Готовый реферат:

Всемирная торговая организация

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Всемирная торговая организация: основные цели и функции, процедуры присоединения 5
1.1. Цели и принципы 5
1.2.Структура и функции 9
1.3. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации 10
Глава 2. Регулирование международной торговли 13
2.1.Торговая политика и инструменты торговой политики 13
2.2. Тарифные методы регулирования международной торговли 17
2.3. Нетарифные методы регулирования международной торговли. 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Введение

Актуальность темы. В современном мире глобализация является основной тенденцией развития мировой экономики, в той или иной степени влияющей на все происходящие в ней процессы. Впервые за многовековую историю человечества мировое хозяйство имеет четкую центростремительную направленность.

Необходимость наднационального регулирования в условиях глобализации xoзяйcтвeннoй жизни возникает на разных уровнях и в разных сферах хозяйственной деятельности. Проблемы, вытекающие необходимость межцународногого сотрудничества, можно сгруппировать по нескольким направлениям. Во-первых, это необходимость согласованной корректировки макроэкономических процессов в определенные моменты экономического развития. Во-вторых, необходимость регулирования отдельных товарных рынков, прежде всего рынков сырья. В-третьих, решение глобальных проблем, таких как: борьба с голодом, обеспечение человечества сырьем и энергией, эффективное использование ресурсов Мирового океана,

Цель исследования — выявление и систематизация легитимных с точки зрения требований ВТО мер в области регулирования и содействия развитию международной торговли, а также выявление их специфики в отдельных сферах торговли.

Предметом исследования является современная система многостороннего регулирования международной торговли,  базирующаяся на совокупности общепризнанных в мире принципов и правил ВТО.

Объект исследования — ВТО и обязанности ее стран-членов в области внешнеэкономических отношений.

Теоретической и методологической основой работы служат  труды отечественных  и  зарубежных  исследователей о деятельности ВТО и других международных экономических организаций на смежные темы,  в частности, Авдевичева М.А, Григоряна С.А., Данильцева А.В., Дюмулена И.И., Загашвили В.С., Королева И.С., Мартынова А.А., Медведкова М.Ю., Пахомова А.М., Преснякова В.Ю., Поляков В.В., Сабельникова Л.В., Фаминского И.П., а также Брама Дж., Линдерта П., Стивенсона К., Стюарта Т., Шмиттгоффа К., Джексона Д., Требилкока M., Хауса Р.

Структура определена целью, задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка использованной литературы.

Глава 1. Всемирная торговая организация: основные цели и функции, процедуры присоединения.

1.1. Цели и принципы

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название «Уругвайский раунд». Однако большая часть переговоров проходила в Женеве, в штаб-квартире Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Переговоры технически завершились на заседании Комитета по торговым переговорам в Женеве 15 декабря 1993 года. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Группы показателей качества; характеристика входящих в группы показателей

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К 2002 г. проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТОявляются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются:контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТОможно суммировать следующим образом:

—         создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики[1];

  • доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами,   и   таким   образом устранение дискриминации;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС: Приложение 1. 1 А. Многосторонние соглашения по торговле товарами.

Генеральное  соглашение  по тарифам и торговле 1994  г.   (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей); Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС); Соглашение по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ); Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс); Соглашение   по   применению   Статьи   VI   ГАТТ-94   (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции; Соглашение по правилам происхождения; Соглашение по процедурам импортного лицензирования; Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по (специальным) защитным мерам. 1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)[2].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Организация и учет безналичных расчетов в РФ

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО (в основном это развитые государства).

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая — в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров. Третья Министерская конференция состоялась 30.11-03.12.99г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению применения странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Четвертая Министерская конференция состоялась в Дохе (ноябрь 2001 г.). На ней было принято решение о начале нового Раунда многосторонних торговых переговоров[3].

9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой в итоге было принято решение начать переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, ТРИПС, правил ВТО (субсидии, антидемпинг) и ряда других вопросов. В рамках соответствующих комитетов ведется работа по переговорам в других областях (экология и т.д.). В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам, включающий ряд специализированных органов, который является координатором переговорного процесса нового раунда МТП. В настоящее время идет предметное обсуждение предложений стран-членов ВТО по всей повестке нового раунда.

На пятой Министерской конференции (сентябрь 2003 г., г.Канкун, Мексика) будут подведены промежуточные итоги МТП и определен формат их продолжения. Новый раунд МТП предполагается завершить к началу 2005 г..

1.2.Структура и функции

 Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Регуляция межличностных отношений

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специали­зированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Рабочие языки ВТО — английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2001 г. составляет 134 млн. швейц. франков (около 90 млн.$).

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны — участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 144 государства,причем только 16 из них стали новыми членами за последние 6 лет -Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама ( 1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия ( 2000 г.), Литва, Молдова ( 2001 г.), Китай (декабрь 2001 г.), Тайвань (январь 2002 г.).

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

1.3. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации

Выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, она многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (в РГ по присоединению России к ВТО 66 стран, включая всех основных торговых партнеров) происходит де­тальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.


[1] Цепов А. Б. Международно-правовые аспекты деятельности ВТО. Дис. канд. юрид. наук. — М., 2000, с. 24

[2] Цепов А. Б. Международно-правовые аспекты деятельности ВТО. Дис. канд. юрид. наук. — М., 2000, с. 23

[3] Кондрашова Ю. В. Россия и Основные сферы и компетенции ВТО // Вопросы вступления России в ВТО: предпосылки, возможности, последствия / Под ред. В. Б. Мантусова. — М., 2003, с. 56

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru