Готовый реферат:

Распад любви в современном мире

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Трагизм любви………………………………………………………….4
  2. Распад любви в современном мире (по книге Э. Фромма

«Искусство любви»)……………………………………………………….8

  • Рыночные отношения в любви……………………………………..8
    • Представления Э. Фромма о настоящей

 любви………………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………….15

Введение

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, ли­шенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно дру­гих и себя.

ХХ век, вобравший в себя две мировые войны и серию гражданских войн, жестокие тоталитарные ре­жимы, войдет в историю не только как время выдаю­щихся социальных и научно-технических достижений, но и как эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррупции общечеловеческих ценностей, массового уничтожения людей. В нашем обществе в период за­стоя широко распространились равнодушие, апатия, за­висть, озлобленность. Все это говорит об остром дефи­ците любви, о явном ее обеднении и сужении ее сферы.

Теме любви в современном мире посвящена работа известного социолога Э. Фромма «Искусство любви».

Объект работы – любовь как человеческое чувство, предмет работы – взгляд Э. Фромма на любовь в современном мире.

Цель работы – выяснить, как характеризует Э. Фромм  современную любовь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— выяснить, в чем проявляется трагизм любви в современном мире;

— определить, какую характеристику дает Э. Фромм  современной любви.

1. Трагизм любви

Судьба любви трагична во все времена. Такова она и сегодня. Это, конечно, не означает, что нет любви сча­стливой, но даже и в ней неизбежны трагические пере­живания и трагические обстоятельства. Трагизм любви обусловлен, с одной стороны, непредсказуемо свое­нравной природой любви, а с другой — ее социальной зависимостью. Парадокс состоит в том, что любовь, как «дитя цивилизации», цивилизацией и губится. Так сказать, «родная мать» любви, до сих пор выступает по отноше­нию к ней как злая «мачеха». Сначала был поставлен «заслони сексуальным влечениям человека, а затем на­дета «смирительная рубашка» и на чувство любви. Если теперь в развитых обществах снят не только «зас­лон», но и открыты все «шлюзы» для секса, то «сми­рительная рубашка» остается на чувстве любви. Не было и пока нет такого современного общества, в котором существовал бы культ любви человеческой и воспиты­валась бы высокая культура любви. А каких только куль­тов не было! Чему только не поклонялись и не поклоня­ются люди! Однако и поныне нам остается лишь меч­тать вместе с А. И. Куприным о том прекрасном времени, когда любовь станет «светлой религией мира».

В наш нигилистический и даже циничный век на «пьедестал» возведен Его Величество Секс, обслуживаемый теориями «сексуальной революции» и «свобод­ной любви», а также мощной «сексуальной индустрией». Современное развитое человечество, создавшее себе сказочный комфорт во всех областях (на фоне другой части человечества — голодающей, болеющей и преж­девременно умирающей!), дальше, чем когда бы то ни было, отстоит от такой трудной, сложной и трагической реальности, как любовь.

Чем больше комфорта, тем меньше желаний усложнять себе жизнь. Привычка к комфорту не может не ослаблять творче­ский потенциал жизни, волю к преодолению, динамизм стремлений, остроту интеллекта, свежесть чувств. Лишь единицам удается вырваться из «сладких объятий» этой гибельной привычки. «Монстр потребительства» преследует современное человечество, разъедая души и калеча судьбы людей. Не есть ли это самое отрица­тельное следствие научно-технического прогресса? Мало кто ищет любви сегодня, зато многие ищут удобств, выгоды и наслаждений. Причем эти последние теперь понимаются отнюдь не в античном духе как «отсут­ствие страданий», а как положительная и экстенсивная величина, в погоне за которой люди подчас не щадят ни себя, ни своих близких, ни тем более дальних. Сколь­ко людей живут в «постылом браке» лишь потому, что боятся потерять выгоды и удобства от владения семейным имуществом (квартира, дача, машина, деньги и т. д.). Увы, подчас даже дети не так связывают супругов, как материальные ценности, как будто превы­ше этих последних нет ничего на свете. Отсюда поня­тен прагматический характер человеческих отношений, их бездушно-рассудочная заземленность, обыденность, а иногда и пошлость, узкожитейская заданность.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Небесные часы

Конечно, все это было и в прежние времена, но не так бросалось в глаза, в те периоды, когда борьба за выживание стоила многих усилий и отнимала у человека большую часть его времени. Теперь же, когда материальное жизнеобеспечение значительно облегчено, человек  мог бы оторвать свой взор от земли и перестать быть рабом вещных ценностей. Однако именно теперь, как никогда, он им привержен. Агрессивная «деструкция любви» связана не только с потребительством, но так же с развенчанием «святости», экзистенциальной уни­кальности, человеческой самобытности и глубинной интимности любви. Все это брошено в жертву групповому сексу, порнографии, проституции, самым диким «экспериментам» в области любовных отношений и переживаний. Пресыщенное человечество подхлестывает себя алкоголем, наркотиками, физиологической экзотикой, крикливой рекламой секса и его «сподручных средств» массового производства, безудержной гонкой за «максимумом наслаждений». Все более и более молодые люди вступают в сексуальные отношения без малейшего представления о любви, однако называя «это» любовью. Поистине прав Ларошфуко, заметивший: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». В этой связи стоит вспом­нить еще один его блестящий афоризм, ставший особенно актуальным в нашем веке: «Истинная любовь   похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел»[1].

Эта раскованность, а нередко и распущенность в пропаганде секса, демонстрации сцен интимной жизни в сексфильмах, культ изощренной эротики приучают современного человека поклоняться «тому» в любви,    что в ней является вторичным и подчиненным духовно-нравственному и эстетическому началу. Какое бы счастье ни приносило сексуальное общение, все же «звездная вершина» любви — в духовной гармонии, сердечной близости и абсолютной незаменимости любимого человека, тогда как в сексе замена вполне возможна. Как бы ни были мы индивидуальны физически, все же истинное и бесконечное разнообразие — в духе. Сек­суальный инстинкт относительно статичен, как и всякий инстинкт. Его можно вычислить. Любовь же вычислить нельзя! Она индивидуальна и неповторима, как и сам че­ловек. Не потому ли уже в древнеиндийском трактате о любви «Камасутра» перечисляются все «технические приемы» сексуального общения, тогда как «духовной формулы» любви нет ни в нем, ни в других трактатах.    Ее и в принципе не может быть, так как любовь уникальна. Хотя лукавый и многоопытный Овидий в своей «Нау­ке любви» дает множество психологических советов влюбленным (как познакомиться, завоевать любовь и сохранить ее), но, в конце концов, вынужден при­знать, «что легче исчислить песок на побережье морском», чем перечесть лишь «места для любовной охоты», не говоря уже обо всем остальном[2].

Практика «сексуальной раскованности» была теорети­чески обоснована социологами, психологами, врачами на Западе, видевшими в подавлении человеческой сек­суальности источник невротизации населения, половых извращений, проституции и т. п. Так, один из теоретиков «сексуальной революции», врач и психолог В. Райх (автор книг «Сексуальная революция», «Функция оргазма»), выступил за эмансипацию сексуальных влечений   от гнета «репрессивной цивилизации». Соглашаясь с   3. Фрейдом в том, что сексуальная репрессия была  необходима для развития культуры, он вместе с тем делает акцент на ее губительных для человека послед­ствиях, усугубленных экономическим угнетением. Райх делит историю человечества на два глобальных периода. Первый характеризуется матриархатом, отсутствием эко­номического, морального и сексуального угнетения, сво­бодой «генитальной жизни в любви», добрачным сексом и отсутствием половых извращений. Во втором периоде происходит переход к патриархату, принудительному браку без любви, патриархальной моногамной семье, до­брачному аскетизму, подавлению сексуальных влечений, экономическому угнетению. Оздоровление западного общества Рейх видит в отказе от патриархата, моногам­ной семьи, аскетической морали, сексуальной репрессии, а, следовательно, в раскрепощении женщин, сек­суальных инстинктов и особенно «оргазмной жизнен­ной энергии».

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Субъекты социальной политики в их историческом развитии

Эти идеи «упали» на благодатную почву массовой культуры на Западе и стали весьма популярными.

2. Распад любви в современном мире (по книге Э. Фромма «Искусство любви»)

2.1. Рыночные отношения любви

Результат распространения концепции «сексуальной революции» оказался неожиданным для их авторов, обернувшись вульгарно-гедонистическим истолкованием их идей. Однако на почве потребительской культуры и массового сознания, а также духовно-нравственной  «недостаточности» общества трудно было ожидать иного результата. Разрыв между сексом и любовью, «свободой в любви» и действительной свободой человека продолжал углубляться. Подмена любви сексом, внеш­нее общение между людьми вместо внутренней гармо­нии, «рынок любви» вместо «храма любви» стали темой довольно грустных размышлений известного социолога и психолога Э. Фромма.


[1] Стрельцова Г.Я. Судьба любви сегодня //Философия любви. Ч. 1. / Под общ. ред. Д.П. Горского. – М.:

  Политиздат, 1990. – С. 333.

[2] Стрельцова Г.Я. Указ соч. С. 334.

Распад любви в современном мире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика