Готовая курсовая:

Преподавание истории в современной школе

Содержание:

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Преподавание истории в современной школе………………..4

1.1.Тенденции преподавания истории в современной школе….4

1.2.Типология уроков истории…………………………………..5

1.3.Многообразие видов уроков истории………………………….10

Глава II. Развернутый план комбинированного урока с применением видео материала……………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………22

Введение.

В последние двадцать лет в нашей стране произошли коренные перемены, во многом коснувшиеся и системы преподавания. Многочисленные педагогические эксперименты, проводившиеся, и  до сих пор проводящиеся на базах различных школ и отдельных классов, в значительной степени изменили саму структуру и традиции преподавания в российских средних школах.

В наибольшей степени указанные изменения произошли под влиянием изменением политической, идеологической  и экономической обстановки в стране. Однако, следует отметить, что  наряду с общими изменениям во всей системе преподавания (введение классов и школ со специализацией, выборность предметов, платная и бесплатная система обучения и т.д.), наибольшим изменениям подверглись  курсы, включающие в себя такие предметы, как история и  обществоведение, в систему преподавания   в средних образовательных школах  был  введен ряд  новых предметов.

Таким образом, под влиянием  всех указанных процессов, в современных средних школах методика преподавания истории  в последнее время подверглась многочисленным и довольно значительным изменениям. Сложность преподавания истории в современной школе заключается в быстро меняющихся политических и общественных реалиях нашей страны и мире, в фактическом отсутствии,  общепринятой методики преподавания по курсу истории.

На сегодняшний день существуют обязательные  государственные стандарты, которые непременно соблюдаются. Однако,   методика преподавания истории, а также сами дисциплины, преподаваемые в рамках данного курса в отдельных регионах, тесная связь истории с рядом других наук и учебных дисциплин, имеют собственные особенности  и зависят от целого ряда факторов.

Следует отметить, что  существующая на сегодняшний день методика преподавания истории в средних школах, конечно же, основывается на разработках предшествующего периода. При этом, изменения, произошедшие в последние десятилетия, все же не затрагивают основ преподавания истории (таких, как применение определенных типов и видов уроков), ее структуру. Чаще всего указанные изменения происходят на базе уже имеющихся разработок и лишь расширяют, дополняют и совершенствуют методику  преподавания в соответствии с современными  требованиями и возможностями.

Так, например, все чаще в последнее время на уроках истории применяются видео, аудио материалы и компьютерные разработки (такие, например, как слайд-шоу), дающие возможность для лучшего усвоения и проверки учебного материала.

Таким образом, актуальность исследования урока как основной формы процесса преподавания истории в средней школе. Главной задачей данной работы является обзор основных типов и видов уроков, наиболее часто применяемых в современных школах.

В практической  части предлагаемой работы приводится развернутый план одного из наиболее распространенного и часто применяемого типа урока – комбинированного. Как уже было отмечено выше, в   учебном процессе применение находят различные  видео, аудио, компьютерные и интернет технологии. В силу данного обстоятельства в представленном комбинированном уроке применяется видео материал как средство повышения эффективности учебного процесса.

Глава   I.Преподавание истории в современной школе.

1.1.Тенденции преподавания истории в современной школе.

 Наличие  четких  программных  установок,  стабильных учебников и методических пособий, дополнительной литературы   у учителя истории еще совсем недавно было  важнейшим  показателем  эффективности  и  надежности   работы школьного  педагога.  При этом определенному  идеологически   отшлифованному   базису знаний по всем  курсам, как  отечественной так  и  всеобщей  истории  соответствовала четкая методическая надстройка в  виде конкретных  рекомендаций,  указаний и  разработок вплоть до того, как лучше построить и провести урок по той или иной теме[1].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Роль варягов в создании древнерусского государства

  Однако, перемены  в  состоянии современной  методике  преподавания   истории, стали результатом пересмотра  содержания  гуманитарного  образования  в целом и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении  важнейших исторических событий и  процессов. 

Так,  со  второй  половины  1980-х  годов учитель истории ежедневно открывал и открывает для  себя  и  своих  учеников новые аспекты многообразия прошлого. На современных уроках истории  часто можно  услышать  о геополитике,   о   нравах   и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе.  Облики  исторических деятелей, столь неподвластные собственным  оценкам  учителей  и  учеников  в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию историков,  что учитель часто не может определить,  какая  именно  точка  зрения ему ближе, характеризуя того или иного исторического персонажа.

Немаловажным фактором обновления  содержания  школьного  исторического  образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной  стороны,  это своеобразная  научно-методическая  реакция  на  новые  подходы  в   изучении прошлого, а с другой — педагогический ответ на  возникшие  разнообразные  типы учебных  заведений  (лицеи,  гимназии,  колледжи). Существующее   педагогическое разнообразие  предполагает  использование  учителями самых  разнообразных типов и видов уроков[2].

1.2.Типология уроков истории.   

При выборе определенного типа урока учитель истории обязан внимательно изучить особенности класса, его степень восприимчивости к урокам, поскольку образовательно-воспитательные и развивающие  задачи  школьного  курса истории реализуются на каждом уроке  посредством  рационально  выбранных  учителем средств и методических приемов обучения.

Урок представляет собой логически  и  педагогически завершенную часть учебного процесса. Как элемент процесса обучения урок  характеризуется  всеми  его чертами,  одновременно  являясь  и  основной  его   формой.   Урок   —   это организационная  единица  учебного  процесса,  функция  которой  состоит   в достижении завершенной, но лишь частичной цели обучения[3].

  Урок истории  является  частью всего учебного процесса и    занимает  определенное место   в   системе  всего  школьного   курса. При этом, выстраиваться урок должен в соответствии с   проблемно-хронологическом принципом, который подразумевает представление событий и явлений    в  комплексе  на каждом  данном   отрезке   времени[4].  

Стоит отметить, что  избранный тип  урока  во многом влияет  на  качество  обучения  и  развития учащихся. При этом, в дидактике  и  частных  методиках  существуют самые  разные  подходы  к типизации уроков: по ведущему  методу,  по  звеньям  процесса  обучения,  по цельности  учащихся  и  др[5].


[1] Симонов В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.; Педагогика, 1987. С. 21.

[2] Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: Уроки истории нового поколения. М.; Феникс, 2005. С. 32.

[3] Дидактика средней школы. Ред. Данилов М. А., Скаткин М. Н. М.; Педагогика, 1975. С. 15.

[4] Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в средней школе. М.; Владос, 2000. С. 23.

[5]  Ежова С. А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М.; Просвещение, 1986. С. 33.

Преподавание истории в современной школе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика