Архитектура периода Российской Империи

Архитектура периода Российской Империи

         Большие успехи
зодчества периода Российской империи (18-первая половина 19 вв.), как и всей
русской экономики и культуры в целом, связаны с деятельностью Петра 1 . В его
царствование, в частности, было значительно расширено производство кирпича и
других строительных материалов и изделий, стандартизировалось их изготовление;
были введены различные законоположения, инструкции и кодексы по строительству;
началась систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по
строительству и архитектуре, а так же изучение опыта зарубежного строительства;
в     Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.

      Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового
зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими
и загородными дворцами, улицами, парками.

       Строительство его осуществлялось по заранее
разработанному генеральному плану, основанному на принципах регулярной
планировки. Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием
выхода их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше. Строго
регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре Петербурга было то,
что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и по
«образцовым» (типовым) проектам, в которых различались дома для именитых,
зажиточных и др.

        Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был
собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.) с огромной колокольней,
увенчанной 34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим величие новой
русской столицы. Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он
больше походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш.

        Сердцем же Петербурга, символом морского могущества
России стало Адмиралтейство с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным
кораблем (1704 г. заново возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и
перестроено затем А.Д.Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных
проспекта города.

         Существенным отличием Петербурга от Москвы и других
городов России является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер.
Строительство культовых зданий было ограничено – их возводили лишь в случаях
крайней необходимости.

          Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура
в последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и
торжественной. Образцы архитектуры русского барокко представлены

дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями,
триумфальными арками, которые носили характер показной парадности, роскоши и
должны были демонстрировать богатство и могущество дворянства.

         Крупнейшим мастером русского
барокко петербургской школы был зодчий В.В.Растрелли, создавший такие памятники
русской архитектуры, как Екатеринский дворец в Царском Селе (1752-1762 гг.),
Зимний дворец  (1754-1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757
гг.), Андреевский собор в Киеве (1747-1762 гг.) и другие. Особенностями внешней
архитектуры зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества,
являются протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на
выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными
антаблементами, украшение фасада  скульптурами, позолоченными белым лепным
декором на цветном, чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно
наличие парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.

        Типичным сооружением дворцового
зодчества этого периода является грандиозный по протяженности (около 500 м.)
Екатеринский дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и
четырех флигелей, связанных между собой в единый корпус промежуточными
вставками. Дворец примыкает к большому регулярному парку, застроенному
различными увеселительными павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже
дворца парадные помещения – огромные залы – имеют большую ширину и
двухстороннее освещение, а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют
два яруса оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой
резьбой, картушами*, вензелями и др.

        Великолепен по национальному
колориту динамичный, парящий над днепровскими кручами на высоте более ста
метров над уровнем реки бело-голубой Андреевский собор в Киеве. Это
произведение В.В.Растрелли, помимо своих изумительных художественных качеств,
имеет большое градостроительноеное значение благодаря исключительно удачной
постановке на местности. Откуда ни посмотришь на храм – с близкого ли
расстояния, находясь у подножья горы, вдалеке от нее, — отовсюду он поражает
удивительной стойкостью силуэта, великолепно вписанного в окружающий ландшафт и
неразрывно с ним связанного.

        Архитектура собора отличается
четкостью плана (он имеет форму четырех сторон креста), исключительной
пластикой объема, легкостью архитектурных элементов и деталей. Украшенный
нарядными люкарнами** легкий центральный купол, кусты стройных колонн, несущих
изящные декоративные боковые главы, замечательных пропорций ордер с
раскрепованным антаблементом, опоясывающий здание, в сочетании с хорошо
прорисованными лепными золочеными и белыми деталями на голубой поверхности стен
придают храму необычайную живописность и выразительность.

        Андреевский собор – самое
совершенное и зрелое произведение В.В.Растрелли. Он по праву относится к
наиболее прославленным шедеврам архитектурного наследия.

        Архитектурная школа В.В.Растрелли
нашла в России многочисленных последователей. Вторым архитектурным направлением
барокко была московская школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего таких выдающихся
мастеров архитектуры, как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.

        Известные работы Д.В.Ухтомского – триумфальная арка
Красные ворота в Москве (1753-1757 гг.), колокольня Троице-Сергиевой лавры в
Загорске (1741-1770 гг.) и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих
проектах Д.В.Ухтомский развивал традиции отечественной архитектуры. Его
произведения отличаются национальным своеобразием и художественной
целостностью.

        Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с
теоретическим обучением многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии
художеств им была создана особая школа – «Команда Ухтомского», —  в которой
обучались русские зодчие.

        Во второй половине 18 в. барокко и
рококо были вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием
которого созданы замечательные творения русского искусства – величественные
городские и загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские
здания и др. При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко
отличен по своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других
странах. Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм
способствовал созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных
произведений, поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире.

        Основоположниками русского классицизма были выдающиеся
зодчие В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов, воздвигнувшие
замечательные памятники, в которых гениально сочетались классические принципы
античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного наследия.
Зданиям этих архитекторов присуще основанные на классических ордерах  простота
и строгость объемно-планировачных схем, четкость и ясность форм, сдержанность в
применении декоративных элементов и деталей. 

        Большие успехи в этот период достигнуты в области
реконструкции и планировки городов. По размаху градостройства Россия далеко
опередила другие европейские государства: реконструкции подвернулись многие
города и населенные места. Применяя регулярную систему, русские мастера избегали
свойственному Западу схематизма,  чисто геометрической планировки, широко
использовали национальные традиции, умело сочетали планировку с особенностями
рельефа местности и окружающей природы. При планировке они мастерски вписывали
в общий план исторически сложившиеся системы застройки, памятники архитектуры и
другие. Площадям обычно придавали простую форму и застраивали их главным
образом административными и общественными зданиями, а так же капитальными
каменными домами дворян и купечества. Улицы делали прямыми и широкими.
Прямоугольная сетка улиц в большинстве городов удачно сочеталась  с
радикальной. При планировке улиц, в том числе в провинциальных городах и
сельских местностях, широко использовались «образцовые проекты».

        Лучшими творениями зодчества раннего
классицизма является здание Петербургской академии художеств, построенное по
проекту А.Ф.Кокоринова при участии Валлена Деламота в 1764-1788 гг.;
произведения В.И.Баженова — выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и
неосуществленный проект грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в
Царицыне; Московский сенат в Кремле (1776-1787 гг.), Голицинская больница в
Москве (1796-1801 гг.), выстроенные М.Ф.Казаковым; Таврический дворец в
Петербурге (1783-1789 гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в Царском Селе (
1783-1786 гг.) Чарльза Камерона; Смольный институт в Петербурге (1806-1808 гг.)
Джакомо Кваренги и другие.

        Здание это сильно пострадало во
время пожара 1812 г. и восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно
остается одним из примечательных в Москве. Поставленный на холме дом, особенно
его центральная часть, хорошо воспринимается с различных сторон, выглядит
величаво и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве автора, его
таланте как градостроителя. При проектировании зодчий здесь подошел к
отдельному зданию, как к составной части ансамбля.       

        Наиболее заметный след в истории архитектуры конца 18
в.  оставил замечательный зодчий, сочетавший в себе талант художника и
инженера, М.Ф.Казаков. В отличие от зданий В.И.Баженова произведения
М.Ф.Казакова дошли до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности.
Архитектура его творений отличается строгостью общей композиции, логичным
выявлением в наружных формах внутренней структуры здания, сдержанностью
архитектурных форм.

        Сооружением, в котором более ярко проявился
широкий диапазон мастерства зодчества, считается здание Сената в Московском
Кремле. Помимо блестящего архитектурного решения, в нем применена технически
смелая конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. (наибольшего в те
годы в Европе) толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический
объем зала заседаний.

       Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова выделяется ансамбль
Голицынской больницы в Москве – усадьба с открытым парадным двором –
курдонером***** и парком, расположенным за центральной частью корпуса на склоне
Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его центральный объем с
портиком, за которым размещен торжественный купольный зал-ротонда, являющийся
лучшим образцом интерьера классицизма. Купол органически связан как с
внутренним пространством зала, так и с наружной архитектурой всего здания –
пример единства наружных форм и внутренней структуры здания, единства
художественного и технического замысла.

        Однако такое ансамблевое строительство проводилось
только в центральных районах; окраины по-прежнему, бессистемно застраивались
убогими деревянными и глинобетонными домами бедноты, в чем сказалась классовая
ограниченность градостроительства. 

        Картуш* – орнамент с завитками по
сторонам и полем по середине с вензелями, эмблемой, надписями.

        Люкарн** — окно для освещения чердака, в данном случае
подкупольного пространства.

       Портик*** — открытая колоннада, установленная у наружной части
стены.

        Ротонда**** — круглое в плане строение, обычно перекрытое
куполом.

        Курдонер***** — парадный двор, образуемый выступающими
боковыми объемами здания П-образной формы.

Николай Антонович
Черкасов                                                      Архитектура
(издание 2-е, переработанное)

Издательство “Будiвельник” Киев – 1968 год

 

 

       Реферат по истории

        тема: Архитектура

периода Российской империи

Ученицы 7 Б класса   Кравчик
Ани                         2001год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *