Дипломная работа:

БЛАГОДАРИМ НАШИХ СТУДЕНТОВ ЗА ТО, ЧТО ПРИСЫЛАЕТЕ НАМ ГОТОВЫЕ РАБОТЫ!

Международная практика регулирования торговли энергоресурсами
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Общие подходы и особенности международной торговли природными ресурсами 6
1.2. Международно-правовые основы торговли энергоресурсами 13
1.3. РФ при смене парадигмы национальной экономики от минерально-сырьевой к инновационной модели 19
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ И УЧАСТИЕ В НЕЙ РОССИИ 23
2.1. Национальный контроль за природными ресурсами в РФ и их использование в промышленных целях 23
2.2. Энергетический вектор сотрудничества РФ с ЕС 27
2.3. ВТО и ОПЕК как основные регуляторы энергетическими ресурсами. Место России в данном процессе 37

ВВЕДЕНИЕ

Текущее положение дел в национальной экономики, характеризующееся усугублением санкций со стороны ряда экономически-развитых государств, падение мировых цен на экспортируемые нашей страной энергоресурсы, закрытием многих институтов привлечения финансов, усиливающимися тенденциями неопределенности и хаосом на финансовых рынках сформировали сложные условия для субъектов экономического развития и экономики России в целом.

Россия обладает 13% мировых запасов нефти, 26% газа и 18% угля и является одним из важнейших экспортеров энергии. Энергетический сектор играет ключевую роль в российской экономике. Нефть и природный газ являются основными экспортными товарами и источниками бюджетных поступлений. Эксперты предсказывают, что энергетические продукты и материалы будут продолжать занимать центральную позицию в российской экономике в будущем.

Отметим, что значение энергетики для экономического развития невозможно переоценить, однако этой проблемой часто пренебрегают на уровне глобальных институтов, а нормы международной торговли в энергетическом секторе практически не действуют. Усилия ВТО, например, прежде всего концентрируются на преодолении барьеров для импорта, в то время как в сфере энергетики ограничения в основном касаются экспорта.

В отличие от других товаров ископаемые виды топлива уникальны. Они обеспечивают большую часть энергии в мире, но представляют собой конечный ресурс. Опасения, связанные с нехваткой ресурсов, заставляют ключевых игроков принимать меры, чтобы обеспечить доступ к источникам энергии. Возможно дальнейшее обострение геополитических конфликтов, в особенности с учетом прогнозов экспертов о росте спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% этого увеличения должны покрыть ископаемые виды топлива. В следствии этого повышается актуальность изучения международной торговли энергетическими ресурсами.

Целью работы является выявление закономерностей и особенностей развития международного регулирования энергетических рынков на современном этапе для оптимизации участия России в этом процессе и укрепления ее позиций в мировой энергетике.

Предметом исследования являются особенности урегулирования торговли энергоресурсами и механизмы инкорпорирования добывающей отрасли России в глобальный сырьевой сектор мировой экономики в рамках ВТО, а также возможности расширения и повышения эффективности участия России в таком регулировании.

Объектом исследования являются современная система международного регулирования торговли на энергетических рынках, а также международно-экономические отношения, складывающиеся в российской добывающей отрасли.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общее и особенное в международной торговле природными ресурсами:  
  2. Изучить международно-правовые основы торговли энергоресурсами;
  3. Выявить основные закономерности развития главных мировых энергетических рынков;
  4. Проанализировать правила ВТО и энергетический сектор сотрудничества России с ЕС;
  5. Разработать предложения по оптимизации участия России в международном регулировании мирового энергетического рынка и отдельных его составляющих, особенно рынков нефти и природного газа.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Общие подходы и особенности международной торговли природными ресурсами

Прежде чем перейти к изучению особенности международной торговли природными ресурсами определимся с понятийным аппаратом.

Природные ресурсы (естественные ресурсы), компоненты природы, используемые человеком[1].

Природные энергетические ресурсы включают такие виды энергии, как солнечную, приливов морей и океанов, движения воздушных масс, рек, атомную, внутриземное тепло(термальную), ископаемые топлива, ресурсы животного и растительного мира.

Природные энергетические ресурсы подразделяются на три группы: невозобновляемые, возобновляемые и неисчерпаемые. Но все же, обычно их классифицируют на возобновляемые и невозобновляемые (рис.1.1).

Рис.1.1 Классификация природных энергетических ресурсов

Возобновляемые ресурсы — это земельные, водные ресурсы, ресурсы животного и растительного мира.

К невозобновляемым ресурсам относятся все ископаемые топлива так же, как минеральные ресурсы полезных ископаемых: руды металлов, запасы горно-химического сырья, строительных материалов.

Неисчерпаемые ресурсы — это солнечная энергия, атомная энергия, энергия приливов и отливов морей и океанов, энергия рек.

Ископаемые топлива — это совокупность запасов нефти, природного и сланцевого газов, уголь, торфа, урана в недрах Земли, подсчитанных применительно к существующим кондициям на полезные ископаемые.

Сырая нефть — природная легко воспламеняющаяся жидкость,
которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря ее использованию в качестве топлива и сырья для химического производства. Химически нефть — это сложная смесь углеводородов с различным числом атомов углерода в молекулах; в их составе могут присутствовать сера, азот, кислород и незначительные количества некоторых металлов.

Природный (нефтяной) газ, состоящий из метана и других легких насыщенных углеводородов, — весьма дешевое и удобное топливо.

Энергия ветра.

Ресурсы: кинетическая энергия ветра. Месторасположение: по всему миру, главным образом, на побережье и вершинах гор. Сфера использования: производство электроэнергии. Диапазон мощности: от 0,05 кВт до 2,5 МВт на одну установку, ветряные фермы на 100 МВт и более. Расходы на производство электроэнергии составляют сегодня: 8 — 30 пфеннигов/кВт.ч[2].

Все ветряные мельницы работают по так называемому принципу сопротивления: оказывая своими крыльями сопротивление ветру, они могут преобразовывать максимум 15 процентов силы ветра. Современные ветроэнергетические установки работают по принципу подъемной силы, когда, как у самолета, используется подъемная сила встречного ветра.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Реорганизация юридических лиц

Энергия воды.

Ресурсы: энергия воды при её движении и падении с высоты. Месторасположение: горы, реки. Сфера использования: производство электроэнергии, аккумулирование энергии. Диапазон мощности: гидроаккумулирующие гидроэлектростанции и ГЭС на не зарегулированном стоке до 5 000 МВт. Расходы на производство электроэнергии составляют сегодня: 5 — 10 пфеннигов/кВт.ч.

Гидроресурсы обеспечивают около 4% производимой в Германии электроэнергии. Сегодня в эксплуатации находится около 5 500 ГЭС общей мощностью 3 500 МВт.

Биомасса.

Ресурсы: древесина, зерновые культуры, сахаро- и крахмалосодержащие растения, масличные растения. Месторасположение: по всему миру при наличии биомассы. Сфера использования: производство тепла, комбинированная выработка тепла и электроэнергии, в виде топлива. Диапазон мощности: от 1 кВт до 30 МВт. Расходы: при выработке тепла 4 — 20 пфеннигов/кВт.ч; при получении тока 12 — 20 пфеннигов/кВт.ч.

Существует множество вариантов использования биомассы для выработки энергии. При этом первостепенное значение имеют, прежде всего, растения с высоким содержанием обменной энергии и древесина.

Биогаз.

Ресурсы: органические отходы. Месторасположение: по всему миру в зависимости от наличия отходов. Сфера использования: производство тепла, комбинированная выработка тепла и электроэнергии. Диапазон мощности: 20 кВт — 10 МВт. Расходы на сегодня: при выработке тепла 5 — 15 пфеннигов/кВт.ч; при получении электроэнергии 12 — 30 пфеннигов/кВт.ч.

Биогаз возникает при разложении органических веществ специальными метановыми бактериями.

Геотермальная энергия.

Ресурсы: тепло земных недр. Месторасположение: повсюду. Сфера использования: отопление и охлаждение, сезонное аккумулирование холода и тепла, технологическое тепло, выработка электроэнергии. Диапазон мощности: вблизи поверхности: 6 — 8 кВт; на углубленных пластах: до 30 МВт. Издержки производства: при выработке тепла 4 — 12 пфеннигов/кВт.ч; при получении тока 15 — 20 пфеннигов/кВт.ч.

Ядерные энергоресурсы.

В основе энергетических атомных установок – управляемые ядерные реакции деления ядер изотопов урана 233U, 235U, 239Pl. При делении каждого ядра освобождается энергия в 200 МэВ. Это АЭС на тепловых или медленных нейтронах[3].

В настоящее время в мире существует и все более обостряется проблема дефицита энергетических ресурсов. Путями выхода из энергетического кризиса признаются использование альтернативной энергетики (возобновимых энергоресурсов) и снижение потребления энергии.

Главным стимулом развития альтернативной энергетики является то, что легкодоступные запасы традиционных энергетических ресурсов (газ, нефть, уголь) уменьшаются год от года, а стоимость этих видов топлива на мировом рынке постоянно растет. Использование традиционных энергоресурсов всегда связано с загрязнением окружающей среды. На атомных электростанциях все еще недостаточен уровень надежности, при том, что тяжесть последствий от аварий на них очень высока. Остро стоят проблемы вторичной переработки и захоронения отработанного ядерного топлива.

Изучив сущностные энергетических ресурсов перейдем к  изучению особенностей международной торговли природными ресурсами.

Всемирная торговая организация выпустила в 2010 г. специальный доклад, посвященный торговле природными ресурсами[4]. В докладе отмечаются следующие особенности природных ресурсов: неравномерное географическое распределение, исчерпаемостъ, наличие внешних факторов (провалов рынка в виде не выраженных в стоимостной форме последствий потребления и/или производства), доминирование в производстве и торговле отдельных стран, волатильность цен[5].

Высокий удельный вес природных ресурсов в экономике отдельных стран особенно наглядно проявляется в отношении энергетических ресурсов. Так, доля углеводородов (без продуктов их переработки) в экспорте составляет (в процентах) в Азербайджане 93,3, в Алжире — 89,8, в Кувейте — 87,2, в Саудовской Аравии — 82,7, в Венесуэле — 79,4[6].

Общей основой торговли энергоресурсами на мировом рынке является, прежде всего, то, что подавляющая часть торгуемых природных ресурсов представляет собой невозобновляемые ресурсы. Поэтому на мировом рынке природных ресурсов имеется специфика проявления экономических законов и закономерностей, определяющих международную торговлю воспроизводимыми промышленными и сельскохозяйственными товарами. Природные ресурсы можно поставлять на мировой рынок лишь до тех пор, пока они имеются. Если природных ресурсов потребляются, например, для производства электроэнергии, то они исчезают бесследно, поскольку не остаются в теле произведенной продукции.

Обладание энергоресурсами влияет как на экономическое положение государства, так и на его политический курс, содействуя стабильности и безопасности в стране, поэтому важность бесперебойного и устойчивого снабжения энергоресурсами в настоящее время остается актуальной. Одной из тенденций современности является то, что обладание энергоресурсами определяет не только экономическое положение государства, но и во многом оказывает влияние на его политический курс, содействуя обеспечению стабильности и безопасности в стране, поэтому важность бесперебойного и устойчивого снабжения энергоресурсами не приходится доказывать.

Что касается волатильности цен на мировых рынках сырьевых товаров, то, по мнению лауреата Нобелевской премии по экономике П. Кругмана, это объясняется «конечностью» мира, в котором предложение нефти, пшеницы, молока или других сырьевых товаров исчерпаемо, и существует вероятность нехватки ресурсов, способных удовлетворить мировой спрос на них. Это, однако, не означает, что спекуляция не играет никакой роли в формировании цен на сырьевые товары[7].

Проведенный нами анализ теорий международной торговли, концепции жизненного цикла, модели торговли   и теории конкурентных преимуществ показал, что отдельные положения этих теорий вполне применимы к анализу современной торговли природными ресурсами. Однако необходимо учитывать фундаментальные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в ХХ в. и происходящие в XXI в. Так, в примере Д. Рикардо сравнивались две страны (Англия и Португалия) с разными издержками, где производились одинаковые товары. Отсюда и проистекали сравнительные преимущества у каждой из обеих стран. Однако в международной торговле природными ресурсами страны-импортеры не всегда покупают природные ресурсы у стран-экспортеров из-за того, что ресурсы более дешевые. Это происходит потому, что они такими ресурсами или вообще не располагают, или располагают в недостаточном количестве, а потому вынуждены соглашаться на цены, которые устанавливаются на биржах (нефть), либо в результате договоренности с экспортером (природный газ). В этом случае может возникнуть горная рента[8].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Физическое воспитание школьников

Что касается теории Хекшера-Олина, то необходимо иметь в виду, что высокая обеспеченность страны каким-либо видом природных ресурсов не всегда трансформируется в конкурентные преимущества. Если доставка энергоресурса на мировые рынки требует значительных дополнительных затрат, например, строительства многотысячекилометрового трубопровода, то конкурентные преимущества могут быть утрачены.

Стоит отметить, что общим для торговли энергоресурсами на международных рынках угля, нефти и природного газа является разделение рынка на сделки с немедленной поставкой товара (спотовые сделки) и срочные сделки, то есть разделение на рынок реального товара и финансовый рынок. Такое разделение рынка на два сектора можно считать логическим развитием внутреннего, а затем и международного капиталистического товарного рынка.

При небольшом количестве производимого товара, которое устойчиво поставляется на рынок, у участников рынка, как продавцов, так и покупателей, нет особых оснований стремиться управлять имеющимся риском роста или снижения цены. С увеличением масштабов производства товаров и поставок на рынки все большего их объема возникает объективная потребность страхования возникающих рисков.

На рынках природных ресурсов эта потребность воплотилась в появлении различного рода финансовых инструментов, но это произошло позже рынков других товаров.

Практика торговли на товарном рынке породила различные финансовые инструменты, в частности фьючерсы и опционы, которые стали неотъемлемой частью торговли. В отличие от рынка реального товара, на котором каждый акт купли-продажи товара по необходимости сопровождается переходом товара от продавца к покупателю в обмен на некоторую определенную сумму денег, на финансовом рынке в момент заключения сделки не совершается обмен товара на деньги. Это позволяет осуществлять куплю-продажу контрактов (фьючерсов или опционов) в значительно большем объеме по стоимости, чем стоимость всего объема предлагаемого реального товара.

1.2. Международно-правовые основы торговли энергоресурсами

ОПЕК была создана в 1960 г. Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2008, вышла из состава), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1994, вышла из состава), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена организации — Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора (ИранИракКувейт,Саудовская АравияВенесуэлаКатарЛивия, Объединённые Арабские Эмираты,  Алжир,  Нигерия, ЭквадорАнгола  и  Индонезия.). За годы своего существования ОПЕК стала крупной международной организацией со сложной структурой. Функционирование ОПЕК обеспечивает множество департаментов и служб, подчиненных генеральному секретарю организации. Штаб-квартира ОПЕК с 1965 находится в Вене[9]

Нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК — Россию, Норвегию и Мексику — не раз призывали присоединиться к картелю. Алжирский министр нефти Шакиб Хелиль в декабре 2008 года заявлял , что эти страны должны либо пойти на сокращение добычи углеводородов, либо вступить в ОПЕК[10]. На первый взгляд логичное предложение: картель контролирует 40 процентов мировой добычи, и с присоединением указанных производителей стал бы монополистом.

Но в этой организации нет никакого механизма воздействия на отдельных ее членов. Проблема нынешней ОПЕК в том, что не существует способа выработать в рамках картеля какую-то единую позицию. И лидирующий нефтепроизводитель — Саудовская Аравия — вообще не нуждается в каких-либо согласованных действиях. Королевству невыгодно сокращать добычу, а цены саудиты выдержат практически любые. Поэтому они не только не намерены сокращать, напротив — хотят наращивать добычу, собираясь в ближайшем будущем повысить производство нефти с 9,5 миллионов до 12 миллионов баррелей в сутки.

Схожие позиции занимают и три другие монархии Персидского залива — Кувейт, Катар и ОАЭ. Вместе они обеспечивают половину общего объема добычи картеля. Больше всего страдают от низких цен латиноамериканские страны, Венесуэла и Эквадор. Они и говорят о необходимости сокращения квот.

Однако никаких отдельных квот не существует. Есть только общая официальная квота в 30 миллионов баррелей в сутки. Это ограничение неизменно с 2011 года и фактически не соблюдается: сейчас суммарная добыча стран картеля составляет около 31 миллионов баррелей в сутки. Никто не хочет терять свою долю даже внутри ОПЕК. Кроме того, дополнительные объемы нефти могут выйти на рынок из Ирана и Ирака.

В настоящее время предложение на мировом нефтяном рынке превышает спрос на три миллиона баррелей в сутки. Продавцов больше, чем покупателей. В этой ситуации уходить с рынка крайне опасно — твое место тут же займет другой. Поэтому и весь картель в целом, и каждый производитель в отдельности, боятся сокращения добычи гораздо больше, чем снижения цен.

Технологические различия в России и странах ОПЕК в методах добычи нефти также играют ключевую роль. Дело в том, что в России нефть залегает гораздо глубже, чем в странах Ближнего Востока. Соответственно — выше себестоимость добычи. Чтобы добраться до нефти, приходится делать глубокие скважины. Просто заморозить такую скважину нельзя — из нее нужно выкачивать нефть постоянно, иначе скважина «умрет».

Кроме того, будучи традиционным конкурентом Саудовской Аравии на нефтяном рынке, Россия не хочет потерять свою нишу.

В обозримом будущем никаких предпосылок для сокращения мировой добычи, а значит, и для устойчивого роста нефтяных цен нет. Поэтому России придется приспосабливаться к новой внешнеэкономической конъюнктуре, в которой нефть дешевле 40, а иногда и 30 долларов за баррель.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Современное состояние экономики Греции и ее мирохозяйственные связи в начале ХХI века

Превратится ли Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в «газовый ОПЕК», то есть в картель, солидарно влияющий на мировые газовые цены – сейчас это вопрос будущего. Однако, само название «газовый ОПЕК», предложенное в середине 2000-х годов, видно, что прижилось.

Членами ФСЭГ являются 13 государств: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Статус наблюдателей на саммите имели Азербайджан, Ирак, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Оман и Перу. Штаб-квартира ФСЭГ размещается в г.Доха (Катар).

ФСЭГ за 14 с лишним лет существования не достиг таких согласованных действий на мировом газовом рынке, как ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) на нефтяном, но от регулярных встреч и сверки своих позиций никто отказываться не собирается. Хотя между рядом стран существуют весьма непростые отношения, дверью здесь ещё не хлопали. И понятно – почему, ведь как бы ни были самостоятельны действия того или иного члена ФСЭГ, владение общим богатством – газом – так или иначе подталкивает, если не к координации, то к обмену мнениями, как минимум.

Особенностью этого объединения является и то, что в его рядах отсутствуют ведущие страны Запада, являющиеся основными покупателями газовых ресурсов. Так что, страны-участницы могут считать себя все вместе «по другую сторону» рынка, то есть в позиции продавцов, которые к формированию цены имеют большее отношение, чем покупатели…

И не зря в канун саммита ФСЭГ в Тегеране обсуждался вопрос о том, будет ли включено в Декларацию положение о том, что право распоряжения полезными ископаемыми, в т.ч. энергоносителями, приравнивается к суверенному праву, т.е. становится частью государственного суверенитета. Другими словами, посягательство на полезные ископаемые, в т.ч. энергоресурсы, будет приравнено к посягательству на суверенитет государства с соответствующими последствиями, включая право на самозащиту.

Эксперты обсуждали, открывается ли в связи с этим новые юридические возможности в рамках международного права: ведь разграбление чужих природных богатств, в чем за века преуспел Запад в отношении стран развивающихся, переводится, таким образом, из категории «колониального и неоколониального бизнеса» в разряд прямого «посягательства на суверенитет».

«По итогам саммита ожидается принятие совместной декларации, в которой будут отражены принципиальные позиции стран-членов по приоритетным вопросам международного сотрудничества в газовой сфере. А именно, абсолютный приоритет стран-производителей газа над их природными ресурсами», – заявил помощник российского президента Юрий Ушаков[11].

Как отметил Юрий Ушаков, большое внимание на переговорах с иранским руководством предполагалось уделить актуальным международным проблемам — «урегулированию конфликта в Сирии, реализации Совместного всеобъемлющего плана действий в отношении иранской ядерной программы, борьбе с терроризмом, в частности — противодействию (запрещенной в РФ террористической) группировке «Исламское государство». Был запланирован и «обмен мнениями по всему комплексу вопросов двустороннего сотрудничества — торгово-инвестиционное взаимодействие, атомная энергетика, добыча нефти и газа, военно-техническое сотрудничество».

В канун переговоров Россия сделал жест доброй воли в отношении Ирана – Владимир Путин снял запрет на поставки оборудования и технологий, напрямую связанных с модификацией иранского ядерного объекта «Фордо» и реактора в Араке, что окажет иранской стороне существенную подмогу в реализации программы развития мирного атома.

«Надо понимать: ФСЭГ — прообраз будущей «газовой ОПЕК» — остается в большей степени политической, а не бизнес-площадкой», писала «Свободная Пресса»[12]. С этим тезисом можно дискутировать, однако в настоящий момент все страны-члены ФСЭГ понимают, что за газом – будущее энергетики.

В своем выступлении на третьем саммите ФСЭГ  Владимир Путин, в частности, указал на то, что «страны-участницы Форума обладают львиной долей доказанных мировых запасов природного газа (79 процентов, а с учётом стран-наблюдателей – 85 процентов) и обеспечивают почти половину мировой торговли этим видом топлива…

По прогнозам, к 2040 году глобальные потребности в газе увеличатся на 32 процента – почти до 5 триллионов кубических метров. Напомню, что в 2014 году это было 3,7 триллиона кубических метров.

Это открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа и одновременно представляет серьёзный вызов, потому что понадобится кардинально ускорить освоение новых месторождений, модернизировать перерабатывающие мощности, расширить газотранспортную инфраструктуру…

За энергетическую безопасность надо платить всем – и странам-экспортёрам, и странам-покупателям, что справедливо и полностью отвечает духу рыночных отношений…

В готовящийся проект национальной Энергетической стратегии на период до 2035 года мы закладываем существенный – на 40 процентов – прирост добычи природного газа. Если в 2014 году мы добыли 578 миллиардов кубических метров, то к 2035 году планируем добыть 885 миллиардов кубических метров.

С партнёрами из Евросоюза мы планируем осуществить целый ряд инфраструктурных проектов, с Турцией проводим согласование южного маршрута.

Наша страна будет также экспортировать газ и увеличивать свои поставки на восточном направлении, и здесь у нас очень позитивная работа идёт с нашими партнёрами из азиатских стран: и с Китаем, и с Индией, и с другими нашими партнёрами. Планируем на азиатском направлении увеличить наши поставки с 6 до 30 процентов – до 128 миллиардов кубических метров…

При этом мы готовы к самому плотному взаимодействию с партнёрами по нашему Форуму – по Форуму экспортёров газа, с другими заинтересованными странами в целях удовлетворения глобальных потребностей в энергоресурсах и устойчивого развития мировой экономики в целом»[13].

Таким образом, России открыто заявила о своих планах по мощному развитию газовой отрасли, показала грядущую диверсификацию поставок – и на Запад, и на Восток, а также подтвердила намерение довести до реализации планы газопровода в Европу по южному маршруту.

1.3. РФ при смене парадигмы национальной экономики от минерально-сырьевой к инновационной модели

Говоря о структурном изменении экономики (смене парадигмы) и переходе от сырьевого пути развития к инновационному, мы можем сказать, что такие разговоры ведутся давно, но практических мер осуществляется мало. В период кризиса 2008-2009гг. речь также шла о необходимости структурных реформ и модернизации. В силу ряда причин, в первую очередь — восстановления цен на нефть к 2010г., как следствие повышение доходов федерального бюджета, никакие  структурные изменения не произошли. В настоящее время у нашей страны сохраняется уникальный шанс изменить ситуацию. Средства резервного фонда и фонда национально благосостояния обеспечивают возможность финансирования крупных инфраструктурных проектов.


[1] Чижов В.С. Полезные ископаемые и природные ресурсы. – М.: Статус, 2013. – С.219.

[2] Чижов В.С. Полезные ископаемые и природные ресурсы. – М.: Статус, 2013. – С.223.

[3] Чижов В.С. Полезные ископаемые и природные ресурсы. – М.: Статус, 2013. – С.230.

[4] World Trade Report: 2010 Edition. Trade in natural resources / WTO. – Geneva: WTO, 2010. – Р. 54-63, 72-147. 

[5] Там же. Р. 5.

[6] UNCTAD Handbook of Statistics: 2014 Edition / UN. – UN: New York, 2014. — P. 151, 152, 161, 167, 172. 

[7] Opening Statement. Public Meeting on Proposed Rules Under Dodd-Frank Act  // U.S. Commodity Futures Trading Commission. – 2011. – 18 January. 

[8] Макаркин, Ю.Н. Научно-экономические основы горной ренты и экономические проблемы регулирования отношений недропользования  // Бурение и нефть. — 2011. — №1. С. 59.

[9] Официальный сайт ОПЕК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.opec.org. 

[10] Проблемы и перспективы взаимоотношений ОПЕК и России [Электронный ресурс] / Деловой центр Республики Татарстан. — Режим доступа: http ://www.tatcenter.ru/article/26228. 

[11] Экспортеры газа примут декларацию о суверенитете над природными ресурсами[Электронный ресурс]. — Режим доступа
http ://www.vz.ru/news/2015/11/20/779315.html

[12] Персидский поход Кремля — Зачем президент России впервые за восемь лет отправился в Тегеран? [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.svpressa.ru/politic/article/136634/

[13] Саммит Форума стран – экспортёров газа [Электронный ресурс]. — Режим доступа
http ://www.kremlin.ru/events/president/news/50755

Международная практика регулирования торговли энергоресурсами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru