Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Предмет:  ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Название: Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири 4
Тип:      диплом
Объем:    132 с.
Дата:     20.03.2017
Идентификатор: idd_1909_0000359

ЦЕНА:

2500

руб.

 

Внимание!!!

Ниже представлен фрагмент данной работы для ознакомления.

Вы можете купить данную работу прямо сейчас!

Нажмите кнопку “Купить” внизу.


Оплата онлайн возможна с Яндекс.Кошелька, с банковской карты или со счета мобильного телефона (выберите).

Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири 4 (id=idd_1909_0000359) – диплом из нашего Каталога готовых дипломов. Он написан авторами нашей Мастерской дипломов на заказ и успешно защищен! Диплом абсолютно эксклюзивный, нигде в Интернете не засвечен, написан БЕЗ использования общедоступных бесплатных готовых студенческих работ из Интернета! Если Вы ищете уникальную, грамотно и профессионально выполненную дипломную работу – Вы попали по адресу.

Вы можете заказать Диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири 4 (id=idd_1909_0000359) у нас, написав на адрес через форму в нижнем правом углу страницы..

Обращаем ваше внимание на то, что скачать Диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири 4 (id=idd_1909_0000359) по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этого эксклюзивного диплома, которые позволят Вам ознакомиться с ним. Если Вы хотите купить Диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири 4 (дисциплина/специальность – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) – пишите.

Фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии регионального развития 6
1.1. Понятие и сущность управления социально-экономическими процессами региона 6
1.2. Подходы к формированию стратегий регионального развития 22
1.3. Законодательное регулирование разработки и реализации стратегий регионального развития 32
Глава 2. Регионы Сибири: общая характеристика и стратегии развития 41
2.1. Общая характеристика регионов Сибири, показатели их развития 41
2.2. Территориально-отраслевые особенности развития регионов Сибири (SWOT, PESTEL-анализ) 58
2.3. Стратегия развития СФО, стратегия развития регионов СФО 72
Глава 3. Рекомендации по корректировке стратегий развития регионов Сибири 83
3.1. Факторы, затрудняющие осуществление эффективных стратегий развития регионов Сибири (на примере некоторых регионов) 83
3.2. Анализ влияния неучтенных территориально-отраслевых особенностей Сибири на стратегии развития регионов и перечень рекомендаций по их корректировке (на примере нескольких сибирских регионов) 99
Алтайский край 99
Заключение 111
Список литературы 113
Приложение 1 120
Приложение 2 124
Приложение 3 129
Введение

В условиях современной рыночной экономики нарастающая конкуренция становится актуальной не только во взаимоотношениях государств, но и среди регионов, внутри страны. Идет борьба за приток инвестиций, образованной рабочей силы, безопасного и современного производства. Повышение имиджа и инвестиционной привлекательности, становится все более актуальным вопросом для регионов. Как правило, принимаемые в этом направлении шаги носят несистемный характер и комплексно не решают проблему. Это вызвано нехваткой теоретических знаний, из которых могли бы появляться комплексные стратегии развития маркетинга в регионе, а так же практических примеров реального успеха. Осложняет ситуацию и то, что каждый регион уникален, имеет свои, присущие только ему особенности, что делает малопригодным систему шаблонного копирования опыта других регионов.
Сейчас много говорится о повышении конкурентоспособности территорий – это даже прописано во многих стратегиях развития регионов Сибири. Однако, к сожалению, региональные стратегии чаще всего ориентированы на то, чтобы усилить не конкурентоспособность, а конкуренцию территорий – за финансовые ресурсы, за субсидии и субвенции, за право проведения крупных спортивных мероприятий или празднование какой-либо исторической даты, чтобы, опять же, получить средства из федерального центра. Если говорить о Сибири, то практически в каждой региональной стратегии прописано стремление стать важнейшим инновационным центром и ведущим транспортным узлом, открыть международный аэропорт. Идет дублирование ресурсоемких проектов, которые создают друг другу ненужную конкуренцию, ведь государственные и частные возможности не бесконечны. Нам же нужна интеграция регионов, когда различные территории Сибири могли бы взаимодополнять друг друга. Ведь конкурентоспособность проявляется и в работе конкретных предприятий, в способностях власти принимать те или иные умные стратегические решения, в уровне и квалификации кадров и т.д. Таким образом, нужно повышать конкурентоспособность сибирских регионов, но не усиливать их конкуренцию, а для этого необходимо грамотно разрабатывать стратегии регионального развития. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования – стратегия регионального развития регионов Сибири, показатели развития регионов Сибири, территориально-отраслевые особенности регионов Сибири.
Предмет исследования – взаимозависимость показателей развития регионов Сибири и их территориально-отраслевых особенностей, влияние территориально-отраслевых особенностей регионов Сибири на стратегии их развития.
Цель исследования – предложить рекомендации органам государственной власти субъектов СФО и СФО в части корректировки стратегий развития регионов Сибири с учетом результатов проведенного анализа влияния территориально-отраслевых особенностей регионов Сибири на стратегии их развития.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты разработки стратегий регионального развития;
2. Изучить стратегии развития регионов Сибири;
3. Вывить территориально-отраслевые особенности развития;
4. Проанализировать, какие территориально-отраслевые особенности регионов Сибири не охвачены в стратегиях их развития;
5. Проанализировать влияние территориально-отраслевых особенностей регионов Сибири на стратегии их развития;
6. Предложить перечень рекомендаций для органов государственной власти в части корректировки стратегий развития регионов Сибири с учетом результатов проведенных анализов.
Теоретической базой исследования послужили научная и учебная литература, материалы периодической печати, сборников, электронные ресурсы по исследуемой теме.
В качестве методологической основы выступили методы анализа и синтеза полученной информации, системном подходе к анализу социально-экономических явлений, методов логического, сравнительного и ситуационного анализа.
Предполагаемые результаты исследования: перечень рекомендаций для органов государственной власти в части корректировки стратегий развития регионов Сибири.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные выводы могут быть использованы органами государственной власти субъектов СФО и СФО при формировании/корректировке стратегий развития.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии регионального развития

1.1. Понятие и сущность управления социально-экономическими процессами региона

В последние годы усилилась роль регионального управления, так как именно через регионы осуществляется руководство федеративным государством в целом. Под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами. Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения. В процессе приобретения регионами некоторой относительной самостоятельности при проведении экономической, финансовой политики формируется новая региональная сфера интересов и ответственности, появляется новое понятие – региональный интерес, который находится в некотором противоречии с государственным интересом.
К региональным интересам относится:
• соответствие уровня образа жизни государственным стандартам означает, что каждый регион должен стремиться соответствовать среднестатистическому уровню жизни в стране;
• наличие у региона собственности, прочих материально – финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы обеспечивать исполнение своих полномочий в полном объёме в пределах своей компетенции;
• наличие инфраструктуры для развития как внутрирегиональных, так и межрегиональных торговоэкономических и социально – культурных связей;
• наличие или отсутствие природно-ресурсного потенциала;
• обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе.
Социально-экономическое развитие – это процесс непрерывного изменения материального базиса производства, а также всей совокупности разнообразных отношений между экономическими субъектами, социальными группами населения. Вместе с тем, социально-экономическое развитие региона – это объективный процесс, который проходит как в самом регионе, так и в стране в целом, под влиянием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Вместе с тем, развитие регионов – субъективный процесс, который проходит под влиянием управленческих мер воздействия, в первую очередь, со стороны федеральных органов власти на местах.
Следовательно, управление социально-экономическим развитием региона можно охарактеризовать как отрасль экономической науки, которая исследует совокупность социально-экономических факторов, обуславливающие формирование и развитие продуктивных сил и социальных процессов в региональной системе страны и в каждом из ее регионов, а также эффективные способы целенаправленного воздействия на указанные факторы.
Региональное развитие означает экономическое и социальное развитие в регионах».
Конечно, приведенные дефиниции нельзя считать исчерпывающими, но они являются достаточными для того, чтобы увидеть их взаимозависимость.
Н. Нестерова придерживается общего понимания управления региональным развитием как политики определенных общественных сил по отношению к размещению производства и региональному развитию (РР). Последнее, в свою очередь, понимается как региональное (а шире – территориальное) проявление процессов общественного развития в целом.
М. Миронова трактует управление региональным развитием как сознательное программирование регионального развития с постановкой целей, планированием, регулированием и т.п., что придает развитию естественно-искусственный характер. Однако, на мой взгляд, отводить решающую роль искусственной составляющей нельзя, как это делает указанный автор, считая, что вне управления нет и развития.
Региональное развитие предполагает преодоление ряда противоречий, сложившихся в силу следующих обстоятельств:
– необходимо ликвидировать социально-экономическую отсталость национальных окраин;
– неотложной задачей является создание инновационной базы для развития производства;
– потребуется вложение значительных ресурсов для создания материально-технической базы сельского хозяйства;
– вся система методов дифференцированного подхода к территориальной организации экономики жёстко привязана к выполнению стратегических планов.
Территориальная организация хозяйства выдвигает перед управлением задачу решения принципиальных проблем стратегического значения – разработки и реализации мезоуровневых программ. В этой связи возникает вопрос об эффективности управления в процессах разработки и реализации комплексных планов развития региональных систем, так как это будет способствовать укреплению регионального управления и планирования осуществляемого преимущественно при помощи экономических рычагов, открывает новые горизонты процессам развития экономики на основе использования резервов и возможностей всех звеньев территориальной организации, что позволит сформировать такой экономический механизм, который допускает активное участие региональных систем в рамках округа. При этом достигаются наиболее целесообразные формы взаимодействия регионов и отраслей в осуществлении стратегических задач страны и комплексном развитии.
Россия крайне неоднородная страна: по какому бы параметру не проводилось сравнение ее регионов, они все будут отличаться друг от друга. Территория, природно-климатические условия, национальный состав, экономический потенциал и уровень социального развития – везде эти параметры разные.
В России разработаны следующие критерии социально-экономического развития региона:
– ВНП и ВВП (в том числе в расчете на душу населения) и изменение этих показателей;
– средний уровень дохода и степень дифференциации доходов населения;
– продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья населения;
– уровень образования;
– уровень потребления материальных благ и услуг: жилье и ЖКХ, продукты, транспортные услуги, обеспеченность товарами длительного пользования.
– уровень здравоохранения: обеспеченность больницами, аптеками, диагностическими центрами, услугами скорой помощи;
– состояние окружающей среды; – обогащение культурной жизни людей;
– развитие малого бизнеса.
Выделяется три типа регионального развития: ассиметричный, гармоничный, нейтральный. При ассиметричном региональном развитии регионы, имеющие преимущество по каким-либо показателям в начале периода к его концу наращивают преимущество по этим показателям, а регионы, имеющие отставания, его усугубляют. При гармоничном типе регионального развития разрыв в уровне показателей между передовыми и отстающими сокращается. При нейтральном типе регионального развития разрыв в уровне показателей между передовыми и отстающими остается неизменным.
В России распространен первый тип, причем разные его виды:
– Правовая асимметрия (республики, края, области, автономные области, автономные округа).
– Экономическая асимметрия (богатые и бедные регионы).
– Социальная асимметрия.
– Культурная асимметрия.
Таким образом, на основе этого можно сказать, что в России происходит глубочайшее региональное расслоение.
Были составлены три группы территорий, получивших условные наименования: «Регионы первой группы» (с 1-ое по 30-ое места), «Регионы второй группы» (с 31-ое по 60-ое места) и «Регионы третьей группы» (с 61-ое по 85-ое места).
В «Регионы первой группы» ожидаемо попали территории, где сосредоточены ведущие отрасли российской экономики: нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, а также столичные города (Москва и Санкт-Петербург), уровень социально-экономического развития которых выше, чем в среднем по стране.
Первое место в национальном рейтинге занимает Москва (1091 балл). За исключением высокой инфляции и снижения индекса промышленного производства, столица демонстрирует большой потенциал как в демографии (непрекращающийся прирост населения, высокая продолжительность жизни), так и в развитии региональной экономики в целом. В столице зарегистрировано наибольшее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наибольшие доходы бюджета в расчете на душу населения, наименьший в стране уровень безработицы.
На втором месте с небольшим отставанием следует Республика Татарстан (1046 балла), которая показывает высокие значения по всем 15 показателям оценки.
Санкт-Петербург, находящийся на третьем месте (1027 балла), также как и Москва, отстает по показателю высокой инфляции и снижению индекса промышленного производства.
Таблица 1.
«Регионы первой группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших лучший уровень социально-экономического развития
Место в рейтинге
Субъект Российской Федерации
Общий балл

1
г. Москва
1091

2
Республика Татарстан
1046

3
г. Санкт-Петербург
1027

4
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра
993

5
Московская область
987

6
Тюменская область (без АО)
986

7
Краснодарский край
961

8
Ямало-Ненецкий авт.округ
932

9
Республика Саха (Якутия)
929

10
Красноярский край
910


В «Регионы второй группы» вошли субъекты, одновременно демонстрирующие лучшие значения по одним показателям и неудовлетворительные по другим.
Так, например, в Чукотском автономном округе (595 баллов) наблюдается один из самых низких уровней инфляции в стране, самый высокий уровень начисленных заработных плат, высокие доходы бюджета и объем ВРП на душу населения при одновременном действии «катастрофических» демографических процессов: в автономном округе фиксируются одни из худших показателей по ожидаемой продолжительности жизни, общей численности населения и относительной убыли населения. Таким образом, высокие доходы сегодня не делают привлекательной эту суровую землю для жизни, как это было во времена СССР, романтика освоения северных территорий ушла.
Республика Дагестан (697 баллов), напротив, при относительно низком уровне экономического развития, демонстрирует хорошие демографические данные, в том числе, по ожидаемой продолжительности жизни, что характерно в целом для Кавказа.
В «Регионы третьей группы» вошли субъекты России с наихудшими значениями общего индекса социально-экономического развития. Сюда же попали и новые регионы: Республика Крым (468 балла) и г. Севастополь (390 баллов).
Что интересно, Севастополь в минувшем году показал наибольший относительный прирост населения среди всех регионов России, однако низкие экономические показатели пока не позволили ему подняться выше 75 места в рейтинге.
Республика Крым демонстрирует низкие значения по размеру ВРП и доходам бюджета на душу населения, кроме того, здесь отмечено самое большое значение динамики базовой инфляции, что ставит Республику на 69-ое место в национальном рейтинге.
Курганская область (298 баллов) замыкает итоговую таблицу с наименьшим сводным индексом. Регион набрал минимум баллов по всем ключевым показателям оценки.
Таблица 2.
«Регионы третьей группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших худший уровень социально-эконмического развития
Место в рейтинге
Субъект Российской Федерации
Общий балл

75
г. Севастополь
390

76
Орловская область
379

77
Республика Северная Осетия-Алания
378

78
Костромская область
367

79
Еврейская автономная область
364

80
Ивановская область
357

81
Республика Ингушетия
343

82
Республика Калмыкия
339

83
Псковская область
321

84
Карачаево-Черкесская Республика
309

85
Курганская область
298


Представленный нами рейтинг во многом объясняет бюджетную, миграционную и инвестиционную привлекательность российских регионов, во многом поясняет присвоенный им имидж («плохой» – «хороший») среди населения. В условно «перспективные» территории устремляются миграционные и финансовые потоки в ущерб развитию остальных субъектов РФ.
Процессы формирования регионального социально-экономического развития в любой стране являются задачей государственного управления, поэтому регионы часто сравниваются с административно-территориальными единицами (образованиями), для которых государственная система управления выстраивает свою политику ради достижения общих стратегических целей.
Направления зарубежной государственной политики по регулированию региональных социально-экономических процессов, основанные на концепции устойчивого развития, представлены в Приложении 2.
Как видно из Приложения 2, в последние годы в развитых зарубежных странах главными принципами региональной политики являются децентрализованная форма управления, направленная на демократизацию, сокращение объем финансовой поддержки со стороны государственных органов власти отдельным территориям и использование организационно-институциональных форм экономической политики, способствующих развитию региональной социальной, предпринимательской и природоохранной деятельности.
По мере демократизации к процессу стратегического планирования социально-экономического развития регионов стали привлекаться представители бизнес-структур и гражданского общества.
Отсюда, цель государственной региональной политики была направлена на создание механизма эффективного распределения финансовых и трудовых ресурсов, рационального использования природных ресурсов, внедрения нано-технологий. Для реализации этой цели направлено решение следующих задач:
-усиление межрегиональной интеграции;
-улучшение качества экономического пространства;
-обеспечение условий для развития предпринимательства;
-создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона;
-развитие и совершенствование социальных и рыночных институтов,
-повышение качества управления региональными социально-экономическими процессами;
-развитие регионального перемещения товаров (работ, услуг) и
-трудовых ресурсов;
-усиление конкурентоспособности региона с целью привлечения капитала и высококвалифицированных кадров;
-развитие внутри– и межрегиональных связей, а также механизмов государственно-частного партнерства.
Эти направления стали развиваться в таких странах, как Соединенные штаты Америки, Франция, Германия, Испания, Италия, Бельгия.
Зарубежный опыт подтверждает тот факт, что инвестирование регионального социально-экономического развития также можно обеспечить за счет создания межрегиональных связей и использования «эффекта соседства», и встраивания в глобальные инфраструктуры, обеспечивающие мобильность населения как трудовых ресурсов.
Как в зарубежной, так и в научной литературе отмечается, что зарубежный опыт государственного управления и формирования стратегий социально-экономическим развитием регионов опирается на два вида политик: одна предполагает выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, другая–первоочередную поддержку регионов, имеющих наиболее высокий экономический и инвестиционный потенциалы.
Первый вид политики, как правило, реализуется на основе оказания финансовой поддержки депрессивным регионам и стимулирования притока в них инвестиционных вложений. Для второго вида политики характерно выявление регионов, являющихся локомотивами экономического роста страны, и которые, в конечном итоге, приводят к постепенному подъему социально-экономического уровня отсталых регионов.
Сравнивая эти два вида политик, следует отметить тот факт, что для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов необходимо в основном использовать собственные внутренние резервы, а дополнительную финансовую поддержку со стороны государства – лишь в чрезвычайной ситуации. Регионы-локомотивы, на наш взгляд, целесообразно поддерживать в первую очередь в период инновационного развития экономики для развития расширенного производства, основанного на внедрении достижений научно технического прогресса. Финансовая поддержка депрессивных регионов со стороны государства необходима для предотвращения в них экономического спада и недопущения серьезных национальных, социальных и экономических конфликтов.
Таким образом, применение различных видов политик управления региональным социально-экономическим развитием, распространенных в мировой практике, должно осуществляться с учетом не только текущей социально-экономической ситуации, но и обеспечить эффективное использование собственных ресурсов региона как в настоящем, так и в перспективе. Так, в настоящее время широко распространены такие методы, как государственная поддержка региональных кластерных проектов, развитие рынка аутсорсинговых услуг.
В настоящее время устойчивое развитие России как проблема воспринимается широко и неоднозначно. Многие авторы в современной научной литературе придерживаются такой точки зрения, которая суть обозначенной проблемы раскрывает как возникновение противоречий между невозможностью достичь всеми людьми на Земле общественных идеалов потребления и их стремлением к достижению значительно высоких жизненных стандартов. Другие понимают содержание проблемы в противоречии между варварским подходом к удовлетворению текущих нужд, борьбой отдельных стран или территорий за контроль над мировыми ресурсами и их использования на условиях взаимовыгодного межтерриториального сотрудничества (партнерства), а также заботы о будущих человеческих поколениях».
Несмотря на это, упомянутые стратегические целевые ориентиры достижения устойчивого развития в России сопровождаются дальнейшим движением по усилению неустойчивого состояния в экономическом, социальном и экологическом аспектах. Поскольку переход к устойчивому развитию связан с рациональным использованием природных ресурсов, которые по регионам распределены неравномерно, данную проблему необходимо решить, прежде всего, на уровне регионов, являющийся основным элементом государства и главным характерным свойством обеспечения механизма устойчивого развития в РФ.
Регион в Российской Федерации представляет собой сложную многоуровневую структуру, являющуюся важнейшим элементом национальной экономики. На экономику России значительное влияние оказывают такие явления, как глобализация и регионализация, вызванные интернационализацией мировой экономики. Так, глобализация связана с принципом открытости национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, циркулирующим в мировой экономической системе. В то же время одним из принципов регионализации является защита территории от отрицательного воздействия этих потоков с помощью использования экономических преимуществ регионов.
Поэтому, являясь федеративным государством, Россия испытывает не столько проблемы ассоциации территорий, сколько проблемы их безопасности, экономической самостоятельности и устойчивого развития.
Однако решению этих проблем способствуют благоприятные особенности России, которые обусловлены следующими факторами:
– специфический менталитет, духовность, национальные традиции, этническая культура, обусловленные историческим прошлым и уникальным географическим положением на границе с Европой и Азией;
– наличие огромных запасов разнообразных природных, водных, лесных и земельных ресурсов, имеющих мировое значение;
– низкая плотность населения (8,38 чел./кв. км);
– наличие значительного интеллектуально-творческого потенциала.
В экономическом, социальном и экологическом состояниях регионов РФ существую различия, которые определяют необходимость разработки и принятия соответствующих эффективных решений наиболее значимых проблемах их стабильного развития.
Поэтому, региональные системы управления разрабатывают многоцелевые программы решения приоритетных проблем устойчивого социально-экономического развития с учетом главных особенностей их не только социального и экономического, но и экологического состояний, от качества которых зависит уровень их реального развития. На наш взгляд, многоцелевые программы устойчивого и стабильного развития регионов необходимо разрабатывать с использованием современной методологии принятия эффективных управленческих решений, основу которой составляют экономико-математические, экономико-статистические методы разработки и принятия оптимизационных решений, методы математического моделирования региональных социально-экономических процессов, многоцелевого прогнозирования стабильного и устойчивого развития регионов.
Следовательно, устойчивое развитие региона предполагает экономически эффективное, социально-ориентированное и экологически допустимое развитие социально-экономической системы в целом. Поскольку современные критерии оценки степени устойчивости состояния регионов предполагают, что экономика в равной степени должна быть ориентирована как на удовлетворение потребностей населения в настоящем времени, так и на сохранение возможностей для будущих поколений, постольку устойчивое развитие подразумевает сохранение и преумножение всех компонентов совокупного регионального капитала, рост которого может быть обеспечен соответствующей инвестиционной политикой региона.
По нашему мнению, цель управления социально-экономическим развитием региона, заключается в привлечении и рациональном распределении финансовых средств (ресурсов), необходимых для стабилизации социально-экономического положения региона и повышения качества жизни его населения на основе эффективной реализации региональных промышленной, инвестиционной, инновационной, межрегиональных связей и внешне-экономической политик. Для такого управления, по нашему мнению, необходимо выполнение следующих основных условий:
-разрабатываемые и внедряемые региональные стратегии социально-экономического развития и текущие управленческие решения должны быть наиболее рациональными по выбранным критериям достижения долгосрочных целей, а в лучшем случае, оптимальными;
-фактические результаты реализации стратегических целей должны совпадать с прогнозируемыми величинами критериев достижения этих целей в пределах установленных доверительных интервалов;
– и, самое главное, необходимо иметь адекватные существующим российским региональным условиям методы и методики оценки уровня социально-экономического развития регионов.
В этих условиях к важнейшим задачам управления развитием регионов относится следующее:
1. Укрепление социально-экономических основ РФ путем обеспечения социально-экономической интеграции государственных территорий и укрепление единого социально-экономического пространства страны.
2. Сглаживание различий в уровнях социально-экономического развития регионов и обеспечение уровня жизни в них в соответствии с общефедеральными стандартами.
3. Создание действенного социально-экономического механизма федеративных отношений, который был бы в состоянии обеспечить функционирование общероссийской экономики как единого целого через сочетание интересов государства и отдельных регионов.
4. Формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития всех форм собственности, социальной и рыночной инфраструктуры.
По отношению к проблеме развития региона органы региональной власти выполняют следующие основные функции:
– Управление функционированием региона в реальном времени;
– Стратегическое управление ,направленное на развитие региона.
Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется при помощи различных стратегий и действий власти, при разработке которых применяется программно-целевой метод и тактические мероприятия, которые могут включать какие-либо действия власти: увеличение рабочих мест, создание благоприятных условий для бизнеса, инвестиционной активности. Вторая функция является наиболее важной. Ее сущность проявляется в управлении взаимно согласованными программами и проектами. Главной целью такого управления является создание таких условий в регионе, при которых трудоспособный гражданин был бы в состоянии при наличии у него работы поддерживать нормальное благосостояние семьи, и при этом в регионе была бы обеспечена адресная социальная поддержка всех возможных слабо защищенных групп населения. Эта цель может быть обеспечена при помощи трех основных видов экономического воздействия власти на развитие регионов:
1. Формирование общих условий бизнеса в регионе (транспорт, связь, гостиницы, телекоммуникации, склады, банки, страхование, консалтинговые агентства).
2. Регулирование деловой активности (районирование территории, введение правил землепользования, налогообложение, субсидии, льготы, границы).
3. Прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты, взаимодействие властных структур и бизнесс-сообществ с некоммерческими организациями по поводу совместных проектов, создание торговопромышленных палат, учебных центров). Управление региональным развитием исходит из следующих принципов:
– создание условий как для сохранения, так и для рационального использования ресурсов региона;
– определение приоритетных направлений, которые потребляют значительно вложений и со стороны бюджета, и со стороны частных компаний.
– поиск альтернативных, самых нуждающихся сфер и секторов социально-экономической системы. Эти принципы нацелены на концентрацию ресурсов по самым проблемным отраслям ради скорейшей стабилизации социально-экономической обстановки дотационных регионов.

1.2. Подходы к формированию стратегий регионального развития

Стратегическое управление – это процесс принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении потенциала региона с возможностями и угрозами внешней среды, в которой он действует. Это управление реализуется посредством стратегических планов, под которыми понимается процесс анализа внутренней и внешней среды региона, определение его целей развития, разработка реализующих стратегий.
Стратегия развития экономики государства выражается посредством стратегического управления, сводимого до постановки целей и задач органами государственного управления с учетом внутренних возможностей экономики и изменений во внешней среде.
Стратегия социально-экономического развития включает общее представление о стратегические цели и приоритеты; экономическую политику государства и ее важнейшие направления; средства реализации определенных целей. В ней дается определение экономической политики государства относительно важнейших экономических и социальных процессов и формируется отношение к ним государства в лице законодательной и исполнительной власти, учитывается влияние рыночной инфраструктуры.

Проанализируем опыт зарубежных стран в области социально – экономического развития.
В США все органы исполнительной власти на уровне штатов и городов имеют специальные агентства по экономическому развитию, которые отвечают за подготовку целевых программ, которые в свою очередь предусматривают повышение качества жизни населения.
В США концепция местной общины связывается с обоснованием стратегических планов ее развития, которые включают в себя: определение потребностей общины и доступности экономических, природных и человеческих ресурсов для их обеспечения; совершенствование системы местного самоуправления и внедрение в нее принципов устойчивого развития; вовлечение жителей общины в принятие решений по ключевым вопросам муниципального развития.
Акцент на создание структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании программ и механизмов развития местных сообществ, существует во Франции. Там, коммуны образуют публично правовые межкоммунальные объединения, одной из задач которых становится разработка проектов в сфере социально – экономического развития.
В рамках стратегического развития регионов, к примеру по разделу «Образование для 21 века» на улучшение системы обучения, модернизацию системы образования планируется потратить $90,9 млрд., из них:
$24.5 млрд. для помощи местным школьным округам в предотвращении увольнений и сокращений с возможностью использования фондов на модернизацию и ремонт школ (State Equalization Fund);
$20 млрд. на модернизацию школьных зданий (в том числе $6 млрд. – для зданий университетов на уровне штатов);
$15.6 млрд. для увеличения Pell грантов3 с $4 731 до $5 350*;
$13 млрд. для учащихся общественных школ из семей с низким уровнем достатка;
$12.2 млрд. на специальное образование детей с отклонениями;
$2.1 млрд. на программы Head Start**;
$2 млрд. на услуги социального обеспечения детей;
$650 млн. на образовательные технологии;
$300 млн. на увеличения зарплаты учителей;
$250 млн. штатам для анализа школьной успеваемости;
$200 млн. для поддержки работающих студентов колледжей;
$70 млн. на образование бездомных детей.
В зарубежных странах особый акцент делается на улучшение уровня его конкурентоспособности, прежде всего, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций, поддержку его инновационной составляющей.
Следует обратить внимание на ключевые направления целевых программ содействия предпринимательству. В США, например, в их составе выделяются: создание и развитие интеллектуального капитала в вузах, формирование экономических кластеров и др.
Аналогичная практика заметна и в Европе. Так, например, в Великобритании в качестве ключевого направления социально-экономического развития определено расширения форм взаимодействия бизнеса и высшего образования. Результатом реализации различных государственных программ является рост научных парков и агентств по передаче технологий.
Следует обратить внимание также на усиление внешнеэкономического аспекта в планировании территориального развития. В основе этого процесса – глобализация экономики. Стремление максимизировать ее выгоды и ограничить негативные последствия для территории привели к необходимости включения в программные документы раздела «международное сотрудничество».
Так, например, в США в стратегиях и планах социально-экономического развития регионов и городов значимой задачей становится расширение экспорта.
Следует заметить, что актуализация внешнеэкономического аспекта обусловила применение инструментария международного менеджмента при разработке программных документов территориального развития.
В итоге можно выделить моменты, которые можно использовать в российской практике, а именно: формирование специализированных органов, которые будут конкретизировать высококвалифицированные кадры, осуществляющие разработку целевых программ механизмов развития местных сообществ; разработку стратегических планов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований как основы формирования целевых программ управления изменениями в деятельности местных сообществ; определение базового состава приоритетных направлений развития местных сообществ, включающего, повышение уровня конкурентоспособности бизнеса, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций, поддержку его инновационной составляющей, формирование кластеров с участием бизнеса и организаций, имеющих креативный потенциал.
На основании анализа принятых программ и документов можно определить приоритеты антикризисного национального проектирования и планирования Дании, которые заключены в стимулировании развития сотрудничества и трансферта технологий между государственными научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором, а также в активизации процесса коммерциализации результатов научных исследований. В рамках антикризисных мероприятий осуществляется поддержка регионов с целью их  равномерного развития, активизация сферы предпринимательства, увеличение инвестиций в область научных исследований и опытно-конструкторских разработок и увеличение количества специалистов, имеющих степень Ph. Данные меры позволили добиться значительных результатов, что отразилось на изменении показателей устойчивости  всех пяти административных регионов Дании* (Приложение 1).
В Германии с помощью целевых национальных программ осуществлено развитие 2/3  территории ФРГ. Эти программы создали предпосылки для стимулирования инвестиций в конкретные регионы путем выделения субсидий на развитие промышленности и инфраструктуры из федеральных и местных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития. Через государственные программы реализуется развитие 40% территории Великобритании и 90% территории Норвегии. Нехватка средств на реализацию антикризисной региональной политики и необходимость их концентрации в отдельных точках привела к широкому распространению в практике большого числа стран современной Европы концепции «полюсов роста».
Таким образом, результаты анализа зарубежного опыта регионального развития позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Общим правилом для разработки и реализации национальных программ в зарубежных государствах  является обеспечение единства целей и принципов региональных антикризисных программ социально-экономического развития с общенацианальными.
2.  Как общенациональные, так региональные программы ориентированы не только на оптимальное использование имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов, но и на поиск, введение в действие ранее неисп



диплом Стратегия регионального развития на примере регионов Сибири 4 (id=idd_1909_0000359)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *