Готовое эссе:

Особенности светотеневой трактовки в офортах Рембрандта

Особенности светотеневой трактовки в офортах Рембрандта

Рембрандт – ярчайший пример художника, одаренного во многих областях Он одинаково гениальный живописец, рисовальщик и гравер. Работая в каждой из этих техник, он выступает в роли новатора и выбирает ее потому, что она более всего подходит для решения стоящей перед ним художественной цели.

Задача данной курсовой работы состоит в исследовании особенностей светотеневой трактовки в офортах Рембрандта – то, каким образом гравер достигал эмоциональной выразительности образов, драматизма. Работы художника посвящены мифологическим сюжетам, портретам и пейзажам, а также бытовым темам. И связь между этими жанрами у художника тесна и многогранна. Поэтому для решения поставленной задачи необходимо проанализировать следующие, на наш взгляд, произведения: «Автопортрет с гримасой» (около 1630), «Купающаяся Диана» (1631), «Блинщица» (1635 и 1640), «Смерть Марии» (1639), «Три дерева» (1643).

Обычно к офорту прибегают художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и мифологических образов и увлеченные таящимися в технике офорта возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также эффектами, случайно возникающими при печати – существует возможность получать различные оттиски с одной пластины. Непредсказуемость травления и печати, как и всей технологии офорта, предоставляют в распоряжение мастера широкий круг средств художественной выразительности. Повторное травление создает богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент – особенно точный и изящный штрих. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой, просто на металле – кистью, смоченной в кислоте, и это диктует самый различный характер изобразительных средств. В технике офорта возможен волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Свободная и непринужденная офортная линия способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа – от проникновенной лиричности до напряженного драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, бархатистость), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении, – все это придает этой технике черты, отличающие ее от любого другого вида гравюры.

Рембрандт приучил гравюрную Европу к офорту, коим овладел в совершенстве. Его царапины тонкой иглой по меди полностью воссоздают в черно-белом «негативе» оригинальную живописную манеру: никто так подробно не прорабатывал ни рисунка, ни светотени, ни атмосферы. Затем он заставил признать офортом то, что им не являлось: тонкий, летящий рисунок. То, что всегда считалось черновиком, рабочим материалом.

Первые его опыты в области офорта (фигуры нищих, бродяг, крестьян) относятся еще к лейденскому университетскому периоду. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры, виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь глубины содержания, он поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи и литературы.

Жанр портрета очень привлекал Рембрандта. С большим разнообразием он использует технику офорта в работе над автопортретами. «Автопортрет с гримасой» (ок. 1630) отличает ирония к самому себе и излишняя экспрессия. Гравер не пытается достичь завершенности образа. От живописного произведения его отличает обостренный интерес к индивидуальному, преходящему состоянию человека. Линии, которыми художник рисует свою голову, небрежно шероховаты, не создают единства, а стремятся к гармонии тональных пятен и игре светотени на объемной форме. Мастер освещает получающийся объем ярким светом, и неровная, прерывающаяся профильная линия делит лицо на две части: освещенную и неосвещенную. Он тщательно прорабатывает все затененные и темные поверхности головы тональными пятнами различной интенсивности. Гравер прокладывает густыми штрихами тени, идущие от носа на правой щеке, а освещенные части лица и одежды оставляет почти нетронутыми. Рембрандт делает акцент на светотеневой проработке глаз, смотрящих в упор на зрителя, рта, широкого утиного носа, пышной копны волос – которые являются наиболее выразительными частями лица. Созданию объемной фигуры служат множество тональных переходов между затененными и освещенными частями. Художник прежде всего ищет характерное в лице.

Особенности светотеневой трактовки в офортах Рембрандта
Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Про человека
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru