Готовый реферат:

Россия 19, начала 20 вв

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….2

Глава I. Защита и охрана памятников культуры в 1920-1930-е годы…………………………………………………………………………………6

Глава II.Церковь и государство в 1920-1930-е годы……………………9

Глава III. Вклад Луначарского в дело охраны памятников культуры и искусства………………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………..14

Список источников и литературы……………………………………15

Введение.

Период начала 1920-1930х годов, стал одним из наиболее сложных  в историческом развитии России. При этом сама страна была разорена и обескровлена первой мировой, а затем и гражданской войнами. Наряду с этим страной управляла новая власть, стремящаяся любыми путями утвердить собственное первенство и укрепиться у власти.

Именно в это время происходит формирование и становление не только новых властных структур, но и законодательной системы новой России. Не удивительно, что в подобных, тяжелейших условиях, в которых оказалась страна, одной из наиболее сложных проблем, стоявших перед советской властью, стала необходимость выработки единой линии поведения в отношении памятников прошлого и культуры.

Важность задачи по охране и учету памятников прошлого хорошо осознавал нарком просвещения  А. В. Луначарский. Он  стал одним из наиболее активных разработчиков законодательных актов по охране культурно-исторических памятников, а также разрабатывал теоретические основы новой советской культуры в своих работах.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в крайней важности указанного периода  в развитии культуры России, поскольку именно в это время закладываются основные  проблемы развития культуры, сказывающиеся и на современном ее положении. В предлагаемой работе рассматриваются проблемы, связанные с охраной памятников, существовавшие с конца 1910-х по начало 1930-х годов. Наиболее подробным образом также освящены вопросы, связанные с ролью А. В. Луначарского в деле становления системы охраны памятников в советской России, а также его теоретическим воззрениям в указанном аспекте.

Историография проблемы охраны памятников культуры России во второй четверти XX века довольно обширна. Вопросы музейного строительства и анализ мероприятий государства по охране памятников в отечественной историографии начали освещаться уже в 1920-е гг.

В 1920-е гг. в соответствии с особенностями идеологии того времени появляются исследования, посвященные проблеме взаимоотношений государства и церкви, изъятию церковных ценностей в помощь голодающим, непосредственно отразившие отношение государства к памятникам архитектуры и предметам культа, историко-музейная ценность которых полностью отрицалась. Так, в работах Брихничева И.П., А.В. Лунина, М. Горева и др.[1], освящаются вопросы  государственно-церковных отношений после выхода декрета об отделении церкви от государства, кампании по изъятию церковного золота, носили характер политического заказа.

В них, авторами обосновывалась необходимость конфискации церковных ценностей, духовенство обвинялось в нежелании помочь голодающим в Поволжье и в организации сопротивления во время изъятия культового имущества. Эти работы, несмотря на  классовый характер и субъективизм в оценках действий церкви, представляют все же определенный научный интерес, поскольку содержат интересный фактический и статистический материал.

В первой половине 1920-х гг. проблема сохранения культурного наследия приобрела особенную остроту и актуальность, поскольку решалась в условиях идеологической борьбы с религией и церковью. Работы А.В. Луначарского и И.Э. Грабаря, в связи с обострением в начале 1920-х гг. борьбы с церковью, освещали вопросы охраны монументальных памятников. В то же время необходимо отметить, что нарком просвещения А.В. Луначарский в отдельных своих работах[2], занимая позиции атеизма, настаивал на применении культурных форм борьбы с церковью, открыто
выступив против применения административных методов при закрытии церквей, ликвидации монастырей, приводивших к утрате культурных ценностей прошлого. По мере формирования административно-командной системы и наступления «социализма по всему фронту» в 1929 г. усилились споры вокруг религиозного вопроса.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Состояние здоровья населения планеты и граждан РФ

 А.В. Луначарский в своих работах призывал к культурно-просветительской работе в массах, предлагал цивилизованный подход к памятникам церковной архитектуры, сохранение их в качестве музеев, считая подобные формы и методы атеистической пропаганды наиболее эффективными.

В 1940-1950-е гг. появляются работы И.С. Смирнова, И.А. Булыгина, С. М. Троицкого[3], посвященные теме охраны памятников и музейному строительству в первые годы советской власти. В них впервые была предпринята попытка анализа мероприятий Советского правительства по созданию государственной системы охраны памятников истории и культуры, деятельности первых советских государственных органов охраны историко-культурного. Стоит отмутить, что указанные исследования не исчерпывают всех вопросов государственной политики по охране памятников в 1918-1920-е гг. Вместе с тем, они  позволяют расширить источниковую базу по исследуемым вопросам.

В 1970-1980-е гг. появляется ряд исследований, где  авторами делается попытка осмысления сущности отношения советской власти к историко-культурному наследию России в период индустриализации, коллективизации, культурной революции. В них проводится анализ ошибок и перегибов в осуществлении политики по охране памятников в исследуемый период[4].

В начале 1990-х — 2000 гг. появились исследования, отличающиеся новыми подходами к изучению проблемы сохранения памятников истории и культуры, и повлиявших на этот процесс государственно-церковных отношений 1920-1930-х годов. Так, например, канадским специалистом по истории русского православия Д.В. Поспеловским в ряде работ раскрывается мысль о том, что политическому руководству страны и проповедуемой им коммунистической идеологии, религия представлялась несовместимой с новой общественно-политической системой. Автору  удалось показать, что практически полная ликвидация церковных учреждений и непосредственно памятников православной архитектуры в 1930-е гг. не сопровождалась соразмерными успехами атеистического перевоспитания верующих[5].

Целью данной работы является изучение основных направлений и методов охраны культурных памятников в советской России в 1920-1930-е годы. В соответствии  с этим, в предлагаемой работе решаются задачи: выявления основных тенденций охраны культурных памятников в указанный  период; анализ политики государства в отношении церкви и культурных религиозных памятников, а также анализ деятельности Луначарского в направлении охраны культурно-исторических памятников прошлого.

В данной работе были использованы декреты советской власти по вопросам политики в сфере культуры в 1920-1930-е годы[6] (законодательные источники). В них содержится информация, дающая представление об отношении советской власти к памятникам культуры, а также ее политики   в деле формирования охранной деятельности историко-культурных памятников.

Глава I. Защита и охрана памятников культуры в 1920-1930-е годы.

Начиная с 1920-х годов проблема сохранения исторических памятников, их защиты от разрушительных воздействий, стала одной из наиболее сложных и актуальных для российской действительности. При этом необходимо отметить, что задачи сохранения историко-культурного наследия всегда были напрямую связаны с научно-исследовательской и собирательской деятельностью музеев.

Вместе с тем, потребительский подход 1920-1930-х годов к историческому и культурному наследию прошлого, призывы избавиться от ненужных традиций прежней культуры, варварское истребление памятников старины (в первую очередь церковных сооружений и предметов религиозного культа) нанесли непоправимый ущерб истории и культуре России6.

Со второй половины 1920-х годов, нарушенная государственная система управления музейным делом и охраны памятников
привела к расширению функций местной, исполнительной власти при решении вопросов сохранения, использования, сноса памятников архитектуры, а также к сокращению всей музейной сети страны.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Воображение и интуиция в экономическом познании

Новые условия, возникшие после революции 1917 года, обусловили необходимость выработки новых законодательных документов, подходов в области охраны памятников и развития искусства, отличного от прежней культурной и законодательной традиции. Одним из подобных, совершенно новых в мировой юриди­ческой практике законодательных актов, стал декрет СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений[7]».

Первые законодательные акты советского государства, касавшиеся судьбы культурного наследия и отношения к нему, формировали новую, четкую, юридически определенную систему государственной охраны памятников истории и культуры. Они не только провозглашали,  но действительно утверждали ответственность государства за судьбу духовного наследия, памятников, гарантировали их охрану. При этом, стоит отметить, что  процесс становления законодательства о государственной охране памятников, а также одновременное практическое осуществление мер по охране культурного наследия, происходил впервые в истории цивилизации, без исторических образцов к параллелей.

Немаловажным был также и другой аспект этой деятельности: выработка у масс пролетариата и крестьянства нового отношения к историко-художественному наследию, интереса к нему, чувства ответственности за его сохранение. Сложность же поставленной задачи заключа­лась в том, что массы, во многом не понимавшие исторического и художественного значения предметов, сосредоточенных в бывших дворцах и усадьбах, монастырях и богатых особняках, видели в них не культурные сокровища, а атрибуты сокрушенного строя, старого образа жизни. Новое законодательство, а также  опиравшаяся на него практика, способствовали перелому в отношении и пролетарских масс, и орга­нов пролетарской власти к памятникам прошлого, культурному наследию[8].

Охрана культурного наследия стала одной из важных сторон государственной деятельности и общественной жизни страны. В условиях практически полного истощения сил страны, культурное наследие, памятники искусства и старины, находившиеся в руках государства, церкви и частном владе­нии, были самым крупным  реально суще­ствующим фондом, перешедшим народу[9].

В короткий срок, при отсутствии и юридических норм, специальных органов и необходимого опыта необходимо было предотвратить разграбление и массовый вывоз зa пределы страны художественных ценностей. Помимо этого предстояло также выявить те культурные сокровища, которые находились в антикварных лавках и на складах, в церковных ризницах и монастырских хранилищах, старинных усадьбах и частных коллекциях по всей России, поскольку многие из этих собраний были плохо изучены, а сами владельцы зачастую не­ знали истинной ценности своих богатств[10].


[1] Брихничев И.П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Лунин А.В. Октябрьская революция и церковь. М., 1925; Горев М. Церковные богатства и голод в России. М., 1922.

[2] Луначарский А.В. Кому принадлежит церковное имущество. М., 1922; Он же. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения. М., 1965; Он же. Статьи об искусстве. М., 1941; Он же. Введение в историю религии. М„ 1924; Он же. Революция и искусство. Об изобразительном искусстве. М.,1957.

[3] Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти. М., 1949 Булыгин И.А., Троицкий СМ. Из истории первых мероприятий Советской власти по охране памятников культуры и искусства. / Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Циркуляция воздушных масс в атмосфере

[4] Равикович Д.А. Охрана памятников истории и культуры в РСФСР (1917-1967 гг.). / Труды Научно-исследовательского института музееведения и охраны памятников истории и культуры. М, 1970. Вып. 22.

[5] Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Он же. Русская православная церковь: испытания начала XX века. / Вопросы истории. 1993. № 1.

[6] Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959. С. 95—96.

6 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Он же. Русская православная церковь: испытания начала XX века. / Вопросы истории. 1993. № 1. С. 34.

[7] Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959. С. 95—96.

[8] Булыгин И.А., Троицкий СМ. Из истории первых мероприятий Советской власти по охране памятников культуры и искусства./ Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3. С. 54.

[9] Луначарский А.В. Кому принадлежит церковное имущество. М., 1922.

[10] Равикович Д.А. Охрана памятников истории и культуры в РСФСР (1917-1967 гг.). / Труды Научно-исследовательского института музееведения и охраны памятников истории и культуры. М, 1970. Вып. 22. С, 11.

Россия 19, начала 20 вв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru