Готовый реферат:

Основные методы научного познания. Разум и вера

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Философия как методология ………………………….……….3

1.1 Диалектический и метафизический методы………………..……………….5

1.2 Сенсуализм, рационализм и иррационализм……….………………….……7

Глава 2. Знание и вера…………………………………………………..…..…10

Заключение………………………………………………….…………………..14

Список литературы……………………………………………………………..15


Введение

Признаком философской веры, веры мыслящего человека,

служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием.

Она хочет знать то, что доступно знанию и понять самое себя.[1]

Ограниченность человеческого разума его постоянная незавершённость создают возможность веры в различных её проявлениях, в том числе и в религии. Можно сказать, что как в жизни, так и в порицании всегда есть и будет место вере. Знаменитое изречение, приписываемое Тертуллиану: credo, guia absurdum («верю, потому что нелепо») – это вызов якобы совершенно немощному разуму и его неспособности до конца познать мир.

На самом деле всё, конечно, не так безнадёжно. Вся история развития человеческого знания свидетельствует о прогрессе и увеличении мощи разума и его роли в жизни общества. С каждым новым достижением наука постоянно теснит и отодвигает на второй план слепую веру как в онтологическом (бытийном), так и гносеологическом (познавательном) аспектах. Основанное на разуме и логике научное знание, развиваясь, понуждает и религию изменять и пересматривать свои, казалось бы незыблемые догмы. Это показывает, что приоритет в соотношении знания и веры принадлежит не религиозной вере, науке. И не наука развивается под влиянием религии, а религиозные догмы модифицируются под влияние научных открытий.

Глава 1. Философия как методология.

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть её собственного метода. Можно сказать что, философский метод (от греч. Methodos – путь, познание) – это система наиболее общих приёмов теоретического и практического освоения действительности, а так же способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Как и методы других наук, он берёт начало в практической деятельности людей и в своём истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относиться, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Проблема метода ставилась и обсуждалась в философии и науке с давних пор. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше вовсе не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это безо всякого метода.

Большой вклад в разработку проблемы метода внес Гегель, который считал, что метод — это орудие, стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом познания. Гегель, «угадав в диалектике понятий диалектику вещей», систематически и глубоко разработал диалектический метод, но на идеалистической основе.

Значительное место проблемы методологии занимают в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Соединение материализма и диалектики в единое, целостное учение позволило выяснить, что понятие методологии охватывает не только и не столько познавательную деятельность (и лишь в ее научной форме), хотя здесь методологические проблемы очень важны. Этот новый

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Индивидуально-психологические особенности и социальная успешность

подход к методологии позволил существенно расширить сферу последней, вследствие чего данное понятие стало охватывать всю систему многообразных способов и приемов человеческой деятельности — прежде всего материальной (практики).

Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей был сформулирован представителями русской философии. Это, в частности, идеи о неразрывности метода и истины и недопустимости «пренебрежения методою» у Герцена и Чернышевского; об органической логике и ее методе — диалектике у Вл. Соловьева; о диалектике как «ритме вопросов и ответов», о «ввинчивании философии в действительность» у П. Флоренского; о необходимости «преодоления кошмара формальной логики» и о необходимости освобождения философии «от кошмара математического естествознания» у Н. Бердяева и др. Проблемы научного метода активно разрабатываются в современной западной философии и методологии науки.[2]

Однако различные философские школы и направления в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии формулируют и используют различные философские методы. Общее, что свойственно всем, — теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

Материализм и идеализм выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берётся за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности, во втором – как самопознание, сознания абсолютной идеи, изначально присутствующей во всех вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами онтология во многом определяет гносеологию.

1.1 Диалектический и метафизический методы.

Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях и принципах развития бытия и познания. Одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое её понимание было не всегда.

Зарождение и начало становления диалектики связанно с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийный, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда было разное понимание диалектики. Так, материалист Гераклит в своём учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, т.е. в первую очередь на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Его современники идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижении истины. Здесь идёт речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая, во втором как – идеалистическая. Классический представитель идеалистической диалектики ( равно как и диалектического идеализма) – немецкий философ

Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики, как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс придали ей целостный характер, распространив её принципы не только на мышление, но также на природу и общество. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых — вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики — именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Основные правила организации и проведения внутреннего аудита

Все диалектические принципы по их значимости для решения проблем развития можно подразделить на две группы, первую из которых составляют предпосылочные принципы (т. е. подготавливающие оптимальное включение других принципов в противоречивую сущность предметов, процессов) и вторую группу — конструктивные (здесь в качестве главного выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному).

Диалектика возникла и развивалась на ряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.[3] Её особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо чёрное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «кто не с нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причём чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей.[4] Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который в свою очередь – есть проявление метафизического.


[1] Ясперс к. смысл и назначение истории. – М., 1994.-С.423.

[2] См. например: В. П. Кохановский. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999; Т. Г. Лешкевич. Философия науки: мир эпистемологов. Ростов н/Д, 2000; А. Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М., 1998.

[3] Понятие «метафизика» имеет и другое, незатрагиваемое здесь значение, а именно: философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

[4] Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим, и объяснены на основе их закономерностей, называется их редукционизмом. Виды редукционизма различны: механистический – высшие формы материи сводятся к механической; биологический – социальная форма материи сводится к биологической; психологический – законы развития общества объясняются только психологическими факторами и т. д.

Основные методы научного познания. Разум и вера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru