Готовая задача:

Вопросы к экзамену по теории и методике обучения иностранным языкам

  1. Приоритетные направления исследований в области образования. Оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологичес­кими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выпол­нения деятельности (планируемость, организация, точ­ность и т. д.).

 Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учеб­ной, отношением к ней, обучаемостью.

В то же время обучающиеся на определенной сту­пени образовательной системы могут характеризовать­ся исходными общими типическими для них особен­ностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень, во-первых, соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни челове­ка. Так, например, в начальной школе во всем мире учатся дети возрастом не старше 10 лет (хотя в эк­стремальных социальных ситуациях, например лик­видации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые).

 Во-вторых, спецификой (содер­жанием, формами) самих ступеней образования, соот­носимой не только с теми же возрастными особеннос­тями, но и с законом кумулятивности, наращивания, увеличения знаний, структурирования индивидуаль­ного опыта, строения индивидуального тезауруса как упорядоченной структуры вербального интеллекта. В силу этого абстрактно-типические субъекты «школь­ник», «студент» выделяются общественным сознани­ем на основании этих двух (возрастного и социокультурного) оснований, которые перекрываются, но тем не менее могут быть отдифференцированы.

Рассмотрим прежде всего основ­ные подходы к возрастной периодизации, являющей­ся исходной для определения типического субъекта различных ступеней образовательной, и прежде всего школьной системы. Л. С. Выготский определил три группы подходов, или схем решения, этой проблемы.

 С учетом первой группы, в частности биогенетическо­го подхода, периодизация детства основана на этапах филогенетического развития. К этой группе Л. С. Вы­готский относит также периодизацию, основанную на ступенях воспитания и образования. Тем не менее при всей ошибочности такой схемы Л. С. Выготский при­знает, что «…расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истин­ному расчленению детства на отдельные периоды»[3, с.56 ], вследствие огромного практического опыта образования соотнося эти ступени с возрастными изменениями.

Рассматривая вторую группу подходов (очень мно­гочисленных), за основу периодизации принимают из­менение какого-либо одного (часто внешнего) призна­ка, например появление и смена зубов (дентиция), сексуальное созревание и др. Третья группа подходов направлена на выявление базального, существенного в развитии, например изменений внутреннего темпа и ритма развития.

В русле понимания отечественной психологией пси­хического развития как внутрен­не противоречивого, связанного с возникновением пси­хических и личностных новообразований процесса, Л. С. Выготский, вслед за П. П. Блонским, рассмат­ривает определенные эпохи, стадии, фазы в общей схе­ме переломов, или кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, по Л. С. Вы­готскому,  выступают,  во-первых,  характеризующие сущность каждого возраста новообразования.  «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельнос­ти, те психические и социальные изменения, кото­рые впервые возникают на данной возрастной сту­пени  и  которые  в  самом  главном  и  основном определяют сознание ребенка, его отношения к сре­де, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»[12, с.123].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Правопреемство и перемена лиц в обязательстве

Вторым критерием вслед за П. П. Блонским Л. С. Выготский считает динамику перехода от одно­го периода к другому, которая может быть а) резкой, критической и б) медленной, постепенной, литической.

Для педагогической психологии в целом и для оп­ределения типического «психологического портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной сис­темы важно, в частности, следующее положение Д. Б. Эльконина: «то, что в критический период вы­зывает появление соответствующего новообразова­ния, и представляет собой генеральную линию после­дующего развития в стабильном периоде»[15, с. 45 ].

 За этими изменениями педагогическая система может «не пос­певать» (Л. С. Выготский ), в результате чего возника­ет эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрас­тного становления.

К определению типических особенностей субъекта разного возраста с позиции развития его интеллекта подошел Ж. Пиаже, основываясь на исходных поло­жениях своей теории: а) принципе равновесия как ус­тойчивом отношении частей и целого; б) структурности, где струк­тура есть «умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принци­пов активности частей, которые эту структуру со­ставляют»[4, с.25]. Ж. Пиаже выделил четыре основных пе­риода развития интеллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от 1,5 до 2 лет. Соответственно от 1,5 до 2 лет «начинается пери­од, который тянется до 4 лет и характеризуется развитием символического и допонятийного мышления;

—  в период от 4 до 7—8 лет образуется, основы­ваясь на предшествующем, интуитивное (на­глядное) мышление, прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям;

— с 7—8 до 11—12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которы­ми можно манипулировать или которые мож­но «схватить» в интуиции;

—  с 11—12 лет и в течение всего юношеского пе­риода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект»[13, с .67].

Если сопоставить приводимые по разным основа­ниям в схемах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и Ж. Пиаже возрастные границы периодов, например, дошкольного возраста и младшего школьного, то, оче­видно, что они в целом совпадают.

Мы видим, что эти границы определяются прежде всего социокультурным, исторически сложившимся в генетической памяти цивилизации опытом соотнесе­ния образования детей и их внутренней психологи­ческой готовности к каждой из его ступеней. Как спра­ведливо отметил Л. С. Выготский, «педагогическая схема» или другими словами — социокультурная и историческая основа периодизации возрастного раз­вития, остается одной из основных формально разде­ляемых практически всеми исследователями, особен­но теми, кто стоит на полисимптоматической основе периодизации.

Во всем мире обучающихся называют в соответст­вии с характером той образовательной системы, в ко­торой они учатся (школьники, гимназисты, реалис­ты, студенты). При этом внутри этого наименования различаются уже в соответствии с возрастом и сту­пенью обучения более дробные обозначения. Это так называемая культурно-историческая дифференциация, лежащая в основе социокультурной возрастной пери­одизации субъективного бытия обучающегося. Она свя­зана с характером деятельности ребенка в обществен­ных институтах (учреждениях) государства. Отсюда и названия периодов по ступеням школьного образова­ния — дошкольный, школьный (младший, средний, старший),  студенческий.  Это свидетельствует о со­бственно  педагогических критериях  периодизации субъектного бытия на возрастном этапе от 6 до 22— 23 лет.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Истоки деловых конфликтов и их роль в процессе управления

Соответственно, говоря о типическом субъекте каж­дого из этих образовательных периодов, называют его младший школьник, подросток, старший школьник или студент. При этом отмечается, что каждый воз­растной период в жизни его субъекта определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей. Д. Б. Эльконин называет три основных показателя, фактора, обусловливающих как само развитие, так и его периоды. «Определен­ный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития — это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития.

 Каждый возраст или пери­од характеризуется следующими показателями:

1)определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2)  основным, или   ведущим, типом   дея­тельности (существует несколько типов деятельнос­ти, которые характеризуют определенные периоды дет­ского развития);

3) основными  психическими  новообра­зованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личнос­ти)».

Значение каждого возрастного периода определяет­ся его местом в общем цикле развития ребенка. А. Н. Леонтьев, отмечая специфику внутри и межста­дийного развития, подчеркивает, что внутри, в гра­ницах стадии, реализуются два ведущих направления — от изменения круга жизненных отношений к раз­витию действий, операций, и обратно — от перестрой­ки этих функций и операций к новой деятельности. Между стадиями реализуется вхождение предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Отсюда берет начало тенденция генетического рассмот­рения каждого возраста как этапа целостного разви­тия личности в качестве субъекта познания, комму­никации, труда. При этом само развитие имеет согласно результатам исследований психологической школы Б. Г. Ананьева инволюционно-эволюционный характер. Как отмечалось выше, оно осуществляется по основным линиям интеллектуального, личностно­го и деятельностного становления ребенка. Эти линии неотделимы друг от друга, обусловливая и определяя развитие человека в целом как личности, как субъек­та деятельности.

Вопросы к экзамену по теории и методике обучения иностранным языкам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика