Готовый реферат:

Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах А.Н.Островского Гроза и Бесприданница

План

Введение……………………………………………………………………………3

1.Краткая история создания драм А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»………………………………………………………………….5

2.Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»………………………………………………………7  

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………20

Введение

Среди русских писателей  и драматургов почетное место принадлежит А.Н. Островскому. Александр Николаевич Островский (1823 — 1886) вошел в историю русской литературы и искусства как основатель русского национального театра, «Колумб Замоскворечья» — этот почетный титул принадлежит драматургу по праву.

В Замоскворечье — старом купеческом и чиновничьем мещанском районе Москвы родился и прожил большую часть своей жизни Островский. Его родители происходили из духовного сословия. Мать рано умерла, воспитанием мальчика занималась мачеха, которая дала ему прекрасное домашнее образование. Отец служил по судебному ведомству, после окончания гимназии Островский поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что пьесы «Гроза» и «Бесприданница» по праву занимают значительное место в творчестве драматурга, обе пьесы повествуют о женщинах с нелегкой судьбой и свободолюбивым характером, каждый по-своему индивидуален и своеобразен и требует детального изучения. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах «Бесприданница» и «Гроза»».

Цель исследования  — проанализировать своеобразие женских образов и переплетения судеб Ларисы в пьесе «Бесприданница» и Катерины из драмы «Гроза».  

Задачи исследования:

1.Изучить историю создания драм А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».

2. Проанализировать своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза».  

         Теоретической базой исследования стали критические статьи Писарева Д.И., Добролюбова, Гончарова И.А., А.Н. Журавлевой, В.Я. Лакшина и др., а также сами пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».  

1.Краткая история создания драм А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Пьесы «Гроза и «Бесприданница», о которых у нас пойдет речь, занимают значительное место в драматургии Островского. «Гроза» (1859) считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, «Бесприданница- шедевр позднего Островского,

Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины, месяц спустя пьеса была показана в Александринском театре Петербурга. В дальнейшем Катерину играли такие прославленные русские актрисы, как Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. Пьеса была принята горячо, вызвав жаркую полемику. Каждый социальный лагерь трактовал конфликт пьесы по-своему. Пьесу «Бесприданница» А.Н. Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Такой продолжительный срок работы над вещью, вообще не характерный для драматурга, дает повод думать, что в этой пьесе Островский в художественной форме воплотил свои размышления о новой, стремительно изменяющейся действительности русской жизни.  Сам А.Н. Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий, признавалось это и окружением драматурга: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений»[1].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Предприятие в условиях несовершенной конкуренции

 Премьера «Бесприданницы» состоялась 10 ноября 1878 года в Малом театре, Ларису играла Г. Н. Федотова, авторы рецензий, вскоре появившихся  в печати, были почти единодушны, по их мнению, пьеса потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал, постановка пьесы в Александринском театре Петербурга месяц спустя имела едва ли больший успех.

«Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей, ибо публика явно переросла те зрелища, какие предлагает ей Островский», писал популярный беллетрист того времени П. Боборыкин[2]. Его отзыв о пьесе в целом уничижителен «Избитый сюжет, знакомые (по другим пьесам Островского) фигуры, все тонет в ненужных разговорах и несносных длиннотах»[3].

Автор рецензии в газете «Голоса» сетовал на то, что «Островский игнорирует сильные, героические характеры. В его новых пьесах нравственная личность персонажей падает все ниже и ниже,,,»[4]

Подобные отзывы не могут не вызвать удивления у современного читателя, почему «Бесприданница», одна из самых знаменитых пьес Островского, в которой блистали такие знаменитые русские актрисы, как М, Н. Ермолова, М, Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская М. И, Бабанова, встретила непонимание современников. По-видимому, дело здесь в том, что А.Н. Островский, как подлинный художник, смотрел в глубь своего времени, видя те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству. Важен и еще один момент. Настоящая жизнь «Бесприданницы» началась в 1896 году, когда Ларису сыграла Вера Федоровна Комиссаржевская. С момента создания пьесы прошло 18 лет, наступила другая эпоха  — рубеж веков: ломка устоявшихся мировоззрений, переоценка ценностей, новые веяния в литературе и искусстве. И то, что А.Н. Островский увидел еще в 1878 году и написал в своей Ларисе (хрупкость, поэтичность — да, но и надломленность, двойственность характера), смогла понять Комиссаржевская, хотя она и говорила, что играет свою Ларису, а не героиню А.Н.  Островского.

2. Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»

Наверно, не случайно в центре двух пьес А.Н. Островского, каждая из которых является вершиной определенного периода творчества драматурга, — женские судьбы.

«Бесприданницу» отделяют от «Грозы» почти два десятилетия: изменилось время, русская жизнь стала иной, но судьба Ларисы так же трагична, как и Катерины. Более того, если отвлечься от частностей, то может показаться, что перед нами разыгрывается одна и та же вечная драма. Действительно, исходные ситуации и расстановка сил во многом сходны.

И Катерина, и Лариса — возвышенные, поэтические души, которые «не вписываются в свое окружение. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится» так говорит Борис о Катерине[5].  А вот как говорит о Ларисе один из героев пьесы «Бесприданница»:  «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского нет. Ну, вы понимаете, тривиального… Ведь это эфир», — Кнуров. «Эфир, Мокий Парменыч», — вторит ему Огудалова. «Она создана для блеску!» — «для блеску, Мокий Парменыч…»[6].

Не удивительно, что Катерина и Лариса, которым тесно, душно в окружающем их пошлом мире, полюбили тех, кто хоть чем-то выделялся на этом общем сером фоне. И если уж глубоко верующая Катерина не побоялась греха, то, как могла Лариса не броситься безоглядно в «любовь, прекрасную страну»? И Катерина, и Лариса — романтики в подлинном смысле слова. Любовь для них — главное в этой жизни.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Искусство ведения спора

А в условиях тогдашней России — еще и единственный способ реализации своей сильной, незаурядной личности. Не приходится удивляться — в контексте русской литературы — и тому, что и Борис, и «блестящий» Паратов оказываются гораздо ниже и мельче, чем любящие их женщины.

Мужчин, как всегда, держат цепи: одного дядя посылает, другой на золотых рудниках женится, так что — не до любви! Катерина робко просит своего возлюбленного: «Возьми меня с собой отсюда!»[7]. Лариса, живущая уже в другую эпоху, пытается бороться за свою любовь, но итог — одинаково трагический. Катерина: «А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо!.. Умереть бы теперь… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться»[8] в параллель слова Ларисы: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Когда нельзя жить, да и не нужно…[9]

Д. И. Писарев считал, что  в статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление…[10]. По мнению Писарева Д.И.,  читая «Грозу» или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так, как она поступает в драме. Вы увидите перед собою и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе, смотря по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите. Всякое живое явление отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать с разных сторон; и, выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить к различным и даже к противоположным заключениям.

Катерина испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительно го закона и подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина — светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых  выслушали с уважением, между тем как последних тот час же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся со своими всегдашними противниками и сошелся по тому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.

В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Биогеоцено­з

[1] Журавлева А.И.  О жизни и творчестве драматурга – М., 1992, С. 122

[2] Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч., ч. 2. М., 1990.С. 121

[3] Там же, С. 122.

[4] Там же, С. 124

[5] Островский А.Н. «Бесприданница» — С. 31

[6] Там же, С. 32

[7] Островский А.Н. «Гроза» — С. 17

[8]Там же, С. 18

[9] Островский А.Н. «Бесприданница» — С. 30

[10] Писарев Д.И. Мотивы русской драмы – М., 1956, С. 231

Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах А.Н.Островского Гроза и Бесприданница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru