Готовая дипломная:
Проблемы взаимосвязи социальной политики и социальной работы состояние и перспективы развития 1 глава

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи социальной политики и социальной работы

1.1.Социальная политика в системе государства: сущность, проблемы реализации в современных условиях России………………………………….10

1.2.Проблемы социальной работы в контексте социальной политики России…………………………………………………………………………….27

1.3.Основные направления взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России…………………………30

Глава 2. Социальная политика и социальная работа в трансформирующейся России

2.1.Анализ взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России………………………………………………….35

2.2.Приоритетные формы взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России…………………………46

2.3.Пути развития взаимодействия социальной политики и социальной работы в России………………………………………………………………….51

Заключение……………………………………………………………………….63

Список использованной литературы и нормативно-правовых актов………..67

Введение

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития. Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической и социальной деятельности. Социальная работа  по своим функциям и значению  тесно примыкает к социальной политике государства, является ее структурным компонентом. В это  связи существует острая практическая необходимость изучить взаимосвязь социальной политики и социальной работы и определение дальнейших перспектив ее развития[1]. Условия современной России социально детерминируют процесс становления социальной работы как инновационного института, активно влияют на динамику и механизмы ее функционирования.

Развитие разнообразных организационных форм социальной работы, применение широкого спектра методов, методик и технологий поставили вопрос о технологизации социальной деятельности и потребовали изучения и анализа всех факторов, способствующих или препятствующих этому процессу. Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса (практика, область познания и образовательная деятельность) идентифицировались как социальная работа.

Однако, механизмы реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного общества данные тенденции сохраняются, что также требует глубокого изучения. Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.)[2]. В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие  собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка  частных концепций.

 В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.
Генезис и развитие международной социальной работы как практики, особенности ее реализации в разные исторические периоды и разных  социокультурных средах начиная с XIX в. инициировали ее исследование
представителями различных наук, направлений и школ.

Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию проблем социальной работы заложены в фундаментальных классических и современных работах Ф. Армстронга, Л. Бартона, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, О. Конта, Д. Локвуда, Б. Малиновского, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тенниса, М. Фуко, Дж. Хоманса, а также отечественных ученых: В. Иванова, Л. Ионина, В.
Радаева, А. Филиппова, В. Ярской. Вопросы истории российской социальной работы активно разрабатывают М. Фирсов, В. Лыткин, П. Нещеретный.

Изучением  проблемы взаимосвязи  теории социальной работы занимались Е. Холостова, Л. Гуслякова, А. Панов, П. Павленок, Е. Студенова. Теория деятельности как методологическая основа для изучения профессиональной социальной работы разработана С. Рубинштейном, Э. Юдиным, Н. Наумовой, Г. Дилигенским, А. Леонтьевым, А. Маслоу, В. Ядовым и др.  Вопросы выявления сути социальных технологий, теоретические основания для их классификации и возможные пути применения в социальной работе как профессионального вида деятельности были достаточно широко освещены К. Поппером, М. Марковым, Н. Стефановым, а в последние годы глубоко изучаются Е. Холостовой, П. Павленком, В. Ивановым, Т. Шеляг, Л. Шинелевой и др. В 60-70-е гг. XX в. в социологической и экономической науке оформилось новое направление – изучение взаимодействия социальной политики и социальной работы. Проблема взаимодействия социальной политики и  социальной работы в современной России для отечественной научной мысли является достаточно новой. Можно отметить работы М. Фирсова, Холостовой Е.А., Волгиной, Крякова В.В., Левченко Л.В. и др. которые исследует методологические проблемы взаимодействия социальной политик и  социальной работы. В целом, несмотря на явный интерес ученых к проблемам социальной работы, степень проработки вопросов ее институционализации в условиях современной России в отечественных исследованиях незначительна.

 С нашей точки зрения, социологический подход к проблеме институционализации социальной работы не получил до настоящего времени полного теоретико-эмпирического оформления. В трудах отечественных ученых практически не представлен развернутый теоретико-методологический анализ поставленной проблемы, что затрудняет развитие научных исследований в данном направлении, а также трансформацию социальной политики с учетом потребностей и нужд социальной сферы.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе продолжается развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость расширения подготовки соответствующих специалистов.

Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека. В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

 Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений — экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др. — она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем.

 Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей. 

Местное самоуправление – это не только способ эффективного управления городами и селами. Это общественный институт, который играет не менее важную роль, чем свобода совести и другие конституционные основы демократической системы. Он задумывался в российской Конституции как стратегический, долговременный инструмент, как среда формирования гражданской инициативы, которая будет способствовать становлению новой российской государственности, новой системы отношений между государством и обществом. В связи с актуальностью данной проблемы темой исследования является анализ взаимосвязи социальной политики и социальной работы и определение путей их дальнейшего развития.

Объект исследования – процесс взаимодействия социальной политики и социальной работы

Предмет исследования – особенности взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях России

Цель исследования – изучить взаимосвязь социальной политики и социальной работы и обосновать перспективы ее развития в условиях трансформирующейся России.

Задачи исследования:  

1. Изучить теоретические основы проблемы взаимодействия  социальной политики и социальной работы.

2. Обосновать основные направления  взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России.

3. Проанализировать актуальные проблемы взаимосвязи социальной       работы и социальной политики.

4. Определить приоритетные формы взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России.

5. Обосновать приоритетные формы  взаимодействия социальной политики и социальной работы по вопросам социальной защиты и поддержке населения и социального обслуживания населения в условиях современной России.

Гипотеза исследования: реализация социальной политики России в области социального обслуживания, защиты и поддержки населения возможна при условии взаимодействия с системой органов социальной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены проблемы эффективного взаимодействия  социальной политики и социальной работы в аспекте поддержки и защиты населения России.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования позволят выделить перспективные пути взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях трансформирующейся России.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи социальной политики и социальной работы

1.1. Социальная политика в системе государства: сущность, проблемы реализации в современных условиях России

Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве[3].

Cоциальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране[4]. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития ем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики[5].

Учитывая тесную взаимосвязь современного  мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов). Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов). Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является «потребительская корзина», включаюшая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физическим уровнем потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране[6]. «Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю. Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость[7]. Необходимо так — же отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать «черту бедности». То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт «внедрения» европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Изучение теории эквивалентности перевода

Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства. Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяется ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общественного уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

В этом плане заметим, что Россия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации.

В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.  Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма. Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации[8].

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т. к. по их состоянию население судит о самих реформах.  В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.  

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало[9]:

 — становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.

 — образование нового источника доходов — предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый «челночный» бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов. Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой легентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства[10].

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово- экономических структур правительства России. Социальный его «блок» (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т. д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда. Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ, регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем.

 Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво.

Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.  Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков)[11].

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий.

Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально[12].

Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочие.

Система пенсионного обеспечения в России в период перехода к новым экономическим отношениям не была кардинально разрушена, а всего лишь реформированна. Многие традиционно сложившиеся принципы её функционирования, в том числе общегосударственный характер пенсионной системы, сохранились. В России, как и ранее в СССР, действует единое пенсионное законодательство на всей территории страны, права пенсионеров зависят не от места их проживания, национальности, социальной группы, а от возраста, состояния здоровья, степени утраты источников самообеспечения, трудового стажа, уровня получаемой до назначении пенсии трудового дохода. Наиболее важное изменение в системе пенсионного обеспечения явился переход от формального к реальному страхованию трудовых пенсии. В традиционной системе (плановой) государство было единственным работодателем для наёмных рабочих[13].

Трудовые отношения регулировались единым для всех участников законодательством и априорно предлагали обязательное государственное страхование каждого работающего. Однако установленные тарифы страхования были низки и не полностью покрывали всю потребность в средствах на выплату трудовых пенсий. Так, в 1988 г. средства государственного социального страхования в СССР составили всего лишь 43% общей суммы выплаченных пенсий и пособий страхового характера, остальное поступало из государственного бюджета. Перемены, начавшиеся в 1990 г., в основном заключались в выделении системы социального страхования из сферы бюджетного финансирования. Это было связано с усилением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, перехода к рыночным отношениям. Была сформулирована новая самостоятельная структура — Пенсионный фонд, отделённый от бюджета. Он должен аккумулировать средства из всех источников на выплату государственных пенсий. Таких источников формирования два: работодатель, в обязательном порядке страхующихся за счёт затрат на производство своих наёмных работников (обязательное страхование распространяется также на само занятых предпринимателей, не образующих юридического лица, фермеров и т. д.), и государство, взявшее на себя обязанность обеспечивать за счёт бюджета пенсии военнослужащим, социальные пенсии и некоторые другие виды социальных выплат. Доли участников составляют 90 и 5% соответственно. Хотя в данном случае государство выступает в качестве гаранта социальной обеспеченности перечисленных категорий пенсионеров, на самом беле его расходы на выплаты пенсий гораздо выше, ибо оно, само является работодателем и следовательно, страхователем для государственных служащих, работников бюджетных отраслей, государственных предприятий.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Современная ситуация в области пенсионного обеспечения в России характеризуется отсутствия накоплений пенсионного характера. В результате тратит на пенсионеров исключительно свои текущие доходы. Пенсионный фонд теперь работает так, что ежемесячные отчисления тут же направляются на выплату пенсий за исключением необходимого резерва оборотных средств (примерно 5%) и собственных расходов на содержание аппарата управления (0, 5%) и т. п.

Подобное положение отличают Россию от развитых зарубежных стран, где пенсионные фонды располагают крупными денежными резервами в банках, накопленных в течении многих лет. Неустойчивость финансового положения Пенсионного фонда, помимо отсутствия накоплений предыдущих лет, связана с падением доходов плательщиков, а также с дефицитом государственного бюджета, который сейчас недостаточно возмещает расходы Пенсионного фонда в своей части. В результате Пенсионный фонд перестал самообеспечиваться, и его доходов теперь не хватает на текущие выплаты, не говоря уже о расходах на ежеквартальную индексацию в соответствии с законодательством в связи с ростом цен. Увеличение финансирования пенсионных выплат может исходить из участия самих застрахованных работников в формировании фонда.

Переходный характер принятой пенсионной системы, её незавершённость и низкий исходный уровень заработной платы, не предусматривающий расходов на выплату личных страховых взносов, обусловили неучастие в них самих работников. Согласно действующему законодательству, население из личных доходов уплачивает всего 1% заработной платы в Пенсионный фонд. В остальные фонды обязательного страхования, действующих в РФ, — медицинский, занятости, социального страхования — никаких взносов трудящиеся не производят. Положение наименее обеспеченных, одиноких и недееспособных пенсионеров несколько облегчает действующая система социальных надбавок, льгот, обслуживание и социальной помощи.

Практически все эти выплаты осуществляется за счёт государства, роль частного сектора в благотворительности в данной сфере неощутима. Более того, государство её не поощряет, не освобождая от налогов средства благотворителей. Все надбавки, льготы и помощь пенсионерам делятся на два вида: а) надбавки на иждивенцев, по уходу, на одиночество и др., льготы по оплате квартир, проезда, лекарств, предоставляемые федеральным законодательством (основной документ для предоставления льгот — Закон РФ «О ветеранах»); б) льготы по местному законодательству, а также социальная помощь на местном уровне в виде выплат по бедности, надбавок к минимальным пенсиям, а также бесплатное питание, раздача вещей, обслуживание на дому тех, кто нуждается в постоянном уходе, организация центров социальной помощи и социального обслуживания[14].

Последние включает в себя: бесплатное дневное пребывание, культурную работу, консультацию медиков, психологов, юристов. В настоящее время вводятся жилищные субсидии для малообеспеченных. Однако социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию. Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищённых слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям имеющим детей.  Пособия такого рода не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (далее МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются «подпиткой» для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях[15].

Страховые пособия в связи с рождением ребёнка. При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Так же существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи. Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.  Так же дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты. В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Так же и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары[16].

Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма «присваивания звания» безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендия для студентов ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда. Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ.  

Результатам деятельности социальной политики в России является выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно[17].

Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживается на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в «теневую экономику». Отсюда и не дособираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет.

А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекта деятельности общества. Круг таким образом замыкается.  Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное замятие проблем в социальной жизни общества. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего бедного, безработного, не имеющего определённого места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодным, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого обеспечения постоянно ни хватит никаких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности, безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановке их деятельности. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства так же может помочь этому процессу[18]. Функционирование пенсионной системы в сущности не изменилось. Так же в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд.

Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за не стабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании.

Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека. В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований[19].

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при другой политической системе. Особенно остро встает вопрос безработицы. Когда при предыдущей политической системе было декларировано об отсутствии у нас безработицы и когда сейчас закрываются предприятия, тысячи человек остаются без определённого места работы или отправляются в отпуска без содержания, сокращение штатов. Когда молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Таким образом, на современном этапе развития  все эти и другие явления социальной жизни и социальной политики страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

1. 2. Проблемы социальной работы в контексте социальной политики России

Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях. Социальная работа тесно связана с социальной политикой государства.  В обслуживании клиентов социальный работник стремится к достижению особых целей, что определяется (или должно определяться) спецификой социальной работы, как работы направленной на помощь гражданам в решении их социальных проблем. Несмотря на уникальность каждой встречающейся ситуации, деятельность всех социальных работников  преследует общие цели, которые основываются на назначении и целях профессии[20].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Технология социальной работы с пожилыми

Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей обстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно) максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастья или страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своему собственному благосостоянию и социальному благополучию других в их ближайшем окружении, что принесет пользу всему обществу.

Взаимодействие между личностью и ее окружением должно укреплять чувство собственного достоинства, индивидуальность и самоопределение каждого. В итоге, функции социального работника в контексте социальной политики  представляются следующим образом:

  — помочь людям расширить их компетенцию и способность решать собственные проблемы;

  — помочь людям реализовать свои возможности;

  — стимулировать отзывчивость людей;

  — содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением;

  — влиять на взаимодействие между организациями и институтами;

 — влиять на социальную политику и политику охраны окружающей среды.

Для реализации этих функций социальный работник взаимодействует с множеством людей. Важно признать, что проблемы взаимодействия между человеком и его окружением вызываются не только недостатками окружающей обстановки. Существует много клиентов, у которых социальные работники определяли личностные дисфункции — такие, как ослабление их способности использовать свои возможности, расстройства их экосистем и т. п. Возьмем, к примеру, человека, у которого наблюдается дисфункция в межличностном взаимодействии, выраженная в затрудненном общении с людьми. В этом случае направление работы может быть сфокусировано на попытке преодолеть боязнь и барьеры клиента, помочь ему приобрести коммуникативные умения путем снижения неравенства во взаимодействии с окружающей средой. Неотъемлемой чертой социальной работы является также обеспечение социальной справедливости, выражающейся в возможности каждого реализовать свои ресурсы[21].

Законы, правительственная политика и социальные программы должны давать равные возможности гражданам для их самореализации. Социальный работник же, в своей практической работе, должен уделять большую часть времени обеспечению обслуживания и достижению реализации ресурсов в интересах клиентов. Его действия по обеспечению социальной справедливости направлены, следовательно, главным образом, на защиту своих клиентов и социальные акции, приводящие к соглашениям через соответствующие профессиональные организации.

Важность, которая придается в социальной работе определенным знаниям, должна четко отличать учебную программу социальной работы от других дисциплин, имеющих к ней отношение. Широкий охват разнообразных знаний имеет целью помочь практику в понимании комплексных факторов, входящих в формулирование социальной политики, которые определяются системой государственной службы помощи человеку на всех уровнях, включая и частный сектор.

Для работы в полном соответствии с назначением и этикой профессии, социальный работник имеет возможность принимать участие в развитии и использовании социальной политики, которая направлена на улучшение социального функционирования индивидуума, группы, общества. Так как социальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то для практика социальной работы важна информация о несправедливости в распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе и информация о столкновении на этой почве национальных меньшинств и необеспеченных групп[22].

Для достижения целей и реализации функций социальной работы практику нужны знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов.

Поэтому основательные знания и умения в отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективной практики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания и умения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использовать соответствующие системы ресурсов. Умения заниматься клиентом, сообща распланировать задачи и определить роли участников являются также неотъемлемой частью процесса и механизма разрешения проблемы. Практик должен владеть также знаниями о взаимодействии и умениями в его обеспечении.

Направление практики социальной работы должно быть теоретически обоснованным и высоко профессиональным как в оценке, так и в проникновении в дисфункциональные взаимодействия, которым подвергается отдельный человек, пара, семья или группа[23].

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация функции социальной работы влечет за собой умения разрешать непосредственные конфликты, собирать и приводить в действие ресурсы, которые обеспечивают высокий уровень межличностных взаимодействий. Все большее развитие получают исследования как жизненно необходимая база знаний, необходимых для практики социальной работы.

1. 3. Основные направления  взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.     

Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у населения социальных, юридических, медицинских проблем, выступает профилактическим средством асоциального поведения.  Эффективность и результативность социальной работы с разными группами населения  обеспечивается научно обоснованными целями, принципами, подходами, а также подбором оптимальных методов и средств социально-профессионального  становления граждан. Важнейшей составной частью внутренней политики государства наряду с экономической, национальной, культурной, демографической является социальная политика. Под социальной политикой понимается политическая деятельность государства по экономическому, социально-политическому, идеологическому обеспечению и согласованию общественных, групповых, личных интересов граждан. Существует более широкое толкование этого понятия: социальная политика — это целенаправленное воздействие государства, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также предприятий на существующую систему общественных отношений[24]

Социальная политика воплощается в конкретных социальных программах, социальной практике, регулирует отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения. Главным показателем эффективности социополитики служит уровень жизни, который отражает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, уровень потребления товаров и услуг и степень удовлетворения соответствующих потребностей. Уровень жизни в стране в ходе реформы упал до уровня 50-х годов, но не в равной мере для всех групп населения. Усилилась дифференциация, даже поляризация жизни малоимущих и высокодоходных групп населения, в ходе которой практически растворился «средний» слой граждан. В настоящее время речь идет не о рыночной социополитике, а о политике переходного периода, которая содержит в себе ряд противоречий, пережитков уравнительно-иждивенческой политики и зачатков цивилизованно-рыночных отношений.

Основными целями социальной политики в период кризисного состояния экономики являются[25]:

-создание экономических и правовых услови, стимулирующих активную трудоспособную часть общества к эффективному участию в хозяйственной деятельности, чтобы обеспечивать благополучие свое, семьи и всего общества;

-сохранение основных социальных гарантий в области доходов населения и сохранение минимальных гарантий медицинского обслуживания, социального обеспечения, образования и культурного развития.

Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры[26].

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов;

б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательство в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. В этой связи социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.  Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные)[27].

 Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства. Политика и социальная работа взаимосвязаны. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождество.  Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

Специальные механизмы реализации социальной политики, к которым относятся социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь, являются в то же время важнейшими технологиями социальной работы.

Основная цель социальной работы – создавать и сохранять условия правового, достойного, комфортного существования человека как общественного субъекта. Она состоит в том, чтобы регулировать правовые, экономические отношения человека с обществом и оказывать ему помощь в преодолении возникающих у него личностных, семейных и других проблем. Особенно важно это в современных тяжелых условиях переходного периода.

Глава 2.   Социальная политика и социальная работа в трансформирующейся России

2.1.Анализ взаимодействия социальной политики и социальной работы по защите населения  в условиях современной России

Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Поэтому основное звено в социальной политике отводится политике социальной защиты. Политика социальной защиты  —  политика и целенаправленные действия, а также средства го­сударства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указан­ными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономиче­ской самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения[28].

Анализ взаимодействия социальной политики и социальной работы по защите населения  в условиях современной России целесообразно провести на примере реализации программы социальной поддержки населения в период 2005-2006 гг.  в г. Москва.

Правительство Москвы приложило максимум усилий на то, чтобы сохранить максимальное количество льгот как для «федеральных» льготников, так и для «региональных», и, тем самым, гарантировать горожанам стабильный социальный статус. 3 ноября 2004 года был принят закон города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», который предусматривал установление ежемесячных городских льгот для «региональных категорий граждан. Этим законом сохраняются ранее установленные Правительством Москвы льготы для отдельных категорий москвичей из числа пенсионеров. За счет средств городского бюджета предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки и для граждан, относящихся к «федеральным» льготным категориям. Благодаря этому закону удалось приравнять к миллиону 300 тысяч федеральных льготников 900 тысяч региональных.

Москве удалось сохранить бесплатный проезд, бесплатное протезирование, 50-процентную оплату коммунальных услуг и услуг связи. Всем этим смогут пользоваться столичные ветераны, инвалиды войн, участники обороны Москвы и предотвращения Карибского кризиса, жертвы политических репрессий, ветераны труда и труженики тыла. Помимо ежемесячных денежных выплат из федерального бюджета, москвичи-льготники получают городские пособия.

Закон города Москвы направлен на обеспечение сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, на поддержание доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, на адресность социальной поддержки нуждающихся граждан.

Правительство Москвы уделяет большое внимание информированности населения о механизмах предоставления мер социальной поддержки. Во многих средствах массовой информации опубликованы подробные разъяснения. Правительством Москвы совместно с Московской городской думой была издана брошюра «Льготы для москвичей», в которой даны подробные разъяснения по замене льгот денежными выплатами и о сохранении льгот в натуральном виде. Эту брошюру получили все жители Москвы через почтовые ящики. Как видно из таблиц брошюры в основном все натуральные льготы сохранены. Все эти меры мэрии, Правительства Москвы помогли предотвратить массовые протесты в столице. Все это еще раз подтверждает истину социального менеджмента, что при принятии управленческих решений необходимо учитывать, просчитывать социальные последствия – это азбучные истины менеджмента, руководителя любого ранга. И странно, что те, кто в первую очередь отвечает за реформирование социальной политики, которая действительно нуждается в совершенствовании, допустили такие ошибки, которые вызвали дестабилизирующую волну в обществе.

Было много возражений против закона, многие предупреждали, что неподготовленность его может вызвать возмущение населения, что народ может выйти на улицу, но это не было услышано. Неумение слушать специалистов, пренебрежение к мнению народа вынудило людей выйти на улицу, чтобы быть услышанными. Не следует забывать, что «обратная связь» органов управления с массами – важнейший  защитный механизм от ошибочных решений властей, от того, что в свое время называлось «волюнтаризмом», «субъективизмом».

В Москве, благодаря ответственной политике Московского  Правительства, Московской городской Думы выступлений протеста не было. Руководство Москвы от мэра до глав управ считают рост социальных гарантий – основной задачей управления. Вся деятельность комплекса социальной сферы Правительства Москвы направлена на сохранение и дальнейшее расширение социальных гарантий москвичам в области социальной защиты, образования, здравоохранения, охраны труда занятости, культуры и спорта, а также на решение других вопросов, связанных с социальным самочувствием москвичей.

Социальная политика Москвы оценивается намного выше социальной политики, проводимой в стране. Так, эксперты оценили социальную политику в Москве как положительную в феврале 2005 г. почти вдвое выше по сравнению с оценкой социальной политики, проводимой в целом по стране. (См табл.1).

Таблица 1

Оценка социальной политики экспертами

  баллы
1 2 3 4 5
В стране 27,2 31,2 28,6 10,4 2,6
В Москве 11,7 14,3 28,6 31,2 14,2
В округе 11,7 18,2 23,4 33,8 12,9
В районе 10,4 16,9 16,9 20,7 35,1

 Доля москвичей, у которых  социальное самочувствие, по мнению экспертов, за последние 2-3 года улучшилось значительно превышает долю среди населения всей страны (соответственно 26% и 6,5%) (См. табл. 2).

Таблица 2

Оценка экспертами социального самочувствия населения за последние 2-3 года

  Значительно улучшилось Улучшилось Практически не изменилось Ухудшилось Значительно ухудшилось
В стране 1,3 5,2 25,9 49,4 18,2
В Москве 6,5 19,5 46,7 23,4 3,9
В округе 5,2 23,4 49,4 18,1 3,9
В районе 12,9 22,1 45,5 16,9 2,6

 Все это сказывается на отношении москвичей к местной власти. Москвичи с высоким доверием относятся к городскому Правительству, чего нельзя сказать о Правительстве РФ. Так, по данным исследования, проведенного автором в июне 2004 г., доля недоверяющих российскому Правительству была вдвое больше, чем недоверяющих Правительству Москвы. Московское Правительство разработало более 80 целевых долгосрочных социальных программ, которые сейчас успешно осуществляются. Не потому ли москвичи с высоким доверием относятся к городскому Правительству, чего нельзя сказать о Правительстве РФ.


[1] Куликов В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1., С. 10

[2] Там же, С. 11

[3] Куликов В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1., С. 16

[4]  Там же, С. 18

[5] Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, С. 79

[6] Там же, С. 80

[7] Там же, С. 81

[8] Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001., С. 56

[9] Там же, С. 72

[10] Там же, С. 74

[11] Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России, М.2000., С. 18

[12] Там же, С. 19

[13] Там же, с. 24

[14] Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». / Под ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов Н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003., С. 214

[15] Там же, С. 216

[16] Там же, С. 217

[17] Таммже, С. 218

[18] Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2005, С. 213

[19] Там же, с. 214

[20] Фирсов М.Ф. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, С. 213

[21] Там же, С. 214

[22] Там же, С. 215

[23] Там же, С. 216

[24] Социальная работа в России: уроки и перспективы развития // Социальная работа. – 2003. — № 2 / 3., С. 12

[25] Там же, С. 13

[26] Там же, С. 15

[27] Там же, С. 16

[28] Куликов В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1., С. 23

Проблемы взаимосвязи социальной политики и социальной работы

Проблемы взаимосвязи социальной политики и социальной работы: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика