Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Предмет:  ГЕОПОЛИТИКА
Название: Международное гуманитарное сотрудничество на примере государств Содружества
Тип:      диплом
Объем:    93 с.
Дата:     19.12.2011
Идентификатор: idd_1909_0000234

ЦЕНА:

2500

руб.

 

Внимание!!!

Ниже представлен фрагмент данной работы для ознакомления.

Вы можете купить данную работу прямо сейчас!

Нажмите кнопку “Купить” внизу.


Оплата онлайн возможна с Яндекс.Кошелька, с банковской карты или со счета мобильного телефона (выберите).

Международное гуманитарное сотрудничество на примере государств Содружества (id=idd_1909_0000234) – диплом из нашего Каталога готовых дипломов. Он написан авторами нашей Мастерской дипломов на заказ и успешно защищен! Диплом абсолютно эксклюзивный, нигде в Интернете не засвечен, написан БЕЗ использования общедоступных бесплатных готовых студенческих работ из Интернета! Если Вы ищете уникальную, грамотно и профессионально выполненную дипломную работу – Вы попали по адресу.

Вы можете заказать Диплом Международное гуманитарное сотрудничество на примере государств Содружества (id=idd_1909_0000234) у нас, написав на адрес через форму в нижнем правом углу страницы..

Обращаем ваше внимание на то, что скачать Диплом Международное гуманитарное сотрудничество на примере государств Содружества (id=idd_1909_0000234) по дисциплине ГЕОПОЛИТИКА с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этого эксклюзивного диплома, которые позволят Вам ознакомиться с ним. Если Вы хотите купить Диплом Международное гуманитарное сотрудничество на примере государств Содружества (дисциплина/специальность – ГЕОПОЛИТИКА) – пишите.

Фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы международного гуманитарного сотрудничества государств «Содружества» 9
1.1. Сущность и принципы международного гуманитарного сотрудничества 9
1.2. Историческая роль Британского содружества наций в международном гуманитарном сотрудничестве (МГС) 12
1.3. Правовые основы МГС 24
Глава II. Основные направления МГС государств «Содружества» 30
2.1. Анализ МГС 30
2.2. Основные формы МГС 40
2.3. Механизмы МГС в области интеллектуальной собственности 44
Глава III. Основные направления совершенствования международного сотрудничества государств «Содружества» в гуманитарной сфере 61
3.1. Демократизация общества как основа активизации МГС 61
3.2. Разработка мероприятий по установлению согласованной политики государств в области науки и образования 72
3.3.Оценка эффективности МГС государств «Содружества» 76
Заключение 86
Список использованной литературы 88

Введение

Актуальность исследования.
В начале XXI в. политическая карта мира поражает богатством и разнообразием. Еще в первой половине XX в. мир был в основном поделен между сильнейшими империями – британской, французской, германской, японской и т.д. Процессы деколонизации привели к образованию почти ста новых государств и резкому усложнению системы международных отношений. Объективные проблемы развития, многонациональный состав и межэтнические конфликты, недостаток опыта у руководителей этих государств создают все новые очаги напряженности в мире. Эти процессы отчётливо наблюдаются в истории развития Содружества наций, организации, появившейся вследствие распада колониальной империи.
Содружество наций является крупнейшей после ООН организацией. Она объединяет различные государства со всех континентов. Уникальность её заключается в том, что под её эгидой сотрудничают самые различные страны, часто являющиеся полярными в своих характеристиках: самые бедные и самые богатые, с огромной территорией и государства-карлики. Поэтому такая организация не может быть пустым местом в мировой политике.
В современных международных отношениях развивающиеся государства начинают играть все большую роль, угроза мировой стабильности и безопасности также исходит от развивающихся государств. Способность оказывать на них влияние будет расти в цене на протяжении еще очень длительного периода времени, а британское руководство уже не раз сумело убедить мир в своей дальновидности. Современное Содружество наций уже является значимой силой в деле склонения политической элиты независимых развивающихся государств к демократической форме правления. Продолжением движения по этому пути должно стать мощное противодействие распространению терроризма.
История ее трансформации Британской империи и её колоний в Содружество, принципы и механизмы отношений между новыми независимым государствами представляют немалый интерес и для стран постсоветского пространства, членов Содружества Независимых Государств, «цивилизованный развод» которых протекает в условиях эскалации социальных, политических, этнических конфликтов. Таким образом мы можем видеть актуальность исследования Содружества наций не только в мировом масштабе, но и для нашего государства в частности.
Исследование актуально тем, что за годы своего существования Содружество наций прошло долгий путь эволюции, прежде чем возникла организация, которую мы называем современным Содружеством. Определенную эволюцию прошло и британское общество, британский политический истеблишмент. Соотношение двух этих процессов, взаимосвязанность деятельности Содружества с внутриполитической ситуацией в Соединенном Королевстве, понимание реальных причин сохранения организации и активного участия Лондона в ее жизни неразрывно связаны с изучением целого направления британской политики, причем, что важно, как внешней, так и внутренней. Поэтому целью настоящего исследования является изучение эволюции Британской империи в ХХ веке, исследование принципов функционирования Содружества, изучении процесса эволюции Содружества.
Ведущее место среди этих фундаментальных принципов и ценностей принадлежит принципам и ценностям гуманизма. Казалось бы, XX век с его двумя мировыми войнами и множеством превосходящих их по численности жертв локальных конфликтов, проявлениями геноцида и терроризма, распространением наркотиков и новых болезней должен быть навсегда вычеркнут из истории гуманизма. Однако это не так. Гуманизм уходящего столетия перестал быть артефактом, а превратился в действенное течение общественно-политической мысли.
Одновременно гуманистические установки, которые реализовались в международно-правовом пространстве, были положены в основу современной системы гуманитарного права, уставных документов международных межправительственных и неправительственных организаций, послужили исходными позициями в формировании многочисленных общественных организаций, специализирующихся в области гуманитарного взаимодействия.
Само гуманитарное сотрудничество за это время также существенно изменилось. Оно по-прежнему может рассматриваться как неотложная реакция сил доброй воли на любые бедствия. Но и здесь, при том, что таких бедствий, к сожалению, становится всё больше, а последствия их всё трагичнее, начинают проявляться новые тенденции.
Объектом работы выступает гуманитарная сфера современного международного сотрудничества.
Предметом исследования стала эволюция гуманистической составляющей мирового общественного развития, механизмы, формы и средства осуществления гуманитарного сотрудничества в условиях глобализации.
Целью является комплексный анализ состояния гуманитарного сотрудничества на рубеже веков, а также участия в нем Британского Содружества Наций. Для её достижения автором были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретико-методологические основы международного гуманитарного сотрудничества государств «Содружества»;
– рассмотреть основные направления МГС государств «Содружества»;
– рассмотреть основные направления совершенствования международного сотрудничества государств «Содружества» в гуманитарной сфере.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования:
историко-описательный;
аналитический;
дедуктивный;
индуктивный;
логико-интуитивный.
Структура дипломного исследования состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении поставлены цель и исследовательские задачи, а также дана степень изученности данной темы в историографии.
Первая глава посвящена основам международного гуманитарного сотрудничества государств «Содружества».
В центре внимания второй главы основные направления МГС государств «Содружества»
В третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования международного сотрудничества государств «Содружества» в гуманитарной сфере.
В заключении подводятся итоги дипломного исследования, делается попытка прогноза на краткосрочную перспективу.
Источниковедческий обзор.
В исследовании учтены и использованы идеи, изложенные в работах отечественных и зарубежных политологов, философов, историков, внесших новые представления о современной стадии мирового развития. Автор исходил из необходимости руководствоваться общими принципами связи и взаимосвязи между социальными явлениями, их преемственности и развития; опирался на известные подходы и методы научных исследований: системно-функциональный подход, анализ ситуаций (методы наблюдения, изучения документов, формирование банка данных), экспликативные методы.
Историографический обзор.
«Содружество» по отношению к Британии («народам, говорящим на английском языке») впервые был применен, вероятно, во время Английской буржуазной революции, когда, уже после казни короля Карла I Стюарта, О. Кромвель провозгласил республику. Интересно, что в тексте декларации новое английское государство было названо не «republic», a «commonwealth» – «общее благо» («народное благо»), т.е. власть, существующая для всех, а, точнее, – для народов Англии, Уэльса и Ирландии, которые и объединились в единое государство. Современное британское Содружество наций можно рассматривать как своеобразного наследника того Содружества: ведь первоначально в него входили лишь «белые», «переселенческие» колонии – доминионы Великобритании. В обоих случаях мы имеем дело с объединением наций, созданным в результате колонизации или завоевания и усвоившим британскую культуру, образ жизни, и все то, что ассоциируется с определением «британский».
Доминионы Великобритании выросли из тех ее колоний, которые были созданы колонистами – выходцами с Британских островов. Правительство в Лондоне традиционно уделяло этим колониям не слишком много внимания, памятуя о судьбе отделившихся 13 североамериканских колоний: широкую известность получило высказывание французского министра Ж. Тюрго «колонии подобны плодам, падающим [отпадающим] при созревании». Положение начало меняться лишь во второй трети XIX в., когда создалась явная угроза отпадения Канады и присоединения ее к Соединенным Штатам (так называемый «манифест аннексии»). Такой поворот событий означал существенное ухудшение военно-политического положения Великобритании и утрату ею существенных экономических интересов в канадских колониях. Поэтому постепенно началось увеличение прав самоуправления канадских колоний (прежде всего Онтарио и Квебека), а затем они были объединены в рамках единой страны, получившей название доминион Канада. Слово «доминион» было позаимствовано из Библии, где было употреблено в значении «владение» («И будет владение [Dominion] твое от моря и до моря»). Из ведения доминиона были изъяты лишь вопросы обороны, внешней политики, государственного строительства. Таким образом, было положено начало тому процессу, который привел к созданию британского Содружества наций – содружества стран по преимуществу британской культуры.
Глава I. Теоретико-методологические основы международного гуманитарного сотрудничества государств «Содружества»

1.1. Сущность и принципы международного гуманитарного сотрудничества

Понятие “международное сотрудничество” отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких авторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество – это не отсутствие конфликта, но “избавление” от его крайних, кризисных форм. Иллюзия “прозрачности” содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения встречаются достаточно редко. Одна из них принадлежит Ж.П. Дерриеннику, согласно которому “два автора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, то есть когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой… Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба автора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них”.
Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон.
Как уже было показано, развитие сотрудничества между государствами и другими авторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Сегодня это уже не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно-политических союзов, но и задачи, связанные с необходимостью нахождения адекватных ответов на экологические вызовы, освоением космоса, совместным использованием ресурсов общего пользования, развитием коммуникационных сетей, контролем вооружений и т.д. В то же время, как бы ни многообразны были эти сферы и направления и сколь бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, от успешности которого во многом зависит решение задач взаимодействия и в других областях.
Особое значение приобретают вопросы политической интеграции. Она тесно связана с экономической, однако не сводится к ней и не представляет собой явление “вторичного” иди “надстроечного” порядка.
В советской литературе осмысление интеграционных процессов было связано с развитием и институализацией западноевропейского сотрудничества, а также сотрудничества стран – членов СЭВ, и ограничивалось главным образом обсуждением экономических аспектов проблемы. При этом в основе такого осмысления лежала идеологическая установка, основная суть которой сводилась к перепеву старой ленинской догмы, в соответствии с которой Соединенные Штаты Европы либо невозможны, либо реакционны.29 “В рамках капитализма, – писал, например, в 1963 г. И. Иванов, – “интегрируются” не только экономические потенциалы разных стран, но и все пороки и противоречия их экономики, во много раз увеличиваемые “интеграцией”. Именно поэтому капитализм не в состоянии обеспечить подлинного сближения наций. Такая возможность признавалась лишь за “социалистической интеграцией”. Дальнейшая разработка проблемы, как показывает Ю.В. Шишков, под давлением практических потребностей постепенно принимала более содержательный характер. И тем не менее, в силу “естественных” и понятных причин, освободиться от идеологических установок и экономического детерминизма советской науке не удалось.
В политическом отношении международная интеграция представляет собой более высокую – по сравнению с вышеназванными – форму сотрудничества. Это создание единого политического сообщества на основе союза двух или более политических единиц.
Основные принципы международного сотрудничества сформулированы в таких принятых Генеральной Ассамблеей ООН документах, как Декларация и Программа действий за установление нового международного экономического порядка, Хартия экономических прав и обязанностей государств, Развитие и международное экономическое сотрудничество. Они включают в себя следующие требования:
установление полного национального суверенитета над природными ресурсами и всеми видами хозяйственной деятельности;
ослабление колебаний цен на сырьевые товары и сокращение их отрыва от цен на продукцию обрабатывающей промышленности;
нормализацию международной валютной системы;
расширение преференций (преимуществ) в торговле между странами;
стимулирование расширения промышленного экспорта;
облегчение бремени финансовой задолженности и увеличение притока реальных ресурсов из развитых стран в развивающиеся;
регламентацию и контроль за деятельностью транснациональных корпораций.
Основными сферами международного сотрудничества являются сфера валютно-финансовых отношений и международная торговля.
Решению задач международного сотрудничества в первой сфере послужило создание в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), входящего в группу Мирового банка.

1.2. Историческая роль Британского содружества наций в международном гуманитарном сотрудничестве (МГС)

Впервые выражение «Содружество наций» по отношению к Великобритании и ее доминионам применил лорд Розбери в 1884 г. В ходе своей поездки по британским колониям в Аделаиде (Австралия) он заявил, что Австралия уже является не колонией, но государством, что, однако, не повод для расторжения ее исконных связей с Великобританией: империю отнюдь не нужно упразднять – ведь она уже по сути является «содружеством наций». Постепенно термин «содружество» становился все более популярным – ведь он позволял избегать употребления вызывающего негативные ассоциации слова «империя», а потому его одобрили как в Лондоне, так и на местах. В 1917 г. по инициативе премьер-министра ЮАС генерал-фельдмаршала Я. Смэтса слово «содружество» было использовано в резолюции имперской конференции: доминионы, а их к тому времени стало уже четыре (Канада, Австралийский союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз) уже почувствовали свои силы и не желали оставаться лишь придатками метрополии в рамках империи. Развитие международных отношений настоятельно требовало ответа на вопрос, являются ли доминионы государствами в полном смысле этого слова. На конференции премьер-министров доминионов в 1921 г. впервые появилось название «британское Содружество наций», однако предложение о созыве конституционной конференции было отвергнуто. В Оттаве в 1930 г. определение доминионов из доклада Бальфура было утверждено, а 11 декабря 1931 г. английский парламент принял Вестминстерский статут, в котором их новый статус получил силу закона. Вестминстерский статут определил, что «парламенты доминионов обладают полными законодательными полномочиями с экстерриториальным действием принятых законов»; действие законов, принятых парламентом Великобритании, не распространяется на территории доминионов, если сами доминионы не требуют этого. Таким образом, в 1930-1931 гг. был окончательно оформлен статус доминионов, которые, будучи практически независимыми государствами, являлись и «автономными государствами в рамках Британской империи», и членами «британского Содружества наций». Вестминстерский статут стал вехой в конституционном развитии Британской империи, своеобразным рубежом в борьбе доминионов за свой суверенитет.
Экономическая сфера традиционно привлекала наибольшее внимание политиков Лондона. Можно говорить о том, что начало Британской империи положили экономические факторы и, прежде всего, торговля. Интересы торговли лежали в основе внешней политики сменявших друг друга кабинетов консерваторов и либералов. Торговые фактории, расширяясь за счет периферийных земель, становились колониями в составе империи, а поселения выходцев с Британских островов в Канаде, Южной Африке, Австралии были настолько зависимы от метрополии, что по мере их экономического развития они естественным образом входили в сферу влияния британской экономики и практически полностью ориентировались на нее. Колонии служили источниками сырья и рабочей силы, в незначительной степени – рынками сбыта. Одновременно со связями торговыми быстро развивались связи финансовые: вывоз капитала из Великобритании в страны империи стремительно возрастал на протяжении XIX в. и к 1913 г. составлял более половины общего вывоза (а Великобритания лидировала по масштабам как уже вывезенного, так и вывозимого ежегодно капитала).
Несмотря на объективные трудности – появление мощных конкурентов в лице американцев и немцев и снижение конкурентоспособности собственной экономики – англичанам удалось сохранить относительно единое экономическое пространство империи. Вместе с тем одновременное ослабление британской экономики и рост экономик стран-конкурентов привели к тому, что сначала переселенческие колонии-доминионы, а позже – и обычные колонии перестали быть «заповедником» для британского капитала британских товаров.
Перед лицом возросшей конкуренции Великобритания была вынуждена отказаться от своей относительной экономической самодостаточности и приложить усилия к тому, чтобы создать единое имперское экономическое пространство: ввести тарифы, льготные для стран-участниц, и довольно жесткие для внешнего мира. Громадная емкость этого единого рынка должна была гарантировать британской экономике и торговле обеспеченное будущее и возможность равной борьбы с американской экономикой.
На рубеже XIX-XX вв. англичане были вынуждены радикально пересмотреть оборонные приоритеты: если до того первостепенными в стратегическом отношении являлись позиции в Средиземном море – средоточии важнейших коммуникаций империи, то Дж.А. Фишер и затем У. Черчилль осуществили концентрацию подавляющего большинства сил флота в Северном море: ускоренное военно-морское строительство в Германии создало непосредственную угрозу самим Британским островам. Тотальная концентрация линейных сил в Северном море и, соответственно, вывод их с многочисленных заморских станций стали началом постепенного развала имперской обороны.
Период между мировыми войнами был ознаменован «линкорными каникулами», которые позволили англичанам сравнительно дешево сохранить свой крупнейший линейный флот и громадные крейсерские силы, а потому проблемы имперской обороны до поры до времени не были в центре внимания кабинетов в Лондоне, Оттаве и Канберре. Вполне их обнажила начавшаяся в 1939 г. вторая мировая война. Она со всей очевидностью продемонстрировала распад общеимперского оборонного пространства. Австралия, Новая Зеландия и, в определенной степени, Канада столкнулись с прямой угрозой своей национальной безопасности – и имперские вооруженные силы уже не смогли решить эти проблемы.
Наличие серьезных проблем было признано британским руководством уже в начале второй мировой войны, когда было решено сосредоточить усилия флота на защите лишь трех театров военных действий – самой Великобритании в Северном море и прилегающей зоне Северной Атлантики, Средиземного моря с Суэцким каналом и Сингапура. Период «линкорных каникул» плохо сказался на боеспособности и технической оснащенности королевского флота, а задача строительства нового флота требовала времени и денег – не было ни того, ни другого. В то же время, как немцы, так и японцы смогли подготовиться к войне на море куда лучше, а американцы быстро наверстали упущенное в годы войны благодаря мобилизации экономического потенциала.
После второй мировой войны подъем национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах постепенно привел к распаду системы колониализма в частности к распаду Британской империи.
Суэцкий кризис 1956 года окончательно показал несбыточность надежд британских колониалистов, вынудил Лондон приступить к кардинальному пересмотру своих внешнеполитических концепций применительно к «третьему миру».
К началу 60-х годов кризис колониализма привел его к окончательному краху. Значительный импульс процессу деколонизации придала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году по инициативе Советского Союза историческая Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам.
Между тем пересмотр привычных концепций и выработка нового курса вовсе не означали полного ухода Англии из бывших колониальных владений. Речь шла о другом – о выработке гибкой политики, призванной решить стратегическую цель, а именно: «уходя, оставаться», сохранить свои позиции.
Британские правящие круги приступили к разработке новой стратегии, основываясь на дифференцированном подходе к конкретным районам, отдельным странам. Эта дифференциация учитывала весь комплекс международных и внутриполитических факторов. Суэц, например, определенно показал, что время британского господства на Арабском Востоке кануло в Лету. Лондон был поставлен перед необходимостью потесниться, уступив первое место Соединенным Штатам, но переложив при этом на них и основное бремя военного противодействия здесь освободительному движению. В 1947 г. Индия дала старт процессу освобождения колоний, добившись независимости. После этого, желая как-то сохранить наработанные связи, защитить свои экономические интересы, не дать новой Индии «скатиться в коммунизм», метрополия переработала само понятие Содружества. Новое Содружество должно было унаследовать широкий комплекс взаимосвязей, существовавших внутри империи, фактически империя должна была продолжить свое существование под изменившейся вывеской.
Основой нового Содружества стала концепция «партнерства», впервые предложенная министром по делам колоний О. Стэнли в 1943 г. и горячо поддержанная Г. Хаггинсом (будущим лордом Малверном), премьер-министром Федерации Родезии и Ньясаленда уже после войны. [3] Монархический строй перестал являться необходимым условием членства в Содружестве (Индия стала республикой); оно (Содружество) перестало быть объединением, построенным по этническому и религиозному признаку, а из названия исчезло слово «британское», и открыло свои двери для всех стран и территорий, входивших в состав империи. Эти положения были закреплены в Лондонской декларации 1949 года, которая явила пример политического компромисса между Англией и её доминионами и является точкой отсчёта в деятельности Современного Содружества наций.
В июне 1947 г. было создано министерство по делам Содружества. Подавляющее большинство освободившихся британских колоний после достижения независимости вошло в состав реорганизованного Содружества и остается там и по сегодняшний день.
После 1945 г. Содружество наций прошло несколько этапов в своем развитии. В течение 1945-1955 гг. происходит формирование этих государств, их внутренней и внешней политики, административного и территориального устройств. Вопрос с культурой был куда сложнее, но, быть может, и важнее. В эпоху английского господства происходило интенсивное распространение английского языка как основного средства общения деловых и политических кругов. На английском, как правило, велось обучение в школах и вузах – мимо этого не могли пройти ревнители новых государственных образований. Лингвистический национализм получил широкое распространение и начал играть важную роль в определении внутренней политики. Англия вынуждена была отказаться от классического образовании, которое она внедряла в колониях (например, согласно закону М а колея для Индии), и перейти к поддержке образовательных программ новых независимых государств, демонстрируя завидную тактичность и уважение к государственности и суверенитету этих стран, их национальной культуре. Проявлением нового курса британского руководства был План Содружества по развитию образования и партнерства, принятый в 1960 г., направленный на оказание всемерной помощи получению гражданами стран Содружества высшего образования за пределами своих стран (т.е. прежде всего в Англии). Разумеется, практика получения высшего образования в британских высших учебных заведениях была распространена и ранее, однако теперь эта политика получила формальное закрепление в законодательных актах Британского парламента, стала более широко распространена: студенты-иностранцы приобрели ряд льгот.
В следующем периоде (1955-1970 гг.) неуклонно сокращается роль Великобритании в делах Содружества наций. Ослабление бывшей метрополии, становящееся все более и более очевидным вкупе с отходом от политики жесткой конфронтации с главным врагом – Советским Союзом, а, значит, относительное уменьшение важности ресурсов и вообще поддержки стран Содружества Западом развязывают руки новым независимым государствам. Интенсивно проходит процесс освобождения («год Африки») колониальных владений. Уже освободившиеся страны начинают возвышать голос и пытаются овладеть властью хотя бы у себя дома, в «третьем мире». Лондон убедился, что лучше не доводить дело до кровопролития, особенно в тех районах, где нет большого числа белых поселенцев, как правило, упорно сопротивлявшихся передаче власти в руки черного большинства. С помощью заблаговременно подготовленных колониальной администрацией кадров, в том числе военных, и опираясь на английский капитал, Британия надеялась сохранять политическое влияние.
Первоначально бывшие британские колонии, получая независимость, довольно охотно вступали в Содружество – это объяснялось как энергичными усилиями дипломатии Лондона, так и нежеланием соответствующих стран (исключая, пожалуй, Бирму, не вошедшую в Содружество) резко порывать налаженные связи с метрополией, а также между собой. Не следует забывать, что в начале 50-х годов Англия оставалась главным экспортёром и главным импортёром для этих стран (кроме Канады). Лондон рассматривал Содружество как существенный фактор укрепления своего положения в системе международных отношений.
К середине 60-х годов 600 млн. человек, населявших британские колониальные владения, обрели политическую независимость. Под владычеством Англии оставались 19 маленьких разбросанных по земному шару территорий с населением в 5 млн. человек, из которых 4 млн. жили в Гонконге.
Чтобы сохранять власть в отсоединявшихся колониях, Лондон в 60-е годы «не разделял, а объединял» – сколачивая из бывших владений федерации. Сначала – в Южной и Восточной Африке, затем, в 1962– 1963 годах, – в Юго-Восточной Азии (там была создана Малайская федерация, в которую позднее предполагалось включить Сингапур, Саравак, Северное Борнео, а в дальнейшем и Бруней). В конце 1963 года в Брунее вспыхнуло восстание против султана, которое англичане быстро подавили. В отношениях с Индонезией росла напряженность. Англичане опасались потерять в Брунее крупные нефтяные месторождения. Федерация создавалась с трудом – Бруней отказывался в нее войти, а Сингапур в августе 1963 года провозгласил независимость от Англии. В сентябре 1963 года федерация все же была провозглашена. Соседние страны – Индонезия и Филиппины, отказались признать ее. Примечательно, что британская активность вызвала весьма настороженную реакцию Вашингтона, который в тот период, исходя из собственных замыслов, поддерживал Индонезию, куда активно проникали нефтяные компании США. В 1965 году Сингапур вышел из федерации, став независимым государством и членом ООН. Искусственный конгломерат распался. Большинство других федераций постигла та же участь – они рассыпались (исключением были лишь Арабские эмираты).
В этот период, вплоть до второй половины 1980-х годов, отношения между государствами Содружества структурируются двумя основными конфликтами: индо-пакистанским и южноафрика



диплом Международное гуманитарное сотрудничество на примере государств Содружества (id=idd_1909_0000234)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *