Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Предмет:  ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Название: Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества – 2
Тип:      диплом
Объем:    79 с.
Дата:     25.03.2011
Идентификатор: idd_1909_0000447

ЦЕНА:

2500

руб.

 

Внимание!!!

Ниже представлен фрагмент данной работы для ознакомления.

Вы можете купить данную работу прямо сейчас!

Нажмите кнопку “Купить” внизу.


Оплата онлайн возможна с Яндекс.Кошелька, с банковской карты или со счета мобильного телефона (выберите).

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества – 2 (id=idd_1909_0000447) – диплом из нашего Каталога готовых дипломов. Он написан авторами нашей Мастерской дипломов на заказ и успешно защищен! Диплом абсолютно эксклюзивный, нигде в Интернете не засвечен, написан БЕЗ использования общедоступных бесплатных готовых студенческих работ из Интернета! Если Вы ищете уникальную, грамотно и профессионально выполненную дипломную работу – Вы попали по адресу.

Вы можете заказать Диплом Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества – 2 (id=idd_1909_0000447) у нас, написав на адрес через форму в нижнем правом углу страницы..

Обращаем ваше внимание на то, что скачать Диплом Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества – 2 (id=idd_1909_0000447) по дисциплине ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этого эксклюзивного диплома, которые позволят Вам ознакомиться с ним. Если Вы хотите купить Диплом Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества – 2 (дисциплина/специальность – ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО) – пишите.

Фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Приватизация в Российской Федерации 7
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества 7
1.2. Этапы развития законодательства о приватизации в Российской Федерации 10
1.3. Российское законодательство о приватизации на современном этапе 19
Глава 2. Способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества 23
2.1. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества 23
2.2. Преимущественные способы приватизации государственного и муниципального имущества 28
2.3. Иные способы приватизации государственного и муниципального имущества 35
Глава 3. Тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования приватизации в Российской Федерации 48
3.1. Соотношение приватизационного и общего гражданского законодательства 48
3.2. Проблемные вопросы законодательства о приватизации и пути их разрешения 51
3.3. Перспективы дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы о приватизации государственного и муниципального имущества 57
Заключение 61
Библиографический список 66
Приложение 76

Введение

В дипломной работе исследована тема: «Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в условиях становления и развития рыночных отношений в России».
Законодательство о приватизации, в частности, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г. (далее – Закон о приватизации), содержит нормы: регулирующие деятельность государственных и муниципальных органов; касающиеся их прав и обязанностей в сфере управления и реализации полномочий; связанные с организационно-управленческой деятельностью (полномочия органов по управлению имуществом, иных государственных органов в сфере приватизации). Эти отношения являются административными, возникают между различными государственными (муниципальными) органами в сфере управления и характеризуются методом власти и подчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством о приватизации, составляют гражданские правоотношения, возникающие между равноправными субъектами в связи с переходом прав собственности на приватизируемое имущество.
В настоящее время тема работы представляется актуальной. Знание правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества, позволит избежать ошибок, которые могут повлечь в дальнейшем отмену результатов приватизации.
В ходе приватизации (особенно на начальном ее этапе) допускались многочисленные нарушения, в результате которых незаконно отчуждалась госсобственность. Данный фактор расценивается как основание для деприватизации, то есть признании сделок недействительными через суд с возвратом приватизированного имущества в государственную собственность. Это уже дало почву для множества слухов и тревожных прогнозов.

Сегодня наиболее распространенными нарушениями законодательства о собственности и приватизации являются сдача государственного имущества в аренду, залог, передача в пользование, внесение в уставные капиталы хозяйственных обществ и различных некоммерческих организаций как в ходе, так и вне процесса приватизации с нарушением установленного законом порядка; отсутствие контроля за своевременным внесением арендной платы, получением прибыли на доли, паи, акции, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; отсутствие надлежащей организации и контроля за деятельностью представителей государства в хозяйственных обществах.
Целью работы является изучение нормативно-правовых актов, судебной практики, научных работ, учебных изданий по рассматриваемой теме, систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера, развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении правовых вопросов.
Задачами при подготовке дипломной работы являлись:
– определение понятия приватизации государственного и муниципального имущества;
– рассмотрение этапов развития законодательства о приватизации;
– рассмотрение современного законодательства о приватизации России;
– исследование принципов приватизации государственного и муниципального имущества;
– анализ способов и порядка приватизации;
– рассмотрение соотношения гражданского и приватизационного законодательства;
– выявление существующих проблем законодательства о приватизации, поиск возможных путей их разрешения;
– прогноз дальнейшего развития законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества.
– формирование умения анализировать действующее законодательство, теоретический и практический материал;
– четкое, ясное, краткое, логичное изложение собственных мыслей;
– выводы на основе проведенного анализа.
Предмет исследования – общеметодологические и общетеоретические положения, содержащиеся в научных трудах по вопросам подготовки, проведения, оформления приватизации государственного и муниципального имущества; нормы права, регулирующие процедуру приватизации, регламентирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по проведению приватизации.
Объектом исследования являлась деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе сконцентрирована информация об истории развития законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, рассмотрено в комплексе законодательство о приватизации, действующее в настоящее время, проведен сравнительный анализ прошлого и ныне действующего приватизационного законодательства, выявлены тенденции его развития, подробно исследованы основные способы приватизации, проанализированы иные способы приватизации, предусмотренные действующим законодательством.
Методологическую основу настоящего исследования составил комплекс методов общенаучного познания – методов диалектического материализма, логики, а также других познавательных методов: сравнительного, выборочного, исторического, системно-структурного, социологических и других методов исследования.
Основным нормативно-правовым актом, исследовавшимся в рамках дипломной работы является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Кроме того, законодательство РФ о приватизации состоит из:
– принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов;
– иных нормативных правовых актов Российской Федерации (например, Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-р, постановления Правительства РФ от 19 августа 2002 г. N 617 «Об утверждении правил разработки плана (программы) приватизации федерального имущества», от 31 мая 2002 г. N 369 «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества», от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества», от 16 декабря 2002 г. N 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия», от 26 апреля 2002 г. N 270 «О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества»).
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону N 178-ФЗ.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Вопросы приватизации в литературе рассматриваются весьма подробно. Информацию можно обнаружить в комментариях к приватизационному законодательству, учебниках по гражданскому праву, монографиях, статьях в периодических изданиях. Среди авторов, наиболее часто обращающихся к вопросу приватизации можно выделить: В.М. Бартоша, И.С. Петрова, А.А. Титова.

Глава 1. Приватизация в Российской Федерации

1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Развитие правового института, определяющего переход государственного имущества в частные руки, в полной мере отражает сложный, но динамичный путь развития российской государственности и институтов власти молодого государства.
Российской юриспруденции понятие приватизации не было известно до конца 80-х годов ХХ в. Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала издавна, однако особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось.
Термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reason Foundation». Терминологические истоки этого понятия восходят, однако, к 1969 г., когда П. Друкер в своей книге «Век прерывания традиций» употребил слово «реприватизация» для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам. В словаре Уэбстера понятие «приватизация» впервые появилось в издании 1983 г.; расшифровывается как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную».
В процессе развития юридического понятия приватизации в России постепенно складывался обширный массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливается значение понятия «приватизации государственного и муниципального имущества».
В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus – частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Имущество – термин, применяемый в гражданском законодательстве РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» – объект гражданских прав. В соответствии с ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
От приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии с рассматриваемым законом следует отличать приватизацию жилых помещений, осуществляемую в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1; федеральных законов от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. N 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ; от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. 25-П).
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем (Преамбула Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»)
Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

1.2. Этапы развития законодательства о приватизации в Российской Федерации

Началом первого этапа приватизации имущества расположенных на территории Российской Федерации государственных предприятий, регулируемого специальным законодательством, можно считать 1 января 1990 г. именно тогда вступили в силу Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. N 810-1. Указанный закон регулировал отношения, связанные с выкупом трудовыми коллективами арендуемого ими имущества государственных предприятий как союзного, так и республиканского подчинения. В последующем были приняты постановление Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах», утвердившие порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества.
Принятие Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР существенно осложнило дальнейшее течение процессов разгосударствления и приватизации государственного имущества на территории РСФСР, внеся неопределенность в вопрос о том, какими правовыми актами следует руководствоваться в случае преобразования в акционерные общества расположенных на территории РСФСР государственных предприятий, находящихся в ведении соответствующих органов государственного управления СССР.
В 1991 г. Правительство СССР и правительства союзных республик предпринимали попытки выведения экономики страны из кризисного состояния, в котором она оказалась в результате перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной. В частности, Кабинетом министров СССР (далее КМ СССР) и правительствами 10 союзных республик (в том числе и РСФСР) была разработана Программа совместных действий Кабинета министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку (далее Программа). Она была утверждена постановлением КМ СССР от 12 июля 1991 г. N 472 «Об организации работы по выполнению Программы совместных действий Кабинета министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку». Раздел IV данной Программы, а также раздел V Плана организации работ по выполнению Программы содержали перечень конкретных мероприятий, осуществляемых Правительством СССР и правительствами союзных республик в составе СССР, по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства.
Согласно абз. 4 названной Программы, предусматривалось обеспечить принятие во втором квартале 1991 г. нормативных документов, регулирующих согласованный с республиками процесс разгосударствления и приватизации, уточнить порядок оценки и выкупа государственного имущества членами трудовых коллективов, другими гражданами, юридическими лицами, предусмотрев возможность широкого использования в этих целях заработанных предприятиями средств, а также частичную безвозмездную передачу имущества государственных предприятий членам их трудовых коллективов. Соответственно План организации работ по выполнению Программы предусмотрел завершение в июне 1991 г. подготовки проектов союзного и республиканских законодательных актов по разгосударствлению и приватизации.
Таким образом, как следовало из постановления КМ СССР от 12 июля 1991 г. N472, действия компетентных органов Союза ССР и союзных республик по созданию союзной и республиканских программ разгосударствления и приватизации государственного имущества были согласованы.
В целях создания экономической базы проводимых в Российской Федерации реформ в 1991 г. органами государственной власти РСФСР были предприняты действия по переводу государственных предприятий, находившихся в юрисдикции соответствующих органов управления Союза ССР, в юрисдикцию РСФСР. Так, пункт 1 Указа Президента РСФСР от 28 августа 1991 г. N66 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» предписал Совмину РСФСР до 1 января 1992 г. обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления Российской Федерации и республик в составе РСФСР предприятий и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением тех, управление которыми передано, согласно законодательству РСФСР, соответствующим органам СССР. Порядок перехода государственных предприятий в ведение соответствующих органов управления РСФСР был установлен постановлением Совмина РСФСР от 22 января 1991 г. N 37.
В результате исполнения указанных правовых актов Президента РСФСР и Правительства РСФСР на территории Российской Федерации оказались расположенными государственные предприятия, находившиеся в ведении соответствующих органов управления Союза ССР, а также предприятия, находившиеся в юрисдикции РСФСР и республик в составе РСФСР.
Во исполнение указанных Программы и Плана организации работ по выполнению Программы Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 г. принял Закон РСФСР N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (далее Закон о приватизации), который вступил в силу 19 июля 1991 г. Работа же над Законом СССР об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий до известных событий августа 1991 г. так и не была завершена. К июлю 1991 г. проект указанного закона СССР был принят лишь в первом чтении. Трагические события августа 1991 г. перечеркнули надежды на продолжение работы Верховного Совета СССР, а с ними и на принятие закона об основах разгосударствления и приватизации предприятий.
Таким образом, фактически отношения в сфере приватизации государственного имущества на территории Российской Федерации в рассматриваемый период регулировались как законодательными актами Союза ССР, так и правовыми актами РСФСР.
Что касается аналогичных процессов, протекающих в отношении имущества государственных предприятий, находившихся в ведении соответствующих органов управления РСФСР, то до вступления в действие Закона о приватизации они регулировались постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1104 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» (утратило силу), постановлениями Совмина РСФСР от 5 декабря 1990 г. N570 «О преобразовании государственных предприятий, расположенных на территории РСФСР, в акционерные общества» (утратило силу) и от 25 декабря 1990 г. N 601, а также все теми же Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.
До 19 июля 1991 г. разгосударствление предприятий, имущество которых находилось в общесоюзной собственности, а также государственных и муниципальных предприятий, подведомственных соответствующим органам управления РСФСР, осуществлялось практически идентичными способами: путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества, а также путем выкупа арендованного их трудовыми коллективами имущества предприятий. Вместе с тем, в отличие от российского законодательства, нормативно-правовые акты Союза ССР продажу государственного имущества гражданам и юридическим лицам не предусматривали.
В последующем на территории Российской Федерации возможность преобразования государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества в порядке, установленном постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, и заключения договоров аренды имущества государственных (муниципальных) предприятий была исключена Законом о приватизации: его ст. 15 не предусматривала таких способов приватизации государственного (муниципального) имущества.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории Российской Федерации (абз. 3 п. 5). Однако указанное положение Декларации не могло отменить или изменить Конституцию РСФСР, обладавшую среди законов РСФСР высшей юридической силой. Согласно же ч. 2 ст. 4 Основного Закона России, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РСФСР, Конституцию СССР, законы Российской Федерации и СССР, конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.
Таким образом, в соответствии с приведенной нормой Конституции РСФСР Конституция и законы СССР являлись составной частью правовой системы Российской Федерации и подлежали безусловному исполнению на территории РСФСР.
В то же время коллизии законов СССР и РСФСР должны были решаться в пользу первых, поскольку ст. 74 Конституции СССР устанавливала, что в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует закон СССР. При этом важно отметить, что редакция ст. 4 Конституции РСФСР была изменена только Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N4061-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации».
В последнее время в арбитражные суды Российской Федерации все чаще стали поступать различного рода иски, требования которых основываются на доводах о недействительности преобразований государственных предприятий союзного подчинения в акционерные общества, осуществленных в период с 12 июня 1990 г. по 12 декабря 1991 г., как совершенных в нарушение действовавшего в то время законодательства РСФСР о приватизации. Причиной тому является стремление пересмотреть итоги приватизации. Так или иначе, но судебно-арбитражная практика по такого вида спорам, к сожалению, часто формируется под влиянием соображений политического характера, а не на основании права.
Наиболее характерным примером, который здесь уместно привести, является дело акционерного общества «Издательская группа «Прогресс»« (г. Москва).
Прокуратура города Москвы обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Издательская группа «Прогресс», Госкомимуществу России и Москомимуществу о признании недействительной сделки приватизации имущества издательства «Прогресс» и фирменного книготоргового предприятия «Прогресс». В качестве основания иска указывалось на то, что приватизация имущества указанных государственных предприятий была осуществлена способом, не предусмотренным Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. N1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, преобразование указанных государственных предприятий, находившихся в ведении Министерства информации и печати СССР, в акционерное общество осуществлялось на основании и в порядке, установленных постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N590. При этом решение конференции трудовых коллективов указанных государственных предприятий о преобра



диплом Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества – 2 (id=idd_1909_0000447)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *