Готовая курсовая:

Принятие христианства на Руси

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I. Предпосылки принятия христианства на Руси…………………6

1. 1.Причины   проведения религиозной реформы  Руси……………………6

1.2.Первая религиозная реформа князя Владимира………………………….7

1.3.Причины и обоснование необходимости проведения второй религиозной реформы……………………………………………………………………………..8

Глава II. Принятие христианства на Руси…………………………………9

2.1.Христиане  на Руси до 988 года…………………………………………….9

2.2.Христианство в соседних с Русью странах…………………………….10
 

2.3.Процесс крещения Руси………………………………………………………14

Глава III. Результаты принятия христианства…………………………..16

3.1. Изменения в  культуре и экономике Руси после принятия христианства………………………………………………………………………16

3.2.Изменения международного статуса Руси после принятия христианства……………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………23

Список источников и литературы……………………………………………24

Введение.

Принятие христианства на Руси является одним из важнейших событий во всей истории России. Вместе с тем, до сих пор еще остается множество вопросов, связанных с эти событием.

В современном мире, когда идут активные  процессы глобализации, а отдельные народы вплотную столкнулись с проблемой сохранения собственной национальной, этнической и религиозной самоидентификации, проблемы, связанные с принятием христианства на Руси встают особенно остро.

В частности, все чаще возникают многочисленные домыслы и рассуждения на тему о том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический период (раньше или позже).

Таким образом, проблемы принятия христианства на Руси  в настоящий момент являются весьма актуальными и требуют своего разрешения.

Среди основных источников, способных осветить рассматриваемые вопросы, в первую очередь необходимо упомянуть первую русскую летопись «Повесть временных лет[1]». Повесть временных лет представляет собой общерусский летописный свод, составленный в Киеве в 1120-е годы, впоследствии он был  положен  в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов.

В качестве  отдельного самостоятельного памятника «Повесть временных лет» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются: Лаврентьевская летопись, где отражена вторая редакция «Повести», и Ипатьевская летопись, в состав которой вошла ее третья  редакция.

По вопросу об авторстве «Повести» до сих пор не утихают споры исследователей, но большинство из них склоняется к мысли о том, что ее автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поскольку такое указание есть в некоторых списках «Повести временных лет».

Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Однако, исследования целого ряда историков    показали, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама она  не является единым произведением. После своего появления «Повесть» еще дважды подвергалась переработкам.

Еще одним ценным источником в контексте указанной темы является «О церемониях» Константина Багрянородного, откуда можно почерпнуть сведения о путешествии княгини Ольги в Константинополь[2].  Знаменитый трактат, посвящен  описанию византийского придворного церемониала. Следует отметить, что трактат подвергся позднейшим дополнениям и интерполяциям, а его вторая книга носит следы   позднейшей переработки, но основа трактата считается   принадлежащей Константину.

Единственная сохранившаяся рукопись XI—ХII века является одной из достопримечательностей Лейпцигской городской библиотеки. Впервые сочинение Константина было издано   Рейске в 1751—1754 г.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Бухгалтерский учет векселей в коммерческом банке

В арабских источниках также содержится довольно много информации по ранней, дохристианской истории Руси, в том числе у Абу-Али Ахмеда Бен-Омар Ибн-Даста[3].

 Стоит заметить, что очень многие исследователи занимались указанными вопросами и разрабатывали различные аспекты принятия христианства на Руси.

Одним из ведущих специалистов по ранней истории Киевской Руси является Б. А. Рыбаков, который написал целый ряд работ по указанному периоду. В частности, ему принадлежит труд «Рождение Руси[4]», где он подробным образом освещает различные аспекты ранней русской истории, в том числе, и принятие христианства.

В своей работе Рыбаков опирается на большое количество источников не только русских, но и арабских, европейских и др. Однако,  стоит сказать, что его работы написана в советский период, когда вопросы религии освещались исключительно с атеистических позиций, а процесс принятия христианства рассматривался лишь   в русле марксистско-ленинской классовой теории. Тем не менее, его работа  и по сей день остается одной из лучших по ранней истории России.

Внешнеполитический аспект  принятия христианства на Руси затрагивается во многих работах, но наиболее полно он анализируется в трудах, посвященных истории дипломатических и международных отношений[5]. Вместе с тем, другие аспекты принятия христианства в подобных работах практически не рассматриваются.


[1] Повесть временных лет./ http://www.drevne.ru/lib/pvl_4.htm

[2] Константин Багрянородный. О церемониях./ Е. Голубинский, История Русской церкви, I, II изд., М., 1901.

[3] Абу-Али Ахмеда Бен-Омар Ибн-Даста. Глава VI.Русь./ Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского музея. СПб. 1869.

[4] Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М.; Молодая гвардия, 2000.

[5] История дипломатии. Ред. Зорин  В. А. и др. Т. I. М.; Госполитиздат, 1959.

Принятие христианства на Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика