Готовый реферат:

Понятие научной революции. Виды научных революций

Содержание

Введение………………………………………………………………..……2

Глава 1. Феномен научных революций……………………………..….3

1.1 Что такое научная революция?…………………………………….…..4

1.2 Глобальные научные революции: от классической к

      постнеклассической науке…………………………………………..….9

Глава 2. Виды научных революций……………………………….……13

Заключение…………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………….16

Введение.

История развития науки позволяет утверждать, что периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с установленными закономерностями и принятой систе­мой предписаний. Нормальная наука означает исследования, прочно опи­рающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признаю­щие их в качестве фундамента последующего развития. В периоды нор­мального развития науки деятельность ученых строится на основе одина­ковых парадигм, одних и тех же правил и стандартов, научной практики. Возникает общность установок и видимая согласованность действий. Она обеспечивает преемственность традиций того или иного направления. Уче­ные не ставят себе задач создания принципиально новых теорий, более того, они даже нетерпимы к созданию подобных «сумасшедших» теорий другими. Однако в этой работе будет рассмотрена особая модель развития науки получившая название научной революции.

Возникающие аномалии, которые разрушают привычную на­учную практику, в конце концов, приводят данную область к новой сис­теме предписаний. Каждая научная революция изменяет существующую картину мира и открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних представлений. Научные революции рассматри­ваются как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время ко­торых старая парадигма замещается целиком или частично новой пара­дигмой, несовместимой со старой. Научная революция начинается с осознавания научным сообществом того, что существующая парадигма пере­стала адекватно функционировать при исследовании аспекта природы, к которому сама парадигма ранее проложила путь. Научная революция зна­чительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных работ. Она затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки той области, где произошла.

Глава 1.Феномен научных революций

В современном науковедении существуют три модели развития науки:

  1. История науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс.
  2. История науки как развитие через научные революции.
  3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс  стадис).

До середины XX века развитие науки рассматривалось преимущественно с точки зрения кумулятивистской модели, однако в науку постепенно проникли идеи прерывности развития, особенности, уникальности научного знания. Эти идеи активно способствовали формированию модели научных революций.

Неверным было бы сказать, что до появления этой модели в истории науки не было представлений о научных революциях. Сторонники эволюционизма признавали их существование, но они либо принимались как ускоренное эволюционное развитие, происходящее в том же направлении что и общий ход развития науки, либо отодвигались далеко в прошлое, как абсолютное начало, как переход от донаучных представлений к научным. И в том и в другом случае революции полностью вписывались в эволюционное движение.

Новая трактовка научных революций основывалась на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникшая в ходе научной революции, отличается от старой принципиальным образом. После революции развитие науки начинается заново, идёт совсем в другом направлении.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Конституционный суд РФ, как механизм защиты конституционных прав и свобод

Именно такая точка зрения представлена в знаменитой работе Т.Куна «Структура научных революций». В этой работе он ввел столь часто используемое сегодня понятие парадигмы.[1]

1.1 Что такое научная революция?

Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки.

Новая картина исследуемой реальности и новые нормы познавательной деятельности, утверждаясь в некоторой науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. В этой связи можно выделить два пути перестройки оснований исследования:

1)  за счет внутри дисциплинарного развития знаний;

2) за счет междисциплинарных связей, «прививки» парадигмальных установок одной науки на другую.

Оба эти пути в реальной истории науки как бы накладываются друг на друга, поэтому в большинстве случаев правильнее говорить о доминировании одного из них в каждой из наук на том или ином этапе ее исторического развития. Перестройка оснований научной дисциплины в результате ее внутреннего развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира. Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование


[1] Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течении определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения.

Понятие научной революции. Виды научных революций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru