Готовый реферат:

Языческие праздники древних славян

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..2

Языческие праздники древних славян………………………………………….3

 1.Особенности языческих праздников древних славян……… 3

2.Многообразие славянских  божеств……………………………5

3.Календарная обрядность…………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………10

Введение.

Представления древних славян  самым тесным образом связаны с их повседневной деятельностью. Языческий пантеон славянских богов представляет собой яркую демонстрацию их чаяний и нужд. Не случайно, что большинство богов языческого славянского пантеона являются богами земледелия и сил природы.

Разумеется,  каждому из богов посвящались праздники и обрядовые действия, строго соблюдавшиеся славянами на протяжении всего года.  Языческие праздники древних славян чрезвычайно разнообразны и красочны, их количество весьма велико. Однако, в представленной работе рассматриваются лишь основные из них, имевшие наибольшее значение для наших далеких предков, некоторые из которых сохранились и по сей день, претерпев, разумеется, определенные изменения.

Необходимо заметить, что многие языческие праздники славян, не слишком изменились с течением времени. Главным фактором их изменения стало принятие и утверждение христианства в качестве государственной религии древней Руси. В результате сложилась сложная, многослойная система языческих и христианских праздников и народных обрядов, тесно переплетенных между собой.

Языческие праздники древних славян.

 1.Формирование языческих праздников древних славян.

Говоря о язычестве древних славян, в первую очередь необходимо отметить, что само понятие «язычество» возникло в церковной среде в первом тысячелетии нашей эры. Изначально данным термином обозначалось все нехристианское – от гимнов «Ригведы» до мифологии Древней Греции.  Однако, и применительно к славянам  невозможно рассматривать язычество только лишь в рамках этого тысячелетия, поскольку праславянские корни в глубины первобытных эпох, палеолита и мезолита.

Именно в это время и формировались предпосылки, первообразы восточнославянского фольклора и обрядности: богатырь Медвежье Ушко, получеловек — полумедведь, культ  медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об Идолах», написанное в XII веке «упырям» и «берегиням», а затем и верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле – божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию, как основной формы деятельности, осуществленный  в IV-III тысячелетии до н. э., отмечен возникновением земного божества Мать-Сыра Земля (Мокошь). Теперь землепашец уже обращает внимание на  движение солнца, луны и звезд и ведет счет по аграрно-магическому календарю. В это время возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Даждьбога[1].

Как и все народы, находящиеся на стадии разложения первобытно -общинного строя, славяне также были язычниками. Ученые археологи, этнографы этимологи говорят о том, что языческая культура древних славян была чрезвычайно богатой и разнообразной. В ее недрах накапливались первые знания наших предков о человеке и природе. В языческих представлениях древних славян заключались  первые  астрономические, медицинские, биологические, технологические и географические знания. Именно они представляли собой основу всей жизнедеятельности людей. С их помощью определялись циклы  работ, формы строительства жилья, обычаи, обряды и т. д[2].

В первом тысячелетии  до н. э. возникают богатырский эпос, мифы и сказания, дошедшие до нас в виде волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре-победителе Змея.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Утренняя гигиеническая гимнастика (значение и принципы построения упражнений)

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. Именно  с его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы, а также позднее – в период ее становления в IX-X веках. Теперь язычество стало единственной государственной религией, а Перун – главным богом.

Стоит отметить, что даже принятие христианства практически не затронуло религиозных устоев деревни, что особенно ярко отразилось в сохранении многих языческих праздников и даже частично – обрядности, вплоть до наших дней.

Более того, и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть  бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему  принимали участие  в общенародных  игрищах и празднествах, например, в русалиях. Предводители дружин долгое время еще тайком наведывались к волхвам, а их домочадцев врачевали  вещие женки и чародейки[3].


[1] Глушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород; «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.  С. 454.

[2] Орлов  А. С. и др. Основы курса истории России. М.; Простор, 1997. С. 32-33.

[3] Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. /http://hronos.km.ru/libris/lib_p/index.html

Языческие праздники древних славян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика