Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Предмет:  ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Название: Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири
Тип:      диплом
Объем:    101 с.
Дата:     14.12.2016
Идентификатор: idd_1909_0000361

ЦЕНА:

2500

руб.

 

Внимание!!!

Ниже представлен фрагмент данной работы для ознакомления.

Вы можете купить данную работу прямо сейчас!

Нажмите кнопку “Купить” внизу.


Оплата онлайн возможна с Яндекс.Кошелька, с банковской карты или со счета мобильного телефона (выберите).

Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири (id=idd_1909_0000361) – диплом из нашего Каталога готовых дипломов. Он написан авторами нашей Мастерской дипломов на заказ и успешно защищен! Диплом абсолютно эксклюзивный, нигде в Интернете не засвечен, написан БЕЗ использования общедоступных бесплатных готовых студенческих работ из Интернета! Если Вы ищете уникальную, грамотно и профессионально выполненную дипломную работу – Вы попали по адресу.

Вы можете заказать Диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири (id=idd_1909_0000361) у нас, написав на адрес через форму в нижнем правом углу страницы..

Обращаем ваше внимание на то, что скачать Диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири (id=idd_1909_0000361) по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этого эксклюзивного диплома, которые позволят Вам ознакомиться с ним. Если Вы хотите купить Диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири (дисциплина/специальность – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) – пишите.

Фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии регионального развития 6
1.1. Понятие и сущность стратегии и управления социально-экономическими процессами региона 6
1.2. Подходы к формированию стратегий регионального развития 13
1.3. Законодательное регулирование разработки и реализации стратегий регионального развития 21
Глава 2. Регионы Сибири: общая характеристика и стратегии развития 26
2.1. Общая характеристика регионов Сибири, показатели их развития 26
2.2. Территориально-отраслевые особенности развития регионов Сибири (SWOT, PESTEL-анализ) 40
2.3. Стратегия развития СФО, стратегия развития регионов СФО 51
Глава 3. Рекомендации по корректировке стратегий развития регионов Сибири 61
3.1. Анализ неохваченных и недостигнутых в стратегиях развития регионов Сибири их территориально-отраслевых особенностей, а также задач и целей развития 61
3.2. Анализ влияния неучтенных территориально-отраслевых особенностей Сибири на стратегии развития регионов и перечень рекомендаций по их корректировке (на примере нескольких сибирских регионов) 65
Заключение 78
Список литературы 89
Приложение 1 93

Введение

В условиях современной рыночной экономики нарастающая конкуренция становится актуальной не только во взаимоотношениях государств, но и среди регионов, внутри страны. Идет борьба за приток инвестиций, образованной рабочей силы, безопасного и современного производства. Повышение имиджа и инвестиционной привлекательности, становится все более актуальным вопросом для регионов. Как правило, принимаемые в этом направлении шаги носят несистемный характер и комплексно не решают проблему. Это вызвано нехваткой теоретических знаний, из которых могли бы появляться комплексные стратегии развития маркетинга в регионе, а так же практических примеров реального успеха. Осложняет ситуацию и то, что каждый регион уникален, имеет свои, присущие только ему особенности, что делает малопригодным систему шаблонного копирования опыта других регионов.
Сейчас много говорится о повышении конкурентоспособности территорий – это даже прописано во многих стратегиях развития регионов Сибири. Однако, к сожалению, региональные стратегии чаще всего ориентированы на то, чтобы усилить не конкурентоспособность, а конкуренцию территорий – за финансовые ресурсы, за субсидии и субвенции, за право проведения крупных спортивных мероприятий или празднование какой-либо исторической даты, чтобы, опять же, получить средства из федерального центра. Если говорить о Сибири, то практически в каждой региональной стратегии прописано стремление стать важнейшим инновационным центром и ведущим транспортным узлом, открыть международный аэропорт. Идет дублирование ресурсоемких проектов, которые создают друг другу ненужную конкуренцию, ведь государственные и частные возможности не бесконечны. Нам же нужна интеграция регионов, когда различные территории Сибири могли бы взаимодополнять друг друга. Ведь конкурентоспособность проявляется и в работе конкретных предприятий, в способностях власти принимать те или иные умные стратегические решения, в уровне и квалификации кадров и т.д. Таким образом, нужно повышать конкурентоспособность сибирских регионов, но не усиливать их конкуренцию, а для этого необходимо грамотно разрабатывать стратегии регионального развития. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования – стратегия регионального развития регионов Сибири, показатели развития регионов Сибири, территориально-отраслевые особенности регионов Сибири.
Предмет исследования – взаимозависимость показателей развития регионов Сибири и их территориально-отраслевых особенностей, влияние территориально-отраслевых особенностей регионов Сибири на стратегии их развития.
Цель исследования – предложить рекомендации органам государственной власти субъектов СФО и СФО в части корректировки стратегий развития регионов Сибири с учетом результатов проведенного анализа влияния территориально-отраслевых особенностей регионов Сибири на стратегии их развития.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты разработки стратегий регионального развития;
2. Изучить стратегии развития регионов Сибири;
3. Вывить территориально-отраслевые особенности развития;
4. Проанализировать, какие территориально-отраслевые особенности регионов Сибири не охвачены в стратегиях их развития;
5. Проанализировать влияние территориально-отраслевых особенностей регионов Сибири на стратегии их развития;
6. Предложить перечень рекомендаций для органов государственной власти в части корректировки стратегий развития регионов Сибири с учетом результатов проведенных анализов.
Теоретической базой исследования послужили научная и учебная литература, материалы периодической печати, сборников, электронные ресурсы по исследуемой теме.
В качестве методологической основы выступили методы анализа и синтеза полученной информации, системном подходе к анализу социально-экономических явлений, методов логического, сравнительного и ситуационного анализа.
Предполагаемые результаты исследования: перечень рекомендаций для органов государственной власти в части корректировки стратегий развития регионов Сибири.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные выводы могут быть использованы органами государственной власти субъектов СФО и СФО при формировании/корректировке стратегий развития.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии регионального развития

1.1. Понятие и сущность стратегии и управления социально-экономическими процессами региона

В литературе по стратегическому планированию и менеджменту есть попытки сгруппировать и оценить определения понятия «стратегия». По нашему мнению, можно выделить самую удачную группировку определений, представленную известным исследователем школ стратегического управления Г. Минцбергом. Все многообразие взглядов на стратегию он объединил в пять групп:
( стратегия ( это план;
( стратегия ( паттерн (принцип поведения);
( стратегия ( позиция, обеспечивающая устойчивость конкуренции на рынке;
( стратегия ( перспектива, т.е. основной способ направления деятельности управляемого объекта; ( стратегия ( особый «маневр» с целью «переиграть» конкурента.
Стратегическое управление – это процесс принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении потенциала организации с возможностями и угрозами внешней среды, в которой она действует. Это управление реализуется посредством стратегических планов, под которыми понимается процесс анализа внутренней и внешней среды организации, определение ее миссии, целей развития, разработка реализующих стратегий.

Стратегия развития экономики государства выражается посредством стратегического управления, сводимого до постановки целей и задач органами государственного управления с учетом внутренних возможностей экономики и изменений во внешней среде.
Появление и практическое применение методов стратегического управления опосредовано объективными причинами, обусловленными характером изменений во внешней среде и ростом нестабильности хозяйствования.
Как правило, цели стратегического развития экономики формируются «снизу» – от потребностей и интересов общества. Цели социально-экономического развития страны заключаются в том, чтобы способствовать материальному и духовному развитию своего народа. Внутреннее состояние общества и проблемы является реальным источником формирования целей социально-экономического развития.
Сущность государственного управления социально-экономическим развитием требует налаженного целеполагание, а в нем – логического продвижения от более абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозирования, от него – к программированию, а далее и к планированию – выбора действий и их неуклонного проведения в жизнь.
Стратегия социально-экономического развития включает общее представление о стратегические цели и приоритеты; экономическую политику государства и ее важнейшие направления; средства реализации определенных целей. В ней дается определение экономической политики государства относительно важнейших экономических и социальных процессов и формируется отношение к ним государства в лице законодательной и исполнительной власти, учитывается влияние рыночной инфраструктуры.
В стратегии в общей форме определяются цели и приоритеты развития экономики. Цели – это мысленно предполагаемый конечный результат, на котором сосредоточиваются целенаправленные действия и ради которого в пределах реальных возможностей осуществляется та или иная деятельность. Приоритеты – это самые существенные социально-экономические составляющие экономики или процессы, требующие первоочередного решения в ходе достижения цели.
Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев. Основными критериями являются: социально-экономическая эффективность; сроки достижения целей; минимум ресурсов, необходимых для реализации намеченного.
Стратегическое решение – это план действий или комплекс заданий (основанный на предварительном прогнозировании изменений окружающей среды, целей развития) распределенных по этапам во времени и обозначенных численными значениями конкретных результатов работы.
При выборе стратегических решений (планов, проектов) необходимо ориентироваться и на стратегию, и на цели (это не одно и то же). Цели представляют собой результаты, которые может достигнуть организация, а стратегия – средство достижения результатов.
Цели – категория более высокого уровня. Стратегия, действенная при одном наборе целей, может перестать быть таковой, когда задачи органов меняются. Стратегия и цели взаимозаменяемы как в разные моменты времени, так и на различных организационных уровнях. Некоторые показатели деятельности (например, снижение доли безработных) могут быть в определенный период времени целью органов местного самоуправления, а в другой – ее стратегией.Ранжирование целей осуществляется путем их размещения в порядке снижение приоритетности. Для этого сначала определяются главные (стратегические) цели (цели первого ранга), далее – существенные (цели второго и третьего разрядов) и т.д. С целью упорядочения целей разных уровней строится дерево целей (рис. 1). Цель считается достигнутой, если реализованы все подцели низшего ранга. Считается, что цели более низкого уровня является обеспечивающими относительно стратегической.

Рис. 1. Дерево целей

При разработке стратегического плана органы местного самоуправления, а в равной степени и органы государственной власти должны знать стратегию других субъектов рыночных отношений. Только при таком условии можно прогнозировать развитие внешней среды управления (конкурентов, потребителей, деловых партнеров, государственных органов, местного сообщества, политических партий и т.д.).
Совокупность целей и подцелей формирует определенную тактику их реализации, которая больше всего соответствует конкретным обстоятельствам на определенное время.
Цели должны отвечать трем основным требованиям: конкретность, определенность во времени, реальность. Конкретность достигается установлением количественных и качественных измерителей информационной базы для экономических расчетов, организационно-управленческих решений, оценки результатов хозяйствования и контроля. Определенность в это время предусматривает определение сроков достижения главной цели и ее подцелей. Реальность предусмотренных целей обосновывается возможностями экономики по их реализации, потому что при других условиях это может привести к значительным убыткам и обострение социально-экономических проблем.

По источнику возникновения и содержанию выделяют:
– общественно-политические цели, охватывающие комплексный, сбалансированный и качественное развитие общества;
– социальные, которые отражают влияние социально-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
– экономические, которые характеризуют экономические отношения и обеспечивают материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
– духовные (культурные), которые связаны с привлечением духовного потенциала общества в реализации общественно-политических и социально-экономических целей.
По часовой признаку цели государственного управления и регулирования экономики также разделяют на: стратегические, связанные с качеством общественного развития; тактические, что определяются программами деятельности органов государственного управления по реализации стратегических задач; оперативные, которые определяют ежедневные конкретные действия по достижению стратегических и тактических задач.
Обоснованность и действенность целей государственного управления и регулирования экономики определяются их зависимостью от определенных ресурсов и обеспеченности ими. Особое значение имеют природные, человеческие и технические ресурсы, которых мало и увеличение которых в ближайшей перспективе не предвидится. Однако в современных условиях важно более полно использовать ресурс права.
Все цели государственного управления и регулирования должны оцениваться под углом зрения их соответствия правовым требованиям (правды, гуманизма, справедливости), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с помощью государственных механизмов.

Большие возможности имеет демократия – определенная система самоорганизации жизни членов общества на основе их прав и свобод. Цели государственного управления достигаются тогда, когда потенциал демократии привлекается к их реализации, когда члены общества проинформированы о них, разделяют и поддерживают их реализацию, испытывают реальный результат от воплощения в соответствии со своими потребностями и интересами.
Особое внимание заслуживает соотношение целей и средств их достижения. В практике государственного управления бывают случаи, когда благородные и важные цели реализуются такими средствами, что они теряют всякий смысл. Рациональное сочетание целей, средств, методов их реализации должно создавать такой механизм управления, который порождает доверие к нему общества и стимулирует управленческие процессы.
Выбор целей – ответственная стадия процесса стратегического управления, в основе которой лежат анализ состояния отечественной экономики, выявление тенденций ее развития и желаемого состояния в будущем. Намеченную цель сравнивают и согласовывают с целями развития других объектов управления в вертикальном и горизонтальном плане, устанавливают ее соответствие достижению целей высшего порядка.
В результате глубокого и всестороннего изучения ситуации оказываются проблемы, решение которых является предпосылкой достижения поставленных целей. Выявление проблемы – это осознание того, что имеет место отклонение фактического состояния социально-экономических процессов от желаемого. Оценка проблемы – это установление ее масштабов и природы, причин возникновения, факторов и возможных последствий несвоевременного решения и т.д.
Принятие стратегии происходит лишь после того, как продуманно различные варианты достижения поставленных целей, между которыми можно сделать выбор. Альтернативы необходимо определять с учетом уровня управления и продолжительности периода реализации стратегии. Выявления и выработки определенной совокупности альтернатив, которые содержат все допустимые варианты действий для достижения поставленной цели, относятся к наиболее сложных проблем управления и регулирования.
Формирование альтернативных вариантов стратегии должно базироваться на учете опыта решения подобных проблем, активизации творческого поиска новых механизмов, моделировании вариантов стратегических решений с различным сочетанием целей, средств и ресурсов.
Сравнение альтернатив и выбор наилучшей из них осуществляется на основе критериев оценки достижения целей. Критерии – это мерило социально-экономического эффекта, правило сравнения и выбора альтернатив. Выбор критериев должно осуществляться с учетом того, что конечный результат вписывается в запрос общества и удовлетворяет общественное развитие. Это требует при сравнении альтернатив использовать комплекс экономических, социальных, политических, организационных критериев. За основу нужно взять критерии общей социально-экономической эффективности государственного управления и хозяйствования.
После выбора стратегии формируется стратегический план, который содержит последовательный перечень мероприятий, механизм их реализации, исполнителей, ресурсы и сроки внедрения. Стратегический план рассматривается как динамическая составляющая стратегии и может корректироваться в зависимости от изменений внешней среды и внутренней ситуации в стране.
Отдельные составляющие стратегии согласуются между собой, обсуждаются ожидаемые результаты от ее реализации, вносятся изменения и дополнения, и документ утверждается Правительством РФ.
Предпосылками успешной организации выполнения стратегии согласование распределения задач, управленческих действий, соблюдения баланса между потребностями и реальными ресурсами, стимулирование і ответственность, координация хода реализации стратегии.
Контроль и анализ реализации стратегии является завершающей стадией процесса стратегического управления. Он приобретает формы обратной связи, с помощью которого удалось получить информацию о выполнении стратегии, достижение поставленных целей. В процессе контроля и анализа начальные (задекларированные) цели могут модифицироваться, уточняться, меняться. Главное назначение контроля заключается в своевременном выявлении возможных отклонений от заданного плана и своевременном принятии мер по их устранению.

1.2. Подходы к формированию стратегий регионального развития

Предлагаем исходить из того, что – это деятельность государства (стратегия государства), направленная на административно-экономическую оптимизацию региональной структуры страны и отношений между центром и территориями с целью обеспечения сбалансированного развития за счет максимально эффективного использования существующих внутренних и внешних ресурсов.
Социально-экономическое развитие – это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Вместе с тем, социально-экономическое развитие региона – это объективный процесс, который проходит как в самом регионе, так и в стране в целом, под влиянием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Вместе с тем, развитие регионов – субъективный процесс, который проходит под влиянием управленческих мер воздействия, в первую очередь, со стороны федеральных органов власти на местах.
Следовательно, управление социально-экономическим развитием региона можно охарактеризовать как отрасль экономической науки, которая исследует совокупность социально-экономических факторов, обуславливающие формирование и развитие продуктивных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом из ее регионов, а также эффективные способы целенаправленного воздействия на указанные факторы.
Региональное развитие означает экономическое и социальное развитие в регионах».
Конечно, приведенные дефиниции нельзя считать исчерпывающими, но они являются достаточными для того, чтобы увидеть их взаимозависимость.
Н. Нестерова придерживается общего понимания управления региональным развитием как политики определенных общественных сил по отношению к размещению производства и региональному развитию (РР). Последнее, в свою очередь, понимается как региональное (а шире – территориальное) проявление процессов общественного развития в целом.
М. Миронова трактует управление региональным развитием как сознательное программирование регионального развития с постановкой целей, планированием, регулированием и т.п., что придает развитию естественно-искусственный характер. Однако, на мой взгляд, отводить решающую роль искусственной составляющей нельзя, как это делает указанный автор, считая, что вне управления нет и развития.
Региональное развитие предполагает преодоление ряда противоречий, сложившихся в силу следующих обстоятельств:
– необходимо ликвидировать социально-экономическую отсталость национальных окраин;
– неотложной задачей является создание инновационной базы для развития производства;
– потребуется вложение значительных ресурсов для создания материально-технической базы сельского хозяйства;
– вся система методов дифференцированного подхода к территориальной организации экономики жёстко привязана к выполнению стратегических планов.
Территориальная организация хозяйства выдвигает перед управлением задачу решения принципиальных проблем стратегического значения – разработки и реализации мезоуровневых программ. В этой связи возникает вопрос об эффективности управления в процессах разработки и реализации комплексных планов развития региональных систем, так как это будет способствовать укреплению регионального управления и планирования осуществляемого преимущественно при помощи экономических рычагов, открывает новые горизонты процессам развития экономики на основе использования резервов и возможностей всех звеньев территориальной организации, что позволит сформировать такой экономический механизм, который допускает активное участие региональных систем в рамках округа. При этом достигаются наиболее целесообразные формы взаимодействия регионов и отраслей в осуществлении стратегических задач страны и комплексном развитии.
Процессы формирования регионального социально-экономического развития в любой стране являются задачей государственного управления, поэтому регионы часто сравниваются с административно-территориальными единицами (образованиями), для которых государственная система управления выстраивает свою политику ради достижения общих стратегических целей [136].
Направления зарубежной государственной политики по регулированию региональных социально-экономических процессов, основанные на концепции устойчивого развития, представлены в Приложении 1 [178].
Как видно из Приложения 1, в последние годы в развитых зарубежных странах главными принципами региональной политики являются децентрализованная форма управления, направленная на демократизацию, сокращение объем финансовой поддержки со стороны государственных органов власти отдельным территориям и использование организационно-институциональных форм экономической политики, способствующих развитию региональной социальной, предпринимательской и природоохранной деятельности.
По мере демократизации к процессу стратегического планирования социально-экономического развития регионов стали привлекаться представители бизнес-структур и гражданского общества.
Отсюда, цель государственной региональной политики была направлена на создание механизма эффективного распределения финансовых и трудовых ресурсов, рационального использования природных ресурсов, внедрения нано-технологий. Для реализации этой цели направлено решение следующих задач:
-усиление межрегиональной интеграции;
-улучшение качества экономического пространства;
-обеспечение условий для развития предпринимательства;
-создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона;
-развитие и совершенствование социальных и рыночных институтов,
-повышение качества управления региональными социально-экономическими процессами;
-развитие регионального перемещения товаров (работ, услуг) и
-трудовых ресурсов;
-усиление конкурентоспособности региона с целью привлечения капитала и высококвалифицированных кадров;
-развитие внутри– и межрегиональных связей, а также механизмов государственно-частного партнерства.
Эти направления стали развиваться в таких странах, как Соединенные штаты Америки, Франция, Германия, Испания, Италия, Бельгия.
Зарубежный опыт подтверждает тот факт, что инвестирование регионального социально-экономического развития также можно обеспечить за счет создания межрегиональных связей и использования «эффекта соседства», и встраивания в глобальные инфраструктуры, обеспечивающие мобильность населения как трудовых ресурсов.
Как в зарубежной, так и в научной литературе отмечается, что зарубежный опыт государственного управления и формирования стратегий социально-экономическим развитием регионов опирается на два вида политик: одна предполагает выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, другая–первоочередную поддержку регионов, имеющих наиболее высокий экономический и инвестиционный потенциалы.
Первый вид политики, как правило, реализуется на основе оказания финансовой поддержки депрессивным регионам и стимулирования притока в них инвестиционных вложений. Для второго вида политики характерно выявление регионов, являющихся локомотивами экономического роста страны, и которые, в конечном итоге, приводят к постепенному подъему социально-экономического уровня отсталых регионов.
Сравнивая эти два вида политик, следует отметить тот факт, что для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов необходимо в основном использовать собственные внутренние резервы, а дополнительную финансовую поддержку со стороны государства – лишь в чрезвычайной ситуации. Регионы-локомотивы, на наш взгляд, целесообразно поддерживать в первую очередь в период инновационного развития экономики для развития расширенного производства, основанного на внедрении достижений научно технического прогресса. Финансовая поддержка депрессивных регионов со стороны государства необходима для предотвращения в них экономического спада и недопущения серьезных национальных, социальных и экономических конфликтов.
Таким образом, применение различных видов политик управления региональным социально-экономическим развитием, распространенных в мировой практике, должно осуществляться с учетом не только текущей социально-экономической ситуации, но и обеспечить эффективное использование собственных ресурсов региона как в настоящем, так и в перспективе. Так, в настоящее время широко распространены такие методы, как государственная поддержка региональных кластерных проектов, развитие рынка аутсорсинговых услуг.
В настоящее время устойчивое развитие России как проблема воспринимается широко и неоднозначно. Многие авторы в современной научной литературе придерживаются такой точки зрения, которая суть обозначенной проблемы раскрывает как возникновение противоречий между невозможностью достичь всеми людьми на Земле общественных идеалов потребления и их стремлением к достижению значительно высоких жизненных стандартов. Другие понимают содержание проблемы в противоречии между варварским подходом к удовлетворению текущих нужд, борьбой отдельных стран или территорий за контроль над мировыми ресурсами и их использования на условиях взаимовыгодного межтерриториального сотрудничества (партнерства), а также заботы о будущих человеческих поколениях».
Несмотря на это, упомянутые стратегические целевые ориентиры достижения устойчивого развития в России сопровождаются дальнейшим движением по усилению неустойчивого состояния в экономическом, социальном и экологическом аспектах. Поскольку переход к устойчивому развитию связан с рациональным использованием природных ресурсов, которые по регионам распределены неравномерно, данную проблему необходимо решить, прежде всего, на уровне регионов, являющийся основным элементом государства и главным характерным свойством обеспечения механизма устойчивого развития в РФ.
Регион в Российской Федерации представляет собой сложную многоуровневую структуру, являющуюся важнейшим элементом национальной экономики. На экономику России значительное влияние оказывают такие явления, как глобализация и регионализация, вызванные интернационализацией мировой экономики. Так, глобализация связана с принципом открытости национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, циркулирующим в мировой экономической системе. В то же время одним из принципов регионализации является защита территории от отрицательного воздействия этих потоков с помощью использования экономических преимуществ регионов.
Поэтому, являясь федеративным государством, Россия испытывает не столько проблемы ассоциации территорий, сколько проблемы их безопасности, экономической самостоятельности и устойчивого развития.
Однако решению этих проблем способствуют благоприятные особенности России, которые обусловлены следующими факторами:
– специфический менталитет, духовность, национальные традиции, этническая культура, обусловленные историческим прошлым и уникальным географическим положением на границе с Европой и Азией;
– наличие огромных запасов разнообразных природных, водных, лесных и земельных ресурсов, имеющих мировое значение;
– низкая плотность населения (8,38 чел./кв. км);
– наличие значительного интеллектуально-творческого потенциала.
В экономическом, социальном и экологическом состояниях регионов РФ существую различия, которые определяют необходимость разработки и принятия соответствующих эффективных решений наиболее значимых проблемах их стабильного развития.
Поэтому, региональные системы управления разрабатывают многоцелевые программы решения приоритетных проблем устойчивого социально-экономического развития с учетом главных особенностей их не только социального и экономического, но и экологического состояний, от качества которых зависит уровень их реального развития. На наш взгляд, многоцелевые программы устойчивого и стабильного развития регионов необходимо разрабатывать с использованием современной методологии принятия эффективных управленческих решений, основу которой составляют экономико-математические, экономико-статистические методы разработки и принятия оптимизационных решений, методы математического моделирования региональных социально-экономических процессов, многоцелевого прогнозирования стабильного и устойчивого развития регионов.
Следовательно, устойчивое развитие региона предполагает экономически эффективное, социально-ориентированное и экологически допустимое развитие социально-экономической системы в целом. Поскольку современные критерии оценки степени устойчивости состояния регионов предполагают, что экономика в равной степени должна быть ориентирована



диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири (id=idd_1909_0000361)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *