Готовая контрольная работа:

БЛАГОДАРИМ НАШИХ СТУДЕНТОВ ЗА ТО, ЧТО ПРИСЫЛАЕТЕ НАМ ГОТОВЫЕ РАБОТЫ!

Психология художественного творчества

…Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира? Начиная с ранних трактатов, посвященных изучению природы художественного творчества, мыслители отмечали иррациональные, непостижимые механизмы этого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. …

Введение

         Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира? Начиная с ранних трактатов, посвященных изучению природы художественного творчества, мыслители отмечали иррациональные, непостижимые механизмы этого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. В диалоге Платона «Ион» автор высказывает мысль, что в момент творчества художник не отдает себе отчета в том, как он творит. Акт творчества демонстрирует умение художника выйти за пределы себя – когда творит уже как бы не он сам, а творит его дух, когда сознание проникает в мир запредельных сущностей.

         Фиксация непроговариваемых, нерациональных сторон творческого акта как бы сама собой снимала вопрос о выявлении неких формул и алгоритмов в художественном творчестве. Действительно, по самому своему определению творчество — это создание того, чего еще нет; в этом смысле любой творческий акт не может быть измерен критериями, сложившимися в культуре до него, любое творческое действие находится в оппозиции к нормативности, противостоит адаптированным формам деятельности.

Но с другой стороны, творческий процесс вполне подвластен изучению и структурированию. Принципы художественного творчества обладают своей непреложной логикой, они необходимы как методологическое основание существования искусства. И как бы индивидуальна, неповторима ни была жизнь художника, она неизбежно подчиняется всеобщим законам творчества.

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворёнными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта.

         Целью и задачами данного реферата является рассмотрение вопросов, связанных с психологией художественного творчества, с теми законами психологии, согласно которым создается художественное произведение, а также с определением этапов, по которым идет процесс создания самого произведения.

    1. Законы художественного творчества

         Категория художественного творчества – это категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения. Создавая произведение, художник подчиняется определённым законам художественного творчества, один из которых – индивидуально неповторимое отношение к миру, феноменологически характеризуемое как талант.

         Феномен таланта заключается в том, что это оригинальное, не повторяемое ни в ком другом единство эмоциональных и рациональных структур художественного субъекта; неповторимое личностное отношение к миру, фиксируемое в произведении, создаваемом художником. Это вместе с тем и неповторимость художественной деятельности, неповторимость процесса создания художественного произведения, конкретно выражающегося в индивидуальном методе и стиле творчества.

         Именно поэтому в художественном творчестве огромное значение имеют врождённые качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм. Но все это — лишь психофизиологические предпосылки таланта. Сущность художественного таланта не исчерпывается психофизиологией. Талант образуется из ряда психофизических, духовных и социальных компонентов.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Эстетическая культура сотрудников внутренних дел

Талант, будучи сложной системой индивидуально неповторимой личности художника, определяет направление и возможности творчества; определяет избираемый художником вид и жанр искусства (или же несколько видов или жанров искусства), круг интересов и аспекты отношений художника к действительности.

         В реализации таланта огромное значение имеют субъективные факторы: величайшая трудоспособность и волевое напряжение, мобилизация художником всех своих эмоциональных и интеллектуальных сил, строгая организация труда и постоянная творческая жажда, постоянное стремление перешагнуть себя.

         Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира.

         Анализируя эмоциональный мир того или иного художника, следует учитывать, что мир этот, в конечном счете, детерминирован той социальной средой, в которой живет художник. И чем глубже он отражает основные тенденции социальной жизни, чем более чуток художник к этим процессам, тем значительнее его творчество. Участие в решении животрепещущих проблем современности – это воздух художественного творчества, то, без чего подлинный художник не может творить.

         Огромное значение в эстетическом катарсисе и раскрытии смысла создаваемого произведения имеет фантазия, которая является своеобразным сплетением эмоционального и рационального, психического и социального в художественном творчестве. В процессе фантазирования художником, в памяти его восстанавливаются и творчески перерабатываются прошлые ощущения, представления, впечатления, в конечном итоге приводящие к созданию художественного образа. Фантазия является результатом неудовлетворённости и побудительной причиной действия.

         Для того чтобы творчество приобрело подлинно эстетический смысл, необходимо, чтобы его замысел был пронизан идеей, то есть таким отношением художника к миру, в котором обнаруживалась бы его концепция жизни. И поэтому человек, создающий художественный образ, непременно должен обладать не только эмоциональной восприимчивостью, фиксирующей действительность на уровне феномена, но также и способностью проникать своеобразно и специфично в его сущность, а это невозможно без развитого мышления. Своеобразной формой такого отражения мира художником является метафоричность его мышления, ведь в метафоре заключается и образ, и понятийное содержание.

         Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых.

         Многозначность художественного образа объясняется в значительной степени также и тем, что он впитывает в себя огромный (накопленный художником в наблюдениях) материал, возникший в его сознании на основе всего богатства найденных художником ассоциаций.

         Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.

                            2. Мотивы и интенции творческой деятельности

         Явно или неявно, но все формы творческой активности художника в конечном итоге подчинены целям одного типа — созданию произведения искусства, предвосхищением возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность художника, в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных целей — произведение какого жанра он стремится создать, какого объема произведение, в какой срок, а также то ощущение внутренней ответственности за результаты, которое он при этом испытывает. С другой стороны, едва ли не большее значение в подготовке и осуществлении творческого акта у художника приобретает так называемая непроизвольная активность. Она отмечена непрерывным художественным фантазированием, это своего рода внутренняя лаборатория, в которой клубятся, наплывают друг на друга, прорастают подспудные переживания и их художественные формы. Этот скрытый от глаз, во многом хаотический и непроизвольный процесс вместе с тем не может быть оценен как нецелесообразный, выпадающий из сферы мотивации творчества.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Контрольная по финансовому образованию

         Спонтанной активности художника всегда присуще некое направление (интенция), пусть и не всегда осознанное. Известный германский психолог Х. Хекхаузен истолковывает интенцию как своего рода намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта.

         Мотивы творчества, которые, так или иначе, провоцируют действие интенции художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и так далее. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда он и не сопровождается сознательным намерением художника. Уже внутри творческой интенции живет нечто, что позволяет выбирать между различными вариантами художественного претворения, не апеллируя к сознанию, нечто, что запускает творческое действие, направляет, регулирует и доводит его до конца.

         Интенция любого художника проявляет себя как внутренняя предрасположенность его к неким темам, способам художественной выразительности, к характерным языковым и композиционным приемам. В этом смысле интенция выступает своего рода регулятором, ориентирующим разных художников на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров. В истории мирового искусства, таких примеров известно множество: так, А.С. Пушкин рассказал – «подарил», как бы, Н.В. Гоголю фабулу «Мертвых душ» не потому, что сам он не мог создать такого произведения, а потому что сама идея не разжигала в нем интереса и воодушевления. Можно привести немало других примеров. Образный строй каждого крупного мастера отличается в этом смысле некоторым проблемно-тематическим единством, избирательной ориентированностью сознания на близкие ему стороны окружающего мира. Хекхаузен справедливо говорит об определённой валентности или требовательности вещей, посылающих зов только автору такого склада и такого темперамента, который способен откликнуться на эти импульсы. Следовательно, интенция как особая направленность сознания на предмет, позволяет видеть, что в художнике живёт некая предзаданность, художник ощущает себя в атмосфере данного произведения ещё до того, как произведение это будет создано.

         Хрупкое балансирование между интенцией собственного сознания и той мерой, которую диктует природа самого предмета — механизм, объясняющий взаимодействие внутри художника в каждый отдельный момент — как сознательных усилий, так и непроизвольной активности.         Интенция как творческое веление, существующее накануне еще не созданного произведения, всегда оказывается богаче и многостороннее, чем отдельный конкретный результат — произведение искусства. В этом смысле художник знает осуществление, но не знает осуществленного. Таким образом, процесс творчества обнаруживает как бы двойную ориентацию: отбор тем и способов их претворения со стороны автора и, одновременно, — отбор авторов со стороны самих фактов и тем. Интенциональность творческого сознания художника позволяет ему смотреть на себя как на своеобразный словарь, в котором уже предуготовлены главные темы и ведущие способы их претворения.

         По сей день в психологии по-разному используют понятия «мотив» и «мотивация» применительно к художественной деятельности. В искусстве термин «мотивация» зачастую используется как синоним художественной достоверности, оправданности логики поведения художественного персонажа. Как известно, психология выводит мотивацию как из свойств самого человека, так и из требований ситуации. Обращает ли художник столь же большое внимание на ситуацию, в которой находится, как и на свои внутренние побуждения? Как правило, нет. С одной стороны, мы видим огромное множество откровенных халтурщиков – как в кино, так в литературе, а также и на эстраде, которым решительно все равно, что создавать – они ориентируются исключительно на «внешнюю ситуацию». Но вот, только настоящих художников мы среди них не найдем. Для подлинного художника «внешняя ситуация» всегда глубоко вторична по отношению к его собственным внутренним ощущениям. В истории мирового искусства известно множество случаев, когда яркие и талантливые писатели создавали произведения «в стол», то есть, создавали их исключительно под воздействием внутренних побуждений – тогда, когда «внешняя ситуация» для них, по сути, переставала существовать.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Контрольная по культурологии

         Внутренняя потребность творчества, художественное чутье — гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться. Императив диктует не столько ситуация, сколько «океаническое чувство» самого мастера, которое просится наружу и которое нельзя удержать в себе. Как было известно еще Канту, природа гения сама дает искусству правила. Гений мыслит свою деятельность как свободную и органичную, побуждающую с большИм доверием относиться к собственному чутью, и склонен скорее задавать свою тональность складывающейся вокруг ситуации, чем соответствовать уже имеющимся ожиданиям.

                                     3. Вдохновение и мастерство

         Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс этот далеко не только спонтанный. Художественный аффект еще не дает ясности цели, в психике художника доминируют рефлексивные реакции, он еще очень далек от дискурсивного (логического) мышления, от четкого осознания целей своего творчества. На этом, необходимом, этапе его, художника, движение к цели в значительной степени идет на уровне интуитивного обнаружения предмета творчества, накопления материала, минуя ступень аналитического мышления. Это накопление на уровне подсознательного, интуитивного выражается подчас в эмотивности действий и поступков. В повышенной эмоциональной возбудимости.

         Таким образом, в какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, то есть овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества возможных путей свой верный и единственный путь, терпеливо взращивать в себе установку на творчество — все это требует овладения разными навыками защиты от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата различных канонов, диктата шаблона, возможного диктата рутины и тому подобное. Оноре де Бальзак очень четко и определенно высказался о необходимости равновесия между эмоциями и разумом в момент художественного творчества: «Чересчур сильно чувствовать в ту минуту, когда надо осуществлять замысел, — это равносильно мятежу чувств против дарования».

         Главный защитный фактор — это способность художника осуществить интеграцию своего «я». И именно потому, что интенсивность творческой жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в своем творческом акте максимально собирать себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться концентрации, синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность творческого движения. Взаимодействие двух линий — спонтанности и контролирующего самосознания — необходимый компонент творческой деятельности. В своей работе «Парадокс об актере» Дени Дидро обращал внимание на умелое сочетание естественных порывов темперамента и холодного расчета в достижении художественного эффекта; сама по себе спонтанность может нейтрализовать художественное воздействие — отдавшись без остатка своим переживаниям, актриса захлебнется в слезах, спазмы горла лишат ее возможностей выразительных интонаций. И напротив, актер, действующий в рамках разработанных мизансцен, застрахован от провалов, всегда сопутствующих тем, кто полагается лишь на «нутро».

         Проблема переживания и его художественного воссоздания — одна из главных проблем психологии творчества. Как это ни покажется на первый взгляд странным, большинство художников свидетельствует, что сильное переживание препятствует продуктивной творческой работе. Многие известные художники и писатели прошлого признавались, что в момент сильного экстатического переживания они не в состоянии творить — захватывающее переживание парализует творческую деятельность.          Необходимо дать переживанию немного остыть, чтобы затем увидеть его со стороны и найти максимально выразительные краски для воссоздания его художественной заразительности. Момент апогея переживания действует на творческую способность, как правило, разрушительно. Вот что писал А.С. Пушкин о своей работе над драмой «Борис Годунов»: «Большая часть сцен требует только рассуждения, когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения — я жду его или пропускаю эту сцену. Такой способ работы для меня совершенно нов». Пушкин исходил из того, что задачу создания большой конструкции, разработки последовательности эпизодов можно осуществить чисто волевым, сознательным усилием, в то время как для сочинения отдельных – наиболее ярких и выразительных деталей и эпизодов недостаточно одного только мастерства и профессиональных навыков – для создания этих моментов художнику жизненно необходим некий импульс внутреннего озарения, мощного вдохновения, который сам по себе не приходит и который художник должен уметь подстеречь в себе.

         4. Психологические аспекты процесса художественного творчества

         Дополнительные наблюдения и объяснения процессов творческого акта предлагает современная естественнонаучная психология, те экспериментальные разработки и исследования, которые ведутся в сфере нейродинамики творческой деятельности. Этот подход к изучению творческой деятельности имеет достаточно давнюю историю. Ученых интересует, что происходит в структурах мозга художника в момент творческой работы, что побуждает человека к выбору профессии художника, музыканта, писателя. Имеются ли физиологические основы, позволяющие говорить о предрасположенности человека к занятиям искусством? Ряд исследователей отвечают на этот вопрос отрицательно. Другие исследователи, наоборот, говорят, о наличии некоторых особенностей строения мозга у музыкантов и писателей (значительное развитие височных извилин мозга, поперечной извилины, в некоторых случаях — лобных долей мозга).

Психология художественного творчества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru