Готовый реферат:

Образ Маргариты в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

  1. Прототипы Маргариты……………………………………………..6
  2. Образ Маргариты в романе М. Булгакова

«Мастер и Маргарита»………………………………………………….8

  • Мотив любви в образе Маргариты……………………………..8
    • Добро и милосердие Маргариты………………………………11

Заключение…………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………19

Введение

Положительные женские образы в русской литературе, в отличие от мужских, прак­тически лишены какой-либо эволюции и при всём их художественном своеобразии имеют некий общий знаменатель — им свойственны общие черты, соответствующие традиционным представлениям о положительных качествах на­ционального характера русской женщины.

Это основополагающее свойство всей нашей культуры, в которой женский характер рассмат­ривается по преимуществу как идеальный, в да­лёкой от совершенства реальности.

В этой системе разговор о героине романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает важное место.

По художественной выразительности образ булгаковской Маргариты равен лучшим женским образам предыдущего столетия, хотя на первый  взгляд может показаться, что он вроде бы разрушает сложившуюся в XIX веке стройную концепцию идеального женского характера. Именно то, что Маргарита не вмещается в эту концепцию, представляется обстоятельством замечатель­ным и опять-таки требующим особого, метафи­зического или даже мистического осмысления, иначе восприятие этого образа упрощается до трафаретно назидательного, что неизбежно приводит к неполному и упрощённому восприятию всего романа.

Более того, к сожалению, приходится констатировать, что в сознании современников откровение Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир» — звучит всё-таки как штамп: в современной действительности тип поведения и характер, подобный Соне Мармеладовой, раскрывающие смысл приведённых выше слов, абсолютно невозможны. Поэтому: «Сонечка! Вечная Сонечка пока мир стоит…» — но в мире, который  рушится и в котором люди, забыв Бога, предались власти дьявола, «хозяйкой на балу у сатаны» непременно должна быть Маргарита… Потому что только истинная красота, перед которой дьявол бессилен, может спасти мир. Если  его ещё можно спасти.

«Мастер и Маргарита» — итоговое произведение Булгакова по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирую­щее представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и нравственном мире человека. В переплетении и взаимодействии нескольких философски значимых тем — тру­сости, бессмертия, покоя, света и тьмы, любви и милосердия,  проявленных сквозь образы главных действующих лиц, — и раскрывается глубин­ный философский план романа.

Одним из таких образов является образ булгаковская Маргариты.

Булгаковская Маргарита — символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке. «Довольно: — говорит он Маргарите, — Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому вопросу, будь спокойна. Я знаю, что оба мы жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе… Ну, что же, вместе и понесем ее».Духовная близость Маргариты с Мастером настолько сильна, что Мастер не в состоянии забыть свою возлюбленную ни на минуту.

В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам.
С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой — ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Трудно найти в мировой литературе другое подобное смешение стилей.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Управление конфликтом как функция руководства

Откуда это? Наверное, от соседства традиции и фарса, высокого и комического, что являет собой человеческая история на всех стадиях своего развития.

Сложная система сближений и отталкиваний, сопоставлений и противопоставлений образов дает возможность ощутить все богатство художественного смысла в множественности обликов и поступков героев.

Цель работы – раскрыть образ Маргариты.

Задачи, решаемые в ходе исследования:

— выяснить, кто являлся прототипом Маргариты;

— определить, как Булгаков показал противоречивость образа Маргариты;

— показать, как  раскрывается мотив любви и милосердия в образе Маргариты.

  1. Прототипы Маргариты

Главным прототипом Маргариты послужила тре­тья жена писателя Е. С. Булгакова. Через нее Маргарита оказывается связана с героиней пьесы начала 30-х годов «Адам и Ева» — Евой Войкевич. Е. С. Булгакова записала в своем дневнике 28 февраля 1938 г.: «М.А. читал первый акт своей пьесы «Адам и Ева», написанной в 1931-м году… В ней наш треугольник — М. А., Е. А. (второй муж Е. С. Булгаковой военачальник Б. А. Шиловский, я». Здесь Булгаков послужил про­тотипом академика Александра Ипполитовича Ефросимова, а Шиловский — мужа Евы инженера Адама Николаевича Красовского. Вероятно, поэтому и муж Маргариты сделан в романе инженером.

В литературном плане Маргарита восходит к Маргарите «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте. Некоторые детали образа Маргариты можно также найти в романе Эмилия Миндлина «Возвращение доктора Фауста» (1923). Например, золотая подко­ва, которую дарит Маргарите Воланд, очевидно, связана, с названием трактира «Золотая подкова» в этом произведении (здесь Фа­уст впервые встречает Маргариту). Одна из иллюстраций к «Возвращению докто­ра Фауста» также нашла свое отражение в булгаковском романе. В сохранившем­ся в архиве писателя экземпляре альма­наха «Возрождение» с миндлинским романом между страницами 176 и 177 по­мещен офорт И. И. Нивинского «В мастерской художника», на ко­тором изображена полуобнаженная на­турщица перед зеркалом, причем на ле­вой руке у нее накинут черный плащ со светлым подбоем, в правой руке — черные чулки и черные остроносые туфли на каб­луке, волосы же — короткие и черные. Такой видит себя Маргарита в зеркале, когда на­тирается волшебным кремом Азазелло[1].

Булгаков подчеркивает также связь Маргариты с французскими королевами, носив­шими имя Маргарита. В подготовитель­ных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из статей Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, посвящен­ных Маргарите Наваррской (1492-1549) и Маргарите Валуа (1553-1615). Свадьба последней с королем Наваррским Ген­рихом — будущим французским коро­лем Генрихом IV (1553-1610), как отме­чалось в словарной статье, «отпраздно­ванная с большой пышностью, закончи­лась Варфоломеевской ночью или па­рижской кровавой свадьбой» 24 августа 1572 г. Узнавший Маргариту по дороге на Вели­кий бал у сатаны толстяк называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — это упомянутый в статье парижский издатель переписки Маргариты Валуа, вышедшей в середине XIX в., но Булга­ков сделал его, как и безымянного тол­стяка, участником Варфоломеевской ночи. Однако, поскольку жена Генриха IV не оставила потомства, в образе Маргариты была контаминирована также Маргари­та Наваррская, имевшая детей и создав­шая знаменитый сборник новелл «Гептамерон» (1559). Обе исторические Мар­гариты покровительствовали писателям и поэтам. Булгаковская Маргарита любит гени­ального писателя — Мастера (в ранних редакциях также названного Поэтом). Она — символ той вечной женственно­сти, о которой поет мистический хор в финале гетевского «Фауста»:

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Оздоровительная физическая культура при заболевании Виллебранда

[1] Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. – М.: Локид; Миф, 2000. – С.264.

Образ Маргариты в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Образ Маргариты в романе Булгакова Мастер и Маргарита: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru