Готовая дипломная:
Логопедическая работа по подготовке младших учащихся средней общеобразовательной школы к выполнению творческих письменных работ (1 глава)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы изучения подготовки младших учащихся средней образовательной школы к выполнению творческих письменных заданий

1.1.Основные подходы к подготовке младших учащихся средней образовательной школы к выполнению творческих письменных заданий в научно-методической литературе…………………………………………………

1.2. Психолого-педагогические и речевые предпосылки овладения младшими учащимися средней образовательной школы выполнением творческих письменных заданий……………………………………………………………..

Глава 2. Экспериментальное изучение навыков выполнения творческих письменных заданий у учащихся 3-4 классов средней образовательной школы

2.1. Организация и методики исследования……………………………………..

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………..

Глава 3. Система логопедической работы по подготовке младших учащихся средней образовательной школы к выполнению творческих письменных заданий

3.1.Направления, содержание и методы логопедической работы по подготовке младших учащихся средней образовательной школы к выполнению творческих письменных заданий……………………………….

3.2. Анализ результатов экспериментального обучения……………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………..

Введение

Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что  на современном этапе существует острая практическая необходимость обосновать методику формирования родовидовых понятий у детей дошкольного возраста с ОНР в рамках работы над словарем. Перед современным логопедом стоит задача – создать условия для полноценного формирования родовидовых понятий. Своевременное формирование родовидовых понятий  у детей с ОНР является важнейшим условием полноценного развития словаря дошкольников. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Формирование родовидовых понятий у детей с ОНР».

Формирование родовидовых понятий у ребенка с общим недоразвитием речи – это область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей в области логопедии и дефектологии, как А.Н. Кэдзен, М. А. Кольцоваи др.  Интерес к формированию родовидовых понятий  понятен, ибо чудо постижения малышом системных связей языка – наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности.

 Более глубоко проблема развития грамматического строя речи в словарной работе  с детьми с ОНР стала изучаться в 50-е годы, после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». А.Н. Гвоздевым был очерчен круг проблем, представляющих трудность для усвоения дошкольниками с ОНР: спряжения глаголов, ряда падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др.

Многие педагоги и психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) считают, что начало развития лексико-грамматического строя  речи у детей в норме может проявляться с 3-х лет, но обычно это происходит в конце 4-го года жизни. Параллельно велись аналогичные исследования психологами – Д.Б. Элькониным, Д.Н. Богоявленским, Д. А. Сохиным, н.П. Серебренниковой, М.И. Поповой, А.В. Захаровой и др.

Основной результат их исследований – выявление существенных звеньев механизма овладения словарем: развитие понимания грамматических форм через выяснение реальных отношений, лежащих в основе грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос в реальную жизнь. Все эти исследования позволили по-новому сформулировать задачи словарной  работы с детьми и выдвинуть на передний план развивающую функцию словарной работы в ДОУ.  

Особенности развития лексики у детей с об­щим недоразвитием речи проявляются в огра­ниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических по­лей, трудностях актуализации словаря.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Искусство ведения спора

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, В. А., Н. С. Жуко­вой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР  уровня отмечается ограниченный словарный запас.

По мнению Филичевой Т.Б.,  харак­терным признаком для этой группы детей являют­ся значительные индивидуальные различия, кото­рые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизарт­рии, дизартрия, задержка речевого развития и др.). Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР уровня является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного сло­варя [Филичева, 1999].

Дошкольники с ОНР понимают значение мно­гих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже шестилетнего возра­ста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (неза­будка, фиалка, ирис, астра), диких животных (ка­бан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и ча­стей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манже­та, фара, кузов) и др.

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер. Особенно большие различия между детьми с нор­мальным и нарушенным речевым развитием наблю­даются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормаль­но развивающихся сверстников.

В процессе словоизменения у детей с ОНР недоста­точно функционируют процессы «генерализации», т. е. выявление правил и закономерностей морфоло­гической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи.

Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асиммет­рия, т. е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У дошкольников с  ОНР наблюдается большое ко­личество смешений морфем, т. е. морфемных парафа­зии, не только семантически близких, но и семанти­чески далеких, не входящих в парадигму морфем од­ного и того же значения.

Среди форм словоизменения у дошкольников  с ОНР шестилетнего возраста наибольшие затрудне­ния вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существи­тельных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с су­ществительным в роде, числе и надеже.

Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики слова. Формирование разных сторон языка (лексики и грамматики) протекает неравномерно и в определенной  степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона.

Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже извест­ных слов, узнают новые слова.

Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить самостоятельные занятия по срав­нению предметов. Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Психология рекламы в прессе

Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. На основе рассматривания, обследова­ния, сравнения и обобщения предметов у детей постепен­но формируется понятийный характер слов.

Ведущей задачей логопедической работы над словарем в старшем дошколь­ном возрасте является активизация словаря, выработка на­выков осознанного и уместного использования слов в соот­ветствии с контекстом высказывания, формирование  родовидовых понятий.

Исходя из актуальности и недостаточной разработанности данной темы наше исследование обращено к решению проблемы выбора эффективных условий и средств формирования родовидовых понятий у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе логопедической работы.

Цель – описать и апробировать на практике систему коррекционной работы по формированию родовидовых понятий у дошкольников с ОНР.

Объект – лексико-грамматический строй у детей дошкольного возраста  с ОНР.

         Предмет –  процесс формирования родовидовых понятий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить  специальную психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности формирования и развития родовидовых понятий у детей дошкольного возраста с ОНР.  

3. Описать и апробировать на практике систему коррекционной работы по формированию родовидовых понятий у     детей дошкольного возраста с ОНР.

4. Изучить динамику развития родовидовых понятий у детей с ОНР.

Гипотеза: процесс формирования родовидовых понятий детей дошкольного возраста с  ОНР будет осуществлен успешно при следующих условиях:

— коррекционную работу строить на основе индивидуально-дифференцированного подхода;

 — при комплексном взаимодействии специалистов и родителей.

         Методологической базой исследования стали труды

База исследования: ДОУ №  352 г. Волгограда.

 Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, иллюстрированная графиками (1) таблицами (18) в списке литературы представлен перечень учебно-методических источников по проблеме исследования. 

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней обобщены теоретические положения по формированию родовидовых понятий у детей дошкольного возраста  с ОНР уровня, разработана система логопедической  работы по формированию родовидовых понятий у дошкольников с ОНР, которая может использоваться в практике работы логопедов специального детского сада.

Глава 1. Теоретические основы изучения подготовки младших учащихся средней образовательной школы к выполнению творческих письменных заданий

1.1.Основные подходы к подготовке младших учащихся средней образовательной школы к выполнению творческих письменных заданий в научно-методической литературе

         Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных  формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.

Логопедическая работа по подготовке младших учащихся средней общеобразовательной школы к выполнению творческих письменных работ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика