Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail - добавьте комментарий внизу страницы.

Готовый реферат:

Этапы развития экономической мысли

[sociallocker]Скачать файл .doc[/sociallocker]

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Зарождение экономической мысли…………………………………….4

2. Меркантилизм – первая школа политической экономии……………..7

3. Эволюция рыночной экономической теории в эпоху

     классической политической экономии……………………………….12

4. Формирование неоклассической экономической теории……………16

5. Институционально – социологическое направление………………..21

6. Эволюция теорий государственного регулирования экономики……28

Заключение………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………….32

Введение

Экономической наука родилась и начала формироваться как самостоятельная отрасль знаний в эпоху первоначального накопления капитала, в период детства капиталистической систе­мы. Она затем прошла с этой системой долгий путь, разделяя ее успехи и неудачи, научившись искать и находить методы обеспечения ее эффективности и в целом — жизнеспособности.

Отвечая на двоякого рода потребности общества – с одной стороны, на нужды частного хозяйства и госу­дарственного регулирования экономики, с другой, — на требования философского осмысления процессов, происходивших в нем,— экономическая наука посте­пенно заняла свою нишу в общественной жизни. Она стала теоретической основой экономической политики государства и крупных корпораций, важной сферой идеологического обеспечения рыночной системы. Ис­тория больших успехов и немалых неудач экономистов весьма интересна и очень поучительна, особенно для тех, кто задумывается над проблемами и трудностями экономики своей страны.

Объект работы – теории экономических учений,  предмет работы – история развития экономических учений.

Цель работы – охарактеризовать этапы развития экономических учений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– выделить этапы развития экономических учений;

 – дать характеристику каждому этапу развития экономических учений.

1. Зарождение экономической мысли

Экономическая мысль — явление весьма древнее. С тех пор как человек начал осваивать природу в хозяйственных целях, он стал задумываться над экономическими вопросами, собирать и обобщать факты. Сначала это были скорее технологические и технические вопросы, которые затем по мере обобщения фактов стали наталки­вать на анализ социально-экономических сторон хозяйственной жизни.

Первые экономические трактаты мы находим в религиозных книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских и мусульман­ских канонических текстах. На Древнем Востоке доста­точно развитыми были товарные и денежно-кредитные отношения. В документах, относящихся к эпохе Ново-Вавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.), упоминаются арендные контракты, купчие, расписки, накладные. Дошли до нас бухгалтерские счета и векселя той эпохи. В Ново-Вавилонском царстве не было еще монеты, деньги представляли собой простые серебряные слитки, ценностное содержание которых определялось их весом, но уже существовали  настоящие банки, «деловые дома», осуществлявшие все главные банковские операции: принимались вклады, выдавались кредиты, производился учет векселей, оплата чеков, велись безналичные расчеты, финансировалась внутренняя и внешняя торговля.

Взлет экономической мысли, связанной с товарно-денежными отношениями, произошел в античном мире. У истоков экономи­ческой науки, как и многих других общественных наук, стоят ги­гантские фигуры греческих ученых Ксенофонта (445—355 до н.э.), Платона (427—347 до н.э.) и особенно Аристотеля (384—322 до н.э.).

Ксенофонт, видимо, первый в истории написал специальные экономические работы «Экономикос» и «О доходах». Он жил и работал в кризисный для гре­ческого рабовладельческого строя период, когда у свободного на­селения греческих полисов не осталось надежд на восстановление хозяйства посредством демократии и появилась тяга к деспотиче­ским режимам.

Ксенофонт — безусловный сторонник крупного рабовладель­ческого сельского хозяйства, отрицательно относящийся к ремес­ленникам и торговцам. Но добросовестность ученого заставляет его с уважением относиться к деньгам как орудию обмена и накоплен­ному сокровищу. Признавая тезаврацию денег, он одновременно осуждает применение денег в качестве ростовщического и купече­ского капитала. Но самое примечательное заключается в том, что этот принципиальный противник рыночных отношений прекрасно понимает роль разделения труда в процессе развития рыночных связей (и, напротив, значение объема рынка для развития разделе­ния труда). Таким образом, Ксенофонт в зачаточной форме высказывал идеи, детально разработан­ные через 2200 лет Адамом Смитом[1].

Парадоксальна судьба философских трудов Платона. Ортодоксаль­ный консерватор, сторонник олигархического строя, он одновре­менно создал гипотетическую модель общества, которая в будущем использовалась в качестве примера… европейскими социалистами, Рассматривая рыночные связи, он обратил внимание на то, что рынок разделяет людей (в силу разделения труда), но одновремен­но и связывает их в некое общественное единство. Но рыночные отношения — удел низших сословий: ремесленников, торговцев, свободных земледельцев. Высшие же сословия, прежде всего ин­теллектуальная элита, аристократия и военные, должны быть осво­бождены от хозяйственных забот. Они должны жить замкнутыми общинами, не иметь частной собственности, семьи, каких-либо частных интересов. Правда, содержать элиту должны рабы и сво­бодные трудящиеся, но зато внутри аристократической общины жизнь должна идти вполне «по-социалистически», по общему рас­порядку, планомерно и на общую (аристократии) пользу[2].

Однако, если говорить о проблематике товарного общества, то наибольший вклад в исследование рыночных процессов внес Ари­стотель.

В обществе, полном неравенства, он, исследуя товарные связи, обнаружил, что в основе эквивалентности обменов лежит нечто, что делает товары равными и соизмеримыми. Это нечто он видел в деньгах. Сами по себе деньги не могут быть предметом собственности, ибо это всего лишь удобное орудие обмена, но поскольку они все же становятся объектами частной собственности, это обстоятель­ство и делает общество безнравственным.

С Аристотеля начинается традиция поиска источника обще­ственного богатства. Подходя к экономике с этической точки зре­ния, Аристотель обнаруживает две формы богатства — нравствен­ную (экономику) и безнравственную (хрематистику). Экономика есть хозяйствование, под которым он понимал натуральный произ­водственный процесс, имеющий своим результатом потребительную стоимость, вещь, годную для потребления. Хрематистика же — это искусство делать деньги, это обогащение с помощью купли и про­дажи товаров, что, по мнению Аристотеля, есть неестественный источник богатства. Аристотель не со­мневается в том, что нравственно обогащаться благодаря затратам труда и безнравственно — благодаря купле и продаже результатов труда.

Если для Аристотеля физический труд хоть и нравственен, но удел низших классов общества и рабов, то уже для средневековой религиозной литературы характерна апология трудовой деятельности. Для Фомы Аквинского (XIII в.) трудовое происхождение не только богатства вообще, но и ценностного богатства — уже общее место.

Однако сколь бы ни были гениальны догадки мыслителей Средневековья по поводу происхождения богатства, в целом они оставались на позициях натурально-вещественного понимания этого богатства.

2. Меркантилизм — первая школа политической экономии

Экономическая теория как наука, т. е. система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец ХVI-начало XVII в.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с деньгами, которые стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал меркантилизм. Сущность меркантилизма: богатство — это прежде всего золото, на которое можно все ку­пить. Ею приносит торговля, главным образом — внешняя, зна­чит, золото следует ввозить, не допуская вывоза, а потому иссле­довать надо только сферу обращения.

Меркантилизм возник как попытка теоретического обоснования политики, отстаиваемой купцами.

Еще в конце XIV в. английский король Ричард II обратился к лон­донским купцам с вопросом о том, что нужно сделать для спасения Ан­глии от финансовой гибели. Купцы ему ответили: «Мы должны ста­раться покупать у иностранцев меньше, чем продавать». Этот принцип сделался основным как для политиков, так и для теоретиков меркантилизма[3].


[1]Гусейнов Р. М. Экономическая история. История экономических учений. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 259.

[2] Гусейнов Р. М. Указ. соч. С. 260.

[3]Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004.  – С. 17.

Этапы развития экономической мысли

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *