателей
(95,2%);

Среднее профессиональное образование имеют 2
преподавателя (4,8%) и 5 мастеров производственного обучения (100%);

Ученую степень кандидата имеют 2 преподавателя
(4,8%) ;

Высшую категорию имеют 17 преподавателей
(40,5%);

Первую категорию имеют 8 преподавателей (19%), 5
мастеров производственного обучения (100%);

Вторую категорию имеют 11 преподавателей (26%);

Базовую категорию имеют 6 преподавателей
(14,3%).

В целом кадровый потенциал Государственного
образовательного учреждения среднего профессионального образования «Олекминский
техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» позволяет проводить
обучение студентов в соответствии с предъявляемыми требованиями к
образовательному учреждению СПО и НПО, качественный состав педагогических
работников соответствует лицензионным нормативам.

Если рассматривать кадровый состав ИПР в
динамике за 4 года, то наблюдается рост численности преподавательского состава
в 1,3 раза, в т.ч. штатных работников в 1,6 раза, рисунок 2. Связано это,
прежде всего, с увеличением контингента студентов вследствие открытия новых
специальностей и слияния Профессионального училища №26 г. Олекминска.

Деятельность учебной части ГОУ СПО 'Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства'

По возрастному составу коллектив
техникума относительно молод: 32% ИПР – в возрасте до 29 лет (13 человек), от
30 до 39 лет – 19% (8 человек), от 40 до 49 лет – 16% (7 человек), от 50 до 59
лет – 19% (8 человек), старше 60 лет – 14% (6 человек). Мастеров
производственного обучения в возрасте от 30 до 39 лет – 20% (1 человек), от 50
до 59 лет – 20% (1 человек), старше 60 лет – 60% (3 человека). Средний возраст
ИПР – 41 год, мастеров производственного обучения – 55 лет.

Деятельность учебной части ГОУ СПО 'Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства'

Деятельность учебной части ГОУ СПО 'Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства'

Руководящие и педагогические работники техникума
постоянно работают над повышением своей квалификации и профессионального
уровня. При этом используются различные формы повышения квалификации:

курсы повышения квалификации;

участие в научно-практических конференциях;

участие в научных семинарах различного уровня;

переподготовка профессионального образования;

участие в методических семинарах и совещаниях
внутри техникума;

проведение «мастер-классов»;

взаимопосещение уроков.

Повышение квалификации инженерно-педагогических
работников Олекминского ТМЭСХ осуществляется в различных формах по
разнообразным образовательным программам в ведущих вузах и научных центрах
страны по профилю специальностей, а также на базе техникума путем приглашения
лекторов. Такая форма повышения квалификации показывает большую эффективность
так как при относительно низких финансовых затратах обеспечивается повышение
квалификации большого числа преподавателей.



Как форму повышения квалификации можно
рассматривать получение второго высшего образования, в основном гуманитарного и
управленческого профиля преподавателями. Таким образом, можно сделать вывод,
что повышению квалификации преподавателей в Олекминском техникуме МЭСХ
уделяется большое внимание и предусмотрены на это значительные финансовые
ресурсы.

1.6 Деятельность
учебной части

Учебная часть является основным структурным
подразделением техникума, через которое осуществляется управление учебным
процессом.

Основными направлениями работы учебной части
являются:

Организация взаимодействия подразделений
техникума при разработке на базе государственных образовательных стандартов
основной учебной документации, образовательных профессиональных программ,
учебных планов, рабочих учебных планов и графиков учебного процесса;

Анализ, обобщение информации и подготовки
решений администрации техникума по управлению учебным процессом;

Планирование и организация учебного процесса;

Информационное сопровождение системы контроля
качества учебного процесса и качества подготовки специалистов по всем уровням и
формам обучения;

Постоянное совершенствование
нормативно-методической документации, регламентирующей учебный процесс;

Контроль за использованием учебных площадей
техникума;

Контроль за оформлением документов.

Учебная часть выполняет свои функции,
руководствуясь Уставом ГОУ СПО «ОТМЭСХ», а также Положением об учебной части
ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского
хозяйства».

Учебная часть координирует деятельность всех
структурных подразделений техникума. Руководство работы учебной части
осуществляет заместитель директора по учебной работе, непосредственно
подчиняющийся директору техникума.

Учебная часть реализует следующие функции:

. Контроль за планированием и составлением
расписания учебных занятий, экзаменационных сессий и работы государственных
аттестационных (экзаменационных) комиссий (ГАК), а также их анализ и обобщение.

. Подготовка проектов приказов и распоряжений
директора по учебному процессу, общих для всех отделений техникума.

. Контроль соблюдения дисциплины учебного
процесса преподавателями и студентами.

. Методическое руководство работы методистов,
секретарей отделений и предметно – цикловых комиссий.

. Контроль за организацией и ходом
экзаменационных сессий, их обобщения и анализ итогов.

. Руководство и контроль за работой секретарей
ГАК, обобщений и анализ работы ГАК по отчетам из председателей.

. Методический контроль и оформление дипломов,
академических справок, дубликатов дипломов, зачетных книжек, студенческих
билетов и иных документов для студентов и выпускников всех уровней и форм
обучения.

. Подготовка расчетов для формирования штатов,
нормоконтроль учебных планов и учебной нагрузки преподавателей, контроль
выполнения учебной нагрузки.

. Учет расходования почасового фонда и
подготовка предложений по его распределению.

. Проверка ПЦК и отделений по отдельным вопросам
методической работы, участие в контрольных мероприятий по плану работы
техникума.

. Обеспечение отделений бланками учебной
документации.

. Контроль за использованием и распределением
аудиторного фонда техникума.

. Оказание содействия заведующим отделениями в
разработке учебных планов.

. Ежемесячный учет контингента студентов всех
уровне и форм обучения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГОУ СПО
«ОТМЭСХ»

2.1 Планирование работы

На каждый учебный год в техникуме составляется
единый план работы, который включает:

–  план работы педагогического Совета;

–       план учебно-производственной работы;

–       план методической работы;

–       план воспитательной работы;

–       планы работы отделений.

Также разрабатываются: график учебного процесса,
планы работы предметно – цикловых комиссий, индивидуальные планы работы
преподавателей, определяющие конкретные виды аудиторной и внеаудиторной работы
со студентами.

В данных документах подробно раскрыты следующие
организационные элементы учебного процесса:

–    расчет бюджета времени на весь период обучения,
по циклам дисциплин и на отдельные учебные дисциплины, установленные ГОС СПО;

–       условия и требования к организации
самостоятельной учебной работы студентов с первого по последний курс;

–       режим организации учебной работы
студентов и преподавателей;

–       условия и правила руководства и
консультирования курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов;

–       требования к содержанию и качеству
выполняемых студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

Непосредственно планированием, организацией и
осуществлением учебного процесса занимается учебная часть.

Реализация профессиональных образовательных
программ по специальностям осуществляется отработанной системой организационно
– управленческих процедур, а именно:

–    методический отдел разрабатывает с учетом
вышеуказанных документов график учебного процесса на очередной учебный год;

–       на основе утвержденных рабочих
учебных планов определяются основные формы и сроки учебной деятельности
студентов по семестрам;

–       реализация учебного плана
осуществляется на основе утвержденного расписания занятий на семестр.

В техникуме применяются классические формы
организации учебного процесса: лекции, лабораторные, практические и семинарские
занятия, курсовые работы, самостоятельная работа студентов, учебные и
производственные практики, зачетно – экзаменационные сессии, итоговая
аттестация. Также используются активные методы обучения: тренинги, деловые
игры, дискуссии (круглые столы) с использованием компьютерной техники.

Организация и проведение учебных,
технологических и производственных практик осуществляется в соответствии с
графиком учебного процесса и на основании договоров о проведении практики
студентов, заключенных с предприятиями и организациями.

Студенты направляются на производственную
практику в соответствии с приказом директора, в котором определяется
принимающая организация, руководители и сроки прохождения практики. Студенту
выдается программа практики, дневник-отчет и индивидуальное задание. По
окончании практики студент предоставляет дневник о прохождении производственной
практики и отчет по практике в соответствии с требованиями, изложенными в
рабочей программе, который защищает в установленные сроки.

организационный управленческий плановый работа

2.2     Управление
учебным процессом

Профессиональные образовательные программы,
реализуемые в техникуме, разработаны на основе ГОС СПО второго поколения по
следующим специальностям: «Механизация сельского хозяйства» (№ 08-3106-Б от
20.02.2002г.), «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» (№
08-3107-Б от 18.02.2002г.), «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (№
04-0601-Б от 22.01.2002г.), «Технология лесозаготовок» (№ 04-2601-Б от
04.04.2002г.), «Технология деревообработки» (№04-2602-Б от 04.04.2002г.),
«Монтаж и эксплуатация линий электропередач» (№12-1002-Б от 20.02.2002г.). В
техникуме по всем аттестуемым специальностям и направлениям имеются учебные
планы, графики учебного процесса, рабочие учебные планы, расписания занятий.
Структуры учебных планов по аттестуемым специальностям и направлениям по циклам
дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, общих математических и
естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных) и внутри циклов с
выделением дисциплин федерального, национального, регионального компонента,
дисциплин по выбору, а также дисциплин специализаций и факультативов с точки
зрения их объёмов соответствуют требованиям ГОС.

Все учебные планы прошли экспертизу и
согласование в УПО МНиПО РС (Я) 18 ноября 2008 г. и утверждены директором
техникума. Рабочие учебные планы обеспечивают нормативный срок обучения,
соответствующую квалификацию специалиста, продолжительность теоретического
курса, практического обучения, экзаменационных сессий, видов и
продолжительности Итоговой государственной аттестации выпускников.

Структура учебных планов соответствует
структуре, утвержденной инструктивным письмом Минобразования России «О
разработке рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин по
специальностям среднего профессионального образования» от 24.06.1997г. №
12-52-91 ин/12-23. Учебные планы включают в себя такие обязательные элементы,
как график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени (в неделях),
план учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин, виды занятий и
учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации. Графики учебного
процесса определяют сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий,
практик, итоговой государственной аттестации. В рабочих планах имеются все
образовательные циклы дисциплин, в которых полностью представлены дисциплины
федерального компонента по названию и объёму часов и дисциплины, отражающие
региональные особенности подготовки специалистов. Количество дисциплин по
выбору, включенных в рабочий учебный план, позволяет студенту выбрать
дисциплину для изучения.

Объём практической подготовки студента:
производственная (профессиональная) практика, лабораторные и практические
занятия, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ составляет 50
60 % от общего объема времени. Доля самостоятельной работы составляет 28 32 %
от аудиторной нагрузки по дисциплине.

Недельная аудиторная нагрузка студента по очной
форме обучения составляет 36 часов, максимальная учебная нагрузка – 54 часа, в
которую включены консультации, самостоятельная работа студентов и
факультативные дисциплины.

Каждая учебная дисциплина завершается какой-либо
формой контроля. К итоговому контролю относятся: зачеты, проводимые после
изучения полного курса или части дисциплины; курсовые работы и зачеты по
учебной практике; семестровые экзамены. Форма итогового контроля определяется,
как правило, в соответствии с рекомендациями примерных учебных планов – зачетом
или экзаменом. Объём семестрового контроля реализуется в пределах нормы.
Количество зачетов не более 10 в год, не включая зачеты по физической культуре
и факультативным дисциплинам, экзаменов – 8 в год.

Рабочие учебные программы
дисциплин, отвечают требованиям квалификационной характеристики специалиста по
специальности, соответствуют дидактическим единицам, устанавливаемым
Государственным образовательным стандартом, обеспечивают возможность получения
фундаментальных теоретических знаний, формирования профессиональных умений,
навыков и деловых качеств, необходимых специалистам соответствующей
квалификации.

Рабочие учебные программы
составлены в соответствии с приложением 2 к письму Управления учебных заведений
среднего профессионального образования Минобразования России от 24 июня 1997 г.
№ 12-52-91 ин/12-23 «Рекомендации по разработке рабочих программ учебных
дисциплин по специальностям среднего профессионального образования» и содержат
следующие разделы:

– титульный лист;

пояснительную записку;

тематический план;

содержание учебной дисциплины;

перечень лабораторных работ и практических
занятий;

перечень курсовых проектов (работ) (при
наличии);

перечень литературы и средств обучения.

В пояснительной записке раскрываются: цель
изучения дисциплины; задачи дисциплины; место дисциплины в профессиональной
подготовке выпускника; междисциплинарные связи; требования к уровню освоения
содержания дисциплины; распределение учебного времени (всего часов, выделяемых
в рабочем учебном плане на изучение дисциплины, в том числе время, выделяемое
на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов); форма контроля
знаний в соответствии с рабочим учебным планом.

Тематический план, содержание учебной дисциплины
включают: общий перечень разделов и тем дисциплины; соответствующие темы с
перечнем основных вопросов, подлежащих изучению по данной теме, тематику
семинаров и практических занятий; тематику курсовых работ, рефератов и
практикумов; перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации по
всему курсу; примерные тематические планы изучения дисциплины.

В последнем разделе указывается
список литературы, необходимой для изучения дисциплины, которая подразделяется
на основную и дополнительную.

2.3     Контроль

Неотъемлемой частью образовательного процесса в
техникуме является система текущего и промежуточного контроля качества обучения
студентов, основная цель, которой обеспечение подготовки специалистов в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Система текущего и промежуточного контроля
качества обучения студентов предусматривает решение следующих задач:

Обеспечение целостного и полного усвоения
студентами содержания образовательных программ среднего профессионального
образования;

Широкое использование современных контрольно –
оценочных технологий;

Организацию самостоятельной работы студентов с
учетом их индивидуальных способностей;

Поддержание постоянной обратной связи и принятие
оптимальных решений в управлении качеством обучения студентов на уровне
преподавателя, отделения.

Система текущего и промежуточного контроля
качества обучения студентов обеспечивает:

а) для студентов:

Стимулирование систематической, самостоятельной
и творческой учебной деятельности;

Контроль и самоконтроль учебных достижений и их
регулярную и объективную оценку;

Рациональное и равномерное распределение учебной
нагрузки в течение семестра;

Воспитание ответственности за результаты своего
учебного труда.

б)для преподавателей:

Повышение эффективности различных форм учебных
занятий;

Разработку необходимых учебно – методических
материалов для учебных занятий и самостоятельной работы студентов;

Непрерывное управление учебным процессом;

Объективность оценки учебных достижений
студентов и своего собственного труда.

Система контроля включает планирование,
организацию и проведение контрольно – оценочных мероприятий по всем учебным
дисциплинам.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме
тестирования или контрольного опроса для проверки качества усвоения знаний по
определенным темам, разделам программы дисциплины.

Промежуточный контроль проводится по окончании
изучения дисциплины в семестре. Целью его является определение степени освоения
студентами определенной области знаний и умений. Формами промежуточного
контроля являются экзамены и зачеты, порядок сдачи которых определяется
специальным положением. Проведение промежуточного контроля дисциплины
обеспечено оценочными средствами: тестовыми заданиями или экзаменационными
вопросами и билетами.

Итоговый контроль представлен в виде итоговой
государственной аттестации. По каждой специальности имеются программы ИГА,
разработанные председателем цикловой комиссии, утвержденные заместителем
директора по учебной работе.

Реализация задач развития или функционирования
образовательного учреждения в основном зависит от качества управления
деятельностью коллектива. В связи с этим совершенствование управления
общеобразовательным учреждением находится в прямой зависимости от проведения
контроля в различных его видах и формах, на основе которого принимаются
объективные управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее
решений.

Должностной контроль руководителей
образовательных учреждений регламентируется письмом Министерства образования РФ
№ 22-06-147 от 7 февраля 2001 года «О содержании и правовом обеспечении
должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

При формировании должностного контроля
необходимо рассматривать организацию получения объективной информации о
реальном положении дел как базовый компонент управления, который является
неотъемлемой частью осуществления должностного контроля руководителей
образовательного учреждения за результатами образовательной деятельности.

Нормативное правовое регулирование
внутриучрежденческого контроля в образовательном учреждении обеспечивается
утвержденным положением, разработанным на основании:

Закона РФ «Об образовании»;

«Типового положения об образовательном
учреждении»;

Устава образовательного учреждения;

Рекомендаций об инспектировании в системе
образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму от
11.06.98 N33);

Должностные лица образовательных учреждений,
осуществляющие инспекционную деятельность, руководствуются Конституцией
Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми
актами, изданными Министерством образования Российской Федерации, органом
управления образованием субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления,
учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами,
Положением и приказами о проведении инспекционных проверок, положениями о
различных типах и видах образовательных учреждений, тарифно-квалификационными
характеристиками (требованиями) по должностям работников.

Периодичность и виды инспектирования результатов
деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о
реальном состоянии дел в инспектируемых объектах. Нормирование и тематика
инспекционного контроля находится в исключительной компетенции руководителя
образовательного учреждения.

Основаниями для проведения инспекционного
контроля являются:

заявление инженерно – педагогического работника
на аттестацию;

план-график проведения инспекционного контроля;

проверка состояния дел для подготовки
управленческих решений.

Инспекционно-контрольная деятельность в
образовательных учреждениях проводится в целях:

– соблюдения законодательства Российской
Федерации в области образования;

исполнения нормативных правовых актов,
регламентирующих деятельность образовательных учреждений;

защиты прав и свободы участников
образовательного процесса;

соблюдения конституционного права граждан на
образование;

соблюдения государственных образовательных
стандартов;

совершенствования механизма управления качеством
образования (формирование условий и результатов образования);

повышения эффективности результатов
образовательного процесса;

проведения анализа и прогнозирования тенденций
развития образовательного процесса.

Основными задачами инспектирования являются:

– осуществление контроля за исполнением
законодательства в области образования;

выявление случаев нарушений и неисполнения
законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их
пресечению;

анализ причин, лежащих в основе нарушений,
принятии мер по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности
результатов деятельности педагогических работников;

инструктирование должностных лиц по вопросам
применения действующих в образовании норм, правил;

изучение результатов педагогической
деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации
образовательного процесса, разработка на этой основе предложений по устранению
негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

анализ результатов реализации приказов и
распоряжений в образовательном учреждении.

Контроль в образовательном учреждении должен
способствовать формированию достоверной информации о результатах деятельности
участников образовательного процесса, предупреждать проявление недостатков в
работе, следовательно, непосредственный контроль деятельности должностного лица
образовательного учреждения осуществляет руководитель или его заместитель в
соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями.
В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению
отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь
педагогическим работникам.

Педагогический работник при проведении контроля
имеет право знать информацию:

о сроках контроля и критериях оценки его
деятельности;

о цели, содержании, видах, формах и методах
контроля.

Также он имеет право своевременно ознакомиться с
выводами и рекомендациями администрации по результатам проверки и обратиться в
конфликтную комиссию при несогласии с результатами контроля.

Каждый из работников образовательного
учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление
внутриучрежденческого контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы
иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом
большая часть рабочего времени отводится документальному изучению результатов
деятельности педагогического работника (журналы теоретического и практического
обучения, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения
образовательных программ и др.).

Для осуществления должностного контроля
руководитель (его заместитель) может привлечь к работе внешних экспертов, в том
числе педагогических работников того же или другого учреждения, специалистов
органа управления образованием, методистов, которые будут действовать в
соответствии с приказом по образовательному учреждению и утвержденным его
руководством планом-заданием.

С содержанием итогового материала проверяемый
педагог должен быть ознакомлен.

Итоги инспектирования, в зависимости от целей и
задач проверки и с учетом реального положения дел, оформляются в виде справки и
могут быть обсуждены на заседании предметно – цикловых комиссий, педагогическом
совете, совещании при заместителе директора по учебной работе, отражены в
приказе по образовательному учреждению.

Итоговый документ отражает:

основание и цель проведения проверки;

краткую характеристику проверяемого
(педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении, уровень реализуемой
образовательной программы, квалификационную категорию);

методы проведения инспектирования (посещение
занятий теоретического и практического обучения, факультативных и кружковых
занятий; проведение проверочных работ с указанием критериев оценивания знаний
обучающихся; ознакомление с поурочным планированием и др.);

выводы, оценку результатов деятельности
педагога;

предложения по преодолению отмеченных
недостатков в работе, по совершенствованию работы.

По итогам внутриучрежденческого контроля могут
быть проведены заседания предметно – цикловых комиссий, педагогического или
методического советов, производственные совещания. Результаты проверок должны
учитываться при проведении аттестации педагогических работников.

Качество управленческих решений определяется
через:

издание соответствующего приказа;

поощрение работников;

привлечение к дисциплинарной ответственности
работников;

эффективность итоговых материалов контроля
коллегиальным органом;

проведение повторного контроля с привлечением
определенных экспертов;

В целях повышения качества образования в план
должностного контроля включены следующие темы проверок:

. Ведение документации (планы, журналы
теоретического и практического обучения, журналы внеаудиторной деятельности и
т.д.).

. Подготовка к итоговой Государственной
аттестации.

. Выполнение Государственных образовательных
стандартов:

проведение контрольных срезов текущей
успеваемости обучающихся (два раза в год);

выполнение тематического планирования
(теоретическая и практическая части образовательных программ);

система домашних заданий (тренировочные
упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем);

реализация утвержденных образовательных программ
и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков;

состояние учебно – методического комплекса по
предметам.

. Результаты деятельности инженерно –
педагогических работников по соблюдению охраны труда и созданию безопасных
условий при организации учебных занятий.

. Организация образовательной деятельности
молодого специалиста.

. Результаты инновационной или экспериментальной
работы.

. Соблюдение Устава, правил внутреннего
трудового распорядка и иных локальных актов ОУ, исполнение принятых
коллективных решений.

. Соблюдение порядка проведения промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости.

. Реализация воспитательных программ и их
результативности.

. Охрана труда и здоровья участников
образовательного процесса.

. Выполнение санитарно-гигиенических требований
и правил в образовательном процессе и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прохождение практики является важным элементом
учебного процесса по подготовке специалиста в любой области. Во время ее
прохождения будущий специалист применяет полученные в процессе обучения знания,
умения и навыки.

В ходе прохождения практики в учебной части ГОУ
СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства»
мною были рассмотрены основные нормативные и учредительные документы, локальные
акты.

Учебная часть является основным структурным
подразделением и осуществляет планирование, организацию, реализацию и контроль
над всем образовательно – воспитательным процессом.

Учебный процесс строится в полном соответствии с
учебными планами СПО, разработанными на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов среднего профессионального образования. Ежегодно в
составляется график учебного процесса, в котором, с указанием дат,
устанавливается: время на теоретическое и практическое обучения, сессионный
период, каникулярное время и время итоговой государственной аттестации.

Важным этапом в организации учебного процесса
является планирование учебной нагрузки инженерно – педагогических работников на
новый учебный год. Годовая педагогическая нагрузка преподавателей
согласовывается в Управлении профессионального образования Министерства
профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) и
утверждается приказом директора техникума.

Выводы:

в ГОУ СПО «ОТМЭСХ» создан образовательный
комплекс, реализующий программы начального и среднего профессионального
образования;

образовательная деятельность проводится на
основании лицензии выданной Государственной службой по контролю и надзору в
сфере науки и образования при Президенте РС(Я);

техникум имеет свидетельство о Государственной
аккредитации выданной Государственной службой по контролю и надзору в сфере
науки и образования при Президенте РС(Я) на те образовательные программы, по
которым имеется выпуск специалистов;

организация управления соответствует уставным
требованиям, нормативная и организационно – распорядительная документация
соответствует действующему законодательству и Уставу ГОУ СПО «ОТМЭСХ»;

основные образовательные программы, реализуемые
в техникуме соответствуют требованиям Государственных образовательных
стандартов;

по всем дисциплинам учебных планов
специальностей разработаны учебно – методические комплексы;

организация учебного процесса основывается на
качественном планировании и соответствует учебным планам;

организация всех видов практик, предусмотренных
государственным образовательным стандартом, направлена на обеспечение
непрерывности и последовательности овладения студентами и учащимися навыками
профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Федеральный
закон «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральными законами от 16.11.97, 20.07, 7.08.2000 г., 13.02,
21.03, 25.06, 25.07.2002 г., 10.01, 7.07, 8.12.2003 г., 5.03, 30.06, 20.07,
22.08.2004 г.).

2.       Письмо
Министерства образования РФ № 22-06-147 от 7 февраля 2001 года «О содержании и
правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных
учреждений».

.        Типовое
положение о среднем профессиональном образовательном учреждении утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008г. № 543;

.        Устав
ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства»
(согласован Министерством науки и профессионального образования РС(Я) 18 марта
2008 г., зарегистрирован Министерством имущественных отношений РС (Я) 25 марта
2008 г. рег.№ Р-354);

.        Правила
внутреннего трудового распорядка для работников ГОУ СПО «Олекминский техникум
механизации и электрификации сельского хозяйства» (рассмотрен и утвержден на
общем собрании коллектива ГОУ СПО «ОТМЭСХ» 15.04.2008 г.);

.        Правила
внутреннего распорядка и поведения учащихся и студентов (рекомендован к
утверждению на студенческой конференции от 17.10.2008 г. Протокол №1, утвержден
20.10.2008 г.);

.        Положение
о Педагогическом совете (рассмотрен на педагогическом совете, протокол №4 от
15.05.2008 г. и утвержден 19.05.2008 г.);

.        Положение
о предметно – цикловой комиссии (рассмотрен на педагогическом совете, протокол
№4 от 15.05.2008 г. и утвержден 19.05.2008 г.);

.        Положение
о производственной практике (рассмотрен на педагогическом совете, протокол №4
от 15.05.2008 г. и утвержден 19.05.2008 г.);

.        Положение
о системе текущего и промежуточного контроля качества обучения студентов
(рассмотрен на педагогическом совете, протокол №3 от 25.12.2008 г. и утвержден
26.12.2008 г.);

.        Положение
о курсовых работах (рассмотрен на педагогическом совете, протокол №3 от
25.12.2008 г. и утвержден 26.12.2008 г.);

.        Положение
об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ СПО «ОТМЭСХ» (рассмотрен
на педагогическом совете, протокол №3 от 25.12.2008 г. и утвержден 26.12.2008
г.);

.        Положение
об учебной части ГОУ СПО «ОТМЭСХ» (рассмотрен на педагогическом совете,
протокол №3 от 25.12.2008 г. и утвержден 26.12.2008 г.);

14.   Игнатов
В.Г. Теория управления: учеб. пособие/ В.Г.Игнатов, Л.Н. Албастова. – Изд.2-е,
перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 478,
[1] с.: ил. – (Учебный курс)

15.     Бурцев
В. В. Управленческий контроль как система. -М.: Менеджмент, 1999.

.        Гольдштейн
Г. Я. Основы менеджмента. -М.: ЮНИТИ, 2000.

Деятельность учебной части ГОУ СПО ‘Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства’

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *