Готовая курсовая:

Золотой век русской литературы

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Литература первой половины XIX века……..……………………4

  1. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852 )…………………………….……..5
    1. Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) …………………………………..…..10
    1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)……………………………………..….12
    1. Николай Васильевич Гоголь (1809—1852)……… …………………………………14

Глава 2.Литература второй половины XIX века…………………………..16

2.1 Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883).……………………………………16

2.2 Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)……………………………..17

2.3 Лев Николаевич Толстой (1829 – 1910)…………………………………….18

2.4 Александр Николаевич Островский (1823—1886)…………………………19

Заключение…………………………………………………………………..….23

Список литературы………………………………………………………….…25

Введение

Везде литература есть воистину благороднейшая

И драгоценнейшая выразительница народного гения.

Везде она составляет предмет народного культа,

народной гордости.

 М.Е. Салтыков – Щедрин

В представления многих древних народов «Золотой век» — счастливая

ранняя пора человечества, когда люди оставались вечно  юными,  не  знали

забот, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к  ним  как

сладкий сон. XIX век в развитии русской культуры занимает особое место. Его нередко называют «золотым веком» культуры России. Этот период характеризуется зрелостью, национальной самобытностью, определённостью самосознания, давшей наибольшее число достижений признаваемых классическими, т.е. эталонными для данной культуры и определяющими её лицо в масштабе мировой культуры. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших столь значительный вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Очень ярко и образно сказал об этом в своё время А.М.Горький, характеризуя художественную культуру XIX века: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России и рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и большая совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: вся сила их, чтобы создать положительный тип русского человека и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, но как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они логически неслиянны. Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией XIX века, но и поражающее разнообразие».

В развитии литературы «золотого века» наиболее ярко проявились начавшиеся процессы демократизации культуры и синтеза её элитарных и народных форм.  В первой половине XIX века для неё были характерны быстрая смена идейно – художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В культурно – типологическом отношении классицизм – романтизм – реализм составляли основные этапы идейно – эстетического развития XIX столетия.

           В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от нормативности просветительского мировоззрения, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Усиливалось внимание к человеку, его внутреннему миру.

Глава 1. Литература первой половины XIX века

         Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX века – романтизм. Он возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII-XIX веков  и представлял собой сложное идейно философское течение, отразившее социальную реакцию различных социальных слоёв на итоги Великой французской революции. Романтизм был стилем не только художественной, но и общественно – политической жизни.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Расчет основных экономических показателей работы предприятия

Русский романтизм неотделим от западноевропейского. Но его особенностью было сохранение большей связи с идеями просвещения, такими, как осуждение крепостничества, защита интересов народа. В России романтизм распространился в переломную эпоху отечественной войны 1812 года, которая усилила у писателей – романтиков идеи гражданственности, национального самосознания. Сутью романтического искусства было противоборство идеального героя с реальной действительностью. Утверждение сильной, свободной личности, интерес к истории отечества  были характерны для русского романтизма. Поэтому и проблемы национального самосознания в классической русской культуре выходили на первый план.

Решающей фигурой здесь явился Н. Карамзин с его «Письмами русского путешественника» (1791-1795,1801), историческими повестями «Наталья – боярская дочь» (1792) и «Марфа – посадница» (1802), а затем и «Историей государства Российского» (1804-1826), сделавший современное состояние и историю России специальным предметом художественного, публицистического и научного сознания всей читающей русской публики. Именно Карамзин – беллетрист и журналист, историк и реформатор русского языка – был на рубеже XVII – XIX вв. самой актуальной фигурой русской культуры. В то же время, например, не менее значительные по масштабу своей личности и культурной деятельности, Н. Новиков и А. Радищев опередили своё время, и их радикализм не был по достоинству оценён современниками, поскольку их деятельность не вписывалась в систему русской культуры того времени, а подчас и прямо выпадала из неё, подрывала её целостность и стабильность. Первым классиком русской культуры Нового времени, таким образом, стал именно Карамзин, ещё в XVIII века интуитивно почувствовавший самое нужное и самое своевременное для русской культуры начала XIX века – проблему её национальной самоидентичности.

            Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере и благодаря творческим исканиям и открытиям В.А. Жуковского.

  1. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852 )

 Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир от традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся форм он не находил таких изобразительно – выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В его сочинениях господствует меланхолическое созерцание мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегии, басни, сказки. Но всё же явное предпочтение он отдавал балладе.[1] Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причём не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально – бытовыми образами (баллады «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский получил известность не только как поэт – романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии.[2]

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения. Пожалуй самое привлекательное в нравственной позиции поэта – это глубокое убеждение в том, что счастье человека заключается не во внешних интересах, оно скрыто в нём самом , в его способности любить, мыслить, творить.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Методы бухгалтерского учета

В первой половине XIX века литература занимала особое положение в системе духовной культуры, её тематика и содержание в значительной степени определялись общественно – политической жизнью России. Именно в литературе, при отсутствии политических организаций и оригинальной русской философии воплощались проекты общественно – политической и социально – философской мысли. К именам составившим славу российской художественной культуры, следует добавить и множество имён философов, учёных, общественных деятелей той поры, которые внесли свой неоценимый вклад в формирование национальной самобытной российской культуры: Карамзина, Чаадаева, Хомякова, Аксакова, братьев Киреевских, Сперанского, Белинского, Чернышевского, Герцена, Лаврова, Соловьёвых «отца и сына», Леонтьева и др.


[1] Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики.

[2] Жуковский занимался переводом лучших авторов Англии, Франции, Германии; такими как Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Золотой век русской литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика