Техническое обслуживание летательных аппаратов (шпаргалки)

Техническое обслуживание летательных аппаратов (шпаргалки)

60.  61  Система кондиционирования воздуха



 Для обеспечения жизнедеятельности
на самолете необходимо поддерживать в заданных пределах следующие параметры
внутри кабины: давление воздуха не менее 300 мм рт. ст.; парциальное давление
кислорода вдыхаемого воздуха не менее 110 мм’рт. ст.; температура воздуха 18—22°
С;
относительная влажность 40—60%; уровень шумов не более 80 дБ.Вполне  приемле­мым в настоящее время для кабин
пассажирских самолетов принято считать давление 560—600 мм рт. ст., что соот­ветствует
высотам 2500— 2000 м. На таких высотах че­ловек испытывает незначитель­ное
кислородное голодание, ко­торое легко переносится пас­сажирами. В состав
комплекса жизнеобеспечения входит и система кондиционирования Потребное количество
подаваемого в кабине воздуха определя­ется следующим соотношением:

где q
выделяемое количество
углекислоты; сдоп—допусти­мая концентрация углекислого газа, %; съ—
концентрация уг­лекислого газа в подаваемом воздухе, %.

Количество углекислого
газа, выделяемого одним человеком, принимается равным 25 л/ч.Регулирование температуры
осуществляется за счет изменения" теплового потока, поступающего в кабины от
нагнетателей через: распределительные краны, управляющие расходом холодного или горячего воздуха на входе
в кабину.

Поддержание
необходимой влажности воздуха в кабинах осу­ществляется регулятором влажности,
путем распыления опре­деленного количества воды в потоке подаваемого горячего воз­духа.

Расчет вентиляции кабин
по влажности воздуха выполняется по
аналогичной формуле

 

где qв— количество паров воды,
выделяемого одним человеком за единицу времени м3/ч; Е1—относительная
влажность подавае­мого в кабины воздуха, %; Е2—относительная
влажность внут-рикабинного
воздуха, %; п — число членов экипажа и пассажиров. Комфортной считается влажность воздуха от 40 до 60%.

Ситема
кондиционирования включает в себя систему заслонок, турбохолодильник указатель
расхода воздуха УРВ-1500, узлы первичного и вторичного охлаждения, линию
подогрева воздуха.Ограничители избыточного давления защищают систе­му от избытка давления,
возникающего при изменении режима дви­гателей. Заслонки перепуска управляются автоматом с датчи­ком температуры, установленном в трубопроводе на выходе узла вторичного охлаждения воздуха. Температура воздуха
в кабине задается задатчиком. Из узла вторичного охлаждения через глу­шитель
шума и влагоотделитель воздух поступает в линии вентиляции. Воздух в линии обогрева поступает
через регулирую­щие заслонки к смесительным
камерам. Дозирующие заслонки с
электроприводом управляются по сигналам автоматов темпера­туры, датчики
которых размещены в пассажирских салонах и кабине
экипажа.

После
смесителей теплый воздух подается к бортовым панелям, обогревает их и выходит в кабину Воздух, из пассажирской
кабины удаляется в подпольное поме­щение через вентиляционные отверстия, а из подпольного
помеще­ния
уходит в атмосферу через автоматический регулятор давления. Давление воздуха в кабине
поддерживается автоматическими ре­гуляторами давления. На случай внезапного
повышения давле­ния выше расчетного предусмотрены предохранительные клапаны сброса давления.

Органы
управления электромеханизмами клапанов наддува, ре­гуляторы давления, температуры и влажности подаваемого
в ка­бины воздуха, краны кислородного
питания, а также приборы контроля
высоты в кабинах и перепада давления воздуха между кабинами и внешней средой,
его температуры и влажности давле­ния и наличия потока кислорода
образуют систему управления и контроля
комплекса жизнеобеспечения В верхней
части этой панели расположены указатель высоты и  перепада давления
(УВП)  и кабннный вариометр, с помощью которых
осуществляется контроль величины и скорости изменения абсолютного и избыточного давлений в кабинах. Контроль
за температурой в кабинах экипажа и пассажиров осуществляется указателями «Кабина экипажа»и «Салоны», Указатель, контролирующий температуру в
пассажирских сало­нах, подключается к соответствующему датчику в салонах перек­лючателем «Салон I — салон II».Регулирование температуры воздуха
в кабинах экипажа и пас­сажиров осуществляется задатчиками температуры и пере­ключателями .
Переключатели  уста­навливаются в положение «Автомат» при автоматическом
регули­ровании
температуры .Температура воздуха в кабинах экипажа и пассажиров устанавливается с
помо­щью
указанных задатчиков.

При
ручной регулировке температуры и установке нажимного четырехпозиционного переключателя
в положение «Гор.» заслонка воздухораспределительного крана открывается, пропуская
горячий воздух
из магистрального трубопровода для смешивания в соот­ветствующий раздаточный трубопровод.
При установке нажимного переключателя в положение «Хол.» заслонка закрывается, пре­граждая путь горячему
воздуху в раздаточный трубопровод.

Контроль
за температурой воздуха в трубопроводе осуществля­ется по указателю температуры.. Ре­гулирование температуры воздуха в магистралях
системы конди­ционирования
производится при помощи переключателей «ТХ» и «ВВР», «Лев. магистраль» и
«Правая магистраль»

Измерение расхода воздуха в магистралях производится в ус­ловных единицах по
указателям расхода УРВ

Переключателями
«Наддув кабин» осуществляется уп­равление электромеханизмами кранов в магистралях наддува
ка­бин. С
помощью переключателей «Увлажн.» включаются увлажнительные устройства в
магистралях подачи горячего воздудуха в кабины. Выключателем «Сброс давления»  осуществляет­ся
принудительная разгерметизация кабин. Переключателем «Пер­вичный ВВР»  управляется
электропривод заслонки запорного крана перепуска воздуха, помимо первичного
воздуховоздушного радиатора.

Управление электромеханизмами кранов отбора воздуха осуще­ствляется вручную при
помощи переключателей «Краны отбора воздуха», «Двигатели 1, 2, 3». Выключенное
(нижнее) положе­ние переключателей соответствует закрытому положению кранов. Подбор положения заслонок
кранов, при котором обеспечивается требуемый расход воздуха, осуществляется кратковременным
на­жатием
указанных переключателей вверх.

Включение
вентиляции от скоростного напора на малых высо­тах осуществляется при помощи
переключателя «Вент, напор.» . Параллельно с указателями высоты и перепада
давлений при­меняются
сигнализаторы опасного перепада, выдающие   экипажу световую и звуковую
сигнализации о достижении заданных вели­чин положительного и отрицательного давлений

На панели регулятора давления
расположены указатель и задатчик избыточного давления, задатчики и указатель
высоты начала герметизации и скорости
изменения высоты в кабинах.

61——В
полете система кондиционирования воздуха включается после взлета и набора высоты 200—400 м.
До ее включения вентиляция кабин может осуществляться атмосферным воздухом за счет
ско­ростного напора. После взлета в ГК будет поддерживаться давле­ние, равное
барометрическому давлению на аэродроме вылета. Далее, начиная с высоты, на
которой вступает в работу узел избы­точного давления, между кабинами и атмосферой
поддерживается постоянный
перепад давления. После включения кранов наддува и установки требуемых параметров
внутрикабинной среды система жизнеобеспечения переводится на автоматический режим
работы.

При отказах регуляторов комплекса жизнеобеспечения поддер­жание параметров
внутрикабинной среды в заданных пределах осуществляется оператором вручную путем
дистанционного управ­ления исполнительными механизмами регуляторов или дополни­тельными аварийными
устройствами. При
наборе высоты, снижении и изменении расхода воздуха в горизонтальном полете следят за
тем, чтобы скорость изменения высоты в кабине (по кабинному вариометру) не превышала 2
м/с, что соответствует скорости изменения давления 0,18 мм рт. ст./с.

Основными параметрами, требующими систематического конт­роля, являют­ся: перепад между
давлениями в кабинах и атмосфере, скорость изменения высоты в кабинах,
подача воздуха в кабины, температу­ра подаваемого воздуха в кабины и температура воздуха в
каби­нах.

Целью обслуживания комплексов жизнеобеспечения является поддержание их в
работоспособном состоянии. Оно выполняется при отказах, периодических
планово-предупредительных регламент­ных работах п ремонтах.Объемы перечисленных видов обслуживаний  и методика их
вы­полнения по агрегатам и узлам
устанавливаются технологиями и технологическими
картами по типам самолета

Основные
работы, выполняемые при техническом обслужива­нии, следующие: проверка
состояния и надежности крепления аг­регатов, узлов и приборов; проверка рабоуоспсчгбности;
восстанов­ление
и замена отказавших элементов; проводка на соответствие нормам технических параметров
агрегатов, пряборов и систем в це­лом.

Основным
видом работ, выполняемых при проверке элементов; систем комплекса
жизнеобеспечения на соответствие заданным нормам, является проверка кабин на
герметичность.

Проверка
работоспособности запорных и воздухораспредели­тельных кранов осуществляется в
ручном и автоматическом режи­мах работы.

62. 63. Кислородное оборудование

В состав комплекса жизнеобеспечения
входит и кислородное оборудование. На самолете устанавливается стационарное и переносное
кис­лородное
оборудование.

Стационарное кислородное оборудование предназначено для питания членов экипажа на
рабочих местах, переносное — для пи­тания кислородом членов экипажа при передвижении их в
разгер­метизированных
кабинах и для пассажиров, ощущающих кислород­ное голодание в нормальном
полете.

Кислородное
оборудование, как автономная часть комплекса жизнеобеспечения,
должно обеспечить подачу потребителем необ­ходимого количества чистого кислорода, которое зависит от «вы­соты» в кабине и легочной вентиляции пользующихся
кислород­ным питанием.

Процентное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе в за­висимости от высоты
полета определяется по формуле

где Ро— атмосферное
давление   на уровне   Земли; ра— давление на высоте полета Н.

Характеристиками
систем кислородного питания являются вы­сота ее применения и величина легочной
вентиляции. Высота при­менения кислородной системы определяется максимальной высотой полета, а легочная
вентиляция определяется физической нагрузкой пользующихся кислородным питанием.
По существующим нормам максимальная величина легочной вентиляции членов экипажа
при­нимается
равной 30 л/мин, а для пассажиров 15 л/мин.

Структура системы кислородного питания, (рис. 73), включает следующие
основные элементы:
кислородные баллоны, в которых сосредоточивается запас кислорода на полет, редуктор,
понижающий давление кислоро­да в магистрали по пути его движения от балконов до
потребите­ля,
регулятор подачи кислорода, непосредственно связанный с мас­кой потребителя, автоматы подсоса воздуха избыточного давле­ния.Кислородно-дыхательная
аппаратура экипажа работает по принципу
замкнутых систем регулирования и беспечивает рабо­тоспособность при малом избыточном давленнии на
высотах поле­та до 12 км. Редуктор, регулятор подачи, автомат
избыточного давления и подсоса воздуха
обычно конструктивно объединены в единые кис­лородные приборы.

В переносных устройствах кислородного питания применяются открытые или полузакрытые
маски, а регулирование подачи кис­лорода по высотам полета не зависит от легочной
вентиляции пот­ребителей.
Подсос окружающего воздуха осуществляется непос­редственно в кислородную маску.
Высота применения переносных устройств кислородного питания до 8 км при длительном полете
и до 12 км
при кратковременном  полете.

Стационарные кислородные баллоны  устанавливаются на самолете в специальном
отсеке.

Стационарный кислородный прибор, маска, манометр и индика­тор потока располагаются
вблизи рабочих экипажа,
а переносные кислородные баллоны и установленная на них кислородно-дыхательная
аппаратура снабжаются легкосъем­ным креплением и устанавливаются в легкодоступных местах,
удобных для
использования в особых случаях.

Для
пользования кислородным питанием необходимо открыть вентиль, при этом манометр должен
показать давление кислорода в баллоне. Гофрированный шланг маски соединяется с
дыхательным
шлангом кислородного прибора. Исправность работы системы кислородного питания
контролируется движением лепестков инди­катора потока при входе и выходе через маску.

Целью обслуживания комплексов жизнеобеспечения является поддержание их в
работоспособном состоянии. Оно выполняется при отказах, периодических
планово-предупредительных регламент­ных работах п ремонтах.Объемы перечисленных видов обслуживаний и методика их
вы­полнения по агрегатам и узлам
устанавливаются технологиями и технологическими
картами по типам самолета

Основные
работы, выполняемые при техническом обслужива­нии, следующие: проверка
состояния и надежности крепления аг­регатов, узлов и приборов; проверка рабоуоспсчгбности;
восстанов­ление
и замена отказавших элементов; проводка на соответствие нормам технических параметров
агрегатов, пряборов и систем в це­лом.

Система
кислородного питания в целом и ее отдельные элементы подвергаются периодической
проверке на соответствие факти­ческих характеристик требуемым. Эти проверки выполняются-
как непосредственно
на самолетах, так и в лабораториях обслуживания авиационного оборудования.
Проверяют сопротивление вдоху и выдоху, величины непрерывной и аварийной подачи
кислорода, герметичность кислородных приборов и их клапанных устройств


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *