Готовая курсовая:

Отношение русского общества к отлучению от церкви Л.Н.Толстого

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3

1.Источниковедческий обзор…………………………………………………. 5

2.Историография………………………………………………………………….. 6

3. Основная часть………………………………………………………………….. 14

Заключение………………………………………………………………………….. 26

Список используемой литературы…………………………………………. 28

Введение

В истории русской литературы нет, пожалуй, темы более тяжелой и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенного вранья.

История с отлучением Толстого по-своему уникальна. Ни один из русских писателей, сравнимых с ним по силе художественного дарования, не враждовал с Православием. Ни юношеское фрондерство Пушкина, ни мрачный байронизм и нелепая смерть на дуэли Лермонтова не вынудили Церковь перестать считать их своими детьми. Достоевский, прошедший в своем духовном становлении путь от участия в подпольной организации до пророческого осмысления грядущих судеб России; Гоголь, с его «Избранными местами из переписки с друзьями» и » Объяснением Божественной литургии»; Островский, которого по праву называют русским Шекспиром, Алексей Константинович Толстой, Аксаков, Лесков, Тургенев, Гончаров… В сущности, вся русская классическая литература XIX века создана православными христианами.

На этом фоне конфликт Льва Толстого с Русской Православной Церковью выглядит особенно угнетающе. Наверное, поэтому любой интеллигентный русский человек вот уже более ста лет пытается найти для себя объяснение противоречию: как же так, величайший из отечественных писателей, непревзойденный мастер слова, обладавший потрясающей художественной интуицией, автор, при жизни ставший классиком… И в то же время — единственный из наших литераторов, отлученный от Церкви.

Вообще русскому человеку свойственно становиться на защиту гонимых и осужденных. Причем неважно, за что именно их осудили, почему и откуда гонят. Пожалуй, главная черта нашего национального характера — сострадание. А пострадавшей стороной в истории с отлучением в глазах большинства людей, безусловно, выглядит Толстой. Его отношения с Церковью часто воспринимаются как неравный бой героя-одиночки с государственным учреждением, бездушной чиновничьей машиной.

Но все жуткие проклятия — не более чем плод буйного воображения расцерковленного российского интеллигента начала двадцатого столетия. Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода

1. Источниковедческий обзор

Основными источниками по данной тематике отлучения Льва Толстого от церкви служит сам текст отлучения, т.н. Послание Священного Синода от 
2 февраля 1901 ,напечатанное в газетах. Кроме этого использованы письма самого Толстого по этому вопросу, и его знаменитый ответ на Послание Священного Синода, который также был напечатан во всех газетах.

Также использованы сведущие издания:

1)Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.

2)Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.

3)Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.

4)Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.

5)Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.

6) Толстой Л.Н. Исповедь.

7) Толстой Л.Н., В чём моя вера?

8) Л.Н.Толстой: pro et contra. Личность и творчество Л.Толстого в оценке современников и исследователей. Антология. СПб., 2000.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Лексико-грамматические особенности перевода на русский язык

9) Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников . (В 2-х томах). М., 1978.

2. Историография

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви».[1] Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».


[1] Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.

Отношение русского общества к отлучению от церкви Л.Н.Толстого

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика