Готовый реферат:

Воображение и интуиция в экономическом познании

Содержание


Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Воображение и интуиция  — способы и формы познания и                творчества………………………………………………………………………3

Глава 2. Историческое развитие методология познания и её взаимодействие с интуицией и воображением……………………………..8

Глава 3. Значение творческого потенциала в современной мировой экономике………………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………….16

Введение

Данная работа посвящена проблематике творческого мышления в сфере экономического познания. Именно с точки зрения философской науки существует возможность детального изучения данного вопроса. Формально особенности методологии познания в экономике, тесно переплетаются с основами научной гносеологии[1]. Наблюдается прямая преемственность базовых методик познания, однако интерпретация роли интуиции и воображения в экономическом познании индивидуализирует и разграничивает их. На этом роль философии не ограничивается, т.к. она своей мировоззренческой, познавательной, методологической и эвристической функцией способствует формированию у экономиста поискового мышления, инновационного и адаптационного потенциала.
          В работе рассматриваются основные аспекты, касающиеся сущности интуиции и воображения в контексте творческого всенаучного поиска. Особенности мыслительных процессов, взаимосвязь личностных характеристик индивида с конкретно полученным результатом, основополагающие правила позволяющие достигать принципиально новых результатов.
            Однако наиболее важной тематикой в данной работе я считаю именно проблему интеграции творческого потенциала в современную действительность. В рамках этого вопроса буду рассмотрены особенности познавательной преобразующей деятельности в мировой экономике, и существующее положение вещей, тенденции в России.

Глава 1. Воображение и интуиция  — способы и формы познания и                творчества

Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рождение нового знания, которое не имеет видимых предпосылок, устоявшихся известных правил, аналогов в прошлом. Это новое знание в определенном смысле неповторимо. Основанием творчества выступает, с одной стороны, изменчивость ситуаций внешнего мира, стимулирующая активность субъекта, а с другой — необычайно разнообразный и богатый внутренний мир человека, его способности, динамическая организация, различного рода природные дарования, склонности, страсти к познанию. Творчество невозможно как процесс, осуществляющийся на одном из уровней познания. Так, рациональное познание дискретно, нормативно, с необходимостью использует выработанные человечеством стандарты правильного мышления, формальную логику, исключающую противоречия. Но стандартность творчеству противопоказана. Творческий процесс динамичен, включает эмоции, переживания, фантазию. Создается впечатление, что только чувства могут породить великие поэтические строчки, только глубокие переживания могут выступить источником вдохновения, стимулировать поиск новых художественных или научных форм. Однако нельзя предположить, что художественный образ, например, имеющий по определению чувственный характер, можно создать без привлечения рационального знания и логических способов мышления. Творческий процесс реализуется на основе и при помощи единства чувственного и рационального. Вопрос в том, каков характер этого единства. Нет ли у него чудодейственного посредника, нет ли у субъекта какой-либо способности, “отвечающей” за нестандартное движение к новизне?

Важнейшим посредником реализации чувственного и рационального в творчестве выступают неосознаваемые процессы психической деятельности. Они выступают настоящим кладезем неакцентированной информации, малых и маленьких впечатлений, не имеющих до определенного времени отношения к внутренней, поисковой деятельности сознания. Актуальные цели, задающие поисковый процесс, идут извне субъекта. Внутри же функционируют различного рода цепочки целесообразных связей, имеющих к внешним целям чисто случайное отношение.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Биосфера

Творческое воображение, фантазия — необходимые средства разви­тия способности человека изменять, преобразовывать мир. С их по­мощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным. Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. При прочих равных условиях богатое вообра­жение предохраняет ученого от избитых путей. Человек, лишенный творческого воображения и руководящей идеи, в обилии фактов может не увидеть ничего особенного: он к ним привык. Привычки в научном мышлении — это костыли, на которых, как правило, дер­жится все старое. Для свершения великого нужна независимость от установившихся предрассудков.  
Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни чело­века, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого вооб­ражения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности.
          Независимо от содержания любое научное открытие имеет не­которую общую логику движения: от поисков и вычленения фактов, их отбора к обработке полученных данных в результате наблюдения и эксперимента. Далее мысль движется к классификации, обобще­нию и выводам. На этой основе возникают гипотезы, производятся их отбор и последующая проверка на практике, в эксперименте. Затем формулируется теория и осуществляется предсказание. Но логика далеко не исчерпывает духовных ресурсов творческого мышления.
            «Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и ин­туиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков… жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в ос­нове всех истинных достижений науки… Таким образом (поразитель­ное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наи­более замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тя­желых оков строгого рассуждения, которые называют воображени­ем, интуицией, остроумием».

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это спо­собность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция схватывает многообразие особенностей объекта в их единоцельности, «заглядывая» на объект откуда-то из-за «спины» интеллекта или, точнее, с высоты сверхсознания. Это «умное созер­цание», как бы пронзающее «мелочи» частностей и вцепляющееся в саму суть объекта.

Опытный врач сразу, без рассуждений может понять суть болез­ни, а потом уже обосновывает правильность своего «чутья». Дея­тели науки, искусства, полководцы, государственные и политичес­кие деятели, изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотвор­ными периодами творческого процесса их мышления являются мо­менты как бы наплыва вдохновения, упоительного восторга и вне­запного «озарения» мысли. На крыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты и ясности созна­ния, когда его взгляд на вещи становится максимально проницательным, и он оказывается способным предвосхищать итог мысли­тельной работы, мгновенно пробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Оценка и учет основных средств

Новые знания, которые не вытекают из добытых ранее систем правил, могут быть получены эвристически, путем творческого по­иска, не гарантируя заранее успеха: ищущий новое должен быть готов к тому, что его поиски могут кончиться неудачей. Научить человека «делать» открытия и мыслить творчески так же невозмож­но, как научить его создавать шедевры искусства. Логика здесь так же мало может помочь, как знание грамматических правил — на­учить создавать подлинно художественные стихи. Но интуиция не нечто сверхразумное или неразумное. В ней не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приемы, с помо­щью которых делается этот вывод. Она — это не только постижение истины, но и чувство, и понимание, что это именно истина. Интуи­ция — это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.

В истории философии трактовка этого понятия зависела от типа философствования — материализма или идеализма, сенсуализма или рационализма. Согласно Платону, это форма интеллектуального созерцания идей, которые изначально даны человеку в его бессознательном и которые становятся доступны проницательному уму через сверхчувственное озарение. Рационалист Р. Декарт, так же как и Платон, считал, что интуиция доступна только проницательному, подготовленному уму, но порождается она “естественным светом разума” и является простым, очевидным знанием. Материалист Л. Фейербах понимал интуицию как чувственное созерцание. Диалектико-материалистическая трактовка данного понятия исходит из того, что это противоречивый процесс, опирающийся на прошлый опыт и обусловленный интересами и целями творческого познания. Интуиция рассматривается как процесс взаимодействия субъективного и объективного, чувственного и рационального, необходимого и случайного, информационно-созерцательного и оценочного. Он направлен на достижение некоторого целостного продукта и осуществляется, как правило, на уровне бессознательного. Итог же этой деятельности бессознательного выступает как догадка, сознательное удостоверение истины, уверенность, не требующая доказательств.
          Таким образом, творческая мысль — чрезвычайно сложный, напряженный процесс, в котором задействованы все стороны, уровни и способы познания и преобразования действительности, которые выработало человечество и данный конкретный индивид, выступающий в качестве субъекта, созидающего новое. На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осущест­вляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, от­крытия в науке, изобретения в технике и созидание в области ис­кусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Глава 2. Историческое развитие методология познания и её взаимодействие с интуицией и воображением.

В экономической мысли древнего мира доминировал метод непосредственного описания, в качестве руководства к действию рекомендовалось использование конкретного опыта, практической деятельности как в частном хозяйстве, например, в рабовладельческой вилле (“Земледелие” Катона, “Сельское хозяйство” Варрона и др.), так и в масштабе государства (“О доходах” Ксенофонта, “Законы” Платона, “Афинская полития” Аристотеля). Из нерасчлененной совокупности обществознания еще не выделился не только, но и предмет экономической науки. Это значит, что происходил процесс преемственного внедрения опыта, который, безусловно, не имел достаточной творческой составляющей. И смену данной парадигмы могла осуществить разве что кризисная ситуация, вынужденный пересмотр существующего подхода к познанию.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   В.П.Кочубей - первый руководитель МВД

[1] Экономическая гносеология призвана раскрыть особенности методологии познания экономической реальности (экономического бытия). В этом разделе философии экономики и экономической науки происходит уточнение гносеологического инструментария в экономике, принципов экономического познания (например, принципа единства исторического и логического в познании, принцип монизма, принцип взаимодействия диалектической и формальной логик и т.п.), особенностей применения диалектического метода, категории противоречия и т.д.

Воображение и интуиция в экономическом познании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика