Готовая курсовая:

Внеклассная работа по чтению, как средство развития интереса к чтению младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты внеклассной работы по чтению как средства развития интереса к чтению……………………………………….   4
1.1. Особенности организации внеклассной работы в начальной школе… 4
1.2. Интерес к чтению. Особенности развития…………………………….. 8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………… 15
Список использованной литературы………………………………………… 16

Введение

Актуальность. На современном этапе становления образования подчеркиваются две функции книги в жизни общества – образовательная и воспитательная. С появлением телевидения, компьютерных технологий поток информации обрушился на каждого человека. Теперь, чтобы много знать, совсем не обязательно читать.

В этих современных условиях приоритет отдается воспитательной функции, так как именно из книги чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.

Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом начальном этапе важно привлечь ребенка к чтению.

Вопросом изучения роли внеклассного чтения занимались и продолжают заниматься такие педагоги и методисты как Куприянова К.Н., Светловская Н.Н., Рождественский Н.С., Романовская З.И., Горецкий В.Г., Ефросинина Л.А. и другие.

Все вышесказанное позволило нам определить тему курсовой работы: внеклассная работа по чтению, как средство развития интереса к чтению младших школьников.

Объект исследования: интерес к чтению учащихся начальной школы.

Предмет исследования: внеклассная работа по чтению как средство развития интереса к чтению младших школьников

Цель исследования: выявить условия организации внеклассной работа по чтению как средства развития интереса к чтению младших школьников

Проблема: каковы условия организации внеклассной работа по чтению как средства развития интереса к чтению младших школьников.

Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1) Изучить специальную литературу с целью уточнения ключевых понятий: внеклассная работа; познавательный интерес; интерес к чтению; читательский интерес.

2) Выявить особенности развития интереса к чтению у младших школьников.
3) Изучить существующий педагогический опыт по внеклассной работе по чтению как средству развития интереса к чтению у младших школьников.
4) Разработать методические рекомендации по организации внеклассной работы с целю развития интереса к чтению у младших школьников.

Для написания работы использовалась методическая,  педагогическая литература и периодика.

Глава 1. Теоретические аспекты внеклассной работы по чтению как средства развития интереса к чтению

  1. Особенности организации внеклассной работы в начальной

школе

Существующая классно-урочная система обучения предполагает тесную  связь учебной и внеучебной работы. В.А. Сластенин писал, «что внеучебная работа в структуре педагогического процесса, организуемого школой, занимает особое место»[1].

Действительно, внеучебная деятельность во многом способствует совершенствованию учебного процесса, хотя проводится в стенах школы. Внеучебная работа делится на внеклассную и внешкольную. Внеклассная проводится в стенах школы, а внешкольная  — учреждениями дополнительного образования.

Внеклассная работа имеет большое значение для развития личности ребенка. Она позволяет развивать его познавательные интересы, удовлетворять духовные потребности, открывает дополнительные возможности для формирования общественной активности, самостоятельности и других социально-значимых качеств личности.

Особое значение внеклассная работа имеет в начальной школе. Н.И. Дереклеева объясняет это тем, что с поступлением ребенка в школу происходят изменения в его жизни[2]:

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Материальная ответственность работников связанных с ведением кассовых операций

1. Значительно увеличивается круг общения учащихся. Учащиеся общаются друг с другом в классе, в группе продленного дня, во дворе, в кружках и секциях.

2. Изменяется круг общения ребенка. Если раньше это был воспитатель детского сада, члены семьи, то теперь это разные учителя, руководители кружков, сверстники и их родители.

3. Изменилось содержание общения. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь общение становится деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у них любопытство и интерес. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир – все это должно удовлетворять в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог.

В настоящее время во внеклассной работе существует широкий спектр самых различных мероприятий. Н.И. Дереклеева выделяет классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час[3].

Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога, существуют современные формы внеклассной работы, которые создаются по инициативе самого учителя. Такими формами яв­ляются игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состя­зания, турниры и т.д.

Из главных форм внеклассной работы является классный час. Тема классного часа, его содержание определяется учителем совместно с учащимися.

Н.И. Дереклеева дает такое определение классного часа: «Классный час — это форма воспитательной работы в классе, ко­торая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру»[4].

Классный час имеет различные функции:

— Просветительская функция. Ее назначением яв­ляется расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста и для миропонимания.

— Ориентирующая функция классного часа в большей степени от­носится к обсуждению нравственных проблем и нравственных цен­ностей, которые актуальны для данного возраста.

— Направляющая функция способствует приобретению практиче­ского опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоз­зренческих проблем.

— Формирующая функция направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:

  • определить тему классного часа и сформулировать его конкретные цели;
  • подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т.д.,
  • составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость,
  • распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся,
  • пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.

В.М. Николаенко выделяет несколько разновидностей классного часа[5]:

1. Классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц и является высшим органом управления классным коллективом. Результатом классного собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.


[1] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.- с.279.

[2] Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классв. – М.: «ВАКО», 2004. – с.25.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Современные форматы оптовой и розничной торговли

[3] Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классв. – М.: «ВАКО», 2004. – с.90.

[4] Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классв. – М.: «ВАКО», 2004. – с.91.

[5] Психология и педагогика: Учебное пособие./ Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – с.141-142.

Внеклассная работа по чтению, как средство развития интереса к чтению младших школьников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru