Готовый реферат:
Речевые расстройства детей с ДЦП
[sociallocker]Скачать файл .doc[/sociallocker]
План
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Особенности речевого развития детей с ДЦП……………………………….4
2. Особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП…………….5
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15
Введение
Важнейшей причиной актуальности проблемы диагностики нарушений речи детей с ДЦП является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с ДЦП неуклонно увеличивается. Ранняя диагностика недостатков развития речи ребенка (обусловленных ДЦП) становится все более актуальной проблемой специальной педагогики и логопедии в России. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка – дошкольный и школьный – уже, можно сказать, педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений речевого развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не диагностические методы и приемы, которые позволяют выявить речевые нарушения у детей с ДЦП[1].
Объект исследования – речевые нарушения у детей с ДЦП
Предмет исследования – особенности речевых нарушений у детей с ДЦП.
Цель – изучить особенности речевых расстройств у детей с ДЦП.
Объект и цель исследования позволили сформулировать нам ряд задач:
1. Изучить особенности речевого развития детей с ДЦП.
2. Обосновать особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП.
Теоретической базой нашего исследования стали труды Юртайкина В.В., Жияновой П.Л., Казмина А.М., Рева А.Л., Кожевниковой Е.В., Стребелевой Е.А. и многих других.
1. Особенности речевого развития детей с ДЦП
В сложной структуре нарушений у детей с церебральным аппаратом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80 %. Изучению диагностики речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и др.).
Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова и другие описали особенности диагностики речевого развития ребенка с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и речевое развитие этих детей идет в замедленном темпе[2].
Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношени в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.
Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И. И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи:
1-я форма – фонетическое расстройство, проявляющее искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков;
2-я форма – фонетико-апраксическое расстройство, встречающее как фонетические нарушения (искажения звуков), т артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене звуков;
3-я форма – фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова).
В ходе логопедического обследования детей с церебральным параличом логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.
2. Особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП
Предполагается, что ранняя диагностика — дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному выявлению речевых нарушений в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированные рекомендации от специалистов. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-логопедов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили[3].
Крайне редко издаваемая литература с рекомендациями по раннему воспитанию таких детей, как правило, в продаже отсутствует. Да и использовать ее без консультации специалистов — это то же самое, то, что лечиться заочно.
Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, каждый характеризуется своеобразием формы и степени нарушения речевого развития, и поэтому универсальные рекомендации невозможны.
Раннее выявление является основополагающим принципом российской дефектологии. Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20—30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (1-й год жизни – Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни – К.П. Печора, 3-й год жизни — Г.В. Пантюхина).
Ранняя диагностика детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи[4].
Л.А.Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова считали, что комплексное всестороннее обследование особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием ранней диагностики и постановки диагноза является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК.
В ходе ранней диагностики детей с ДЦП используют следующие методы (по М.В. Ипполитовой):
– изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);
– наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);
– беседа с родителями и ребенком;
– визуальный и тактильный контроль (ощупывание артикуляционной мускулатуры в покое и в процессе речи);
– использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.
Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства)[5].
Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).[6]
При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие патологических тонических рефлексов или их наличие и влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию[7].
Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя.
Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы[8].
Ранняя диагностика включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.
[1] Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. – М., 1999, С. 156
[2] Там же, С. 158
[3] Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997, С. 67
[4] Там же, С. 68
[5] Там же, С. 69
[6] Там же, С. 70
[7] Там же, С. 71
[8] Там же, С. 72