Готовый отчет по практике:

Отчет по производственной практике (психодиагностика)

План

Введение………………………………………………………………………………3
1. Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ «Детская онкология и гематология»)………………5
2. Анализ результатов психодиагностики…………………………………………12
3. Психологический портрет респондента………………………………………..15
4. Программа коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости медицинских работников НИИ «Детская онкология и гематология»………….16
5.Варианты проведения индивидуального и группового консультирования по нивелированию стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности…….26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Введение

Любая деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, в процессе адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о таком функциональном состоянии как стресс.

         Стресс – это психическая реакция организма, возникающая в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.          Для успешного выполнения профессиональных обязанностей медицинским работникам необходимы психологические защитные механизмы, которые позволят защититься от тех проблем, которые пока нет возможности  решить, позволят снять тревогу от угрожающих событий и адекватно воспринимать стрессовую ситуацию.

Актуальность данной проблемы обоснована тем, что на современном этапе ряд специалистов высказывает обеспокоенность в отношении того, что специальность врача способствует развитию болезненных состояний в связи с частой подверженностью профессиональным стрессам. Профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на медицинских работников  ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего им свою жизнь, но и за его психическое здоровье и социально – психологическую адаптацию. Вот почему существует острая практическая необходимость определить пути психологической и коррекционной помощи медикам в преодолении стрессов на рабочем месте.

Цель производственной практики – изучить проявление стрессовых реакций у медицинских работников  и предложить им программу коррекционной помощи по формированию стрессоустойчивости на рабочем месте. 

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

1.Провести психодиагностику профессиональных стрессов в профессиональной деятельности.

2. Проанализировать результаты психодиагностики.

3. Составить психологический портрет респондента.  

4. Разработать программу коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости медицинских работников  НИИ «Детская онкология и гематология».

5. Предложить варианты проведения индивидуального и группового консультирования по нивелированию стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.

База исследования: НИИ «Детская онкология и гематология»

         1. Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ «Детская онкология и гематология»)  

Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности проходила на базе НИИ «Детская онкология и гематология», отделения XII гемабластозов.  Исследование проводилось в период прохождения практики  с 17 апреля по 14 мая 2006 года с медицинскими работниками отделения XII гемабластозов. Общее количество респондентов в этом случае составило 30 человек. 

Для проведения экспериментального исследования использовались следующие методики:

Методика 1 «Шкала тревожности» Дж. Тейлора.

 Респондентам зачитывалась следующая инструкция: прочитайте первое высказывание в оп­роснике. Если вы согласны с данным высказыванием, то проставьте знак «х» в графе «Да» бланка ответов, если не согласны — знак «х» в графе «Нет». Оцените, таким образом, все 60 высказываний опросника. Старайтесь работать как можно быстрее, особенно над ответами не задумывай­тесь, так как первый пришедший в голову ответ, как пра­вило, бывает наиболее верным. Исправления в записях де­лать нельзя».

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Особенности понимания сезонных изменений в природе умственно-отсталыми детьми дошкольного возраста

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

10.  В детстве я всегда немедленно и бесповоротно вы­полнял все то, что мне поручали.

11.  Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13 Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

14. Я не слишком застенчив.

15.  Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16.  Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17.  Я краснею не чаще, чем другие.

18.  Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19.  Я редко замечаю у себя сердцебиение и одышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21.  Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22.  Обычно я спокоен, и меня нелегко расстроить.

23. У меня часто бывают ночные кошмары.

24.  Я склонен принимать все слишком всерьез.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27.  Я более чувствителен, чем большинство других людей.

28. В играх я предпочитаю скорее выиграть, чем проиг­рывать.

29.  Бывает, что нескромные шутки и остроты вызыва­ют у меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, видимо, довольны другие.

31.  Мой желудок сильно беспокоит меня.

32.  Я постоянно озабочен своими материальными или служебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34.  Мне порой, кажется, что предо мной нагромождены такие трудности, которых не преодолеть.    

35.  Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруд­нительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздываю на свидание или на работу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41. Иногда мне хочется выругаться.

42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-нибудь или с кем-нибудь.     

43.  Легко находит знакомства за пределами группы.

44.  Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47.  Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться

49.  Предпочитает меньшую, но более интимную группу

50.  Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в общении

53.  Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру

55.  Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56.  Любит затевать споры.

57.  Стремится удерживать свое высокое положение группе.

58.  Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59.  Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60.  Склонен выражать недовольство лидером.

         Опросник состоит из 50 утверждений, которые направле­ны на диагностику «тревожности» и 10 утверждений шкал «лжи». Оценку результатов исследования необходимо произ­водить путем подсчета результатов ответов, свидетельствую­щих о тревожности, для чего используется специальный ключ. Каждый такой ответ оценивается в 1 балл (16).

Оценка:

50 б.  — очень высокий уровень тревожности,

25 — 40 б. — высокий уровень тревожности,

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Нарушения развития психики младших школьников

15 — 25 б. — средний уровень с тенденцией к высокой тревожности,

5 — 15 б. — средний уровень тревожности,

0 — 5 б. — низкий уровень тревожности,

Методика № 2  «Психосоциальный стресс» (напряженности) Л. Ридера

Скрининговая методика, состоящая их 7 утверждений:

1. Пожалуй, я человек нервный.

2. Я часто беспокоюсь о своей работе.

3. Я часто ощущаю нервное напряжение.

4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряже­ние.

5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение.

6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически.

7. В моей семье часто возникают напряженные отношения.

На каждое из утверждений обследуемый должен дать один из следующих вариантов ответов: да, согласен (1 балл); скорее согла­сен (2 балла); скорее не согласен (3 балла); нет, не согласен (4 бал­ла). Далее подсчитывается общее количество баллов и делится на количество ответов (с точностью до сотых), получается средний сум­марный балл; деление на количество ответов для того, чтобы скоррегировать возможный при массовых обследованиях пропуск отве­чающими каких-либо утверждений и получить корректный подсчет баллов (А.А.Гоштаутас, 1982).

 О.С.Копина с соавт. (1989) на московской популяции предложи­ла следующую интерпретацию результатов:

Высокий — от 1,00 – до 2,00 б,

Средний от 2,01-3,00 б,

Низкий 3,01 — 4,00 б.

МЕТОДИКА 3 «УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет;

б) не знаю;

в) иногда можно;

г) можно.

2. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет;

б) не знаю;

в) иногда;

г) да.

3. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да;

б) иногда;

в) не знаю;

г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынуж­денного ожидания?

а) да;

б) иногда;

в) не знаю;

г) нет.

5. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?

а) нет;

б) иногда;

в) не знаю;

г) да.

6. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

7. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

а) очень часто;

б) часто;

в) редко;

г) очень редко.

8. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения лите­ратуры?

а)  легко;

б) по-разному;

в)  стараюсь не отвлекаться;

г)  не отвлекаюсь.

9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?

а) легко;

б) по-разному;

в) с трудом;

г) с большим трудом.

10. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым че­ловеком?

а) нет, нельзя;

б) не знаю;

в) иногда можно;

г) да, можно.

Обработка

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Ша ответов вариантов «в», «г» 10-8 7-6 5^ 3-2 1-0
Баллы 5 4 3 2 1

Оценка свойств нервной системы проводится следующим

азом:

5б — преобладает уравновешенность,

46 — имеет место уравновешенность,

36 — свойство неопределенно,

26 — имеет место неуравновешенность,

16 — преобладает неуравновешенность.

Методика 4. «Локус контроля» по Д.Б. Роттеру, для определения влияния данной характеристики человека (локус контроля) на способность регуляции своего поведения в стрессовой ситуации.

Цель данной методики: определить, насколько эффективно может человек  видеть окружающую обстановку или владеть ею.

Задание в ней основано на выборе одного из двух утверждений, в пользу того, которое респондент считает наиболее верным.

Обработка результатов осуществляется в соответствии с двумя основными измерениями локуса контроля личности:

— экстернальность;

— интернальность.

О направленности локуса контроля следует судить  по относительному превышению результатов одного измерения над другими.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Сущность земельного кадастра

Склонность к экстернальной локализации контроля (приписывание ответственности за результат своей деятельности внешним силам и обстоятельствам) связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в себе, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений и т.п.

Люди,  которым присущ интернальный локус контроля (все определяют собственные усилия и способности) более ответственные, последовательные при достижении цели, общительны, независимы, склонны к самоанализу.

2. Анализ результатов психодиагностики

         В таблице 1 приведены результаты исследования тревожности с помощью методики «Шкала  тревожности» Дж. Тейлора.                        

Таблица 1

Уровень тревожности медицинских работников

Уровень Абсолютное число %
Высокий 10 33,4
Средний 11 36, 6
Низкий 9 30
Средний балл                                                                                25, 1

         Как видно из приведенных данных высокий уровень тревожности отмечается почти у трети обследуемых – 33,4 %, средний  — 36, 6%, низкий – 30 %.

         Средний балл по группе составил — 25,1                                              

Таким образом, выявленный у 33,4 % высокий уровень тревожности свидетельствует о том, что испытуемые часто нервничают, сомневаются в себе, не могут сосредоточиться на чем-либо одном, их постоянно что-то тревожит,  они расстраиваются по пустякам, склонны принимать все слишком серьезно, их сон беспокойный и прерывистый, легко смутить, имею узкий круг общения, трудно сходятся с новыми людьми. 

В таблице 2 приведены результаты исследования психосоциального стресса с помощью методики психосоциального стресса Л. Ридера.

  Таблица 2

Уровень психосоциального стресса медицинских работников

Уровень Абсолютное число %
Высокий 10 33,4
Средний 12 40
Низкий 8 26,6
Средний балл                                                                              2,9

Как видно из приведенных данных высокий уровень психосоциального стресса отмечается почти у трети обследуемых — 33,4 %, средний  — 40%, низкий — 26,6%.

Средний балл по группе составил  — 2,9

Таким образом, выявленный у трети  — 33,4 %  обследуемых высокий уровень психосоциального стресса свидетельствует о том, что они часто ощущают психическую напряженность, к концу дня истощены физически и психически. В их семьях часто возникают напряженные отношения и.т.п.

В таблице 3 приведены результаты исследования уравновешенности нервной системы с помощью методики «Уравновешенность нервной системы»

Таблица 3

Уровень уравновешенности нервной системы медицинских работников  

Уровень Абсолютное число %
Высокий 8 26,6
Средний 10 33,4
Низкий 12 40
Средний балл                                                                             3

Как видно из приведенных данных высокий уровень уравновешенности нервной системы отмечается у  26,6 %, средний  — 33,4%, низкий — 40 %.

Средний балл по группе составил — 3    .

Таким образом, выявленный у трети  — 40 %  обследуемых низкий уровень уравновешенности  нервных процессов свидетельствует о том, что респонденты часто раздражаются, их выводит из себя любая мелочь, обидчивы, не могут долго заниматься одной деятельностью, ожидание нервирует их, плохо концентрируется на чем-нибудь одном, редко заводит новые знакомства.   

По методике локус контроля по Д.Б. Роттеру были получены следующие результаты (см. табл. 4)

Таблица 4

Соотношение двух измерений локус контроля

Экстернальность Интернальность
чел. % чел. %
18 54 12 36

Сравнительный анализ двух измерений локуса контроля личности в количественном отношении выявил преобладание экстернальности в данной группе тестируемых.

Это значит, что 54 % респондентов видят произошедшие события как результат случайности, контролируемой силами, неподвластными человеку;  данная склонность связана с такими личностными чертами как неуверенность в себе, тревожность, недостаточность самоанализа, что приводит к неспособности справиться с возникшей стрессовой ситуацией. В данной ситуации лучшие позиции у интерналов (36%), т.к. они располагают более эффективной когнитивной системой, которая позволяет успешно справляться со стрессом.

 Итак, проведенное исследование показало высокий уровень тревожности и психосоциального стресса, низкая уравновешенность нервных процессов обследуемых и экстренальность локус контроля личности. Это обусловило необходимость оказания испытуемым психологической помощи, для чего была составлена программа коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости.

3. Психологический портрет респондента

По результатам диагностики мы составили психологический портрет хирурга Сергея С. (стаж работы 23 г.).

У Сергея С. наблюдается высокий уровень тревожности, который проявляется в том, что испытуемый часто нервничает, сомневается в себе, не может сосредоточиться на чем-либо одном, в последнее время его  постоянно что-то тревожит,  он расстраивается по пустякам, склонен принимать все слишком серьезно.

Уровень психосоциального стресса респондента Сергея С.  высокий, что свидетельствует о том, что он часто ощущает психическую напряженность, к концу дня истощен физически и психически. В последнее время  в семье часто возникают напряженные отношения.

У Сергея С. низкий уровень уравновешенности  нервных процессов: он часто раздражается, его выводит из себя любая мелочь, обидчив.

   Экстернал (по методике «Локус контроля» Роттера), то есть он  видит произошедшие события как результат случайности, контролируемой силами, неподвластными человеку;  данная склонность связана с такими личностными чертами Сергея С.  как неуверенность в себе, тревожность, недостаточность самоанализа, что в итоге приводит к неспособности адекватно  справиться с возникшей профессиональной  стрессовой ситуацией.

4. Программа коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости медицинских работников  НИИ «Детская онкология и гематология» Коррекционная программа   строилась по трем  направлениям: 1. снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством;  2.выработка конструктивных способов поведения в профессиональных стрессовых  ситуациях; 3. преодоление стресса, формирование стрессоустойчивости;

Отчет по производственной практике (психодиагностика)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru