Готовая контрольная:

Лидерство

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..2
1. Лидер и лидерство: основные понятия…………………………………………………………………4
2. Качества эффективного лидерства и его заменители……………………………………………5
3. Концепции лидерства……………………………………………………………………………………….8
4. Теории руководства………………………………………………………………………………………..10
5. Стили руководства………………………………………………………………………………………….12
6. Руководство поведением организации и лидерство……………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………………………………..20

                                                                    Введение

 

Лидерство — способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора.

Классические администраторы обычно выступают в пассивной роли, организуя работу по достижению целей, поставленных, как правило, другими, направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четких регламентов, стараются не выходить за их рамки, стремятся к определенному порядку и дисциплине

В противоположность   этому  лидеры   выполняют  функции,   ожидаемые коллективом. В отличие от администратора, они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются по отношению к лидеру не  подчиненными, а последователями.

Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, — на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

В наше время руководить – это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством

1. Лидер и лидерство: основные понятия

Лидер представляет собой лицо, наделенное властными полно­мочиями в структуре неформальных взаимоотношений. Нефор­мальные группы образуются в результате нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регуляр­ные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаи­модействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному пла­ну. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности[1]:

  • в социальной принадлежности — эта потребность в принад­лежности к какой-либо социальной общности является одной из са­мых сильных и наиболее типичных потребностей человека, ее неудов­летворенность порождает сильные негативные эмоции, и, наобо­рот, — удовлетворение ведет к чувству социального и личностного
    комфорта;
  • в общении — помимо того, что она сама по себе является одной
    из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через
    групповые контакты, эта потребность ведет к повышению меры ин­формированности, а через это — расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром;
  • в защите — степень защищенности человека, включенного в
    группу, выше индивидуальной защищенности, и осознание этого
    факта также выступает причиной объединения людей в группы;
  • в поддержке — люди вынуждены объединяться в группы и для
    того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограничен­ность индивидуальных возможностей, осознание этой ограниченно­сти и необходимости ее преодоления порождает сильную потреб­ность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.
Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Перемещение товаров физическими лицами

С учетом современных представлений понятие лидерства в обоб­щенном виде трактуется как способность мобилизовать потенциаль­ные психологические потребности последователей (подчиненных) и опереться на них в момент острого соперничества или конфликта. В этом смысле лидерство — это отношения, возникающие в ходе вза­имного стимулирования и поддержки, благодаря чему побуждения людей превращаются в их участие, дающее конкретные результаты1.

Вся групповая динамика неформальных организаций обусловле­на закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. И формальные, и неформальные группы должны быть по необходи­мости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой орга­низации является выделение среди членов группы человека, на ко­торого возлагаются функции по ее координации. В неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию.

2. Качества эффективного лидерства и его заменители

Лидерство связывается с проявлением[2]:

1) особых мотивационных установок:

  • проактивная ориентация — лидеры характеризуются большой жизненной энергией и проявлением активности, так как для них важны действия и результаты, то они скорее инициируют действия, чем отвечают на действия других, они выдвигают программы действий и принимают на себя ответственность за их реализацию;
  • ориентация на достижение успеха — лидеры стремятся к дос­тижению успеха и способны воодушевлять других к достижению более высоких и качественных результатов, устанавли­вая высокие стандарты деятельности для себя и других;

2) навыков межличностного общения:

  • ориентация на развитие — лидеры рассматривают деятель­ность в развитии, они сами стремятся к постоянному разви­тию и способствуют развитию своих последователей, обучая их и поручая им более сложные задания;
  • управление взаимодействиями — лидеры могут формировать сплоченные команды, объединенные общим видением про­блемы, интегрируют усилия последователей для достижения поставленной цели и заряжают их своей энергией;
  • поиск на основе межличностного общения — лидерство основа­но на создании и поддержании благоприятного социаль­но-психологического климата в коллективе последователей, способствующего развитию самостоятельности и инициати­вы последователей;

3)представительских навыков:

  • уверенность в себе — лидеры обладают хорошими познава­тельными навыками, перерабатывают разнообразную инфор­мацию по роду своей деятельности и вырабатывают видение будущего, что позволяет им быть уверенными в правильно­сти выбранного направления и в успешности реализации принятых планов;
  • навыки презентации — лидеры способны улавливать и выра­жать общее мнение своих последователей по значительным вопросам, представляя при этом собственные взгляды, как и точку зрения других, ясно, коротко и простым языком, про­являя себя хорошими ораторами;

[1] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М.,  2005. -С. 496-497.

[2] Зуб А. Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. — М., 2003. — С. 31—32;

Лидерство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru