Готовая курсовая:

Память, как ведущий процесс детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты памяти как ведущего познавательного процесса детей дошкольного возраста………………………………………   5
1.1. Общее представление о памяти в современной психологии……………………………………………………………………………..   5
1.2. Особенности памяти детей дошкольного возраста…………………… 9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей памяти дошкольников………………………………………………………………………….   14
2.1. Методы изучения памяти детей дошкольного возраста……………… 14
2.2. Анализ проведенного исследования…………………………………… 22
Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 30
Заключение…………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………….. 33
Приложения………………………………………………………………….. 35

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что изучение закономерностей психических процессов в наши дни опять сделало проблему памяти одним из узловых вопросов психологии.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называют памятью[1]. С.Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[2]. Память лежит в основе любого психического явления. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти[3]. Большие изменения происходят в процессах памяти детей дошкольного возраста.

 Проблемой исследования памяти занимались и продолжают заниматься многие ученые в нашей стране и за рубежом. Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.). В отечественной психологии следует выделить работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др.[4]    

          Тема изучения памяти дошкольника актуальна и в наши дни, так как еще недостаточно изучены вопросы особенностей памяти детей дошкольного возраста.    

Все вышесказанное позволило определить тему курсовой работы: память как ведущий процесс детей дошкольного возраста.

Объект исследования:  выборка из 10 детей 6-7 лет.

          Предмет исследования: особенности памяти детей дошкольного возраста.

          Цель исследования: изучить особенности памяти детей дошкольного возраста.

          Гипотеза исследования: от уровня зрительного запоминания материала зависит уровень кратковременной слуховой памяти, и наоборот, уровень кратковременной слуховой памяти зависит от уровня зрительного запоминания материала.

          Задачи исследования:

  1. подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. подобрать и провести методики на выявление особенностей памяти детей дошкольного возраста;
  3. проанализировать полученные результаты.

В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты памяти как ведущего познавательного процесса детей дошкольного возраста,  во второй – экспериментальное изучение особенностей памяти дошкольников.

Для написания работы использовалась педагогическая, психологическая литература и периодика.

Глава 1. Теоретические аспекты памяти как ведущего

познавательного процесса детей дошкольного возраста

  1. Общее представление о памяти в современной психологии

В современной психологии существует множество определений памяти. В психологическом словаре память трактуется так: «Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.»[5]

Психолог Р.С. Немов определяет память как «впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.»[6]

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Анализ финансовой устойчивости предприятия

По мнению А.Р. Лурия «память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков».[7]

Другой психолог Л.Д. Столяренко дает такое определение памяти: «Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания».[8]

Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. по  характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

2. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

3. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную;

4. по сути предмета и способа запоминания.[9]

По характеру участия воли (целевой деятельности):

  1. непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
  2. произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

По характеру психической деятельности.

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные.[10] Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев.[11] Образная память  – это память на представления, на картины природы


[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- кн.1. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- с.218.

[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1.- М., 1989. – с.302.

[3] Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – с.46.

[4] Эволюция психологии. — М., 1999.- с.61.

[5] Психологический словарь-. М., 1983 г.- с.189.

[6] Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – с.218.

[7] Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979. – с.35.

[8] Столяренко Л.Д. Основы психологии.17-е изд. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.157.

[9] Макселон Ю. Психология. – М.: Просвещение, 1998. —  с. 125.

[10] Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997.- с. 218-219.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

[11] Макселон Ю. Психология. – М.: Просвещение, 1998. — с. 126

Память, как ведущий процесс детей дошкольного возраста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика