Готовая работа на тему МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ

Оглавление

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы изучения естествознания учащимися начальной школы 6

1.1 Формирование знаний младших школьников о сезонных изменениях в природе 6

1.2 Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста 10

Глава 2 Наблюдение как основной метод познания природы на уроках окружающего мира 16

2.1 Понятие, сущность и реализация метода наблюдения в начальной школе 16

2.2 Экскурсия как основной прием формирования умения наблюдать 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…37

Введение

В современном обществе, которое уже нанесло невосполнимый урон природе, проблемы воспитания подрастающего поколения, бережно относящегося к окружающей среде, являются более чем актуальными. Для того, чтобы в будущем молодые люди смогли найти пути рационального взаимодействия людей и мира природы, необходимо прививать детям любовь и бережное отношение к природным богатствам с самого раннего возраста.

Заложить в сознание ребенка необходимость бережного и трепетного отношения к окружающему природному миру, можно лишь при условии воспитания их на основе знаний о природном, растительном и животном мире.

В начальной школе на уроках, изучая предмет «Окружающий мир», младшие школьники учатся наблюдать за природными явлениями и фиксировать их изменения. Систематизация знаний о сезонных явлениях происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.

В процессе формирования данных знаний и умений основная роль принадлежит изучению сезонных закономерностей, когда младший школьник воспринимает и оценивает происходящие изменения в природе каждый день, из года в год.

Актуальность данной темы состоит в определении условий, при которых методики организации наблюдений смогут сделать фенологическую работу учащихся более интересной и разнообразной, будут способствовать стойкому интересу к познанию окружающего мира, так как именно эти знания являются неотъемлемой частью всестороннего образования и гармоничного воспитания детей.

Объектом курсовой работы выступает процесс естественнонаучного образования младших школьников.

Предмет исследования — наблюдение как основной метод ознакомления младших школьников с природой.

Цель исследования – изучить особенности организации наблюдения за сезонными явлениями младшими школьниками, выявить эффективные педагогические условия проведения сезонных экскурсий, способствующих поддержанию стойкого интереса детей к познанию окружающего мира.

Предмет и цель определили задачи курсовой работы:

1. Провести анализ педагогической литературы по проблематике методики организации наблюдений за сезонными явлениями младшими школьниками;

2. Ознакомиться с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста;

3. Определить задачи и содержание знаний о сезонных явлениях в начальной школе;

4. Ознакомиться с наблюдением как основным методом ознакомления младших школьников с природой.

5. Изучить методику организации наблюдения с использованием сезонных экскурсий.

Методологическую и теоретическую основу данной работы составили работы авторов идеи экологического образования: C. Д. Дерябо, Н. Н. Моисеева, А.Я. Герда, Л.А. Вершининой, О.И. Лагутенко, Н.Н. Моисеева, В.М.Пакуловой, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного и др.; авторов положения гуманистической педагогики и психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В.П. Беспалько, B. А. Сухомлинского, К Д. Ушинского и др.

Методами исследования в данной работе являются: теоретический анализ и синтез психологической педагогической литературы, обобщение, сравнение.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения естествознания учащимися начальной школы

1.1 Формирование знаний младших школьников о сезонных изменениях в природе

Проведенный нами анализ научно-методической литературы по истории становления и развития методики преподавания естествознания в России в XVIIII-XX вв. (авторы: К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Л.А. Вершинина, О.И. Лагутенко, Н.Н. Моисеев, В.М. Пакулова, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный и др.) утвердил нас в мысли, что изучение данного предмета не должно ограничиваться ознакомлением с классификацией природных объектов и географической номенклатурой, он также должен давать знания о природном мире, его уникальности, его связях и зависимостях. Именно поэтому естествознанию принадлежит основная роль в нравственном воспитании и всестороннем развитии школьников, так как поняв и приняв законы природы, ребенок в дальнейшем сможет выстраивать свою жизнь в гармонии с природой, а значит, в гармонии с самим собой и обществом.

На рубеже ХIХ- ХХ веков в научной среде высказывались мысли об интеграции естественнонаучного образования. Приобретенный на сегодняшний день исследовательский опыт отечественных и зарубежных ученых, свидетельствует о том, что дети младшего школьного возраста воспринимают окружающий мир как единое целое, не разделяя его проявления на физические, химические и биологические явления. Объединение на начальном этапе обучения естественнонаучных знаний позволяет сформировать целостное представление о явлениях природы, что становится фундаментом для дальнейшего дифференцированного изучения природоведческих наук.

Изучая предмет окружающий мир, первый из естественнонаучных предметов, у младшего школьника закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, закономерности эволюции и взаимосвязи явлений. Эти знания способствуют обогащению взаимодействия естественнонаучных предметов, а также реализуют межпредметные связи.

Стоит отметить, что большинство ученых подчеркивают наличие огромного потенциала естественнонаучных предметов в формировании научного, созидательного мировоззрения, которое необходимо современному обществу. С самого осознания ребенка себя как личности, необходимо воспитывать познавательное и бережное отношение к природе, а желание узнать о ней как можно больше и способы сохранения ее богатств должны стать основой его дальнейшего развития. Этическое восприятие природы способствует формированию гармоничного, рационального, бережного отношения к окружающему природному миру.

Проблематикой воспитания младших школьников в контексте любви к природе и бережного отношения к ней, исследовали такие ученые как: В.М. Минаева, С.Н. Новикова, Л.В. Моисеева, С.Е. Крылова, Г.В. Буковская, М.В. Емельянова, И.Т. Гайсин, Г.В. Суйлеманова, Н.Э. Якубова и др.

Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста природных объектов, специфику их взаимодействия с природным миром, раскрывают В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Божович, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.

Изучение естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе предполагает передачу учащимся эмпирического опыта познания мира, формирование представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, которая отражает целостность и многообразие мира в соответствии с основными концепциями естествознания, понимание принципов преемственности в изучении природы.

Естественнонаучное образование в начальной школе является способом решения важнейших для младших школьников проблем образования; осознанного выбора и расширения круга общения детей; выбора ценностных ориентаций и факторов профессионального самоопределения. Главной ценностью такого образования является усиление им вариативной составляющей общего образования, способствующей личностному и профессиональному самоопределению, применению полученных ранее знаний.

В общем виде знания представляют собой проверенный общественно-исторической практикой и полученный в соответствии с логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, теорий, суждений.

Знания в образовании принадлежит очень важная роль и естественнонаучные дисциплины в этом вопросе не являются исключением, так как только приобретенные знания способствуют пониманию младшим школьником необходимости бережного отношения к природе, рационального и экономного использования природных ресурсов. Только знания могут сформировать у детей ответственные и гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

Как было отмечено выше, младшие школьники воспринимают мир как целостный, не разделяя его проявления на физические, химические и биологические явления. В этом плане изучение естествознания выступает как важнейший пропедевтический курс, без которого невозможно дальнейшее дифференцированное обучение.

Сезонными явлениями в естественнонаучных дисциплинах называют периодические явления природы, которые обусловлены годовым ходом метеорологических элементов. В умеренных широтах выражены последовательность времен года и их закономерная повторяемость. Смена времен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.

Основной задачей изучения сезонных явлений в начальной школе является образование у детей знаний о неживой и живой природе, которые соответствуют возрастным особенностям восприятия детей, а также о существующих связях между явлениями и объектами природы. [16, с. 75]

Российский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода лабораторных и практических работ, А. Я. Герд, отмечал, что «все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, опытов и сравнений, а никак не чтением статей». Подтверждение этой мысли можно встретить и у других авторов, которые утверждали, что именно наблюдения являются одним из основных методов приобретения естественнонаучных знаний в начальной школе.

Наблюдения за сезонными явлениями включают в себя:

— наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток;

— наблюдения за температурой воздуха, появлением осадков и их видами;

— наблюдения за ростом, развитием, состоянием растений и животных.

В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Например, у деревьев и кустарников фенофазы — это начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, выдвижение бутонов, начало цветения, массовое цветение, конец цветения, созревание плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, листопад, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологические прогнозы имеют и практическое применение в хозяйственной деятельности человека. Например, с помощью фенологических прогнозов, которые построены на долгосрочном наблюдении, можно предсказать, какими будут предстоящие весна и лето, что позволит фермерам-полеводам выбрать необходимы для посева сорта растений, садоводам поможет вовремя провести защитные мероприятия во время заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых и их взаимосвязь с фазами роста растений способствуют установлению оптимальных сроков борьбы с вредителями культурных растений.

1.2 Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста

К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте от 6-7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст имеет особое значение в целостном развитии личности, поэтому в отечественной и зарубежной педагогической и психологической науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Полученные в ходе исследований данные, позволили сделать ученым вывод: психические образования, которые были сформированы именно в этом возрасте, оказываются устойчивыми, сохраняясь в этом состоянии на протяжении последующих лет жизни человека.

Основной ведущей деятельностью ребенка в течении 11 лет, становится учение, важнейшей обязанностью становится обязанность приобретать знания. Общие характеристики всех познавательных процессов ребенка на данном этапе развития — это продуктивность, произвольность и устойчивость.

Психологами доказано, что дети, со средними способностями, в младших классах школы вполне способны, при условии правильно подобранных методик обучения, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако, для того чтобы эффективно использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо предварительно решить две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее и безболезненней провести процесс адаптации к школе, научить их учиться, не затрачивая при этом лишних физических усилий, быть внимательными и усидчивыми. Поэтому учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся. Вторая задача связана с тем, что многие дети приходят в школу со значительными индивидуальными различиями в мотивации к обучению, знаниях, умениях и навыках. Это различие делает учение для одних детей слишком легким, скучным, неинтересным делом, для других слишком сложным, поэтому неинтересным, и только для третьих, которых, как правило, меньшинство, учебный процесс не доставляет сложностей, потому что вполне соответствует их способностям.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но оно еще долго будет конкурирующим с непроизвольным вниманием детей.

Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если старшие учащиеся могут заставить себя сосредоточиться на монотонной и сложной работе ради результата, который ожидается в будущем (далекая мотивация), то младший школьник может заставить себя внимательно и целенаправленно работать лишь для того, чтобы заслужить похвалу учителя, получить отличную отметку и т.д. (близкая мотивация).

Психологические исследования показывают, что в младший школьный период основным является дальнейшие развитие мышления. Стоит отметить, что мышление ребенка этого возраста находится на переломном этапе своего развития. Этот период характеризуется переходом от наглядного мышления к словесно-логическому и образному мышлению.

Умственные способности детей 6 – 11 лет являются довольно обширными. Они в состоянии делать выводы и умозаключения, у них присутствует способность к анализу предметов, явлений, не используя при этом практические действия, как на предыдущих этапах развития. Это является свидетельством формирования словесно-логического мышления. Ученики младшей школы способны дать аргументированные доказательства и эту способность учащихся следует использовать. Однако высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Следовательно, мышление является одним из наиболее важных показателей интеллектуальных способностей детей.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Возрастные особенности памяти в этом возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания. Стоит отметить, что в этом возрасте дети быстрее запоминают то, что вызывает у них эмоции. Педагогу необходимо учитывать эту возрастную особенность при организации учебного процесса. Учебный процесс необходимо выстаивать, используя ситуации, которые отвечали интересам ребенка, были бы ему близки и понятны. Задачей педагога в обучении младших школьников является развитие у учащихся способности к сознательному управлению памятью. Учителю необходимо акцентировать внимание на те моменты в учебном процессе, которые надо запомнить. Применяя определенные педагогические технологии, педагог должен помочь школьнику развитию приемов осмысленного запоминания. Например, сгруппировать термины, понятия по темам.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии

У младших школьников довольно развита механическая память, которая благодаря обучению в школе, продолжает интенсивно развиваться. При этом отстает в своем развитии логическая память, так как в большинстве случаев ребенку, который занят учением, трудом, игрой и общением, достаточно использования механической памяти.

В этом возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам (рекомендация: читать и анализировать с ребенком героев и их поступки). Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст – это возраст интенсивного формирования личности, а также период интенсивного развития внимания, памяти и мышление. Это период создания фундамента нравственного поведения, усвоения моральных норм и правил поведения, а также приобретения базовых знаний и умений.

ГЛАВА 2 Наблюдение как основной метод познания природы на уроках окружающего мира

2.1 Понятие, сущность и реализация метода наблюдения в начальной школе

На уроках окружающего мира в начальной школе большое внимание уделяется наблюдениям детьми окружающей природы. На основе непосредственного наблюдения и изучения природы у младших школьников формируются конкретные естественнонаучные представления. Наблюдения – это непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы, способствующие формированию правильных, в соответствии с современным развитием научной мысли, понятий и представлений, умений и навыков.

Наблюдение способствует восприятию школьниками природы в естественных условиях, позволяет увидеть природный мир во всем его многообразии, в наглядно представленных взаимосвязях, так как многие природные взаимосвязи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание и понимание взаимосвязи и отношений природных явлений формирует понимание законов природы. Систематические наблюдения в ознакомлении с природой формирует у детей навыки и умения наблюдательности, способствуют активизации мышления и формируют аналитические навыки. Наблюдения за природой учат детей приглядываться, подмечать особенности природы и делать логические выводы, то есть, решают важнейшие задачи умственного воспитания.

Стоит отметить роль наблюдений в формировании нравственного воспитания школьников, определении их ценностных ориентаций, так как систематическое наблюдение природы является неисчерпаемым источником благотворного эмоционального воздействия на детей и формирования эстетического отношения к природе.

При изучении естественнонаучных предметов учитель может использовать различные виды наблюдения. Например, распознающее наблюдение используется для формирования у детей представлений об объектах неживой природы, разнообразии растений и животных, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, качеств и признаков. Такое наблюдение обеспечивает накопление у детей живых, красочных знаний о природе. Используется и наблюдение, которое формирует представления о сезонных изменениях в природе, росте и развитии растений и животных.

Используя метод наблюдения, учитель может формировать у младших школьников умение устанавливать целое явление по отдельным его признакам. Например, по форме семян или по листу определить дерево или растение, по цвету плода определить степень его зрелости, по следу на земле или снеге определить какое животное или птица его оставила.

Использование метода наблюдения, во-первых, формируют конкретные и образные представления и понятия об окружающем мире, что позволяет развивать логическое мышление, устную и письменную речь, расширять активный словарь младших школьников. Во-вторых, наблюдения закладывают фундамент материалистического мировоззрения, способствуют пониманию детьми взаимосвязей и закономерностей природных явлений, непреложных законов развития природы, а также материальности мира и единства природы. Наблюдения помогают борьбе с религиозными заблуждениями, способствуя, таким образом, формированию научного подхода к природным явлениям и закономерностям. В-третьих, наблюдения способствуют формированию важнейшего качества личности – наблюдательности, развитие которого формирует такие качества, как устойчивое внимание, а также развивает память, усиливает познавательный интерес, подпитывает природную любознательность ребенка, формирует умения устанавливать причинно-следственные связи между различными явлениями природы.

Большую роль в формировании вышеперечисленных знаний, умений и навыков принадлежит изучению сезонных закономерностей природы, когда ребенок наблюдает, воспринимает и оценивает происходящие вокруг него ежедневные природные изменения.

Основной дидактической целью изучения сезонных изменений природе является ознакомление детей с элементами, составляющими понятия о погоде, с явлениями живой и неживой природы, которые свойственны определенному времени года, с изменениями, происходящими в живой и неживой природе; научить обнаруживать взаимозависимости между природными явлениями, а также между природой и деятельностью людей, связанной с природным окружением, — на материале, доступном наблюдению. Результатом наблюдений за природным миром для младших школьников должно стать приобретение знаний о природе как о сложной, многофакторной совокупности явлений, понимание взаимосвязи природных явлений, увеличение словарного запаса.

Русская народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть». Наблюдения будут эффективны только в том случае, если они методически грамотно организованы. Недостаточно регулярно выводить детей в сад, лес или пришкольный участок и показывать им деревья, растения и т.д. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление — это лишь начало возникновения интереса и добиться этого сравнительно легко, нежели удерживать этот интерес постоянно. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и кропотливой работы, используя при этом различные формы и методы.

Наблюдения необходимо правильно организовать и проводить в следующей последовательности:

— Необходимо выбрать объект наблюдений;

— Подготовить учащихся к наблюдениям;

— Провести формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий);

— Определить цели наблюдений;

— Разработать задания и распределить их между учащимися;

— Приготовить оборудование для наблюдений;

— Провести запись результатов наблюдений;

— Провести обработку наблюдений и сделать предварительные в- воды из них;

— Установить простейшие причины, следствия, связи;

— Использовать результаты наблюдения в процессе обучения и в практической деятельности.

Классификация наблюдений:

  1. по продолжительности — краткосрочные (на экскурсии, на уроке) и долгосрочные (во внеурочное время);
  2. по форме организации – фронтальные, групповые, индивидуальные;
  3. по месту проведения наблюдений — урочные, экскурсионные, внеклассные (в лесу, в саду, в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке) и домашние;
  4. по объему — локальные (наблюдение за конкретным объектом окружающего мира, например, за деревом) и комплексные (например, наблюдение за сезонными изменениями погоды).

Целью учебного наблюдения является приобретение школьниками знаний, умений и навыков естествознания, установление взаимосвязей природного мира, понимание его закономерностей.

Основными требованиями к проведению наблюдений являются их систематичность и конкретность, обязательное фиксирование полученных результатов.

Большое значение наблюдению как важному методу познания природы придавали многие отечественные педагоги прошлого и нынешнего времени. Среди них: В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Д. Дерябо, А.Я. Герд, И.Д. Зверев, И.Т. Гайсин, Л.В. Моисеева, А.Н. Захлебный и др.

В исследованиях одного из ведущих педагогических вузов РФ, РГПУ имени А.И. Герцена, утверждается, что «наблюдение представляет собой сложный вид психической деятельности, который включает в себя различные мыслительные и сенсорные процессы и опирается на эмоционально-волевые личностные качества ребенка».

Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: принять план наблюдения, умение понять познавательную задачу, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Зверев И.Д, Моисеев Н.Н., Захлебный А.Н. и другие авторы подчеркивают, что самым эффективным методом познавательной деятельности младших школьников является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

В организации наблюдений основным требованием является тщательно продуманная программа, в которой должно быть раскрыто содержание наблюдений, их последовательность и способы проведения, а также указаны возможности практического применения результатов наблюдений.

В ходе проведения наблюдений также необходимым условием является постоянный контроль наблюдений, что обеспечивает правильность выполнения и систематичность, которые формируют и закрепляют умения младшими школьниками умения наблюдать.

Организация наблюдений должна проводится по принципу от простого к сложному, то есть необходимо постепенно усложнять задания для наблюдений.

Среди этапов формирования умения наблюдать, можно выделить несколько этапов:

— наблюдения под руководством учителя (проводят в I классе, когда у школьников еще не сформированы навыки и умения самостоятельного наблюдения и фиксирования природных изменений);

— краткосрочные систематические наблюдения (школьники в соответствии с заданиями учителя выполняют их на экскурсии, например, во время весенней экскурсии во II классе сравнивают сроки зацветания различных плодовых деревьев, цветов, наблюдают какое дерево раньше выпустит почки, на каком кустарнике раньше появятся листья и т. д.);

— долгосрочные самостоятельные наблюдения (за появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, за появлением корешков у растения, поставленного в воду, за прорастанием семян и т. д.);

— наблюдения, которые связаны с исследовательской работой (влияние созданных условий на растения, посаженных на пришкольном участке, за состоянием животных в живом уголке, за ростом растений одного вида, посаженных осенью в контейнер с землей или высаженных весной на пришкольном участке и т. п.).

При организации наблюдений по изучению сезонных явлений в природе учитель должен соблюдать структуру и следовать определенным организационным приемам:

— постановка перед учащимися конкретной цели наблюдения и осмысление школьниками этой цели;

— конкретизация сферы наблюдаемых природных объектов;

— выделение основных признаков наблюдаемых природных объектов;

— организация обобщений и выводов, подведение итогов, определение практического применения полученных эмпирических знаний, полученных с помощью мыслительной обработки данных наблюдения.

Анализ методической литературы позволяет нам выделить основные объекты для наблюдений по изучению сезонных явлений в природе в начальных классах на уроках окружающего мира:

— систематическое наблюдение за солнцем, его высотой, продолжительностью дня;

— регулярное наблюдение погоды, характером ее суточных и сезонных изменений;

— наблюдения за сезонными изменениями древесной, кустарниковой, травянистой и растительной;

— наблюдение за жизнью домашних и диких животных, изменение условий их жизни в зависимости от времени года;

— за трудом детей и взрослых в городе и селе.

Наблюдение можно проводить как с отдельными детьми (индивидуальные наблюдения), с группами детей в количестве 4-5 человек (групповые наблюдения), а также со всем классом (фронтальные наблюдения). Количество детей зависит от содержания и цели наблюдения, а также от задач, которые стоят перед учителем. Проводя такие занятия можно наблюдать за сезонными изменениями природы, за растениями и животными, трудовой деятельностью взрослых. Такая работа с младшими школьниками в этом случае организуется фронтально или по группам. В уголке природы будет целесообразнее проведение наблюдения с отдельными учащимися или с немногочисленными группами. В зависимости от преследуемых учителем задач и поставленных целей, наблюдение может быть эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Стоит отметить работу учителя по приобретению младшими школьниками умения упорядочивать результаты наблюдений. Для достижения конечной цели наблюдения – найти ответ на предварительно заданный учителем вопрос, необходимо определенным образом упорядочить результаты наблюдений, например, заполнить таблицу «Изменение температуры воздуха весной/летом/осенью/зимой. Составление такого рода сводных таблиц, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, способствуют упорядочиванию информации, дают возможность младшим школьникам самостоятельно сравнивать полученные в ходе наблюдения данные.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Медиатехнологии в профессиональной подготовке в учреждениях среднего профессионального образования

Каждый вид наблюдений требует определенной методики проведения со стороны педагога. Вместе с тем разработаны общие требования для реализации всех видов наблюдений. Рассмотрим их.

  1. Задача и цель наблюдения должны быть поставлены конкретно и по одной определенной теме. Задача любого наблюдения должна способствовать усилению познавательного интереса ребенка, заставлять ребенка мыслить, вспоминать усвоенный материал, использовать приобретенные ранее умения и навыки, самостоятельно искать ответ на поставленный учителем вопрос.
  2. Для каждого наблюдения учитель должен отобрать ограниченный круг знаний в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей. Формирование естественнонаучных представлений об объектах природы у детей должно происходить постепенно. Каждое наблюдение должно формировать у школьников новые знания, умения и навыки, постепенно углубляя исходные представления о них. Этого можно достичь только лишь в результате регулярных встреч с ними.

3.Для эффективности наблюдений следует использовать системность, которая сможет обеспечить их взаимосвязь. Таким образом у младших школьников сможет сформироваться правильное, полное и глубокое представление о природном мире и его закономерностях.

4.Наблюдение должно развивать и активизировать умственную и речевую деятельность учащихся. Активизации умственной деятельности можно достичь разными способами: постановкой конкретной и доступной для понимания детьми задачи наблюдения, привлечение приобретенных детьми опыта и навыков, использование обследовательских действий как способа наблюдения, сравнение объектов наблюдения и проговаривание результатов, выполнение заданий, которые натолкнут ребенка на решение задачи наблюдения, предъявление вопросов разного уровня сложности (вопросы должны активировать процесс мышления учащихся).

5.Наблюдение должно усилить естественный познавательный интерес ребенка, который в младшем школьном возрасте является «почемучкой», усилить желание узнать о природе и ее закономерностях как можно больше.

  1. Знания, которые учащиеся получат в процессе наблюдений, должны уточняться, закрепляться, обобщаться и систематизироваться при помощи других форм и методов работы. Например, беседы-обсуждения на тему наблюдаемых явлений, рассказы учителя, чтение книги о явлениях в природе, просмотр презентаций по теме, ведение календаря природы, а также творчества – рисования, оригами, лепки и т.д.
  2. Результатом каждого наблюдения у младших школьников должно стать формирование представления или элементарных понятии о том или ином объекте или явлении природы, отношение к нему.

2.2 Экскурсия как основной прием формирования умения наблюдать

Экскурсия — это форма организации учебного процесса, позволяющая проводить наблюдения, а также изучать различные природные объекты или явления в естественных условиях или искусственно созданных человеком.

В ФГОС начального общего образования по окружающему миру отмечается, что выпускники начальной школы должны знать и понимать взаимосвязи живой и неживой природы, знать и выделять особенности сезонов. Кроме этого, учащиеся должны приобрести навыки и умения наблюдения природного мира, уметь сравнивать свойства наблюдаемых явлений и объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, знать и уметь сравнивать объекты живого мира: растения, грибы, животных, иметь представление о природных сообществах местности своего проживания. При реализации данных требований, педагогами особое внимание уделяется приобретению учащимися специальных навыков и умений: наблюдать природу, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, фиксировать и обрабатывать результаты наблюдения, ориентироваться на местности, читать карту, план местности и др.

Вышеперечисленные умения учащиеся могут приобрести, в первую очередь, во время экскурсий в природу. Разными учебными программами по предмету «окружающий мир» количество экскурсий может быть различным, но при этом во всех программах они являются обязательными.

Наблюдение является основным моментом каждой экскурсии по изучению сезонных явлений природы или других предметов, объектов естественных наук.  В ходе проведения экскурсии, учитель должен акцентировать внимание детей на особенностях изучаемого явления или объекта. Реализация задач и целей экскурсии достигается предоставлением учащимся планов наблюдений, постановкой определенных вопросов, решением заданий, которые помогут детям внимательно рассмотреть весь предмет наблюдения, сравнить его с другими предметами, выделить отличительные черты, рассмотреть отдельные части, дать характеристику различным качествам предмета или объекта природы. Образовательными стандартами начальной школы предусмотрены как качественные, так и количественные наблюдения. В основе качественных наблюдений лежит анализ результатов чувственного восприятия предмета или явления. Количественные наблюдения проводят с использованием специальных приборов для получения определенных измеряемых характеристик явления (например, измерение скорости и направления ветра, температуры воды, воздуха).

В результате наблюдений на экскурсии младший школьник творчески преобразовывает действительность. Приобретение школьниками определенных знаний начинается с творческой переработки усваиваемого им материала. Особенность сезонных экскурсий связана с усвоением теоретического материала и различных взаимосвязей в природном мире.

Проведение экскурсий является обязательным, так как они предусмотрены учебными программами. Они проводятся в учебное время, которое отводится на изучение предмета «Окружающий мир». Их темы и содержание связаны с изучением учебного материала, а полученные в ходе экскурсии знания, навыки, а также понятия, представления, собранные природные материалы используются для дальнейшего изучения следующих тем курса, углубления и расширения естественнонаучных знаний.

Стоит отметить, что экскурсии, наряду с огромным познавательным значением, имеют также и воспитательное значение. Наблюдая природу, ее красоту и гармоничность, у многих детей, особенно жителей мегаполисов, происходит развитие эстетических чувств, что положительно сказывается на их мировоззрении и способствует развитию творческих задатков. Экскурсии в природу убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств. Эту особенность отмечал великий педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал целесообразность экскурсий именно в воспитательных целях.

Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсиях способствует конкретизации, углублению и расширению знания учащихся об окружающем мире, что является фундаментом формирования основных понятий и представлений учащихся. Проведение экскурсий дает возможность учителю наглядно, на конкретных фактах, проиллюстрировать детям существующие в природе взаимосвязи и зависимости. На экскурсиях младшие школьники могут практическим путем проверить свои теоретические знания, закрепить их и дополнить. Некоторая часть учебного материала во время экскурсии изучается по опережающему принципу, что позволяет усилить интерес ребенка и способствовать самостоятельному поиску учебного материала. Знания, таким образом, даются учителем не в готовом виде, а добываются самостоятельными усилиями школьников, что укрепляет познавательный интерес детей. Полученные таким образом знания уточняются и закрепляются в ходе учебной деятельности во время урока или на следующей экскурсии.

Экскурсии способствуют развитию у младших школьников наблюдательности, вниманию, концентрации; прививают детям любовь к природе, развивают эстетические чувства, формируют основы патриотизма и гражданской ответственности; воспитывают бережное отношение к природному наследию, формируя при этом основы экологического воспитания; возбуждают интерес к изучению природы и стремление сохранить и преумножить ее богатства. В ходе экскурсий учащиеся приобретают навыки ориентирования на местности, учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи явлений природы и организмов друг с другом, с условиями окружающей среды. Младшие школьники на экскурсии имеют возможность собрать разнообразный природный материал, который может использоваться как для последующего изучения в классе, для использования в творчестве детей, а также для приготовления различных наглядных пособий: гербариев, коллекций. Можно сделать вывод о том, что экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач, способствует формированию межпредметных связей.

Экскурсии в природу необходимы в тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их естественной обстановке. Особенно целесообразны экскурсии для изучения сезонные изменений в природе.

Каждая экскурсия должна иметь вполне определенную цель. В соответствии с целью намечаются место экскурсии и объекты, которые будут изучаться. Цель и содержание при этом должны быть определены конкретно, чтобы было ясно, для чего проводится экскурсия и какие знания в результате должны быть усвоены учащимися, какой материал должен быть собран для дальнейшего изучения в классе.

При разработке маршрута важно выбрать постоянные участки, которые становятся базой для проведения всех экскурсий. Учителю необходимо предварительно изучить место экскурсии. Перед проведением экскурсии учитель должен тщательно продумать, какое оборудование и в каком количестве надо взять с собой, определить объекты для наблюдения. Для развития познавательного интереса и внимания у учащихся, целесообразно при сообщении цели экскурсии поставить перед ними несколько проблемных вопросов, ответ на которые дети смогут дать только в результате целенаправленных наблюдений, сделанных на экскурсии.

Учащиеся до экскурсии делятся на группы по 4-5 человек, в каждой из которых выбирается руководитель. Для сезонных экскурсий необходимо подготовить водный, почвенный и воздушный термометры, компас, линейку, для измерения высоты снежного покрова (зимой), дневник для записей, ручку, карандаш, точилку, ластик, пакеты, папки, корзинки для сбора природного материала (листьев, семян, шишек, плодов, соцветий и т.д.)

Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить цель выхода в природу и задания, которые дети должны выполнить. После этого учащиеся приступают к изучению намеченных объектов.

Показывая на экскурсии тот или иной предмет, учитель должен позаботиться о том, чтобы он был хорошо виден всем учащимся. Это достигается правильной расстановкой экскурсантов вокруг рассматриваемого предмета (полукругом).

Некоторые работы на экскурсии дети выполняют самостоятельно по заданию учителя, например, собирают шишки, листья, делают зарисовки, производят несложные измерения и т. д.

Выполнение заданий требует предварительных указаний со стороны учителя. Иногда необходимо показать детям тот или иной прием работы. На экскурсии при самостоятельном выполнении детьми той или иной работы, учитель должен оказать им, в случае необходимости, помощь. Однако помощь не должна сводиться к подсказыванию готового ответа или к выполнению работы вместо ребенка, иначе будет потерян весь смысл учебной и воспитательной работы.

В конце экскурсии следует подвести итоги, вспомнить поставленные перед экскурсией проблемные вопросы, обсудить ответы учащихся, совместно сформулировать обобщающий вывод.

Эффективность экскурсий зависит от подготовки к ним. Методика подготовки к экскурсии представлена в Приложении А.

Сезонные экскурсии в природу различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся: они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими. Возможно сочетание обоих этих типов.

Если экскурсия запланирована как иллюстративная, то учитель ведет детей от объекта к объекту и, используя метод рассказа, передает учащимся необходимую информацию. В конце экскурсии делается вывод. Положительной стороной такой экскурсии является то, что за время экскурсии учащиеся получают достаточно большое количество новой информации, знакомятся с большим количеством объектов. Однако при подготовке такой экскурсии учитель должен подобрать большой объем материала, при этом учебная результативность такой экскурсии будет небольшой. Деятельность детей в этом случае является репродуктивной, и полученные таким образом знания довольно быстро детьми забываются. Проведение таких экскурсий не представляет особой методической сложности.

Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии.

К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Он заранее записывает их на карточках или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени. Но учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, этим группам предлагаются для изучения разные растения, но план исследования последних одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Используют также вариант проведения исследовательской экскурсии без деления учащихся класса на группы, когда все дети выполняют одинаковые задания. Возможен и смешанный вариант.

Одним из важных условий обучения школьников приемам самостоятельной учебно-познавательной деятельности при проведении экскурсий в природу является стимулирование у учащихся интереса к овладению рациональными способами наблюдения объектов и явлений живой природы и желания находить новые способы учебной работы. Для этого целесообразно следовать таким этапам:

1. Учащимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений.

Далее предлагаются задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. Задания должны быть сформулированы очень четко, быть краткими и конкретными, в них должна быть определена последовательность изучения объектов, обращено внимание на их какие-то детали. Важно использовать задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия.

2. Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Учитель при этом может давать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. п.

3. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Отношение русского общества к отлучению от церкви Л.Н.Толстого

4. Обобщение и формулировка вывода.

Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по ее ходу, по мере выполнения заданий.

Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Однако можно предложить школьникам провести подобные наблюдения в другом месте, дополнить и расширить наблюдения другими наблюдениями за объектами, выполнить творческое задания на выбор.

Если на экскурсии были проведены сборы, то после экскурсии необходимо изготовить гербарии. После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе нами были выполнены поставленные в начале работы задачи, а именно:

1. Был проведен анализ педагогической литературы по проблематике методики организации наблюдений младшими школьниками на уроках окружающего мира;

2. Выявлены психологические особенности детей младшего школьного возраста;

3. Определены задачи и содержание знаний о сезонных явлениях в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир»;

4. Выявлены методические основы организации наблюдений, как эффективного метода познания природы младшими школьниками;

5. Изучена методика организации наблюдения на уроках окружающего мира с использованием сезонных экскурсий.

Изучая предмет «Окружающий мир», первый из естественнонаучных предметов, у младшего школьника закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, закономерности, эволюции и взаимосвязи явлений. Эти знания способствуют обогащению взаимодействия естественнонаучных предметов, а также реализуют межпредметные связи.

Приобретенные в ходе изучения предмета знания способствуют пониманию младшим школьником необходимости бережного отношения к природе, рационального и экономного использования природных ресурсов. Только знания могут сформировать у детей ответственные и гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

На основе непосредственного наблюдения и изучения природы у младших школьников формируются конкретные естественнонаучные представления.

Использование метода наблюдения на уроках окружающего мира у младших школьников формируются конкретные образные представления и понятия об окружающем мире, что позволяет развивать логическое мышление, устную и письменную речь, расширять активный словарь младших школьников; закладывается фундамент материалистического мировоззрения, усиливает познавательный интерес, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи между различными явлениями природы.

Одной из форм организации учебного процесса, которая позволяет проводить наблюдения в естественной природе – это экскурсия.

Экскурсии в природу необходимы в тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их естественной обстановке. На экскурсии основным является метод наблюдений. Организуя наблюдения, практическую деятельность учеников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять зависимости между явлениями окружающей природы, сравнивать их, делать выводы и обобщения.

При организации наблюдений по изучению сезонных явлений в природе учитель должен соблюдать структуру и следовать определенным организационным приемам.

Методика организации наблюдений по изучению сезонный изменений в природе состоит из таких пунктов:

— Необходимо выбрать объект наблюдений;

— Подготовить учащихся к наблюдениям;

— Провести формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий);

— Определить цели наблюдений;

— Разработать задания и распределить их между учащимися;

— Приготовить оборудование для наблюдений;

— Провести запись результатов наблюдений;

— Провести обработку наблюдений и сделать предварительные выводы из них;

— Установить простейшие причины, следствия, связи;

— Использовать результаты наблюдения в процессе обучения и в практической деятельности.

Проведение систематических экскурсий в природу является необходимым условием формирования естественнонаучных знаний. Сезонные экскурсии помогают расширить представления учеников младшего школьного возраста об основных признаках каждой поры года, об изменениях в живой и неживой природе, о взаимосвязях различных изменений в природе в течении года. Наблюдения сезонных явлений способствуют пониманию детьми взаимосвязей и закономерностей природных явлений, непреложных законов развития природы, а также материальности мира и единства природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357).

Научно-методическая литература

  1. Александров, Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсии / Ю.Н. Александров. — М.,1994.
  2. Алексашина, И.Ю. Концепция учебного предмета «Естествознание» // Естествознание как учебный предмет. Материалы научно-практической конференции «Учебный предмет «Естествознание»: История, теория, практика». / И.Ю. Алексашина- СПб.: СПбГУПМ, 2000. 80 с.
  3. Берюхова, Е.К.  Экологическое образование в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Е.К. Берюхова, Н.В. Груздева  СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 120 с.
  4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989.
  5. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе /Т.Г. Браже. Лит. в шк. 1996. -№5. -С. 150-154.
  6. Вершинина, Л. С. Развитие познавательных интересов детей на экскурсиях / Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. Л.С. Вершинина, Л. С. Мельчаков. М.: Просвещение, 1981. -158 с.
  7. Власова, Г.Ф. Природоохранительная работа с младшими школьниками / Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. Г.Ф. Власова, О.Ф. Яничкина, С. Мельчаков. -М.: Просвещение, 1981. 158 с.
  8. Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 288 с.
  9. Выготский, Л.СПедагогическая психология / Л.СВыготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  10. Выготский, Л.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -224 с.
  11. Герд, А.Я. Избранные педагогические труды. / А.Я. Герд.- М.: АПН РСФСР, 1953. — 368 с.
  12. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.-М., 1995. — 282 с.
  13.  Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология./ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
  14. Захлебный, А. Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе? / А. Н. Захлебный // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 5. — С. 18-21.
  15.  Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии./ И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова — М.: Просвещение, 1985.- 191 с.
  16. Лазарева, О.Н. Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах: учебное пособие / О.Н. Лазарева. — Екатеринбург, 1999. – 262 с
  17. Лагутенко, О.И. Анализ экскурсии в природу на основе использования шкалы оценок // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. — №14 (37).-С. 274-277.
  18. Лагутенко, О.И. Воспитание естественнонаучной культуры в системе дополнительного образования детей // Естествознание в школе. 2004. -№ 3. — С. 52-57.
  19.  Лагутенко, О.И. Задачи экологического образования в школе // X научно-практическая конференция Глобализм и глобалистика: проблемы ноосферы, экологии и молодежи. / О.И. Лагутенко  СПб.: СПбГУ, 2003. — С. 154-157.
  20. Моисеев, Н.Н. Экология в современном мире. // Экология и образование./ Н.Н. Моисеев. -1998. -№1. — С. 2-10.
  21. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»./В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 2000. — 720 с.
  23. Семчук, Н.М. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом воспитании школьников / Дисс. .докт. пед. наук.-СПб., 2002. -342 с.
  24. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1988, 272 с.
  25. Травникова, В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие./ В.В. Травникова. -СПб.: Паритет, 2002. 256 с.
  26. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. — Т.З. — 692 с.
  27. Швец, И.М. Новые ориентиры в развитии школьного естественнонаучного образования / Естественнонаучное образование в контексте модернизации // Методика как наука и учебный предмет. Выпуск 9./И.М. Швец. СПб., 2004. — с. 141. — С. 9194.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методическая разработка урока-экскурсии по окружающему миру для учащихся 4 класса по теме «Сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны»

Урок-экскурсия предполагает: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны. Провести экскурсию можно на территории Государственного природного охотничьего заказника «Камско-Икский», который расположен на территории Мензелинского района Республики Татарстан.

Образовательные задачи: 

1) формировать навыки определения видов растений и животных;

2) учить распознавать деревья, растущие в заказнике: сосна, ель, липа, береза, дуб, акация четырех лопастная, таежный кедр.

3) развивать умение различать кустарники, растения;

4) познакомить с разнообразием животного мира, выделить особо растения и животных, которые занесены в Красную книгу Татарстана;

5) ознакомиться с понятиями: заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы. Выделить их отличия и назначение;

6) формирование умения выделять признаки широколиственного леса, хвойного леса, луга, поймы.

Воспитательные задачи: 

1) воспитывать бережное отношение к природе;

2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в живой природе;

3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению;

4) повышать уровень экологической культуры учащихся.

Развивающие задачи: 

1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за явлениями в природе;

3) осуществлять наблюдения за природными явлениями; устанавливать зависимости в природе; приобретение знаний об отличиях природных территорий;

4) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Программное содержание.

  • Познакомить учащихся с наблюдением, как методом изучения природы;
  • Сформировать у детей представление о назначении природных территорий, которые охраняются государством.
  • Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе все взаимосвязано: цветущие растения и животные-опылители, условия произрастания растения и его фенотипические признаки;
  • Познакомить детей с разнообразием флоры и фауны Камско-Икского заказника, рассказать цели и задачи данного заказника, историю его создания и перспективы развития;
  • Рассмотреть растения, занесенные в Красную книгу РТ: линнея северная, зверобой изящный, башмачок крапчатый, пыльцеголовник красный.
  • Закрепить знания о назначении Красной книги, прививать бережное отношение к растительному и животному миру.
  • Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
  • Формировать связную диалогическую речь;
  • Сбор природного материала;
  • Зарисовки своих наблюдений.

Методы, формы урока:

-работа в группах;

-исследовательская работа;

-творческое задание.

Возможное развитие:

— умение применить теоретические знания на практике;

— умение видеть влияние деятельности человека на природу;

— умение сотрудничать, выполняя в группе разные роли;

— умение корректно и эстетично оформлять свою работу.

Оборудование: 

Маршрутный лист с заданиями

Блокнот для записи результатов наблюдения

Карандаши

Линейка

Красная книга Татарстана

Фотоаппараты

 Урок проводится в апреле-мае (в зависимости от сроков цветения растений), учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки, фотоаппараты). Необходимо провести беседу-инструктаж на тему безопасного поведения на территории заказника.

В качестве подготовительного этапа учащимся предлагается задание: найдите в интернете, в книгах приметы погоды, связанные с весенним периодом и записать их в тетрадь, найти информацию о жабе серой, веретенице ломкой, обыкновенной гадюке, беркуте.

Перед началом экскурсии в классе проводится беседа о методах изучения живой природы, о том, что дети будут наблюдать, и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.)



Маршрутный лист юного натуралиста

Тема: Сезонные изменения в природе, связанные с весенним периодом.

Задания.

  1. Измерьте высоту 10 одуванчиков, растущих на солнечном месте и 10 одуванчиков, растущих в тени, вычислите среднюю длину растений, растущих на солнце и тени.
  2. Найдите плодоносящие одуванчики (семена с белыми парашютиками) Рассмотрите внимательно смена, зарисуйте их. Зачем нужны парашютики семенам?
  3. Листья на деревьях. Какие они по цвету, форме? Сделайте замеры 10 листочков (длина и ширина) и определите их средние показатели.
  4. Найдите цветущую липу. Зарисуйте ее цветки.
  5. Какие растения вы увидели на практикуме? Напишите.
  6. Какие растения из Красной книги Татарстана вам встретились? Напишите.
  7. Зарисуйте цветок любого растения.
  8. Каких животных (птицы, звери, насекомые) встретили Вы на экскурсии? Запишите в тетрадь их названия.

В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: «Учись наблюдать». Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Учащимся предлагается подумать, какие качества наблюдательности они проявили, и какие качества каждому еще нужно тренировать. Сравниваются показатели наблюдений разных групп и выдвигаются предположения о полученных результатах. Т.е. дети знакомятся с новым методом изучения – выдвижение гипотезы.

В качестве домашнего задания и в целях осуществления рефлексии учащимся предлагается зарисовать по памяти или сделать фотографии представителей флоры и фауны, которые особенно запомнились на экскурсии.

Итогом наблюдений весенних изменений в природе может творческое задание: написать сочинение на одну из предложенных тем: «Моя зеленая весна», «Сохраним природу Закамья», «Как я изучаю окружающий мир», «Почему надо беречь природу», «Игимский бор – жемчужина природы».

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru