Готовый реферат:

Мастерство художественной детали в рассказах Чехова

Содержание

Введение……………………………………………………………….2

Глава 1. Биография А.П. Чехова……………………………….…4

Глава 2. Творчество А.П. Чехова……………………………….…7

2.1 Рассказы «Смерть чиновника» и «Мелюзга»………………………….…..8

2.2 Рассказ «Тоска»……………………………………………………………..10

2.3 Рассказ «Свирель»…………………………………………………………..11

2.4 Рассказ «Палата №6»………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………16

Введение.

«Рождение таланта это либо математическое сочетание…либо ошибка природы. В том и в другом случае оно падает на этот крошечный домик, откуда в миллионах и сотнях миллионов иных случаев должен был выйти азиатский скипер, или конторщик, или певчий, или торговец мороженым – миллионы нечеховых, нетолстых, неталантов. Такие памятники, как домик Чехова, разоблачают эту капризную игру природы, и, прикасаясь к ним, испытываешь изумление, как при разоблачении фокуса: как же мог я не замечать, не видеть, что всё это — так просто![1]»

Я выбрала эту тему потому, что она позволяет наиболее обширно познакомиться с творчеством Антона Павловича Чехова, даёт возможность воображению раскрыть все тайны и недомолвки его произведений, учит «читать между строк». Также мне представляется весьма интересной и неоднозначной эпоха XIX —  начала XX веков, она словно некий переломный отрезок в котором обнажаются сокровеннейшие особенности русской культуры, самобытные черты мировоззрения и мироощущения русского человека. Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Идеи революционного народничества и противостоящие им либеральные теории, еще недавно безраздельно царившие в умах семидесятников, теряли живую душу, застывали, превращались в схемы и догмы, лишенные окрыляющего внутреннего содержания.

В своей работе я постараюсь рассказать не о Чехове – писателе, а о Чехове – художнике. Удивительном мастере деталей, которому подвластно всё: и умение выражать в неприметных штрихах, глубочайшие человеческие переживания, и способности в словах изобразить безумство красок русской природы, в нескольких фразах раскрыть скрытые общественные и политические процессы и их отражение в жизни людей. Чехов – незаурядный философ, он способен в трогательных деталях ставить перед читателем фундаментальные проблемы человеческого бытия, его произведения пропитаны психологизмом, они разнообразны и понятны любому читателю. Каждый из нас воспринимает их по-своему – они не имеют однобокого толкования, так как в них заколдована целая система символов. В этом и заключатся феноменальность великих писателей – классиков, мы можем читать их в юности и интерпретировать совершенно иначе, нежели в более сознательном возрасте.

«Над рассказами можно плакать и стенать, можно страдать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление»,- говорил Чехов о своей писательской манере. «Когда я пишу,- замечал он,- я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Но один из критиков начала XX века справедливо писал, что чеховская недоговоренность и сдержанность действуют на читателя сильнее громких слов: «И когда он о чем-либо стыдливо молчал, то молчал так глубоко, содержательно, что как бы выразительно говорил». В отказе от прямого авторского высказывания, в нежелании сковывать свободу читательского восприятия проявлялась вера Чехова в могучую силу искусства. Он добивался облагораживающего влияния на читателя самого художественного слова, без всякого посредничества.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Опека и попечительство. Патронаж

Для своей работы я отобрала четыре рассказа Чехова, в которых, на мой взгляд,  наиболее ярко по средствам деталей, отражены важнейшие вопросы человечества. Это рассказы о маленьком человеке, о смерти и одиночестве, о смене времён и нравов, об экзистенцианолизме и хаосообразности мира.

Глава 1. Биография А.П. Чехова

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Первый Чехов, поселившийся в этих краях, был выходцем из северных русских губерний. В старину среди мастеров литейного, пушечного и колокольного дела выделялись крестьянские умельцы Чоховы, фамилия которых попала в русские летописи. Не исключено, что род Чеховых вырастал из этого корня, так как в их семье нередко употребляли такое произношение фамилии — Чоховы. К тому же это была художественно одаренная семья. Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой — матери. Смыслом жизни их отца и деда было неистребимое крестьянское стремление к свободе. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело.

         Отец Чехова и в купеческом звании сохранял народные ухватки и характерные черты крестьянской психологии.  Брат Чехова Михаил Павлович замечал, что семья Павла Егоровича была «обычной патриархальной семьей, каких много было… в провинции, но семьей, стремившейся к просвещению и сознававшей значение духовной культуры». всех детей Павел Егорович определил в гимназию и даже пытался дать им домашнее образование.[2]       

Сам Павел Егорович был личностью незаурядной и талантливой: он увлекался пением, рисовал, играл на скрипке. «Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучал к этому детей. Кроме того, вместе с сыном Николаем он разыгрывал дуэты на скрипке, причем маленькая сестра Маша аккомпанировала на фортепиано». С детства учился играть на скрипке, а также пел в церковном хоре, организованном Павлом Егоровичем, и Антон.

         Павел Егорович придерживался домостроевской системы воспитания, строго соблюдал обряд. Чехова очень угнетало многочасовое стояние за прилавком торгового заведения отца с экзотической вывеской: «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». Грустные воспоминания остались и от строгого формализма отца, сдобренного, как было принято в купеческих семьях, довольно частыми физическими наказаниями. «[3] И все же не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок — не было бы и его изумительных рассказов «Художество», «Святой ночью», «Студент» и «Архиерей» с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, «раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов».

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Обеспечение жизнедеятельности человека

         Запомнились Чехову далекие летние поездки в приазовскую степь, в гости к бабушке и деду, который служил управляющим в усадьбе Княжой, принадлежавшей богатому помещику. Здесь Чехов слушал русские и украинские народные песни, проникался поэзией вольной степной природы. «Донскую степь я люблю, и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую бабочку»,- писал он. Да и в Таганроге было немало простора для ребяческих игр и развлечений. «Несмотря на сравнительную строгость семейного режима и даже на обычные тогда телесные наказания, мы, мальчики, вне сферы своих прямых обязанностей, пользовались довольно большой свободой, — вспоминал Михаил Павлович. — Прежде всего, сколько помню, мы уходили из дому не спрашиваясь; мы должны были только не опаздывать к обеду и вообще к этапам домашней жизни, и что касается обязанностей, то все мы были к ним очень чутки».

         Поступив в гимназию, Чехов вскоре стал завзятым театралом. Наделенный от природы артистическими способностями, Чехов вместе с братьями часто устраивал домашние спектакли.[4] Вскоре друзья-гимназисты организовали настоящий любительский театр, на сцене которого ставились пьесы, сочиненные Антоном, а также «Ревизор» Гоголя и даже «Лес» Островского, где Антон мастерски исполнил роль провинциального трагика Несчастливцева.

         «Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталами, о которых так мечтал глава семьи. Однако они наделили их подлинным богатством — щедро одарили талантом,- писал биограф Антона Павловича Чехова Г. Бердников.- Старший брат Александр стал профессиональным литератором, поражая всех своей энциклопедической образованностью. К великому сожалению, он не сумел в полной мере проявить свое дарование, безалаберной жизнью загубил свой талант. Еще в большей степени это относится к Николаю — ярко одаренному художнику, но совершенно бесхарактерному человеку.

         Антон Павлович Чехов сумел достойно распорядиться своим талантом и стал известным всему миру русским писателем. Для этого была нужна постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому Чехов предавался всю жизнь.

Глава 2.  Творчество А.П. Чехова

В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая, по его словам, более походила на исправительный батальон. Но из среды учителей Чехов выделял Ф. П. Покровского, преподавателя Священной истории, который на уроках с любовью говорил о Шекспире, Гете, Пушкине, но особенно о Щедрине, которого он почитал. Заметив в Чехове юмористический талант, Покровский дал ему шутливое прозвище «Чехонте», которое стало вскоре псевдонимом начинающего писателя.


[1] « В домике Антона Павловича Чехова,-записал  в дневнике летом 1945г. К.Федин.

[2] «Приходила француженка, мадам Шопэ, учившая нас языкам,- вспоминал Михаил Павлович.- Отец и мать придавали особенное значение языкам, и когда я только еще стал себя сознавать, мои старшие два брата, Коля и Саша, уже свободно болтали по-французски. Позднее являлся учитель музыки…»

[3] Я получил в детстве,- писал Чехов в 1892 году,- религиозное образование и такое же воспитание — с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели трио «Да исправится» или же «Архангельский глас», на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками».

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Сравнительная характиристика американско-японской системы управления

[4] «..Переодевшись зубным врачом, он раскладывал на столе молотки и клещи, в комнату со слезливым стоном входил старший брат Александр с перевязанной щекой. Между врачом и пациентом возникал уморительный импровизированный диалог, прерываемый здоровым хохотом домашних-зрителей. Наконец Антон совал в рот Александру щипцы и под дикий рев его с торжеством вытаскивал зуб — огромную пробку. А однажды Чехов переоделся нищим, подошел к дому дядюшки Митрофана Егоровича, который не узнал его и подал милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой как первым в жизни гонораром.»

Мастерство художественной детали в рассказах Чехова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика