Готовый реферат:

Музыкальные образы в балете Чайковского Спящая красавица

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Творчество П. И. Чайковского…………………………………………4
  2. Музыкальные образы в балете П. И. Чайковского……………………8

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………….14

Введение

Чайковский… Трудно представить себе столь гром­кую и столь заслуженную славу! Немногим художни­кам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

К 80-м годам — он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превраща­ются в триумф русской музыки, а музыкальные га­зеты и журналы различных стран полны восторжен­ных отзывов и трезвых оценок его искусства.

Значительна роль Чайковского в сложении русского реалистического стиля в области балета. Именно создание балета «Спящая красавица» явилось поворотом к воспеванию гармонии и мира вопреки всему недоброму, мрачному.

Объект работы – балет П. И. Чайковского «Спящая красавица», предмет – музыкальные образы в балете.

Цель работы – охарактеризовать музыкальные образы в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица».

Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

— познакомиться с творчеством П. И. Чайковского;

 — дать характеристику музыкальным образам балета «Спящая красавица».

1. Творчество П. И. Чайковского

Творчество Петра Ильича Чайковско­го — яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубеж­ного музыкального искусства. На образном и идейном уровне его со­чинения развивают традиции евро­пейского романтизма. Стремление же композитора к отточенным и гармоничным формам свидетельст­вует о глубинной близости его музы­ки к наследию венских классиков.

П. И. Чайковский родился в горо­де Воткинск (ныне Пермская об­ласть) в семье горного инженера. В 1859 г. он получил диплом Учили­ща правоведения в Петербурге и за­тем некоторое время служил в Мини­стерстве юстиции. Одновременно с работой в министерстве Чайков­ский начал серьёзно заниматься музыкой, а в 1865 г. окончил Петер­бургскую консерваторию по классу композиции у А. Г. Рубинштейна. В 1866—1878 гг. он был профессо­ром Московской консерватории и воспитал немало прекрасных музы­кантов, в частности С. И. Танеева. П. И. Чайковский обращался почти ко всем музыкальным жанрам и фор­мам. В области симфонической му­зыки он разрабатывал программную симфоническую поэму (композитор называл её «фантазия» или «увер­тюра-фантазия») и «классическую» четырёхчастную симфонию. В каче­стве программ Чайковский использовал литературные сюжеты. Он обра­щался к наиболее популярным у ев­ропейских романтиков авторам: Шекспиру (увертюры- фантазии «Ро­мео и Джульетта», 1869 г., и «Гамлет», 1888 г.; фантазия «Буря», 1873 г,), Данте (фантазия «Франческа да Римини», 1876 г.), Байрону (программ­ная симфония «Манфред», 1885 г.)[1]. В музыке увертюр-фантазий точно угадывается сюжет литературного источника, но эти сочинения нель­зя назвать иллюстрациями к тексту. В каждом представлен лаконичный и эмоционально насыщенный музы­кальный образ известного произве­дения, но создан он с позиций чело­века второй половины XIX в. В таких музыкальных «портретах» видны и личное отношение автора к тексту, и национальная природа его дарова­ния (многие темы построены на ха­рактерной только для русской музы­ки системе интонаций).

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Встреча с кометой Галлея

В творческом наследии компо­зитора — шесть симфоний (не счи­тая программной симфонии «Манфред»). В первых трёх (1866, 1872, 1875 гг.) чувствуется влияние «Могу­чей кучки» (стремление к эпической масштабности, цитирование народных песен). Четвёртая (1877 г.), Пя­тая (1888 г.) и Шестая (1893 г.) сим­фонии представляют собой дина­мичное трагическое повествование, в котором безукоризненная чёткость форм сочетается с эмоциональной глубиной. Во второй (лирической) части этих произведений в полной мере проявилась уникальная спо­собность Чайковского писать в ма­жорных тональностях темы, испол­ненные трагизма (до него такая особенность была свойственна лишь музыке Моцарта). Самое драматич­ное место Четвёртой симфонии — финал, где образ искусственного, «надрывного» веселья автор мастерски создаёт через обработку народ­ной песни «Во поле березонька стояла». В Пятой симфонии трагической кульминацией становится кода фи­нала — торжественный мажорный март, а в Шестой, посвящённой раз­мышлениям о смерти (в первой ча­сти цитируется церковное погре­бальное песнопение «Со святыми упокой»), образ торжествующего зла олицетворяет энергичное, стреми­тельное скерцо (третья часть).

Чайковский стал первооткрыва­телем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения — Первый фортепианный концерт (1875 г.), концерт для скрипки (1878г.) и Ва­риации на тему рококо (1876 г.) — масштабная пьеса для виолончели  с оркестром, которая воспринима­ется исполнителями как концерт. Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутрен­него благородства. Солирующий ин­струмент и оркестр выступают как два равноправных начала, дополня­ющие друг друга (это сближает стиль концертов с симфониями); обязательная для жанра виртуоз­ность сольной партии — не само­цель, а выразительная краска в со­здании образа.

Одно из центральных мест в творчестве композитора принадле­жит опере. Поиск собственного пу­ти в оперной музыке был для Чай­ковского сложен и мучителен. Так, партитуру второй оперы «Ундина» (1869 г.) он уничтожил, а комиче­ское произведение «Кузнец Вакула» (1874 г.) долго и тщательно переде­лывал и во второй редакции даже дал ему другое название — «Черевички» (1885 г.). Всего Чайковский создал десять опер, две из кото­рых — «Евгений Онегин» (1878 г.) и «Пиковая дама» (1890 г.) считаются лучшими образцами лирико-психологической музыкальной драмы в русской музыке.

П. И. Чайковский изменил отно­шение к музыкальному содержанию балета. Уровень балетной музыки в XIX в. был невысоким. От компози­тора требовалось лишь сочинить красивые мелодии — всё внимание публики было сосредоточено на виртуозности танцовщиков. Несмот­ря на сказочные сюжеты и традици­онно благополучные развязки бале­тов Чайковского — «Лебединого озера» (1876 г.), «Спящей красавицы» (1889 г.) и «Щелкунчика» (1892 г.), в музыке немало подлинного трагиз­ма. В драматургии спектаклей она иг­рает столь же важную роль, как и хо­реография. В развитии музыкальных тем композитор нередко использует приёмы, которые применял в сим­фониях[2].

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (на­писано более ста). Романсы компо­зитора — маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет по­вествовательного сюжета, слушатель может наблюдать, как от начала к концу произведения меняется ду­шевное состояние героя. Один ро­манс Чайковского по глубине и мас­штабности содержания может быть равен целому вокальному циклу ев­ропейских романтиков. И сейчас романсы «День ли царит», «Благосло­вляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и многие другие входят в репертуар известных опер­ных певцов.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Отчет по производственной практике (психодиагностика)

Чайковский — первый русский композитор, получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли (он выступал и как дирижёр) прохо­дили в странах Европы, а в 1891 г, — в США. В Гамбурге под управлением выдающегося дирижёра Густава Ма­лера была поставлена опера «Ев­гений Онегин». Незадолго до смер­ти П. И. Чайковский был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892 г.) и почетным доктором Кем­бриджского университета в Велико­британии (1893 г.).

2. Музыкальные образы в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица»

Как и для «Лебединого озера», музыка к новому балету «Спящая красавица» писалась на заказ, для дирекции императорских театров, но разница с 1875 годом была огромна. Окруженный ореолом славы, композитор более не был, по крайней мере в Петербурге, бедным просителем. Инициатором создания балета (а заодно и автором акварельных эскизов к костюмам действующих лиц, к чему имел особенную склонность) был сам директор театров И. А. Всеволожский, человек вполне светский, прекрасно умевший оценить обстановку и господствующее направление ветра.


[1] Никитина Л. Д. История русской музыки. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 109.

[2]Никитина Л. Д. История русской музыки. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 112.

Музыкальные образы в балете Чайковского Спящая красавица

Музыкальные образы в балете Чайковского Спящая красавица: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru