Готовый реферат:

Роль обучения в развитии личности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………………………. 4
1. Роль обучения в развитии личности..……………………………………. 4
2. Исследования факторов, влияющих на процесс обучения…………….. 6
Заключение…………………………………………………………………… 9
Список использованной литературы……………………………………….. 10

Введение

На современном этапе становления образования вопрос о роли обучения в развитии личности является одним из центральных. Это связано с тем, что до сих пор не решен вопрос о соотношении обучения и развития. Выделяют две точки зрения на эту проблему.

Ж. Пиаже, С. Инельдер, В. Штерн ограничивают роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно[1].

Психологи другого направления сливают обучение и развитие, отождествляя тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк)[2].

Психологи третьего направления – Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие придают обучению ведущее значение. Л.С. Выготский подчеркивал, что «предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми»[3]. Он выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно. Второй – зона ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

Таким образом, до сих пор нет единого мнения по поводу значения обучения для развития личности. Тем не менее, все психологи приходят к единому мнению, что обучение происходит только при общении людей друг с другом.

Рассмотрим основные характеристики обучения и факторы, влияющие на данный процесс.

Основная часть

  1. Роль обучения в развитии личности

В современной педагогике существует множество определений обучения. Так психолог Л.Д. Столяренко определяет обучение как «процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащиеся»[4].

В.А. Сластенин  дает такое определение обучения: «…под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности»[5].

А.С. Макаренко придавал большое значение обучению в коллективе. Он понимал воспитание как «проектирование личности»[6]. В связи с идеей «перспективных линий» он придавал большое значение изучению качеств личности. А.С. Макаренко  писал: «Чтобы проектировать развитие личности, надо знать, какими качествами она обладает, каких качеств недостает, на что можно опереться в процессе обучения»[7].

Отечественный педагог Б.Т. Лихачев считал, что «Обучение является сердцевиной общественного явления воспи­тания. Оно всегда существовало и существует в реальной практике взаимоотношений между взрослыми и детьми. Его цель в том, чтобы обеспечить приспособление ребенка к действительности, со­риентирован, его в разнообразных жизненных условиях и ситуа­циях, подготовить к трудовой деятельности»[8].

Действительно, родители и окружающие ребенка взрослые люди с раннего детства по мере необходимости оказывают ему помощь, показывают, как и что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности, выполнить общественные обязанности, приобрести необходимые для участия в труде знания, умения и навыки. Такое обучение проявляется в форме научения ребенка конкретным действиям путем показа, рассказа, контроля за результатами. В процессе научения дети усваивают необходи­мую информацию и приобретают нужные навыки. Этот процесс в повседневной жизни носит эпизодический, стихийный, бессистем­ный характер. Б.Т. Лихачев писал: «Сам факт существования научения детей общественным отношениям и деятельности создает объективную основу для возникновения и организации осознанного, целенаправ­ленного и систематического процесса обучения»[9].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Основные методы научного познания. Разум и вера

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, обще­ственного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обес­печивает преемственность поколений, полноценное функцио­нирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Содержанием обучения являются основные формы общественного сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимо­действия совместная деятельность детей и взрослых, их содержа­тельное познавательное общение.

Таким образом, мы видим, что в обучение оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, так как без обучения нет развития. Только получая новые знания, умения, навыки ребенок переходит с одной ступени развития на другую.

  • Исследования факторов, влияющих на процесс обучения

Многие педагоги и психологи в нашей стране и зарубежом занимались и продолжают заниматься изучением факторов, влияющих на процесс обучения.

Так Л.И. Божович в своих исследованиях пишет о психологической форме успешного обучения: «М+4П+С, где М – мотивация, 1П – прием (либо поиск) информации, 2П – понять информацию, 3П – помнить, 4П – применять информацию, С – систематичность знаний»[10].

Так как прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, то именно исследованию различных сторон психических процессов были посвящены работы многих психологов и педагогов.


[1] Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов./ Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984. – с.54.

[2] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – с.130.

[3] Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – Избранные психологические исследования. – М., 1956. – с.449.

[4] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 17-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.490.

[5] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – с.130.

[6] Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов./ Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984. – с.34.

[7] Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. – т.5. – М., 1958. – с.169.

[8] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – с.19.

[9] Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – с.20.

[10] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 1995. – с.57.

Роль обучения в развитии личности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru