Банковское право (Контрольная)

Банковское право (Контрольная)

 ТАВРИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1

ПО БАНКОВСКОМУ ПРАВУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь
— 1997 г.

РЕЦЕНЗИЯ  НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

 

II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ
КРЕДИТОВАНИИ

 

 

  III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

   1. В В Е Д Е Н И Е

             В отличие от других
социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство
при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина
практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины.
Решение этой задачи связано  не только с созданием современного
законодательства,  обеспечением

законности деятельности государства и
его органов,  муниципальной системы и общественных формирований, надежной,
быстрой и справедливой юстиции,  независимого правосудия,  но с преодолением
достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани
беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное,
формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

     Необходимым условием развития
этих процессов является их правовое сопровождение и  обеспечение государством —
единственной на территории страны политической организации,  осуществляющей 
суверенитет, источник которого — народ Украины.  Но государство и право имеют
не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. 
Одновременно это

право жить  цивилизованной жизнью и
средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели
общество придет только через повышение ответственности,  возложенной " на
институты государственной власти", решительные действия по
экономическому,  политическому и социальному реформированию,  созданию 
качественной " правовой базы для таких

действий".

     Это потребует
высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности
государственных служащих и других лиц,  занятых юридической деятельностью. 
Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает
в период революционных преобразований, социальной конструкции общества,  его новых
экономических и

политических ориентаций.

     Предложенная ниже  тема —
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ
наиболее интересна в связи с переходам нашего общества от  социалистических  к 
капиталистическим  отношениям  и как следствие этого интересна глубокая
правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.

II.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗНЫЕ  ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ
КРЕДИТОВАНИИ

 

Кредит (credit) —
предоставление кредитором ссуды в денежной или товарной форме при условии
возврата в определенный срок и, как правило, с уплатой  процентов. Существуют
три  формы кредита — коммерческий, банковский и государственный. Коммерческий 
кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с
отсрочкой платежа и имеет товарную форму. Банковский кредит предоставляется
банками в денежной форме. Государственный кредит предоставляется юридическими и
физическими лицами государству, которое является  заемщиком для мобилизации
государством средств для финансирования государственных расходов, особенно,
когда государственный бюджет является дефицитным. Государственный кредит
выступает в разных формах: натурального займа;  выпуска государством облигаций,
казначейских обязательств и иных кредитных документов, в частности сертификатов
Государственного банка.

Рассмотрим виды
ответственности при нарушении кредитования первых двух форм кредита, так как
при государственном кредите заемщиком выступает государство и нарушений в 
данном случае, как правило, не встречается.

Согласно
ст.4ст.Законом Украины  “О банках и банковской деятельности”1 Украина
формирует и  использует собственные кредитные ресурсы, которые  составляются из
средств банков, излишки средств на банковских счетах предприятий, учреждений и
организаций республики, вкладов граждан,  средств в межбанковских расчетах и
других денежных ресурсов.

Коммерческие
банки  осуществляют кредитные операции в пределах кредитных ресурсов , которые
они создают в процессе своей деятельности. Коммерческие банки  при
необходимости могут на договорных началах занимать ресурсы один у другого, 
привлекать и размещать деньги в форме депозитов, вкладов  и осуществлять
взаимные операции, предусмотренные их уставами (ст.29 Закона Украины “О банках
и банковской деятельности).

В настоящее время
одним из основных видов деятельности банков в Украине является выдача кредитов
физическим и юридическим лицам. Как правило, эти кредиты выдаются под залог в
соответствии с Законом Украины “О залоге”2 . При этом  стоимость
залога должна быть не ниже самого кредита и суммы процентов, оговоренных в
договоре.  При этом в договоре также предусматриваются штрафные санкции в
случае не возвращение кредита и процентов по нему в оговоренные сроки.

Клиент, который
не выполнил обязанностей по своевременному возвращению кредита, объявляется
неплатежеспособным.

При объявлении
клиента неплатежеспособным  банк обязан оповестить клиента, его учредителей и
основных кредиторов, орган, который зарегистрировал устав клиента и
опубликовать объявление о неплатежеспособности клиента в прессе.

В отношении
клиента, объявленного неплатежеспособным, банк имеет право использовать
следующие меры:

— досрочно
взыскать выданные кредиты и приостановить выдачу новых ссуд;

— изменить
очередность платежей, направив непосредственно на погашение просроченной
задолженности  по кредиту выручку  клиента от реализации продукции, работ и
услуг согласно уставного права банка;

— передавать
оперативное управление администрации, назначенной с участием банка;

— реорганизовать
должника;

— ликвидировать
должника с реализацией заложенного в банке имущества  в соответствии с
законодательством(ст.35 Закона Украины “О банках и банковской деятельности”).

Однако существует
и уголовное ответственность за противоправные действия в сфере кредитования.
Так,  в ст. 148-5 УК Украины ( Мошенничество с финансовыми ресурсами)
закреплено, что предоставление гражданином — предпринимателем или учредителем
либо собственником  субъекта предпринимательской деятельности, а также
должностным лицом субъекта предпринимательской деятельности заведомо ложной
информации государственным органам, банкам или другим кредиторам с целью
получения субсидий, субвенций, дотаций кредитов  либо льгот по налогам при
отсутствии признаков хищения —  наказывается лишением свободы на срок до трех
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия,
если они  совершенные повторно или причинили крупный материальный ущерб
государству либо кредитору, — наказываются лишением свободы на срок от трех до
десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до пяти лет с конфискацией имущества.

III.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ

 

Действующим
валютным законодательством Украины предусмотрено, что к валютным ценностям
относятся монетарные металлы — золото  и металлы иридиево-платиновой группы в
каком бы то ни было виде и состоянии, за исключением ювелирных, промышленных и
бытовых изделий  из этих металлов, а также лома этих металлов. Они
накапливаются в банке в  виде афинованных (доведенных до наивысших проб
согласно стандарту) запасов1 .

Операции с
монетарными металлами на  внешнем рынке проводит Национальный банк Украины либо
через банки уполномоченные  им на ведение внешнеэкономических операций.

Банк, который
желает осуществлять операции с монетарными металлами должен  иметь в лицензии
Национального банка Украины либо в дополнении к ней соответствующее решение на
право проведения этих операций.

К заявлению на
получение разрешения на право проведения операций с монетарными металлами
прилагаются надлежащим образом утвержденные следующие документы:

— заверенный
руководителем банка заявителя бизнес-план, который предусматривает работу с
монетарными металлами;

—  рекомендация
регионального управления Национального банка Украины на выдачу разрешения;

— рекомендация
Государственной сокровищницы  Национального банка Украины;

— справка о
соответствии квалификационным требованиям экспертов, которые непосредственно
осуществляют операции с монетарными металлами;

— справка о
наличии технических средств, которые необходимы для выполнения операций с
монетарными металлами.

Для получения
разрешения на право проведения операций с монетарными металлами коммерческий
банк должен иметь необходимое помещение для приема и  хранения монетарных 
металлов, а также соответствующее оборудование. Перечень этого оборудования
приводится в приложении N1 к  Инструкции N243  от 27 09 1995 г. “О порядке
выдачи лицензии Национального банка Украины на право осуществления
коммерческими банками операций с валютными ценностями”.

В частности в
этом приложении приведен исчерпывающий перечень указанного оборудования для
проведения операций с монетарными металлами необходимы:

— весы для
взвешивания монетарных , которые должны иметь соответствующие свидетельства об
их  проверке, которая проводится  не реже одного раза в год;

— инструменты
(лупы, шаберы, скальпели, плоскогубцы, надфили, напильники  и т.п.);

—  химические
реактивы для определения проб драгоценных металлов;

— сейфы или
металлические шкафы для хранения монетарных металлов;

—  эксперта,
уровень подготовки которого соответствует квалификационным требованиям, которые
необходимы ему для осуществления операций с монетарными  металлами.

Квалификационные
требования  к эксперту коммерческого банка, который осуществляет операции с
монетарными  оговорены  в Приложении N2 той же инструкции. Так, в частности
там  закрепляется, что для экспертов, которые осуществляют операции с монетарными 
металлами необходимы:

— навыки работы с
монетарными металлами;

— знание
действующих нормативно-технических документов на монетарные металлы,
промышленные и  ювелирные изделия из драгоценных металлов;

— знания
физико-химических особенностей  драгоценных металлов и владение
физико-химическими методами их исследования;

— умение
определять содержание недрагоценных металлов и других металлов  в промышленных
и ювелирных изделиях из драгоценных металлов;

— знание
устройства весов и умение их использовать при  определении веса драгоценных
металлов.

Решение о выдачи
лицензии и виды операций с монетарными металлами, которые может осуществлять
коммерческий банк, принимает комиссия  Национального банка Украины  по
лицензированию коммерческих банков на право  проведения операций  с валютными
ценностями, к работе в которой могут привлекаться  специалисты Государственного
хранилища Национального банка Украины.

Коммерческий
банк, после получения лицензии, обязан ежемесячно давать отчет про наличие и
движение монетарных металлов в управление валютного контроля и лицензирования
Национального банка Украины.

После выдачи
лицензии коммерческому банку на осуществление операций с монетарными металлами
с ним может быть заключен договор на их поставку в Государственное хранилище.

 

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Конечно,в объеме 1-й контрольной
работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ И ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С МОНЕТАРНЫМИ МЕТАЛЛАМИ,
однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе
приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к финансовым отношениям 
по-российскому  и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от
друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же  по ряду объективных и
субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает
украинскую,что  дает  нашим  законодателям использовать положительный опыт
накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов,
и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как
правотворчество.

     Используя положительный опыт не
только России ,но и других развитых государств,учитывая национальные и
исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и
правовым государством.

 

 V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

     1.Гражданское право.Часть  1.Учебник/  Под 
ред.Ю.К.Толстого,А.П.

Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. — 292-300с.

     2.Гражданский кодекс Украинской ССР: 
Нучн.-практ.коммент. Пер. с

укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и  др.  -К: 
Политиздат  Украи-

ны,1981.- 639 с.

     3.Конституция (Основной Закон) Украины — Принятая
Верховным Сове-

том Украины 28.06.1996г.

     4. О банках и банковской деятельности: Закон
Украины от 20 марта 1991 г.

      5. О залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.

     6. О порядке выдачи лицензий Национального банка
Украины на право осуществления коммерческими банками операций с валютными
ценностями.// Инструкция N243 Национального банка Украины от 27 09 95 г.

     7.Политологический словарь. — К.: ИнноЦентр. —
1991.

     8.Советское финансовое право: Учебник.-М.:
Юрид.лит.,1987.-464 с.

     9.Юридический энциклопедический словарь. — М.:
СЭ. — 1984.


1 О
банках и банковской деятельности: Закон Украины от 20 марта 1991 г.// Ведомости
Верховного Совета Украины.- N28,- ст.234.

2 О
залоге: Закон Украины от 2 октября 1992 г.//Правда Украины,1992,11 ноября.

1 О
порядке выдачи лицензии Национального банка Украины на право осуществления
коммерческими банками операций с валютными ценностями.//Инструкция N243
Национального Банка Украины от 27 09 1995 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *