Готовая курсовая:

Понятие и социальная роль выборов, избирательного права

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие и социальная роль выборов, избирательного права

1.1.Социальная роль выборов……………………………………………….. 5

1.2.Понятие культуры выборов………………………………………………… 18

Заключение………………………………………………………………………………… 30

Литература……………………………………………………………………………….. 32

Введение

В современном российском обществе роль института выборов в нормальном функционировании политической и социальной системы трудно переоценить. В отличие от выборов, другие способы формирования органов власти (наследование, назначение, кооптация и т. д.) не вызывают всеобщего признания и, напротив, могут вызывать политические споры.
Выборы являются таким социальным институтом, который на протяжении практически всей человеческой истории существовал в той или иной форме в обществе и был тесно связан с развитием института избирательного права. Формы исторической динамики выборов, взаимосвязь выборов с политическим устройством общества представляют интерес для практического решения проблем выборов. В данной работе мы раскрываем важнейшие социальные и политические особенности выборов на протяжении истории их существования. С конца XVIII в. стал формироваться статус выборов в обществе: они начинают рассматриваться как универсальное средство легитимации политической власти, неотъемлемый элемент демократической государственности; введение в начале цензовых, а потом всеобщих выборов стало средством социальной трансформации общества. Установление всеобщего избирательного права имело не только политические, но также и социальные и экономические последствия

Развитие российской государственности начиная с 1989 г. во многом определяется характером и результатами проходящих в стра­не выборов должностных лиц федерального, регионального и мест­ного уровней. Социальная ценность выборов в демократическом государстве предопределяется тем, что они «дают высшую изначаль­ную легитимность всей структуре органов государственной власти». И хотя органы государственной власти в России формируются не только путем выборов, но и путем назначений, указанная позиция верна, поскольку и назначения на высшие посты в органах исполни­тельной и судебной власти осуществляются выборными органами. Выборы — это узаконенная форма прямого народного волеизъявле­ния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государством. Выборы — это высшее непосредственное выражение власти народа.

В этой связи возникает вопрос, кто же является главным дейст­вующим субъектом избирательного процесса — абстрактный народ или вполне конкретные граждане государства? В юридической ли­тературе существует мнение, что в качестве особого, управомоченного субъекта избирательных правоотношений выступает народ как единственный суверен и носитель власти в Российской Федерации, обладающий абсолютной правосубъектностью, в том числе и в сфе­ре формирования органов государственной власти и местного са­моуправления. Думается, что ближе к истине иная позиция. Ведь народ есть объединенная едиными историческими и территори­альными признаками высшая социальная общность людей. Это позволяет рассматривать его в качестве субъекта политических отношений,   которые   не   требуют   формальной   определенности ,  обязательной  юридической  персонифицированности  их участников. Что же касается правовых или политико-правовых связей и та кой их разновидности, как избирательные отношения, то в силу известной аморфности и отсутствия внешней правовой обособленности вряд ли правомерно говорить о том, что право участвовать и свободных выборах относится к исключительному правомочию на­рода.[1]

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Право соц. обеспечения

В настоящей работе мы рассмотрим социальную роль выборов, их значение в социальной культуре общества

1. Понятие и социальная роль выборов, избирательного права

1.1.Социальная роль выборов

Национальные особенности в традициях избирательного процесса не отменяют, а наоборот, предполагают наличие его общих принципов, закрепленных в эталонах социокультуры. Однако понимание самой социальной культуры в зависимости от тех или иных установок отличается большим разнообразием. Для одних социальная культура — накопленный опыт человечества, для других — произведенные материальные и духовные ценности, для третьих — система знаков, для четвертых — система регулятивов человеческой деятельности, для пятых — информация и т.д. В сложившейся ситуации для нашего исследования, видимо, нет необходимости «вымучивать» очередное определение культуры в длинном ряду уже имеющихся. Отметим только то немаловажное обстоятельство, что большинство определений культуры связывают ее сущность с человеческой деятельностью. «Культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, — пишет В.С.Степин,- которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Она фиксирует их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение». Невозможна культура вопреки человеческой деятельности и личность вопреки культуре.[2] Человек становится личностью по мере освоения им культурного пространства. Культура концентрирует опыт человечества в освоении природного и социального мира. Культура, пишет представляет собой «способ деятельности общественного человека, непрерывно воспроизводящего и развивающего свою родовую сущность». Маритен пишет, что все то, что не гуманистично, не относится к культуре, что культура естественна для человека, она отвечает врожденным потребностям человеческой природы, что культура «это цветение собственно человеческой жизни, включающее не только материальное развитие, необходимое и достаточное для того, чтобы дать нам возможность вести праведную жизнь здесь, на земле, но также, и прежде всего, нравственное совершенствование, развитие умозрительной деятельности и деятельности практической (художественной и этической), которая заслуживает название подлинно человеческого развития». В таком контексте культура выступает в качестве меры свободы человека.[3]Что отражено и в Конституции РФ[4]

Народ как социально-политический феномен является единст­венным источником власти. Но передача этой власти выборным государственным органам и органам местного самоуправления осуществляется посредством реализации избирательных прав, принад­лежащих не народу, а гражданам Российской Федерации. Не случай но именно граждане являются главным адресатом избирательного законодательства и единственными обладателями конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Помимо граждан, без их участия невозможно существование избирательных отношений, по стольку иначе пришлось бы признать, что цели выборов могут быть достигнуты при отсутствии свободного волеизъявления непосредст­венных обладателей избирательных прав.

Сфера политического участия есть особая сфера жизнедеятель­ности гражданского общества, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно вы­ступают как граждане, участвующие в формировании механизма го­сударственной власти. Сфера политического (и правового) участия «представляет собой систему отношений, связующих неполитиче­скую сферу гражданского общества с политической сферой государства». Именно в этом качестве данная сфера может рассматриваться как элемент государственности, движущая сила ее развития, один из  важнейших критериев эффективности.

      Из сказанного вытекает, что избирательные, электоральные отношения вряд ли следует считать сугубо политическими или сугубо  правовыми. В этих отношениях наиболее ярко проявляется тесное взаимодействие политики и права, их сотрудничество. Н.И. Матузов отмечает: «Право и политика взаимозависимы и взаимообусловлены. Это — объективная данность». Как политика имеет правовое изме­рение, так и право может рассматриваться в политическом аспекте, осмысливаться политологически. Юристы и политологи справедливо рассматривают право и политику как единые политико-правовые ценности. Эта тенденция становится все более устойчивой.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Анализ заработной платы на предприятии
В ходе выборов протекают процессы, возникают отношения, ко­торые и политизированы, и узаконены. Право и политика соприка­саются настолько явно и настолько тесно, что можно говорить об из­бирательном процессе как о политико-правовом процессе, а об избирательных отношениях — как о политико-правовых отношени­ях. В то же время здесь, как, пожалуй, больше нигде, проявляется «разнобой», «раздрай», «разлад» между тем, как должно быть, и тем, что есть на самом деле. Н.И. Матузов весьма резко, но абсолютно справедливо отмечает, что в избирательном процессе «право и поли­тика буквально сталкиваются лбами. Существует законодательство о выборах, но его нормы и требования почти никто не соблюдает. Из­бирательная кампания разворачивается по своим собственным «законам». Черный пиар, грязные технологии, компроматы, подкуп из­бирателей, давление различных криминально-олигархических групп и кланов, силовое преследование, использование так называемого административного ресурса — все пускается в ход ради победы того или иного кандидата в депутаты или в губернаторы. Избирательное право и политическая практика во время проведения выборов чаше всего оказываются несовместимыми. Право подминается полити­кой». Такое «сочетание» права и политики неестественно и ненор­мально. И это — одна из главных бед российского политико-право­вого процесса формирования органов государственной


[1] Лапина Т.С. Культура и политика

[2] http://ihtik.lib.ru

[3] http://ihtik.lib.ru

[4] Конституция РФ

Понятие и социальная роль выборов, избирательного права

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика