Готовый реферат:

Культура Киевской Руси (Двоеверие)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Культура языческой Руси ………………………………………………4

2. Принятие христианства…………………………………………………9

3. Культура Киевской Руси. Двоеверие…………………………………12

Заключение ……………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………….22

Введение

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые указывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединялось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Христианство, внедрявшееся зачастую насильственно в народную среду, трансформировалось под воздействием местных традиционных культов, приспосабливалась к народному языческому сознанию. Даже в княжеско-боярской среде пережитки язычества сохранялись на протяжении XI – XIII вв.

Объект работы – культура Древней Руси, предмет работы – проявление двоеверия в развитии культуры Древней Руси после принятия христианства.

Цель работы – охарактеризовать развитие древнерусской культуры после принятия христианства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 — дать характеристику языческой культуре Руси;

 — рассмотреть процесс принятия христианства на Руси;

 — выяснить, как проявилось язычество и христианство в дальнейшем развитии культуры Древней Руси.

1. Культура языческой Руси

Еще до образования Киевского государства славяне имели значительную историю и заметные достижения как в матери­альной, так и в духовной культуре.

Центральное место в культуре этого периода занимало язычество, возникшее у славян в глубокой древности, в первобыт­ном обществе, задолго до появления древнерусского государст­ва. Как и в других древних культурах, в славяно-русском языче­стве большое значение имели самые ранние формы религии — магия, фетишизм и, особенно, тотемизм. Наиболее почитае­мыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух,  а среди животных — конь, медведь.

Письменные источники и многие косвенные свидетельства позволяют нам утверждать, что язычество древних славян было по сути дела культом природы. Поэтому быт и искусство наших предков отражали одновременно любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира, но и страх перед ней, что выража­лось в противопоставлении природе человека как родового су­щества, выраженного в языческой, су­губо магической, системе верований.

Языческие верования славян не представляли собой какой-то завершенной системы. Современные исследования позволя­ют вычленить несколько этапов развития язычества, которые  долгов время сосуществовали друг с другом, некоторые из этих верований дошли практически до наших дней[1].

На первом этапе религиозные представления древних сла­вян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населенной множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклоня­лись матери-земле, символом которой были узоры, изобра­жающие большой квадрат, поделенный на четыре малых квад­рата с точками в центре — знак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленны­ми божествами — русалками, водяными, в честь которых уст­раивались специальные праздники — русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси. Почитались леса и рощи как жилища богов.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Представители школы Анналов о предмете истории и ее месте в системе наук

В начале I тыс. н. э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня — Сварог, Даждьбог и Хоре, Ветра — Стрибог, домашних животных и богатства — Велес (Волос), бог плодородия — Ярило. Спутницей бога Велеса было женское божество Мокошь — покровительница женщин, богиня плодо­родия и домашнего очага. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в каких-либо литературных произведениях и поэтому не известно четкое распределение ролей между боже­ствами и их иерархия.


   [1] Садохин А. П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С.361.

Культура Киевской Руси (Двоеверие)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика