Готовый реферат:
Подготовка населения в области защиты населения от ЧС
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие о чрезвычайных ситуациях…………………………………5
2. Задачи при подготовке населения в области защиты
населения от ЧС……………………………………………………………8
3. Группы населения, проходящие подготовку……………………….10
4. Формы подготовки населения в области защиты от ЧС……………11
5. Совершенствование системы подготовки населения
в области защиты от ЧС…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………21
[sociallocker]Скачать файл .doc[/sociallocker]
Введение
Начало XXI в. стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения.
Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и главное — возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. В связи с этим все более актуальной становится проблема обучения населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Общество начинает осознавать, что совершенно безопасной жизнедеятельности не бывает. Развитие человечества и технический прогресс требуют другого, более высокого уровня культуры населения в области безопасности, повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и за сохранение окружающей среды. Формируется потребность в организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности во всех типах образовательных учреждений, работающего и неработающего населения.
Объект работы – система защиты населения в чрезвычайных ситуациях, предмет работы – подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Цель работы – выяснить, какая подготовка ведется среди населения в целях защиты от чрезвычайных ситуаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать понятие чрезвычайной ситуации;
– выяснить, какие задачи ставятся при подготовке населения в области защиты населения от ЧС;
– определить группы населения, проходящие подготовку;
– выяснить, в каких формах проходит подготовка в области защиты населения от ЧС;
– определить пути совершенствования системы подготовки населения в области защиты от ЧС.
1. Понятие о чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это совокупность обстоятельств, возникающих в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или иных факторов, когда происходит резкое отклонение протекающих явлений и процессов от нормальных, что отрицательно сказывается на жизнеобеспечении, экономике, социальной сфере и природной среде[1].
При изучении различных аспектов воздействия окружающей природной среды на благополучие человека наиболее эффективен факторный подход, рассматривающий соответствующие факторы риска, которые способны осложнить существование человека[2].
Природные факторы: метеорологические (температура, ветер, осадки или их отсутствие — засуха); орографические (разрежение атмосферы, лавины, оползни, сели); геофизические (бури, землетрясения, цунами, магнитные аномалии); гидрографические (наводнения, заболачивание, подтопление, способность подземных и поверхностных вод к самоочищению); геологические (состав пород, наличие радона, величина радиации, карст, полезные ископаемые, тектонические разломы); почвенные (микроэлементы, способность к самоочищению, пылеобразование, кислотно-щелочное равновесие, состав и структура почвы); фауна (ядовитые и опасные животные, переносчики возбудителей болезни, пищевые ресурсы); флора (ядовитые и лекарственные растения, пищевые ресурсы, состояние воздуха, биоиндикация экологически вредных агентов); микрофлора воздуха, воды, почвы, животных, растений; биологические компоненты объектов (токсины, белки, — продукты обмена веществ); биоценозы (в том числе природные очаги заболеваний).
Социально-экономические факторы: население (демография, расселение, урбанизация, миграция, образ жизни, половозрастной и профессиональный состав, культура, обычаи, материальное благосостояние); территориальная организация общества, хозяйственное использование земель; физическое загрязнение воздуха, воды, почвы (радиация, электромагнитные поля, тепловое и звуковое воздействия, шум, аэрозоли); химическое загрязнение воздуха, воды, почвы, растений, животных, продуктов питания, объектов; биологические факторы (микробное загрязнение воздуха, воды, почвы, органические отходы); промышленные и транспортные факторы (аварии, катастрофы); коммунально-бытовые факторы; санитарно-гигиеническое состояние и эпидемический статус; психотравмирующие факторы (стрессы, утомляемость); медицинские и ветеринарные службы и развитость инфраструктуры.
Комплексные факторы: ландшафтные; зональные; планетарные; исторические; палеонтологические.
При ЧС возникают первичные и вторичные поражающие факторы. К первичным факторам относятся: обрушение строений, воздействие разрядов статического электричества (молнии), ударной воздушной волны, оползней, селей, лавин, электромагнитные или световые воздействия. К вторичным поражающим факторам относятся: взрывы оборудования, пожары, загазованность, заражение, то есть это следствие первичного воздействия на потенциально опасные элементы объекта.
При чрезвычайной ситуации для ее оценки можно выделить следующие критерии[3]:
– временной, то есть внезапность ЧС, быстрота ее развития;
– экологический, то есть степень необратимых изменений природной среды, массовый падеж животных, эпидемии;
– психологический, вызывающий стрессовое состояние, депрессию, страх, панику, фобии;
– политический (повышенная конфликтность, напряженность в обществе);
– экономический (материальный ущерб, выход из строя систем, сооружений, огромные затраты на восстановление, массовое использование техники, а также на подготовку специалистов);
– организационно-управленческий (своевременное прогнозирование обстановки, хода событий, принятие решений, доведение их до исполнителей, контроль за выполнением решений, привлечение специалистов и организаций для решения поставленных задач).
В связи со сложными природными и техногенными ситуациями, возникающими в стране, перед правительством встал вопрос о разработке комплекса мероприятий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень поражающих факторов.
[1] Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 239.
[2] Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – С. 12..
[3] Гринин А. С. Указ. соч. С. 13.