Банковские информационные системы

Банковские информационные системы

02067988.35141-22

Автоматизированная банковская система (АБС) «Сатурн».

Определяющей особенностью АБС «Сатурн» является то, что она с самого начала
была спроектирована под технологию именно Сберегательного банка. Эта
технология в отделениях Сберегательного банка России используется и сейчас,
хотя функционально он из узко-профильного банка, ориентированного на работу
с населением, превратился в мощную банковскую систему с полным спектром
банковских услуг. Тем не менее, 157 лет работы Сбербанка с населением всей
страны сформировались в четко отлаженные технологии документооборота,
контроля, защиты и т.д. До начала работы со Сбербанком мы имели солидный
опыт по разработке и внедрению крупных информационных систем, но были
удивлены способностью этой махины ПРАВИЛЬНО перерабатывать огромные объемы
данных, практически вручную.
В 1994 году была начата разработка эскизного проекта АБС «Сатурн». Те
решения, которые представлены в «Сатурне» сейчас, потребовали еще года
сравнительного анализа, к тому времени уже доступных, современных СУБД —
Adabas, Informix, Oracle, Progress, Ingres, MUMPS, операционных систем и их
различных клонов Unix, OS/2, Windows, QNX и аппаратных средств под
конкретную реализацию.
Правильнее было бы назвать «Сатурн» не АБС, а САОС — системой
автоматизации отделений Сбербанка, потому что такие механизмы, как
специализированная бухгалтерия коммунальных платежей, расчет пенсий,
глубокий последующий контроль, кладовая, специфические системы отчетности,
обилие видов вкладов с агрегированием неподвижных и многие другие
технологии не практикуются в коммерческих банках. Это тот самый 157-летний
опыт «работы с населением». Он автоматизирован в «Сатурне».
Сам Сберегательный банк России построен по иерархическому принципу и
некоторые функции выполняются на уровне территориальных банков, Банка
России. Также есть автоматизированные технологии, общие для всех отделений
страны и обычно взаимосвязанные, типа учета векселей, внутреннего клиринга
Сбербанка, консолидированного баланса территориальных банков и Сбербанка
России, единая система «Банк-Клиент». В «Сатурне» разработан интерфейс с
этими подсистемами, собственная

02067988.35141-22
обработка общих функций даже не планировалась. «Сатурн» — система самого
низового в Сбербанке подразделения с правами юридического лица — отделения
с его филиалами.
С точки зрения организационной и функциональной типичное отделение можно
разбить на 3 уровня :

. Операционный

. контроля, консолидации и отчетности

. управления и принятия решений
Ограничения обусловлены убежденностью разработчиков, что на уровне ядра
«Сатурна», то есть программных подсистем, необходима реализация только
первого и частично второго уровня. Автоматизацию третьего уровня и части
второго эффективнее и гибче проводить посредством специализированных
приложений типа систем поддержки принятия решений, средств генерации
отчетов, специально сделанных программ третьих фирм. Например, отчетность
ЦБ РФ, анализ экономических показателей отделения и т.д.
Правильность выбора базовых программных платформ (UNIX-Informix) позволяет
это сделать легко и с произвольным выбором. То есть, условно говоря,
автоматизация низовых рабочих мест, которые имеют права и возможность ввода
и корректировки информации, вместе с их отчетностью, полностью реализована
в ядре «Сатурна» и дальнейшее развитие будет получать на этом уровне.
Особенно это касается филиалов в связи с их многочисленностью и высокой
стоимостью тиражирования в них дополнительных программных средств. Также на
уровень ядра (функциональных подсистем), в частности, вынесена работа
ревизоров отделения — из-за необходимости ON-LINE контроля совершаемых
операций, особенно из группы риска. Полное описание комплекса с альбомами
таблиц, экранных, печатных форм, связей функциональных подсистем с
передачей Заказчику исходных текстов на 4GL, специальные модули
«нестандартных» операций, позволяющие вести в «Сатурне» любой новый набор
операций до создания специализированного модуля или подсистемы, простота и
фактический стандарт языка SQL, использование средств DSS дают возможность
Заказчику. собственными силами сконструировать собственную подсистему
практически любого уровня сложности в общей идеологии «Сатурна».

02067988.35141-22
Обеспечение наращиваемости АБС интегрированной системы достигается в
нескольких разрезах, отражающих разные способы развития отделений
Сберегательного банка:

. при увеличении количества операций и/или функций в отделении, и, соответственно этому, рост количества рабочих мест в локальной сети и объема обрабатываемой информации, выполняется, в зависимости от увеличения нагрузки:

. установка дополнительных серверов баз данных и/или серверов приложений

. смена аппаратной платформы сервера (серверов) (теоретически более 200 платформ)

. передача некоторых функций филиалам
. увеличение количества филиалов вследствие распределенной обработки информации в «Сатурн» практически не ограничено.
. для присоединения отделений (преобразования их в «универсальные» филиалы) в «Сатурне» разработана специальная технология.
Операционные системы UNIX и СУБД Informix сами по себе обладают наиболее
мощным штатным набором средств, обеспечивающих надежность и безотказность
«Сатурна». В «Сатурне» проработаны дополнительно собственные подсистемы
копирования/ восстановления функциональных таблиц для небольших филиалов,
где неэкономично устанавливать требуемые Informix устройства резервного
копирования информации, а достаточно дискет, а также написаны практические
технологические инструкции работы с системными журналами, мягкими/жесткими
рестартами и другими мощными средствами Unix/Informix.
Свойство «Сатурна», функционирование в гетерогенных сетях, совершенно
необходимое при его создании — одновременная работа в одной локальной сети
серверов NetWare, UNIX, Windows NT, DOSLine, сейчас успешно используется
при переводе отделений, использующих разрозненное ПО различных
производителей. В реальной жизни невозможен переход на «Сатурн» в день,
работа отделения и филиалов не должна останавливаться ни на минуту. Поэтому
применяется итерационный подход с подключением в локальную сеть сервера с
установленным «Сатурном» и постепенный перевод на новую систему рабочих
мест и создание новых.

02067988.35141-22
Сердцем «Сатурна» является набор прикладных программных средств,
реализованный на языке 4GL и условно названный «ядром». В сочетании с
«кольцами» этот набор и дает интегрированную банковскую систему 5-го
поколения, работающую в полной идеологии «клиент-сервер» и использующую
распределенные базы данных. Каждая как атомарная, так и агрегированная
банковская операция авторизована, имеет свой «тег», доступна к обработке
всеми имеющими разрешение функциями и автоматически попадает в
консолидированный баланс банка, пройдя все уровни банковского контроля.
Ядро АБС «Сатурн» состоит из функциональных подсистем или комплексов,
работающих на общем поле нормативно-справочной информации и операций, а
также по единым принципам безопасности и администрирования. Условно
сформулировано разбиение ядра на некие общие блоки, которое сделано лишь
для прозрачности понимания, но не связано с программной реализацией. В
случае построения топологии всей системы с использованием нескольких
серверов приложений и серверов баз данных (конфигурирование Unix и Informix
позволяет провести такие настройки для распределения вычислительной
нагрузки на несколько не очень мощных серверов) это условное разделение на
блоки может подсказать состав прикладных подсистем на серверах приложений.
В блок технологической поддержки (БТП) можно выделить подсистему ведения нормативно-справочной информации, монитор администрирования и подсистему компьютерного аудита. Функционально подсистемы из этого блока обеспечивают непротиворечивость, целостность и единство информации, общей для всех подсистем, распределение прав доступа к данным и функциям всем категориям пользователей банка от контролера до управляющего, а также
несколько категорий внешних проверок на уровне ревизора по всем
функциональным подсистемам отделения Сбербанка.
В блок юридических лиц (БЮР) условно отнесены подсистемы расчетно-
кассового обслуживания, кредитования. В них полностью реализованы все
имеющиеся в Сбербанке РФ операции с расчетными, текущими, кредитными
счетами организаций любой формы собственности, реализована в полном объеме
отчетность перед территориальным банком и Госбанком, встроены типовые
информационно-аналитические выборки.

2067988.35141-22
В блоке физических лиц (БФЛ) сосредоточены подсистемы работы с вкладами
населения, коммунальными платежами, ценностями. Это самый объемный по
количеству совершаемых операций и обилию разнообразных функций и граничных
условий блок. К нему условно можно отнести и контроль 3 уровня —
бухгалтерию коммунальных платежей, последующий контроль вкладных операций,
общий контроль операционных дневников и приложений филиалов (отчетник).
Блок бухгалтерского учета (ББУ) — условно выделенный набор подсистем,
поддерживающий верхние уровни банковского бухгалтерского учета, а также
модули типовых бухгалтерских операций банка как предприятия — расчет
заработной платы, учет основных средств, материалов и МБП. Этот учет
практически никакими особенностями от обыкновенного предприятия не
отличается. Подсистема ведения корреспондентских счетов банка и подсистема
баланс — комплексы, агрегирующие результаты всех оперативных подсистем для
анализа, контроля и отчетности, а также связи с территориальным банком и
Центробанком. Подсистемы этого блока поддерживают немаловажное свойство
«Сатурна» вводить в базу данных дебетовые или кредитовые проводки, не
связанные с определенными операциями, а также проводки, связанные с
операциями, для которых еще не существует специализированных модулей
(например, ипотечное кредитование).
В блок специального назначения (БСН) можно отнести подсистемы,
обеспечивающие организационную структуру именно Сбербанка, такие как
подсистема «Кладовая» с разнообразнейшим набором функций, и, напрямую не
свойственные банковской системе, но исторически реализованные в Сбербанке
РФ, такие как подсистема «Пенсии ФСБ, МВД, МО, ДНП».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *