Санитарно-гигиенические требования организации обучения в СПТУ

Санитарно-гигиенические требования организации обучения в СПТУ

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный
профессионально-педагогический университет

Кафедра физиологии и
безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная
работа по дисциплине

«Безопасность
жизнедеятельности»
на тему: «Санитарно-гигиенические
требования к организации обучения в СПТУ»

Дата сдачи работы:

«_____»___________2006г.

Работу выполнила Усольцева Эльвира Мирза-Агаевна
студентка группы ЗВТ – 305С

Работу принял:

______________/ _____________

 (подпись) (расшифровка)

Работу проверил:

______________/ _____________

 (подпись) (расшифровка)

Екатеринбург,
2007


Введение

Мы давно привыкли
к техническим достижениям и охотно пользуемся ими в быту, учебе, на работе и
отдыхе. Изобретатели и конструкторы приложили огромные усилия, чтобы окружающие
нас устройства, механизмы и сооружения стали не только удобными, но и безопасными.

Появились
надежные тормозные системы, предохранительные пробки, автоматически
выключающиеся чайники, утюги, телевизоры, тысячи других устройств с повышенной
аварийной защитой. Немало бед они предотвратили, сберегли миллионы жизней.

Однако
человеческая деятельность, обеспечивая растущие материальные и интеллектуальные
потребности людей и научно-технический прогресс не сделала жизнь планеты более
безоблачной, а, наоборот, наполнила ее новыми опасностями.

Как защитить
себя, окружающую среду от опасных технических объектов и негативных последствий
научно-технического прогресса?

Для этого
необходимы комплексные меры (правовые, организационные, экономические,
воспитательные и т.п.) во всех сферах нашей жизни.

Конституция
Российской Федерации, провозглашающая человека, его права и обязанности высшей
ценностью, их признание, соблюдение и защиту вменяет в обязанности государства.

В статье 42 Конституции
говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии». Сокрытие должностными лицами фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой
ответственность в соответствии с законом.

Для реализации
этих важнейших принципиально новых положений Конституции России принят целый
пакт законов.

Любая сфера
жизнедеятельности человека нормируется различными законодательными и правовыми
актами. Предметом моих исследований является Качканарское профессиональное
училище, где я работаю преподавателем информатики с 1995 года. Организация
обучения в СПТУ осуществляется в соответствии с утвержденными Федеральным центром
Госсанэпиднадзора Минздрава России санитарными нормами и правилами, которые я
подробно раскрою в своей контрольной работе.


Санитарно-гигиенические требования к
организации обучения в СПТУ

Участок

Учебные заведения должны располагаться на самостоя­тельном изолированном
участке селитебной территории горо­дов и поселков, в промышленных районах, вблизи
от базовых предприятий.

Земельный участок для учебных заведений следует от­водить с наветренной
стороны для ветров преобладающего направления с учетом близрасположенных промышленных
объектов и соблюдения необходимых санитарно-защитных разрывов, установленных
«Санитарными нормами проектиро­вания промышленных предприятий СН 245-71».

Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для
хранения жидкого топлива, наземных и подземных гаражей, станций технического обслуживания
ав­томобилей, площадок для стоянки и хранения автомобилей следует принимать
согласно приложению 1.

Отвод земельных участков для учебных заведений дол­жен осуществляться с
учетом их перспективного развития в плане районов города и села.

При выборе участков для учебных заведений следует учитывать
природно-климатические особенности местности: геологические условия, геоморфологические
особенности рельефа территории, микрорельеф почвы и ее свойства, рас­тительность,
географические особенности (открытые водоемы, подземные воды), а также
использование данного участка в прошлом. Необходимо предусматривать удобную
транспорт­ную связь с магистральными улицами, а также подключение к инженерным
сетям.

Земельный участок должен располагаться в хорошо осве­щаемой солнцем и
проветриваемой местности, иметь необхо­димый для стока ливневых вод
естественный уклон (или легко выполняемый при вертикальной планировке), сухую
незагрязненную и незасоленную почву (солнчак) и достаточно низкое состояние
грунтовых вод (не выше 1,5 – 2 м от поверхности земли).

На стадии выбора земельного участка для учебных заведений системы
профтехобразования следует определить источник хозяйственно-питьевого
водоснабжения. При выборе источника водоснабжения надлежит руководствоваться
ГОСТом 17.1.3.03-77 «Выбор источников централизованного хозяйственно-питьевого
водоснабжения» и учитывать качество воды источника с учетом современных
требований, возможности организации зоны санитарной охраны водоис­точника и
возможности обеспечения санитарной надежности воды.

Выбор источника водоснабжения должен проводиться с таким расчетом, чтобы
после обеззаражения вода отвечала ГОСТу 2874-73 «Вода питьевая».

Выбор земельного участка под учебное заведение систе­мы
профтехобразования проводится комиссией, в состав ко­торой входит санитарный
врач.

Расчет вместимости учебных заведений и размеры площадей земельных
участков следует принимать в соответ­ствии с приложением 2.

Земельные участки учебных заведений ограждаются зелеными насаждениями или
ограждениями высотой 1,2 метра.

Площадь озеленения земельного участка должна со­ставлять не менее 50%
территории участка.

При размещении учебных заведений в сельской местно­сти, вблизи лесных и
садовых массивов, площадь озеленения может быть сокращена до 30%.

На территории учебных заведений запрещается посад­ка колючих кустарников,
деревьев, а также кустарников и деревьев с ядовитыми плодами.

Учебные здания должны размещаться с отступом от красной линии не менее 15
метров.

При расположении учебных зданий вблизи транспортных магистралей
расстояние от границы проезжей части до гра­ницы застройки следует принимать не
менее 50 метров.

Территория должна быть благоустроена. Проезды и пешеходные дорожки должны
иметь твердое покрытие и обо­рудованы устройствами для искусственного освещения
(20— 40 лк на земле).

На территории участка выделяются следующие зоны: учебно-производственная,
спортивная, хозяйственная, жилая.

Все зоны должны иметь удобную связь со зданием и меж­ду собой. Все зоны
по периметру следует оградить зелеными насаждениями, шириной не менее одного
метра.

В учебно-производственной зоне следует располагать учебные и
производственные корпуса, специализированные учебные полигоны, а в сельских профтехучилищах
— авто­дромы и автотрактородромы.

Спортивная зона должна находиться вблизи от спор­тивного зала. Не следует
располагать спортивную зону со стороны окон учебных помещений.

Каждая спортивная площадка должна быть выделена по периметру зелеными
насаждениями.

Ориентация спортивных площадок должна быть с севера на юг.

Жилую зону следует размещать вблизи от учебной и спортивной зон.

Хозяйственная зона должна располагаться в глуби­не участка со стороны
входа в производственные помещения, иметь самостоятельный въезд с улицы и по
периметру выде­ляться зелеными насаждениями.

В этой зоне размещаются хозяйственные постройки (на­весы для инвентаря,
мусоросборники и др.), а также склады для хранения заготовок и сырья, готовой
продукции, гаражи для автомашин, тракторов и других сельскохозяйственных машин,
необходимых для хозяйственных и учебных целей. При отсутствии централизованного
водоснабжения и тепло­фикации здесь же могут располагаться насосная и водона­порная
башня, котельная при соблюдении санитарной зоны в соответствии со СНиП П-31-74
«Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Нормы проектирования»

Мусоросборники должны иметь плотно закрепляющиеся крышки и
устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке под навесом, на
расстоянии не менее 25 метров от окон учебного корпуса, помещений столовой и
общежития. Мусоросборники должны  устанавливаться отдельно для пищевых отходов
и дли сухого мусора. Собранный мусор должен ежедневно вывозиться с участка.

Места для отдыха должны находится вблизи жилой, учебной и спортивной зон.
Они предназначены для организации подвижных и тихих игр, индивидуальных занятий
учащихся на открытом воздухе.

Площадки для тихого отдыха располагаются вдали от производственной и
спортивных зон. Целесообразно их обору­довать навесами и беседками.

Следует на участке предусмотреть устройство учебно­го тира.

Учебный тир следует предусматривать на группу учебных заведений,
расположенных на расстоянии до 1 км.

В случае отсутствия в средних и малых городах, в посел­ках и в сельских
населенных пунктах группы учебных заве­дений допускается проектирование тира
для одного учебного заведения, при соответствующем технико-экономическом обо­сновании.

Тир может быть оборудован в подвальном или полупод­вальном помещении
здания в соответствии с требованиями «Указаний по проектированию сооружений для
стрелкового спорта (тира, стрельбищ) ВСН-71», утвержденного Госгражданстроем
СССР в 1971 г.

Размещение зданий учебных заведений на участке должно обеспечивать
правильную ориентацию основных учеб­ных и жилых помещений, а также
благоприятные условия освещения и инсоляции, предусматривающие не менее трех
часов непрерывного солнечного облучения на период с 22/III по 22/IX в районах южнее 60° с. ш. и с 22/IV по 22/VIII — в районах севернее 60° с. ш„ согласно Главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков, и сельских на­селенных пунктов.
Нормы проектирования» п. 5.22.

Выбор участка для размещения зданий общежитий, при­вязка типовых проектов
общежитий, а также проектов пере­оборудования зданий другого назначения под
общежития, подлежат обязательному согласованию с органами и учреж­дениями
санитарно-эпидемиологической службы.

Нормативные требования, предъявляемые к размещению и планировочной организации
территории общежитий, сле­дует принимать в соответствии с Главой СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских на­селенных пунктов. Нормы
проектирования».

Основные помещения

Здания учебных заведений должны иметь следующие группы помещений, исходя
из функционального назначения:

·  
учебные
помещения для теоретических занятий;

·  
учебно-спортивные;

·  
культурно-массового
назначения;

·  
административно-служебные;

·  
вспомогательные;

·  
складские;

·  
столовые,
общежития, санатории-профилактории. Состав и площадки учебных помещений представлены
в приложении 3.

Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать
удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создание оптимальных
условий для организации учебного процесса и отдыха.

Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных
мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока.

Учебные кабинеты, лаборатории не допускается размещать в подвалах и в
цокольных этажах.

Учебно-производственные и учебно-спортивные поме­щения следует выделять в
отдельные блоки или здания, свя­занные переходами с основным корпусом.

При наличии отдельно стоящих зданий без переходов в каждом из них должна
быть организована раздевалка для хранения верхней одежды.

Производственные мастерские, в которых процесс обу­чения связан с
выделением химических веществ (электро­газосварочные, монтажные и др.) и пыли,
должны быть обо­рудованы эффективной вентиляцией согласно главы СНиП П-33-75 «Отопление,
вентиляция и кондиционирование воз­духа. Нормы проектирования».

Монтажные мастерские, в которых производится рубка и резка металла, а
также мастерские и лаборатории с крупно­габаритным и тяжелым оборудованием, с
крупногабаритными материалоемкими объектами работ учащихся, должны
располагаться на первом этаже.

Состав и площадь учебно-производственных помещений и необходимых учебных
полигонов следует принимать по нормам технологического проектирования предприятий
соответствующих отраслей промышленности и с учетом установки оборудования,
применяемого для учебных целей.

В зависимости от профиля ПТУ и ТУ должны быть выделены помещения или склады
для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции.

Каждая мастерская должна быть оборудована шкафами для хранения спецодежды
и умывальниками с подачей холодной и горячей воды (не менее 4 умывальников на
группу).

Состав и площади помещений при спортзалах должны приниматься согласно главы
СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные
заведения. Нормы проектирования».

Спортивные залы рассчитываются на учебно-академиче­скую загрузку (I смена) и внеакадемические секционные
за­нятия (II смена).

Устройство и содержание спортивных залов должно отвечать требованиям
«Санитарных правил устройства и со­держания мест занятий по физической культуре
и спорту», утвержденных заместителем Главного санитарного врача СССР 30 декабря
1976 г. № 1567-76, действующим нормам на проектирование спортивных сооружений.

При спортивных залах должны быть предусмотрены по­мещения, в которых
устраиваются вешалки для одежды, а также раздевалки для девушек и юношей. Кроме
душа раздевалка должна быть оборудована умывальниками для мытья рук и ног. При
входе в раздевалку по прямой линии у входной двери должен быть установлен экран
и находиться резиновый коврик.

Спортивный зал должен располагаться на первом этаже или на втором при
отсутствии вблизи и под ним учебных по­мещений, кабинетов врача и
администрации, иметь удобную связь с участком.

При спортивных залах должны находиться комнаты инструктора, снарядная,
инвентарная (для хранения обору­дования и инвентаря), кладовые спортивного
инвентаря (для открытых спортивных сооружений; хранения, выдачи и сушки коньков
с ботинками; для хранения и выдачи лыж).

Актовый зал учебных заведений, размещаемых в го­родах и поселках, должен
быть рассчитан на одновременное пребывание не менее 1/3, а для располагаемых в
сельских населенных пунктах—1/2 количества учащихся.

Актовые залы вне зависимости от их вместимости должны оборудоваться
установками для 16 мм и 35 мм пленки.

Площади помещений актового зала следует принимать согласно главы СНиП
П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения.
Нормы проектирования».

Актовый зал с комнатами для кружковых занятий, аппа­ратной и
кинопроекционной можно выделить в отдельный блок или сблокировать с помещениями
пищеблока и спорт­зала.

Помещения столовой  и кухни выделяются в отдельный блок на 1-м этаже и
должны выходить на хозяйственный двор.

На кухне должна строго соблюдаться поточность произ­водства и не
допускать пересечения путей движения сырья с готовой продукцией, а также
грязной посуды с чистой и т. д.

Запрещается использование технической воды как для технологических целей,
так и для мытья посуды, оборудова­ния, тары, а также душа и для других целей.

Горячая вода из бойлеров должна поступать по самостоя­тельной сети, трубы
которой должны быть окрашены в цвет отличный от других труб.

Нельзя допускать устройства канализационных стояков и трубопроводов в помещениях
для хранения и обработки пищевых продуктов и приготовления пищи.

Сточные воды столовой должны перед сбросом проходить обязательную
очистку.

Запрещается размещать складские помещения столовых в подвальных и
полуподвальных помещениях, подверженных затоплению грунтовыми водами.

Количество мест в обеденных залах следует принимать из расчета
обеспечения не менее одной трети численного состава учащихся.

Состав и площади помещений столовой, расстановку обо­рудования в них
следует принимать согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и
среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования».

Расстановку технологического и холодильного оборудова­ния производить в
соответствии с нормами оснащения пред­приятий общественного питания, утвержденными
приказом Министерства торговли от 23.11.71 г. № 187.

Общежития для учащихся рекомендуется располагать в отдельном здании не
далее 500 м от основного здания ПТУ и ТУ.

Состав и площади помещений общежития следует прини­мать согласно главы
СНиП ПЛ 7-71 «Жилые здания. Нормы проектирования».

Запрещается переоборудование под общежитие помещений, расположенных в
цокольных и подвальных этажах, а также помещений, не имеющих достаточного естественного
освеще­ния.

Жилые комнаты группируются в отдельные секции для юношей и девушек.

Жилая секция общежитий включает умывальные, убор­ные, комнаты для чистки
одежды и обуви, кабины личной гигиены для девушек. Целесообразно при жилых
комнатах размещать душевые.

Для стирки личных вещей в общежитии оборудуется постирочная.

Медицинские помещения (здравпункты), как правило, должны размещаться в
учебном корпусе. Процедурная уст­раивается смежно с кабинетами врачей.

Учебные, производственные и жилые помещения учеб­ных заведений не должны
быть проходными.

На каждом этаже здания учебных заведений, и по от­дельным его блокам
должны быть санитарные узлы для юно­шей и девушек, а также для педагогического
и обслуживаю­щего персонала.

Вход в санузлы не должен располагаться против входа в учебное помещение
(в классы, кабинеты, лаборатории, мас­терские) и рядом с ними.

На каждом этаже учебных заведений всех функцио­нальных блоков должны быть
предусмотрены помещения для промывки, сушки и храпения уборочного инвентаря с
подвод­кой горячей и холодной воды, устройством поддона и встроен­ными шкафами
или секциями.

В зависимости от климатических условий при входах в здании учебных
заведений устраивают одинарные, двойные (при расчетной температуре —30°С) тамбуры
и тамбуры с тепловой завесой.

При устройстве двойных тамбуров с тройными дверями установку
нагревательных приборов следует располагать во внутреннем тамбуре.

Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны быть у входа в мастерские,
двери которых открываются чаще 5 раз (или не менее чем на 40 мин в смену).

Воздушно-тепловые завесы должны быть:

а) у входных дверей вестибюлей зданий в зависимости от расчетной
температуры наружного воздуха и количества людей, проходящих в течение часа:

·
при
температуре от минус 15 до минус 25°С— 400 чело­век и более;

·
при
температуре от минус 26 до минус 45°С — 250 чело­век и более;

·
при
температуре ниже минус 45°С—100 человек и бо­лее;

б) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений,
оборудованных системами кондициони­рования воздуха;

в) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений со
значительными выделениями влаги (плавательные бассейны и др.);

г) у проемов технологического оборудования для умень­шения поступления
через них вредностей и холода.

При устройстве воздушных и тепловых завес следует оп­ределять создаваемый
ими уровень звука и предусматривать меры для снижения шума.

Температуру воздуха, подаваемого воздушно-тепловыми завесами,
рекомендуется применять не более 50°С для на­ружных дверей и 70°С для ворот и
технологических проемов,

Скорость движения воздуха из щелей или отверстий воз­душных или
воздушно-тепловых завес должна быть не более 5 м/с для наружных дверей и 8 м/с
для наружных дверей производственных помещений.

Естественное освещение

Все учебные, учебно-производственные, жилые и ре­креационные помещения
учебных заведений должны иметь прямое естественное освещение.

Наилучшими его видами в учебных и учебно-производст­венных помещениях
являются боковое левостороннее освеще­ние и ленточное с обязательным
применением солнцезащит­ных устройств.

При глубине помещений более 6 метров обязательно уст­ройство
правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета должна быть не менее
2,2 м выше глухой перегород­ки, высота которой от пола — 0,8 м.

Допускается для правостороннего подсвета использование матового стекла на
высоту 0,8—1,0 м от глухой перегородки и выше обыкновенного оконного стекла
1,4—1,2 м (при об­щей высоте стекла 2,2 м) или стеклоблоков, нижний край
которых находится на расстоянии 1 м 35 см — 1 м 50 см от

В учебных и учебно-производственных помещениях недо­пустимо направление
основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся.

В транзитных коридорах, умывальных при санузлах, раз­девалках при
спортивных залах допускается освещение вто­рым светом.

В бытовых помещениях и коридорах при столовых, складских, хозяйственных и
инвентарных кладовых, снаряд­ных, душевых и уборных при спортзалах, санузлах
обслужи­вающего персонала допускается освещение искусственным светом.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в учебных (классы и
лаборатории) помещениях на рабочих поверхностях столов или парт должен быть в
соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение.
Нормы проектирования».

При одностороннем боковом естественном освещении нор­мируются минимальные
значения КЕО в точке, расположен­ной на расстоянии 1 м от стены, наиболее
удаленной от све­товых проемов, на пересечении вертикальной плоскости ха­рактерного
разреза помещения и условной рабочей поверхно­сти (или пола).

При верхнем или верхнем и боковом естественном осве­щении нормируется
среднее значение КЕО в точках, распо­ложенных на пересечении вертикальной
плоскости характер­ного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или
пола). Первая и последние точки принимаются на рас­стоянии 1 м от поверхности
стен или перегородок.

В учебных мастерских и других учебных помещениях КЕО .должен создаваться
с учетом характера выполняемой зрительной работы в соответствии с главой СНиП
23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектиро­вания».

Освещенность должна быть равномерной. Равномер­ность освещения
определяется отношением минимальной ос­вещенности в люксах (лк) к максимальной
и должна соот­ветствовать не менее 0,3.

Качественные показатели освещенности определяются со­отношениями яркости
между отдельными поверхностями интерьера. Наилучшие условия видимости создаются
при соот­ношениях яркостей тетрадь — поверхность — парта или стол 2:1—4:1,
классная доска — тетрадь 1:3—1:10. При этом определяющее значение имеют
коэффициенты (отражения (Q) внутренних поверхностей
интерьера учебных помещений.

Для окраски поверхностей парт и столов рекомендует­ся светлая гамма
цветов (светло-голубая, светло-серая, свет­ло-зеленая, бежевая, цвет
натуральной древесины) с коэффи­циентом отражения не менее 0,30.

Классная доска должна иметь матовую поверхность, ок­рашена в
темно-зеленый или коричневый (при использовании мела) цвет с коэффициентом
отражения 0,1—0,2, лучше чер­ный. При использовании угля или графопроектора
доска должна быть белого цвета.

Поверхность стен, потолков, пола и оборудования учебных и учебно-производственных
помещений должна быть матового поста.

Для окраски поверхностей интерьера учебных и учебно-производственных
помещений рекомендуются теплые тона окраски при средневзвешенном коэффициенте
отражения не менее 0,45. Потолок и верхние части стен, а также оконные рамы и
двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого равен
0,8.

Коэффициент отражения бледно-желтого, бледно-розового, бледно-голубого и
других светлых тонов окраски должен быть не менее 0,6.

На все полимерные материалы (пленки, краски, лаки и др.), используемые
для отделки интерьера, полов и учебной мебели должны иметь разрешения Федерального
центра Госсанэпиднадзора Минздрава России.

В целях предотвращения снижения светоотражающей способности ограждений
учебных и учебно-производственных помещений следует:

·
плакаты,
стенгазеты, витрины и т. п., как правило, раз­вешивать на стене противоположной
классной доске. Верхний край вывешенных материалов должен быть не выше 1,75 м
от пола. Допускается размещение схем технологических процес­сов и т.п. на
внутренней стене специализированных каби­нетов;

·
шкафы для
учебного материала и наглядных пособий следует располагать у противоположной
сте­ны; поверхность их должна иметь светлую гамму тонов;

·
нельзя
размещать на подоконниках в учебных поме­щениях комнатные цветы. Рекомендуется
цветы размещать в подвесных кашпо или переносных цветочницах высотой 65—76 см.
Подвесные кашпо не должны располагаться в  площади светового проема окна.

В кабинетах технических средств обучения (ТСО) сте­на, служащая фоном к
экрану (телевизор, кино, проекции), должна быть окрашена в цвет охры или
бежевые тона с коэф­фициентом отражения не менее 0,6. Стена не должна быть
загружена лишними деталями и предметами.

Солнцезащитные приспособления должны быть обо­рудованы в учебных и
учебно-производственных помещениях, спальных общежитиях для всех климатических
районов.

Наилучшими видами солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные
жалюзи, расположенные между окон­ными рамами.

Допускается для защиты от солнца применять шторы из хлопчатобумажных
тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью
светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.

Запрещается применять стеклоблоки, пленки из полихлор­винила и другие
полимерные материалы.

Солнцезащитные устройства должны иметь светлую ок­раску с коэффициентом
отражения не менее 0,4. Шторы для кабинетов химии, физики, не должны снижать
освещенность при расшторенных окнах.

Для предотвращения снижения освещенности в учеб­ных и учебно-производственных,
жилых помещениях деревья сажаются на расстоянии не менее 10 м от окон здания,
кустарники — 5 метров.

Искусственное освещение

Искусственное освещение и электротехнические уст­ройства должны
соответствовать требованиям главы СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение.
Нормы проектирования». Нормируемые уровни освещенности зависят от характера зрительных
работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном.

Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точнозрительных работ,
отнесенных ко II «в» разряду точно­сти (часовое,
ювелирное производство и др.) должно быть не менее 4000 лк при системе
комбинированного освещения.

52. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) све­товая обстановка
должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных
ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и
освещенность ее не должна быть ниже 300 лк. На занятиях с применением ТСО могут
быть исполь­зованы следующие визуальные экранные технические средства обучения:

а) телевизоры с размером экрана по диагонали 59—61 см (марки «Темп»,
«Рубин», «Электрон», «УНТ-59», «Весна», «Крым», «Чайка», «УЛПТ-61», «Горизонт»,
«Березка», «Изумруд», «Славутич», «Школьник» и др.);

б) диапроекторы: «Свитязь», «Альфа», «Лэти» — при условии строгого
соблюдения расстояния прибора до экра­на—3 м;

в) графопроекторы: «КОД», «ЭДП-454», «ЛИТМО».

В целях наилучшего условия восприятия при применении ТСО следует
использовать диффузно-отражающие или матово-белые экраны марок: «ЭПП-1», «ЭПП-2м»,
«ЭПП-3», «ЭГЩ-4», «ЭПБ-С» с коэффициентом отражения не менее 0,8.

В слесарных мастерских световая обстановка создается системой общего
освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее
500 лк.

В производственных мастерских, кабинетах спецтехноло­гии уровень
освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и
контраста объекта с фоном по нормам освещения промышленных предприятий, но не
ниже освещенности нормируемой для учебных помещений. При этом допускается
использовать систему комбинированного освещения.

Оптимальные уровни искусственной освещенности спор­тивного зала
составляют 400 лк на уровне пола.

Для общего освещения учебных помещений с нор­мальными условиями среды (отсутствие
пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны исполь­зоваться
люминесцентные светильники, предназначенные для общего освещения помещений
общественных зданий: се­рии ЛПО01, ЛПО02, ЛПО0З, ЛПО13, ЛПО16, ЛПО18, ЛПО21
«Ореол»,- Л201ОМ, ЛСО02, ЛВО13, ЛВО01, ЛВО31, ЛВОЗЗ.

Для освещения классных досок должны использоваться светильники серии ЛПО12,
которые устанавливаются парал­лельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от
поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее
500 лк.

При расположении училища севернее 50° с. ш. необ­ходимо предусмотреть
облучение с использованием эритемных ламп в системе общего освещения из расчета
1 лампа ЛЭ-30 на 5 м2 при высоте расположения 2,8—3 м.

При невозможности использовать эритемные лампы в системе общего освещения
следует организовать фотарии («Указания по профилактике светового голодания
людей» № 547-65 от 7.Х.65 г.).

Вновь выполненная или реконструируемая осветитель­ная установка должна быть
принята комиссией, в состав которой входят представители: заказчика, проектной и
монтажной организаций, санэпидстанции, технической инспек­ции Совета профсоюза,
органа государственного пожарного надзора и органа государственного
энергетического надзора и при необходимости других заинтересованных
организаций.

Воздушно-тепловой режим

В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна
быть в пределах 30—45%.

Температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях химии и физики, в
лекционных аудиториях, актовом зале, киноаудитории должна быть в пределах
17—20°С. В мастер­ских по обработке металла, дерева и др., где работа связана с
повышенной энерготратой, температура воздуха не должна быть выше 16—18°С, в
спортивном зале и комнатах для про­ведения секционных занятий 15—17°С, в
раздевалке при спортзале 19—23°С, в кабинетах врачей 21—23°С, в рекреа­ционных
помещениях 16—18°, в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и
комплектования книг, в кабинетах администрации, комнатах общественных организа­ций
17—2ГС, в жилых комнатах общежития 18—20°С, в умы­вальных 20—23°С, в душевых —
не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе 16—19°С.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50
площади пола. Фрамуги и фор­точки не должны заклеиваться и забиваться гвоздями.

Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные
— во время уроков.

До начала учебно-производственных занятий и после их окончания необходимо
осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания
во время уроков и перемен должна определяться погодными условиями (температурой
и влажностью воздуха, скоростью его движения, направлением ветра). При
температуре воз­духа до 10°С минимальная длительность сквозного проветривания
1—3 минуты.

Спортивные залы и помещения для проведения секцион­ных занятий должны
быть хорошо проветрены перед началом занятий.

Сон и отдых учащихся должен проводиться в хорошо про­ветренных и
аэрируемых через фрамуги и форточки помеще­ниях.

В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная
вентиляция. Вытяжные вентиляцион­ные решетки ежемесячно очищаются от пыли.

В лабораториях и учебно-производственных мастер­ских, у станков и
механизмов, работа, на которых связана с выделением повышенного тепла, пыли,
газов, должна быть эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая
содержание вредностей не выше допустимых уровней и кон­центраций.

Работа вытяжной вентиляции должна обеспечивать содер­жание пыли и вредных
веществ в воздухе учебно-производ­ственных помещений ПТУ и ТУ на уровне,
установленных предельно допустимых величин.

Нагревательные приборы типа радиаторов «Москва», «Комфорт» должны
своевременно, по мере загрязнения, очи­щаться от пыли, но не реже 1 раза в
неделю.

Оборудование помещений

Учебные кабинеты (классы) лаборатории в учебных заведениях оборудуются рабочими
столами и стульями в соответствии с ростом учащихся.

Учебная мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся за
рабочими столами и соответствовать ГОСТу 11016-71 «Стулья ученические», а при
наличии в кабинетах парт ГОСТу 5994-72 «Парты школьные», организация посадки
проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании
школьной мебели». Запрещается использова­ние скамеек, табуретов и стульев без
спинок.

Расстановка оборудования в учебных и производст­венных помещениях должна
проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35°.

Столы и парты в учебных кабинетах и лабораториях про­дольной конфигурации
должны стоять в 3 ряда перпендику­лярно стене с оконными проемами, чтобы
основной световой поток был слева от учащихся. Величина ширины проходов,
начиная от стены со светопроемами, должна быть следующая: первого, второго и
третьего — 0,6—0,7 м, последнего (между внутренней продольной стеной и 3 рядам
парт или столов) — 0,5 м.

В первом климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого
ряда парт или столов должно быть не менее 1 м.

Ширина прохода между доской и первыми столами (пар­тами) в рядах должна
быть равна 2,4-2,7 м; между стеной, противоположной доске, или встроенными
шкафами и послед­ними партами или столами — 0,7 м, а при наличии «оборотного»
класса или кабинета это расстояние должно быть не менее 1 м.

В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается
в 4 ряда, при этом расстояние от первых столов (парт) до классной доски должно
быть ее менее 3 м.

В лабораториях расстояние между рядами учебной мебели — 1,0 м; между
чертежными столами в кабинетах черче­ния—0,7 м.

Оборудование в мастерских должно расставляться пер­пендикулярно или под
углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а
между стан­ками в рядах — не менее 0,8 м).

70. Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся,
меняющиеся по высоте с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для
удержания меловой пыли, тряпки или губки.

Целесообразно под классной доской устроить шкафчики для хранения мела,
линеек, угольников и т. п., наглядных по­собий и пр. Шкафчики можно делать во
всю ширину кабинета.

Оборудование кабинетов химии, должно отвечать «Правилам по технике
безопасности для кабинетов химии об­щеобразовательных школ системы Министерства
просвеще­ния СССР», утвержденным Министерством просвещения СССР 1.XI.72 г.

73. Оборудование мастерских должно проводиться в со­ответствии с
технологией по отраслевым нормам и техникой безопасности. Объем
производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15
м3, а площадь помещений — не менее 4,5 м2 (СНиП 245-71 п.
3.2).

Комплектность оборудования различных кабинетов, мас­терских и др.
помещений должна обеспечиваться в зависимо­сти от вместимости училища в
соответствии со «Сборником сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и
пред­метов внутреннего убранства общественных и административ­ных зданий», том
5 Учебные заведения, выпуск 2, «Профес­сионально-технические училища»,
утвержденным Госстроем СССР в 1975 г.

Любое переоборудование материально-технической базы ПТУ и ТУ, связанное с
совершенствованием и модерни­зированием оборудования и внедрением новых
технических средств обучения, используемых при профессиональной под­готовке
учащихся, должно проводиться по согласованию с санитарно-эпидемиологическими
станциями.

Директора учебных заведений должны своевременно пред­ставлять техническую
документацию на внедряемое или модернизируемое оборудование в санэпидстанции
для их согласования.

Санэпидстанции, в месячный срок, должны рассмотреть представленную
документацию, ознакомиться с действующим образцом этого оборудования,
условиями, характером и ре­жимом труда на них подростков и дать свое заключение
о возможности его применения в учебно-производственном процессе, а также
рекомендации по рациональному его исполь­зованию.



Приложение
1

Извлечения из главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы
проектирования».

Расстояния от автозаправочных
станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива для хранения
жидкого топлива до границ земельных участков детских яслей-садов, школ, школ-интернатов,
лечебно-профилактических учреждений или до жилых и других общественных зданий и
сооружений следует прини­мать не менее 50 м. Расстояния от автозаправочных станций,
предназначенных для заправок и только легковых автомобилей и имеющих мощность до
500 заправок в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м.
Указанные расстояния следует принимать от бензораздаточных колонок и границ
подземных резервуаров для хранения жидкого топлива.

Расстояние от наземных гаражей,
станций технического обслуживания автомобилей, площадок для стоянки и хране­ния
автомобилей до зданий ПТУ и ТУ следует принимать не менее данных,
представленных в таблице 1.

Таблица 1

Расстояние, (м)

Надземные гаражи и площадки при количестве
автомобилей

более 100

100—51

60—21

20 и менее

более 30

30–11

10 и менее

–*

–*

50

25

–*

–*

50

 

ПРИМЕЧАНИЕ: * определяется в каждом случае по согласованию
с органами государственного санитарного надзора.

Въезды и подземные гаражи легковых
автомобилей и вы­езды из них должны быть удалены от окон жилых домов и учебных
заведений не менее чем на 15 метров.



Приложение
2

Извлечения из главы СНиП П-60-75
«Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы
проектирования».

Количество учащихся в
профессионально-технических училищах следует принимать в соответствии с
заданием на проектирование; для предварительных расчетов допускается принимать
из расчета 3% численности населения городов с числом жителей более 10 тыс.
человек, а в средних специальных учебных заведениях — из расчета 5% численности
населения городов в том числе жителей более 30 тыс. человек.

В малых городах, поселках и
сельских населенных пунк­тах профессионально-технические училища следует преду­сматривать
из расчета обслуживания жителей населенных пунктов, входящих в систему
группового расселения.

Размеры земельных участков
профессионально-техниче­ских училищ и средних специальных учебных заведений (на
1000 учащихся) следует принимать согласно таблицы.[*]

 

Таблица

Вместимость учебных заведений учащихся

480

720

960

1200

1440

1920

Размеры земельных участков, га

6

5

4

3,6

3,2

3

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Размеры земельных участков сельскохозяйст­венных
и гидромелиоративных профессионально-технических и средних специальных учебных
заведений допускается увеличивать, но не более чем на 50%.

2. Размеры земельных участков, полигонов, опытных полей, лесных
опытных участков и др. не входят в общую норму земельных участков учебных
заведений, приведенных в таблице.



Приложение
3

Извлечения из главы СНиП П-66-78
«Профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения. Нормы
проектирования».

Площадки учебных
заведений

Помещения

Количество учащихся

Площадь
в кв.м

1. Учебные кабинеты
и групповые аудитории

30

50

2. Учебные кабинеты
русского и иностранного языка

15

36

3. Лекционные
поточные аудитории

60

72

4. Лекционные
поточные аудитории

90

108

5. Лекционные
поточные аудитории

120

140

6. Учебные кабинеты
по специальности

30

60-72

7. Кабинеты
технических средств обучения (ТСО)

30

72

8. Лаборатории, кабинеты
чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования

30

72-90

9. Лаборатории, кабинеты
чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования

15

36-60

18

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Площадь помещений
учебных кабинетов и групповых аудиторий, размещаемых в зданиях панельной и
каркасной конструкции допускается увеличивать до 54 кв. м.

2. Учебные кабинеты русского языка
предусматриваются только для учебных заведений, где преподавание ведется не на
русском языке.

3. Площадь помещений,
перечисленных в позициях 6, 8 и 9 настоящего приложения, определяется в
зависимости от набора и габаритов технологического оборудования.

4. Препараторские
предусматриваются из расчета обслуживания каждой препараторской лаборатории 2
смежных учебных кабинетов или 2 однородных лабораторий.

5. Лаборатория площадью 81 кв.м и
более допускается размещать в учебно-производственных помещениях.


Литература:

1.
Санитарные
правила по устройству и содержанию учебных заведений системы
профтехобразования. Ленинград, 1982

2.
Санитарно-эпидемологические
требования к организации общественного питания, изготовлению и
оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН
2.3.6.1079 – 01. М. – Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России,
2002. – 64 с.

3.
Санитарные
нормы и правила. СНиП П-66-78 Профессионально-технические и средние специальные
учебные заведения. Нормы проектирования. М., 1985


[*] Согласно СНиПа П-66-78 «Профессионально-технические
и средние специальные учебные заведения» минимальная вместимость учебного заведения
принята 540 учащихся; вместимость на 1200 учащихся исключена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *