Готовый реферат:

Индуизм
Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Возникновение и эволюция индуизма. Основные направления индуизма……………………………………………………………………………3
1.1 Происхождение религии индуизма……………………………………………3
1.2 Вишнуизм и Шиваизм………………………………………………………….4
1.3 Эволюция индуизма. Реформаторские движения…………………………….6
Глава 2. Особенности философских воззрений……………………………….8
Заключение..………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Индуизм, сродни остальным мировым религиозным традициям, будучи не ограниченным рамками одной-единственной «канонической территории», демонстрирует свою способность к интеграции в других социокультурных средах и взаимодействию с другими культурами. С этим связанно возникновение так называемого неоиндуизма: разновидности индуизма, начало которой в XIX в. положило реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей и к пропаганде индуизма на Западе. В отличие от традиционного индуизма, допускающего принятие в свои ряды иностранцев-неиндусов лишь в исключительных случаях, во многих течениях неоиндуизма обращение иностранцев является вполне допустимым и воспринимается положительно. Другое отличие неоиндуизма – стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (например, христианства). Все-таки индуизм – это древнейшая живая религия, занимающая третье место в мире по числу своих последователей после христианства и ислама. В настоящее время общая численность приверженцев индуизма составляет свыше одного миллиарда человек в более чем 80 странах мира. Однако эта живость религиозной системы зависит от ее философско-теологической составляющей.

В связи такого рода адаптационными процессами можно уже сейчас смело говорить об интернациональном внедрении этой древнейшей религии в современную религиозную жизнь, в том числе и русского православного общества. Данная работа посвящена освящению базовых религиозных индуистских течений, традиций и вероучения. Для этого будут затронуты вопросы: происхождения индуизма, его эволюции и модификации, распространения, затем во второй главе я раскрою основные элементы вероучения индуизма.

Глава 1. Возникновение и эволюция индуизма. Основные направления индуизма.

1.1 Происхождение религии индуизма

Индуизм — религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной Азии,  прежде  всего в  Индии  (ок.  83%   населения).  Большинство составляют индуисты и в королевстве Непал.

Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах — сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, включения все новых этносов в процесс складывания индийской культуры, архаичность, племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе ведических представлений религиозно-философской системы, определяемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), — стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, ставшей основной хозяйственной и социальной ячейкой  индийского общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому ритуалу.

Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, выдержав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точнее — уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив представления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в качестве священных текстов, индуизм тщательно проработал понятия перерождения души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), определяемого, прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело века и влекло не только прижизненное наказание, но и рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума  или в образе животного.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Биосфера. Воздействие человека на биосферу

Освоение индийской цивилизацией обширной племенной периферии, включение в систему общественного разделения труда все новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нормативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем более эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы. Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с мифологической сложностью и множественностью пантеона.

1.2 Вишнуизм и Шиваизм.

Исторически индуизм оформился в два основных направления — вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного комплекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические культы, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала, экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как аскет-йогин, отшельник-садху. В индуизме есть образ Тримурти — космического духовного начала, имеющего три ипостаси — Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого — использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точнее — ипостаси, энергетически его дополняющей) — богини Кали (или Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, болезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является весьма абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетическая могущества — их половых признаков: йонилингама и ардханари. Другое направление индуизма — вишнуизм — выдвинуло на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях — аватарах. Основные и наиболее почитаемые — Рама, герой индийского эпоса, праведный царь – победитель демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и символике, но, в общем, бог-защитник. Популярность этой аватары Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко выразил идеи позднего индуизма — течения бхакти, и прежде всего — идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрицающей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии породил сикхизм. Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма — Брахма — выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману — обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Рававок, йонилингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам и повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипостаси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Роль государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов государства

1.3 Эволюция индуизма. Реформаторские движения.

С именем Васудевы (Кришны) связывается возникновение на рубеже нашей эры религиозной доктрины бхагаватизма,  получившей свое воплощение в священном тексте индуистов — “Бхагавад-гите”[1] — «Песнь бхагавана (Бога)». В религии бхагаватов, верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность – бхакти к личностному Богу. Бхакти это причастность, преданность, служение Богу. Бхакти  в качестве концептуального термина впервые встречается в “Бхагавад гите” где означает служение Бхагавану (Кришне). Бхагаван в Гите персонифицирован, и поклонение сулит не, сколько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары. Бхакта должен ежеминутно помнить о Бхагаване. Постоянная мысленная сосредоточенность является мощным фактором духовного преображения. Гита представляет служение Бхагавану скорее делом внутренним, чем внешним. Гита также связывает бхакти с йогической тренировкой, постоянная мысль о Бхагаване облегчает работу, связанную с обузданием чувств. Вера не ставится во главе, но усилия прилагаются  с обеих сторон. В средние века вишнуитская теология употребляет термин бхакти, в качестве любви. Адепт обращается к Богу не ради избавления от сансары, а ради безграничной и необьяснимой притягательности его прекрасного облика.


[1] «Бхагавад-гита» — это популярное, теологическое (религиозное) произведение, которое обобщено в «Гита-махатмье» («Прославлении Гиты»). Читая «Бхагавад-гиту», мы найдем в ней то, что содержится в других священных писаниях, а также то, чего нет ни в одной другой книге. В этом уникальность «Бхагавад-гиты». Она представляет собой совершенное теистическое учение, поскольку исходит из уст Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны.  Тема, которую обсуждают Дхритараштра и Санджая, как это сказано в «Махабхарате», составляет основу этой великой философии. Как известно, «Бхагавад-гита» было рассказана на поле битвы Курукшетра, которое с незапамятных времен, времен ведической цивилизации, является священным местом паломничества. «Бхагавад-гита» была поведана Господом, когда Он лично присутствовал на этой планете и вел за Собой все человечество. (Из комментариев к «Бхагавад – гите»)

 
Индуизм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru