Готовая курсовая:
Воспитание культуры здорового образа жизни у подростков
[sociallocker]Скачать файл .doc[/sociallocker]
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Воспитание культуры здорового образа жизни у подростков….3
1.1.Понятия здоровья и образа жизни………………………………3
1.2.Здоровый образ жизни, его основные элементы……………… 4
1.3. Основные компоненты здорового образа жизни………………6
1.4.Взаимосвязь общей культуры человека и его образа жизни…8
1.5.Мотивационная составляющая здоровья человека и его образа жизни……………………………………………………………………… 10
1.6.Структура жизнедеятельности подростков, их личное отношение к здоровью…………………………………………………………………… 11
1.7.Основы здорового образа жизни студента…………………… 12
Глава II. Методика воспитания культуры здорового образа жизни у подростков в рамках учебной программы……………………………………15
2.1.Актуальность разработки методики………………………………15
2.2.Цели, задачи, направления работы………………………………… 15
2.3.Особенности системного подхода………………………………… 16
2.4. Обучение здоровому образу жизни…………………………………16
2.5.Подготовка к проведению мероприятий по воспитанию культуры здорового образа жизни среди подростков в школе………………… 19
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………23
Введение.
Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Социально-экономическая напряженность, существующая в современном обществе, негативно влияет на все сферы жизни российского общества, представляя угрозу для нормальной жизнедеятельности человека. При этом самой уязвимой частью населения являются дети и юношество, а также студенты первых курсов, которые фактически первыми испытывают на себе все, как отрицательные, так и положительные изменения общественной жизни.
В настоящее время наблюдается увеличение количества школьников страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здоровья современных детей и юношества состоит также в недооценке значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности. В большинстве существующих образовательных структур фактически отсутствует целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей и культуре физических упражнений, занятий спортом.
Таким образом, главной целью данного исследования является разработка эффективной программы воспитания культуры здорового образа жизни среди подростков в рамках школы. В связи с этим представленная работа разделена на две главы, в которых решается ряд задач для достижения поставленной цели.
В первой главе исследования проводится анализ основ здорового образа жизни и его составляющих. Вторая глава посвящена обоснованию актуальности заявленного направления работы. Здесь же представлена сама программа и методика работы по формированию у подростков позитивного отношения в здоровому образу жизни и привития им навыков ЗОЖ.
Глава I. Воспитание культуры здорового образа жизни у подростков.
1.1.Понятия здоровья и образа жизни.
В широком смысле здоровье человека представляет собой общее понятие, включающее в себя все возможные частные варианта жизнедеятельности целого организма (вплоть до наличия болезней). Условно говоря, здоровье может быть хорошим или плохим, но не правомерно суждение о его наличии или отсутствии у живого человека.
Согласно зарубежным исследованиям, здоровье содержит в себе следующие составляющие:
- физическую (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели);
- психическую (психологическое благополучие, контроль поведенческих и (или) эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства, депрессии);
- социальную (контакты с людьми, социальные ресурсы);
- ролевую (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе в школе);
- общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива здоровья[1]).
Стоит заметить при этом, что в отечественных представлениях о составляющих здоровья первое место занимает нравственный аспект. Нравственная составляющая здоровья – это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.
Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов. Эти и другие факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.
[1] Ильинич В. М. Физическая культура студента. М.; Гардарики, 2001. С. 147-148.